Конспект урока русского языка в 5-ом классе.
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему

Данный конспект можно использовать на уроке русского языка при изучении темы "Словосочетание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_04.pptx785.54 КБ
Файл russkiy_yazyk_5_klass.docx403.79 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Двенадцатое октября. Классная работа.

Слайд 2

Зд о роваются при встрече, с другом; д а рить улыбку, окружающим; благодарить маму, за помощь; изв и ниться перед воспитателем, за проступок; поздравить сердечно, именинника; похв а лить кадета, за усердие. когда? с кем? что? кому? кого? за что? перед кем? за что? как? кого? кого? за что?

Слайд 3

Третье лишнее. кадетское училище; с кадетом; занимался бы.

Слайд 4

Словосочетание. Язык неистощим в соединении слов. А.С.Пушкин

Слайд 5

Словарная работа. СО - (………..) Со трудничать, СО вместно , СО беседник , СО товарищ -ЧЕТ- (..............) супружеская ЧЕТ а , не ЧЕТ а нам, ЧЕТ ный ͡ ¬ ͡͡ ͡͡͡͡͡͡ ͡ ͡ ᴖ вместе пара

Слайд 6

Мы начали изучать _________ и__________ . Синтаксис – это_____ , который изучает ___. Пунктуация – это__ , который изучает ___ . Смысловая связь между словами в слово-сочетании устанавливается с помощью___ Словосочетание состоит из ___ и __ слова. Не являются словосочетаниями ________ и _____ Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью ________ и ______. синтаксис пунктуацию ? однородные члены пр . предлога

Слайд 7

Словосочетание главное зависимое по смыслу грамматически (?) (предлог, )

Слайд 8

Утро, интересная книга, праз …ник, тихая ночь, (не)справился с заданием, задумат … ся , готовиться к урокам, к… питан справился.

Слайд 9

Утро, интересная книга, праз д ник, тихая ночь, не справился с заданием, задумат ь ся, готовиться к урокам, к а питан справился. праз де н гл. сл.сл. н.ф. какая? с чем? к чему?

Слайд 10

Русский кадеты, физический здоровье, учились училище, выдающийся полководцев, составили гордостью, воспитанник отличало, развиваться всесторонне.

Слайд 11

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ именное глагольное русские кадеты физическое здоровье выдающихся полководцев учились в училище составили гордость воспитанников отличало развиваться всесторонне

Слайд 12

Алгоритм определения вида словосочетания. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ГЛАВНОЕ СЛОВО ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ГЛАГОЛ ИМЕННОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ

Слайд 13

Проверь себя! По горизонтали: 4. Связь слов, устанавливаемая по вопросам. 5. Сочетание слов. 6;7. Способы грамматической связи. По вертикали: 1. Вид связи слов, которая выражается с помощью окончания, предлога и окончания. 2;3. Части словосочетания.

Слайд 14

- Итак, что же было объектом нашего исследования на уроке? -Что такое словосочетание? Что не является словосочетанием? -Что нового узнали о словосочетании? - Получили вы удовлетворение от работы? Рефлексия

Слайд 15

1.Закончить предложения. (карточки) 2.Составить и записать по 5 именных и глагольных словосочетаний, выделив смысловую и граммати-ческую связь в них. Задание на самоподготовку



Предварительный просмотр:

Русский язык 5 класс (Урок 42)

Тема. Словосочетание.

«Язык неистощим                                                                    

                                       

                                       в соединении слов»

                                                                                                                                                                         

                                                 А.С.Пушкин

Цели урока: дать понятие об основных видах словосочетаний: именных и глагольных; совершенствовать навык определения видов словосочетаний по главному слову.

Задачи урока:

  • Обучающие задачи:
  • закрепить полученные сведения о словосочетаниях;
  • совершенствовать навыки определения видов словосочетания по главному слову;
  • продолжить работу по формированию навыков и умений выполнять разбор словосочетаний.
  • Развивающие задачи:
  • формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;
  • развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;
  • развивать навыки исследовательской деятельности.
  • Воспитательные задачи: содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий.

Тип урока: комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний).

Ход урока.

  1. Проверка домашнего задания.
  1. Упражнение 130.
  2. Задание 30.
  1. Актуализация знаний.
  1. Игра третье лишнее.
  1. кадетское училище;
  2. с кадетом;
  3. занимался бы.

- Назовите третье лишнее (кадетское училище)

- Почему «кадетское училище»? (Это словосочетание)

- Кто из вас наблюдательный и сможет после этой игры  назвать тему сегодняшнего урока?

  1. Устный опрос.

Закончите предложения.

Мы начали изучать ... и....

Синтаксис – это……., который изучает …….

Пунктуация – это…….., который изучает ……

Смысловая связь между словами в словосочетании устанавливается с помощью ____________________________

 Словосочетание состоит из ______________ и ____________ слова.

Не являются словосочетаниями_____________________________________

Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с  помощью ________________________________________.

По способу выражения главного слова словосочетания делятся на ______________ и _____________ .

  1. Психологическая подготовка к изучению нового материала.

Слово учителя: к нам на электронную почту пришло письмо, адресованное учащимся 5-го класса. Отправитель, почему-то, пожелал остаться неизвестным. Прослушайте текст письма.

« Дорогие ребята, обращаюсь к вам с огромной просьбой. Дело в том, что я не могу справиться с дополнительным заданием по русскому языку, которое дал мне учитель. Совершенно случайно узнал, что сегодня в вашем расписании есть урок русского языка. Помогите, пожалуйста, справиться с заданием. У меня уже две двойки по русскому языку, и очень не хотелось бы получить третью!!! Надеюсь на вашу помощь. Заранее благодарен!»

Как вы думаете, почему отправитель пожелал остаться неизвестным?

Поможем ученику выполнить задание?

На доску спроецирован текст задания.

Утро, интересная книга, праз…ник, тихая ночь, (не)справился с заданием, задумат…ся, готовиться к урокам, к…питан справился.

Укажите словосочетания. Обозначьте главное и зависимое слово. Чем отличается от слова?

Графически обозначьте выбор вставленных орфограмм.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание. Проверка осуществляется на основе сопоставления выполненного задания и задания, спроецирован-ного на доску (взаимопроверка).

Слово учителя. Вы уже знаете основные отличия словосочетаний от слов и предложений, умеете выполнять разбор словосочетаний. Ваши знания крепки настолько, что вы, владея ими, уже можете оказать помощь другим ученикам. Но изучение темы «словосочетание» на этом не заканчивается. Сегодня мы пополняем наши знания о словосочетании. Задача – выявить, что нового узнали.

Задание. На доске записаны словосочетания.

Русский кадеты, физический здоровье, учились училище, выдающийся полководцев, составили гордостью, воспитанник отличало, образован всесторонне.

- Можно ли составить из данных пар слов словосочетания, не изменяя эти слова? (Нет)

- Что надо сделать, чтобы из этих пар слов были образованы словосочетания? (Изменить окончания в зависимых словах или употребить их с определенны-ми предлогами.)

На доске и в тетрадях записываются словосочетания, составленные из данных пар слов, с выделением окончаний зависимых слов, подчеркиванием предлогов.

Делается вывод: зависимое слово связывается с главным по смыслу и грамматически.

На какие две группы можно распределить данные словосочетания? По какому принципу?

Как вы думаете, как можно назвать эти словосочетания по способу выражения главного слова? (Именные и глагольные)

 

Составление алгоритма определения вида словосочетания.

  1. Тренировочные упражнения.

  1. Упражнение 133 (по рядам, по одному представителю у доски)

Запишите, обозначив орфограмму, определите главное и зависимое слово, обозначьте грамматическую связь в словосочетании.

  1. Словарная работа

Рапорт, салют, издалека, изредка.

Орфоэпическая разминка. (СЛАЙД)

  1. Упражнение 137
  2. Упражнение 136. (САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА)
  3. Прочитайте. Найдите предложения, в которых выражена основная мысль текста. Выпишите словосочетания.
  1. Задание на самоподготовку.

1.Закончить предложения.

2. Составить по пять именных и глагольных словосочетаний, обозначив смысловую и грамматическую связь.

Мы начали изучать _______________ и _______________ .

Синтаксис – это _______________, который изучает ___________________________________________________________ .

Пунктуация – это…….., который изучает ……

Смысловая связь между словами в словосочетании устанавливается с помощью ____________________________

 Словосочетание состоит из ______________ и ____________ слова.

Не являются словосочетаниями_____________________________________

Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с  помощью ________________________________________.

По способу выражения главного слова словосочетания делятся на ______________ и _____________ .

Мы начали изучать _______________ и _______________ .

Синтаксис – это _______________, который изучает ___________________________________________________________ .

Пунктуация – это, который изучает ……

Смысловая связь между словами в словосочетании устанавливается с помощью ____________________________

 Словосочетание состоит из ______________ и ____________ слова.

Не являются словосочетаниями_____________________________________

Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с  помощью ________________________________________.

По способу выражения главного слова словосочетания делятся на ______________ и _____________ .

Мы начали изучать _______________ и _______________ .

Синтаксис – это _______________, который изучает ___________________________________________________________ .

Пунктуация – это, который изучает ……

Смысловая связь между словами в словосочетании устанавливается с помощью ____________________________

 Словосочетание состоит из ______________ и ____________ слова.

Не являются словосочетаниями_____________________________________

Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с  помощью ________________________________________.

По способу выражения главного слова словосочетания делятся на ______________ и _____________ .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 9-м классе при подготовке к написанию сжатого изложения.

Урок строится с применением педтехнологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" в 9 классе при подготовке учащихся к выпускному экзамену, часть С....

Конспект урока русского языка в 6-ом классе по теме "Правописание приставок пре- и при-"

Предлагаю конспект урока в 6-ом классе с мультимедийным приложением "Правописание приставок при- и пре-", построенного по технологии проблемного обучения. Это первый урок по данной теме. На нём учащие...

Конспект урока русского языка "Культура речи" 10 класс.

Урок русского языка в 10 классе. Цель: совершенствование культуры речи. Путем исследования текстов, речевых ситуаций ученики создают перечень признаков хорошей речи. Разные виды работ. В течение всего...

План-конспект урока русского языка в 6-ом классе по теме "Буквы ы-и в корне после приставок".

ЦЕЛЬ урока: 1) познакомить уч-ся с условиями выбора и написания букв Ы и И после приставок;  учить находить данную орфограмму в словах и правильно писать буквы Ы и И после приставок; уметь ...

конспект урока русского языка в 5-ом классе по теме "Алфавит"

Урок-практикум русского языка в 5 классе по теме «Алфавит». Это интегрированный урок русского языка и родной литературы. Структура урока: организационный момент, целеполагание, формирование новых поня...

Конспект урока русского языка в 10-11 классе. Тема: «Русский язык в России и за ее пределами»

Конспект урока русского языка, посвященный Дню славянской письменности и культуры....

Конспект урока русского языка в 7-м классе по теме: "Правописание причастий (обобщение)". 7-й класс .

Цель:обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы;развитие орфографической и пунктуационной зоркости учеников;развитие логического мышления и аналитических н...