Конспект урока "Правописание приставок пре-, при-"
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) на тему

Жадаева Ирина Алексеевна

Конспект  урока для 6 класса  составлен на основе учебника под  редакцией М.М. Разумовской в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_pristavok_pre_i_pri.docx34.92 КБ
Файл pravopisanie_pristavok_pre_i_pri.pptx255.33 КБ

Предварительный просмотр:

                                                              Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

                                                               

                                                                             

 Тема:  Правописание приставок пре- и при-

Класс: 6

Учитель: Жадаева Ирина Алексеевна

Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных  учреждений. /Под ред. М. М.Разумовской, П. А. Леканта  - М. «Дрофа», 2013.

Цель урока:   знать правило, регулирующее выбор букв «е» и «и» в приставках пре-, при-; уметь анализировать изучаемое орфографическое правило.

Задачи:  

- обучающие: обеспечить понимание содержания учебного материала;  формировать у учащихся навыки работы со словами, в которых есть орфограмма «Гласные в приставках пре- и при-»

- развивающие: развивать внимание, логику рассуждения

- воспитательные: прививать интерес к русскому языку, формировать нравственные качества.

Планируемые результаты:

  • личностные: формировать   интерес к русскому языку
  • метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в паре, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме.
  • предметные:  расширить понятийную базу об орфограммах в приставках слова;  с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися условий выбора  гласной в приставках пре- и при-

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы: индивидуальная, работа в парах, коллективная

 Оборудование: учебник, презентация, компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал, индивидуальные карточка.

Структура и ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

               УУД

1.

Организационный  момент

 Приветственное слово учителя:

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

     Будем грамотно писать,

     На вопросы отвечать.

  -Давайте улыбнёмся новым открытиям и друг другу и начнём наш урок

 проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся

Ребята, запишите в тетради число и «классная работа»,  .

Приветствуют учителя, записывают тему урока

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2  

Проверка домашнего задания

Упр.322

Устно проверяет домашнее задание, задает вопросы.

Осуществляют взаимо- проверку д/з, задают вопросы товарищам и отвечают на них.

Личностные: смыслообразование

Регулятивные: контроль знаний

4.

 Определение темы и целей урока.

- Прочитать стихотворение С.Есенина «Нивы сжаты…»

- указать изобразительные средства

- назвать слова, в которых есть приставки

-  Можем ли мы сейчас сказать, какую букву, е или и, надо писать в приставке слова примечталось?

- Подумайте, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке?

Формулируют  тему и цель урока

 

Регулятивные УУД

1 Формулировать   тему и цель урока, планирование

Познавательные: формулирование проблемы

 

 

5.

Открытие нового знания.

 

5.Лингвистическая сказка.

 

-Сегодня на уроке мы проведём небольшое исследование и узнаем , при каком условии надо писать пре-. При каком -при-.

-Поможет нам в этом заполнение небольшой таблицы, которая есть у каждого ученика

ТАБЛИЦА «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ -»

ПРИ-

ПРЕ-

Значение приставки

Примеры

Значение приставки

Примеры

1.

1.Неполнота действия

ПРИЛЯЖЕТ, ПРИСЯДЕТ.

1. Можно заменить словом «очень»

ПРЕДОБРАЯ,

 ПРЕМУДРАЯ.

2.Приближение

ПРИШЁЛ,

ПРИСКАКАЛ, ПРИПОЛЗЛА, ПРИКАТИЛСЯ.

2.Пре- = пере-

ПРЕРВАТЬ,

ПРЕСТУПИТЬ.

3.Присоедине

ние.

ПРИШИВАТЬ,  ПРИБИВАТЬ.

4.Близость к чему-либо, можно приравнять к слову «около».

ПРИВОКЗАЛЬ

НАЯ, ПРИШКОЛЬ

НАЯ, ПРИУСАДЕБ

НЫЙ.

-А поможет нам лингвистическая сказка.

        Жили были две приставки. Одна Пре-, другая При-. Приставка Пре- была очень добрая и очень мудрая. Пре-  дружила с прилагательными и играла с ними в новые слова: очень добрая – предобрая, очень мудрая – премудрая.

-Какие же слова с приставкой Пре- встретились в данном тексте? ПРЕДОБРАЯ, ПРЕМУДРАЯ. 

-При каком  же  условии пишется приставка ПРЕ - ? 

 

       Пристака Пре- была дочкой приставки Пере-, она была очень похожа на мать. Только одну букву она не взяла от своей матери, букву Е.  Благодаря этому сходству, она могла заменять приставку пере- в глаголах: перервать – прервать, переступить – преступить.

 -Какие же слова с приставкой пре-  встретились в данном тексте?

      ПРЕРВАТЬ, ПРЕСТУПИТЬ

 - В каком ещё случае пишется приставка ПРЕ-?  

        Приставка ПРИ- была хорошо воспитанной и стеснительной барышней, не позволяла себе ничего лишнего. Не ляжет, а приляжет, не сядет, а присядет.

-Какие слова с приставкой При- встретились в данном отрывке? 

ПРИЛЯЖЕТ, ПРИСЯДЕТ.

-Какое же значение имеет приставка ПРИ- в данном случае?

        К тому же приставка ПРИ- была наблюдательной. Она заметила, что

если человек идёт пешком и к чему-нибудь приближается, то говорят «пришёл»,  конь – прискакал, черепаха – приползла, а колобок вообще прикатился.

-Какие слова с приставкой при-  вы нашли?

ПРИШЁЛ, ПРИСКАКАЛ, ПРИПОЛЗЛА, ПРИКАТИЛСЯ.

Итак,  какое значение имеет приставка в этом случае?

       Однажды приставка ПРИ- побывала на уроке технологии. Девочек там учат пуговицы пришивать, а мальчиков – гвозди прибивать.

         Какие слова с приставкой При- вы нашли? ПРИШИВАТЬ,  ПРИБИВАТЬ.. 

Какое значение имеет приставка в этом случае ?

Сделайте вывод о правописании букв е, и  в приставках пре-, при- и сравните с правилом в учебнике. П.31 ( стр. 128)

 

-Ученики называют, а учитель записывает на доске в таблице .

Приставку Пре-  можно заменить словом «очень»)

Приставка Пре- = Пере-

- Всё делается «Чуть-чуть, не до конца – неполнота действия»

Приближение

 Присоединение

Проблемное объяснение нового материала.

  Коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется алгоритм правописания 

Познавательные : наблюдение, поиск информации

Личностные

Регулятивные

6.

Физминутка.

Потрудились – отдохнём!

Станем – глубоко вздохнём,

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Выполняют упражнения, настраиваются на позитивный лад

7.

  Закрепление знания

  1. Предлагает выполнить упр. 323( по заданию)

  1. Работа в парах

Исправь ошибки в тексте. Выделите в словах приставки ПРЕ- и ПРИ-

Прикатился клубок, преостановился. Пресмотрелся Иванушка и видит – местность незнакомая. Прикрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушке не страшны никакие приграды. Хотел прилечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Присел Иванушка на предорожный камень и призадумался.

Правильный вариант

Прикатился клубок, приостановился. Присмотрелся Иванушка и видит – местность незнакомая. Прикрикнул он на клубок, а тот преспокойно на месте лежит. Иванушке не страшны никакие преграды. Хотел прилечь, только прикоснулся к траве, а трава в росе. Присел Иванушка на придорожный камень и призадумался.

Выполняют задание (коллективная работа, по желанию – самостоятельно с последующей самопроверкой)

Выполняют задание, предложенное учителем, опираясь на алгоритм, используют новые знания с ранее изученными. Самопроверка выполненной работы.

 

Познавательные:

 Использование знако-символических средств  

Выполнение действия по алгоритму  

Регулятивные 

Контроль   

Коммуникативные

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

8.

Контроль усвоения материала

 Тест.

I вариант

1. Укажите неправильное объяснение значения приставки.

1) ПРИшить – «присоединение»

2) ПРИоткрыть – «неполнота действия»

3) ПРИморский – «близость к чему-либо»

4) ПРЕуспевать – «неполнота действия»

2. В какой строке все слова пишутся с И:

1) пр…образовать, пр…волжский, пр..близить

2) пр… смотреться, пр…ключение, пр…готовит

3) пр…городный, пр…ставить, пр…кратить

4) пр…обрести, пр…ятный, пр…подаватель

3. В какой строке все слова пишутся с Е:

1) пр…ладить, пр…влечь,пр…забавный

2) пр…увеличить, пр…мудрый, пр…неприятный

3) пр…сесть, пр…винтить, пр…спокойный

4) пр…брежный, пр…ползти, пр…градить

II вариант

1. Укажите неправильное объяснение значения приставки.

1) ПРИпаять – «присоединение»

2) ПРИсесть – «приближение»

3) ПРИшкольный – «близость к чему-либо»

4) ПРЕувеличить – равно значению «очень»

2. В какой строке все слова пишутся с И:

1) пр…гнать, пр…хорошенький, пр…топывать

2) пр…винтить, пр…ехать, пр…строить

3) пр…одолеть, пр…седать, пр…пухнуть

4) пр…мирить, пр…мёрзнуть, пр…огромный

3. . В какой строке все слова пишутся с Е:

1) пр…выкать, пр…вратить, пр…клеить

2) пр…неприятный, пр…интересный, пр…рвать

3) пр…нарядить, пр…усадебный, пр…терпевать

4) пр…града, пр…дорожный, пр…тронуться

Самопроверка

Учитель проверяет несколько работ, остальные ребята обмениваются тетрадями и оценивают работу товарища, опираясь на слайд - ключ.  

Ответы:

I вариант: 1. 4), 2. 2), 3. 2)

II вариант: 1. 2), 2. 2), 3. 2)

Участвуют в тестировании.

Проводят самоанализ и взаимопроверку.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка

8.

Итог урока

Подводит итог урока, выставляет оценки, комментирует работу учащихся на уроке.

Воспринимают информацию. Оценивают свою работу на уроке.

Регулятивные: самооценка

Личностные: самоопределение, нравственно- эстетическое оценивание.

9.

Рефлексия

Ребята продолжите предложения:

1.Сегодня на уроке мы повторили…

2.Мы узнали…

3.Научились …

4.Самым интересным мне показался тот момент, когда …

5.Трудным для меня стало…

Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока.

Познавательные: рефлексия деятельности.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Личностные: самоопределение, самооценка.

  Коммуникативные

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Личностные:

Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л)

 

Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям  

8.

 Домашнее задание

Я рекомендую вам выбрать то домашнее заданиекоторое поможет вам преодолеть вашу трудность:

Обязательно для всех при выполнении задания использовать таблицу, которую мы составили в классе и дополнительно прочитать парагр.32

1) Кто еще  не уверен, что самостоятельно сможет различить приставки, то скажите себе: “Я работал хорошо!” и выполните упр. №  325,

2)Кто научился различать значение приставок при- и пре- и может объяснить тему товарищу, скажите себе: “Молодец!” и придумайте 5-6    предложений на тему « В лесу»,  используя слова на изученное правило.

-Напоследок я бы хотели подарить вам такую необычную памятку в стихах о приставках Пре- и При-, которая будет напоминать вам об условиях выбора гласной в этих приставках.:

Преодолеть преграду,

 Не преступить закон,

 В прекрасную погоду

 Прервать прескверный сон,

 Предобро улыбнуться,

 Путь преградить тебе,

 Здесь мы везде напишем

 Приставку…

Все вместе: Пре-.

С приставкой При- приблизим,

 Приклеим и пришьем.

 Чуть выше приподнимем

 И что-то привнесем.

 Немного приуменьшим,

 Совсем чуть-чуть приврем,

 Расставим по порядку

И сядем отдохнем.

 

Записывают домашнее задание

Личностные: самоопределение

 

Приложение

Карточка№2

Исправь ошибки в тексте. Выделите в словах приставки ПРЕ- и ПРИ-

Прикатился клубок, преостановился. Пресмотрелся Иванушка и видит – местность незнакомая. Прикрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушке не страшны никакие приграды. Хотел прилечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Присел Иванушка на предорожный камень и призадумался.

Тест.

I вариант

1. Укажите неправильное объяснение значения приставки.

1) ПРИшить – «присоединение»

2) ПРИоткрыть – «неполнота действия»

3) ПРИморский – «близость к чему-либо»

4) ПРЕуспевать – «неполнота действия»

2. В какой строке все слова пишутся с И:

1) пр…образовать, пр…волжский, пр..близить

2) пр… смотреться, пр…ключение, пр…готовит

3) пр…городный, пр…ставить, пр…кратить

4) пр…обрести, пр…ятный, пр…подаватель

3. В какой строке все слова пишутся с Е:

1) пр…ладить, пр…влечь,пр…забавный

2) пр…увеличить, пр…мудрый, пр…неприятный

3) пр…сесть, пр…винтить, пр…спокойный

4) пр…брежный, пр…ползти, пр…градить

II вариант

1. Укажите неправильное объяснение значения приставки.

1) ПРИпаять – «присоединение»

2) ПРИсесть – «приближение»

3) ПРИшкольный – «близость к чему-либо»

4) ПРЕувеличить – равно значению «очень»

2. В какой строке все слова пишутся с И:

1) пр…гнать, пр…хорошенький, пр…топывать

2) пр…винтить, пр…ехать, пр…строить

3) пр…одолеть, пр…седать, пр…пухнуть

4) пр…мирить, пр…мёрзнуть, пр…огромный

3. . В какой строке все слова пишутся с Е:

1) пр…выкать, пр…вратить, пр…клеить

2) пр…неприятный, пр…интересный, пр…рвать

3) пр…нарядить, пр…усадебный, пр…терпевать

4) пр…града, пр…дорожный, пр…тронуться

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок в 6-ом классе Правописание приставок пре - и при-

Слайд 2

Словарный диктант. Вообразить, активный, пассивный, вестибюль, метафора, обоняние, здесь, экипаж, морфема, маршрут, рекорд, велосипед, квартира, витрина, здоровье, терраса, здание, горизонт, экзамен, исполин, температура.

Слайд 3

стихотворение Сергея Есенина « Нивы сжаты, рощи голы» Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось. Дремлет взрытая дорога Ей сегодня примечталось , Что совсем - совсем немного Ждать зимы седой осталось. Ах, и сам я в чаще звонкой Увидал вчера в тумане: Рыжий месяц жеребенком Запрягался в наши сани.

Слайд 4

ПРИ- ПРЕ- Значение приставки Примеры Значение приставки Примеры 1. 1.Неполнота действия ПРИЛЯЖЕТ, ПРИСЯДЕТ. 1. Можно заменить словом «очень» ПРЕДОБРАЯ, ПРЕМУДРАЯ. 2.Приближение ПРИШЁЛ, ПРИСКАКАЛ, ПРИПОЛЗЛА, ПРИКАТИЛСЯ. 2.Пре- = пере- ПРЕРВАТЬ, ПРЕСТУПИТЬ. 3.Присоединение . ПРИШИВАТЬ, ПРИБИВАТЬ. 4.Близость к чему-либо, можно приравнять к слову «около ». ПРИВОКЗАЛЬНАЯ, ПРИШКОЛЬНАЯ, ПРИУСАДЕБНЫЙ. «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ -»

Слайд 5

Правильный вариант Пр и катился клубок, пр и остановился. Пр и смотрелся Иванушка и видит – местность незнакомая. Пр и крикнул он на клубок, а тот пр е спокойно на месте лежит. Иванушке не страшны никакие пр е грады. Хотел пр и лечь, только пр и коснулся к траве, а трава в росе. Пр и сел Иванушка на пр и дорожный камень и пр и задумался.

Слайд 6

Ответы: I вариант: 1. 4), 2. 2), 3. 2) II вариант: 1. 2), 2. 2), 3. 2)

Слайд 7

Рефлексия . 1.Сегодня на уроке мы повторили… 2.Мы узнали… 3.Научились … 4.Самым интересным мне показался тот момент, когда … 5.Трудным для меня стало…

Слайд 8

Домашнее задание. § 32 1.Упражнение 155 придумайте 5-6 предложений на тему « В лесу», используя слова на изученное правило.

Слайд 9

Преодолеть преграду, Не преступить закон, В прекрасную погоду Прервать прескверный сон, Предобро улыбнуться, Путь преградить тебе, Здесь мы везде напишем Приставку… Все вместе: Пре -. С приставкой При- приблизим, Приклеим и пришьем. Чуть выше приподнимем И что-то привнесем. Немного приуменьшим, Совсем чуть-чуть приврем, Расставим по порядку И сядем отдохнем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект модульного урока по теме "Повторение и обобщение изученного о правописании приставок ПРЕ-, ПРИ-", 6 класс.

Модульная система обучения гарантирует каждому ученику усвоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения. На модульных уроках организация процесса обучения предоставляет б...

Конспект урока "Практическое овладение образованием слов при помощи приставок.

Коррекция данных видов нарушений требует целенаправленной и кропотливой работы педагогов, логопеда, родителей. Чтобы этот процесс был интересным, познавательным и нескучным для обучающихся, необходимо...

Конспект и презентация к уроку русского языка в 6-ом классе на тему "Правописание приставок на З, С"

Тип урока – изучение нового материала. В ходе урока учащиеся включаются в различные виды деятельности. Изучение нового материала осуществляется учениками самостоятельно на основе работы с материалом у...

Конспект урока русского языка в 6-ом классе по теме "Правописание приставок пре- и при-"

Предлагаю конспект урока в 6-ом классе с мультимедийным приложением "Правописание приставок при- и пре-", построенного по технологии проблемного обучения. Это первый урок по данной теме. На нём учащие...

План-конспект урока русского языка в 6-ом классе по теме "Буквы ы-и в корне после приставок".

ЦЕЛЬ урока: 1) познакомить уч-ся с условиями выбора и написания букв Ы и И после приставок;  учить находить данную орфограмму в словах и правильно писать буквы Ы и И после приставок; уметь ...

конспект урока по русскому языку "Правописание приставок пре и при"

Конспект урока предназначен для учащихся 6 класса и позволяет наиболее полно усвоить материал. Изучение нового материал происходит с помощью схем и таблиц, этот прием делает изучаемый материал более п...

Конспект урока русского языка в 6 классе "Правописание приставок при- и пре-." Презентация к уроку.

Данный материал содержит конспект урока  русского языка в 6 классе "Правописание приставок при- и пре-. Приложение к уроку - презентация....