Готовимся к ЕГЭ. Вводные слова и вводные словосочетания. Разграничение их с другими членами предложения.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему
Одни и те же слова могут употребляться то в качестве вводных ( стало быть, не членов предложения) , то в качестве членов предложения ( чаще всего сказуемых и обстоятельств).
Сравним два предложения:
Цех, возможно, уже реорганизован.
Цех возможно реорганизовать.
Синтаксическая роль подобных слов обусловлена контекстом, и проверить её можно путем изъятия этих слов из предложения: в одном случае ( без вводного слова) структура предложения сохраняется ( Цех уже реорганизован), в другом ( без члена предложения)- чаще всего распадается ( Цех… реорганизовать).
Однако в некоторых случаях предложения двузначны, и данный способ проверки не даёт нужных результатов. Почему? Дело в том, что некоторые слова относятся к модальным частицам, которые в предложении могут употребляться и как частицы и как вводные слова, а в некоторых случаях играют роль смысловые оттенки, присущие отдельным словами допускающие их обособление.
Остановимся на отдельных примерах.
Слово, сочетание слов | Пример вводного слова или вводной конструкции | Пример других членов предложения. |
Прежде всего | Прежде всего, нужно ли говорить об этом? (указывается на связь мыслей) | Прежде всего нужно говорить именно об этом.(« сначала») |
Безусловно | Он , безусловно, прав.( указывается на уверенность) | Он безусловно прав.( обстоятельство, указывается степень его правоты) |
Таким образом | Таким образом, конфликт был благополучно разрешён (« итак») | Таким образом конфликт был благополучно разрешён(« таким способом») |
Далее | Далее, берёт слово директор ( последовательность изложения мыслей) | Далее слово берёт директор.( «затем»; последовательность фактов) |
Потом | И , потом, он в моих глазах знаменитость ( «кроме того») | И потом он стал знаменитым( « затем», « после этого») |
Не иначе | Не иначе, кто- нибудь из вас сделал это ( « должно быть») | Не иначе как отец дознался( цельное сочетание не иначе КАК) |
Правда | Правда, хорошо, что он приехал? ( « Не правда ли?» Правда, на дискуссию у него ушло много сил ( вводное слово в функции уступительного союза) | Что касается Кирилла Извекова, то ведь и правда могло померещиться, будто молодой человек вошёл во двор (частица в значении2 действительно») |
Гляди, видишь | Без меня всё пропадёт, и отец со старухой, гляди ,по миру пойдут ( « очень может быть») ; Я , видишь, это всё прошёл. | Гляди не простудись. ( частица при форме повелительного наклонения); А бабка Варвара видишь, что делает? |
Пожалуйста | Передайте, пожалуйста, эту рукопись редактору (« прошу вас») | Скажи пожалуйста, какой храбрец! (частица при выражении удивления, негодования , возмущения) |
Наконец | Можно, наконец, обратиться на приём к специалисту ( « и ещё»); Да и наконец, нужно составить план ( связь мыслей, порядок изложения) | Мы поднимались все выше и выше и наконец достигли вершины горы ( в значении « под конец», «после всего» не является вводным) |
Однако | Смотри, однако, Вера, будь осторожна! Как я ловко его, однако! ( стоит в середине или в конце предложения) | Мы не надеялись никогда более встретиться, однако встретились.( роль противительного союза) |
Значит | Солнечные пятна были на полу, потом перешли на прилавок, на стену и совсем исчезли ; значит, солнце уже склонилось за полдень.( « следовательно», « стало быть») | Человек значит неизмеримо больше, чем принято думать о нем…(« означает») |
Вообще | Подобные статьи , вообще , представляют интерес.( только в значении» вообще говоря») | Разжигать костры он вообще запрещал. («всегда», « при всех условиях») |
Главным образом | Статью нужно исправить и , главным образом, дополнить свежим материалом.( « самое главное») | Вы добились успехов главным образом благодаря своему трудолюбию ( « преимущественно», «в основном», « больше всего») |
Во всяком случае | Я , во всяком случае, этого не отрицал ( ограничительно- оценочное значение) | Во всяком случае мы не оставим в беде своих питомцев( « при любых обстоятельствах») |
В свою очередь | Различаются суффиксы существительных увеличительные и уменьшительные ; в группе последних , в свою очередь, выделяются суффиксы уменьшительно- ласкательные ( в переносном значении сочетание обычно выделяется) | - А вы?- спросил он у шофера в свою очередь ( « со своей стороны») |
Никогда не являются вводными и не выделяются запятыми следующие слова и словосочетания :
Авось, буквально, будто, вдобавок , в довершение, вдруг, ведь, в конечном счёте, вот, вряд ли, всё- таки, едва ли, исключительно, именно, как будто, как бы, к тому же, между тем, небось, по предложению, по постановлению, по решению, приблизительно, примерно, притом, почти, поэтому, притом, решительно, словно, якобы.
Литература : Розенталь Д. Э. « Пишите, пожалуйста, грамотно!»- М.,» Астра»,1996
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovimsya_k_ege._vvodnye_slova_i_svvodnye_slovosochetaniya.docx | 15.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Готовимся к ЕГЭ. Вводные слова и вводные словосочетания. Разграничение их с другими членами предложения.
Одни и те же слова могут употребляться то в качестве вводных ( стало быть, не членов предложения) , то в качестве членов предложения ( чаще всего сказуемых и обстоятельств).
Сравним два предложения:
Цех, возможно, уже реорганизован.
Цех возможно реорганизовать.
Синтаксическая роль подобных слов обусловлена контекстом, и проверить её можно путем изъятия этих слов из предложения: в одном случае ( без вводного слова) структура предложения сохраняется ( Цех уже реорганизован), в другом ( без члена предложения)- чаще всего распадается ( Цех… реорганизовать).
Однако в некоторых случаях предложения двузначны, и данный способ проверки не даёт нужных результатов. Почему? Дело в том, что некоторые слова относятся к модальным частицам, которые в предложении могут употребляться и как частицы и как вводные слова, а в некоторых случаях играют роль смысловые оттенки, присущие отдельным словами допускающие их обособление.
Остановимся на отдельных примерах.
Слово, сочетание слов | Пример вводного слова или вводной конструкции | Пример других членов предложения. |
Прежде всего | Прежде всего, нужно ли говорить об этом? (указывается на связь мыслей) | Прежде всего нужно говорить именно об этом.(« сначала») |
Безусловно | Он , безусловно, прав.( указывается на уверенность) | Он безусловно прав.( обстоятельство, указывается степень его правоты) |
Таким образом | Таким образом, конфликт был благополучно разрешён (« итак») | Таким образом конфликт был благополучно разрешён(« таким способом») |
Далее | Далее, берёт слово директор ( последовательность изложения мыслей) | Далее слово берёт директор.( «затем»; последовательность фактов) |
Потом | И , потом, он в моих глазах знаменитость ( «кроме того») | И потом он стал знаменитым( « затем», « после этого») |
Не иначе | Не иначе, кто- нибудь из вас сделал это ( « должно быть») | Не иначе как отец дознался( цельное сочетание не иначе КАК) |
Правда | Правда, хорошо, что он приехал? ( « Не правда ли?» Правда, на дискуссию у него ушло много сил ( вводное слово в функции уступительного союза) | Что касается Кирилла Извекова, то ведь и правда могло померещиться, будто молодой человек вошёл во двор (частица в значении2 действительно») |
Гляди, видишь | Без меня всё пропадёт, и отец со старухой, гляди ,по миру пойдут ( « очень может быть») ; Я , видишь, это всё прошёл. | Гляди не простудись. ( частица при форме повелительного наклонения); А бабка Варвара видишь, что делает? |
Пожалуйста | Передайте, пожалуйста, эту рукопись редактору (« прошу вас») | Скажи пожалуйста, какой храбрец! (частица при выражении удивления, негодования , возмущения) |
Наконец | Можно, наконец, обратиться на приём к специалисту ( « и ещё»); Да и наконец, нужно составить план ( связь мыслей, порядок изложения) | Мы поднимались все выше и выше и наконец достигли вершины горы ( в значении « под конец», «после всего» не является вводным) |
Однако | Смотри, однако, Вера, будь осторожна! Как я ловко его, однако! ( стоит в середине или в конце предложения) | Мы не надеялись никогда более встретиться, однако встретились.( роль противительного союза) |
Значит | Солнечные пятна были на полу, потом перешли на прилавок, на стену и совсем исчезли ; значит, солнце уже склонилось за полдень.( « следовательно», « стало быть») | Человек значит неизмеримо больше, чем принято думать о нем…(« означает») |
Вообще | Подобные статьи , вообще , представляют интерес.( только в значении» вообще говоря») | Разжигать костры он вообще запрещал. («всегда», « при всех условиях») |
Главным образом | Статью нужно исправить и , главным образом, дополнить свежим материалом.( « самое главное») | Вы добились успехов главным образом благодаря своему трудолюбию ( « преимущественно», «в основном», « больше всего») |
Во всяком случае | Я , во всяком случае, этого не отрицал ( ограничительно- оценочное значение) | Во всяком случае мы не оставим в беде своих питомцев( « при любых обстоятельствах») |
В свою очередь | Различаются суффиксы существительных увеличительные и уменьшительные ; в группе последних , в свою очередь, выделяются суффиксы уменьшительно- ласкательные ( в переносном значении сочетание обычно выделяется) | - А вы?- спросил он у шофера в свою очередь ( « со своей стороны») |
Никогда не являются вводными и не выделяются запятыми следующие слова и словосочетания :
Авось, буквально, будто, вдобавок , в довершение, вдруг, ведь, в конечном счёте, вот, вряд ли, всё- таки, едва ли, исключительно, именно, как будто, как бы, к тому же, между тем, небось, по предложению, по постановлению, по решению, приблизительно, примерно, притом, почти, поэтому, притом, решительно, словно, якобы.
Литература : Розенталь Д. Э. « Пишите, пожалуйста, грамотно!»- М.,» Астра»,1996
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ СО СЛОВАМИ И КОНСТРУКЦИЯМИ, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫМИ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Открытый урок - обобщение по теме "Вводные слова, словосочетания и обращения" содержит материал по подготовке к ЕГЭ (А22), метапредметность (знак), задания на развитие орфографической и пунктуаци...
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ СО СЛОВАМИ И КОНСТРУКЦИЯМИ, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫМИ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Презентация к открытому уроку русского языка в 8 классе...
Сценарий мультимедийной презентации урока русского языка в 8 классе по теме "Вводные слове и вводные предложения"
Данный урок опирается на знания изученных ранее тем курса русского языка. Для успешного решения задач урока учитывались возрастные особенности учащихся, их уровень обученности,...
Тесты по теме "Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения"
Тесты предназначены для использования на уроках русского языка при подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ....
Конспект урока по русскому языку для 8 класса по теме: "Вводные слова и вводные предложения".
Урок посвящен вводным словам и вводным предложениям. Цель урока: уметь находить в текстах предложения с вводными словами и вводными предложениями, расставлять знаки препинания....
Контрольная работа по теме «Предложения с обращениями, вводными словами и вводными конструкциями».
В материале урока содержатся разнообразные задания для проверки усвоения материала по теме " Предложения с обращениями, вводными словами и вводными конструкциями"....
Задание 18. Пунктуация. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения (вводные слова, обращения)
В данном материале рассматривается теоретическая и практическая часть 18 задания ЕГЭ по русскому языку, в котором проверяется знание выпускниками пунктуации (наки препинания в предложениях со сл...