Конспект урока русского языка в шестом классе "Похвальное слово существительному" (роль существительных в речи)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Урок русского языка помогает расширению представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли существительных в речи. На уроке используются материалы учебника М. Н. Разумовской, мини-проекты учащихся, ММП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_6_klasse.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ермолаева М.В., учитель русского языка и литературы

 ГОУ гимназия № 399

Урок русского языка в 6 классе

«Похвальное слово существительному» (роль имени существительного в речи)

Цели урока:

  1. Расширение представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли существительных в речи;
  2. Формирование и развитие связной речи учащихся, выразительного чтения;
  3. Развитие внимания, воображения, творческого начала личности ребёнка;
  4. Формирование интереса к изучению русского языка через расширение знаний о роли существительного в речи;
  5. Активизации познавательной деятельности учащихся

Оборудование: учебник, мультимедийный проектор, карточки.

Ход урока

  1. Разминка – повторение.

 Записать слова под диктовку с последующей взаимопроверкой

Под плащом, ложь, поведение, притворство, отчизна, престиж команды, информация, цирк, гастроли за рубежом, привилегии ветеранам, изображение, репродукция, олицетворение, сравнение, метафора, эпитет, синонимы, антонимы.

Слова какой части речи записаны в словарном диктанте?

Что такое существительное?

Что может обозначать существительное?

  1. Тему сегодняшнего урока я сформулировал так: Похвальное слово существительному».

(запись темы в тетрадь)

А что значит «похвальное»? (заслуживающий похвалу, содержащий похвалу)

Значит, сегодня мы будить хвалить существительное. А вот за что, мы и узнаем сегодня на уроке. А в качестве д.з. вы и напишите «похвальное слово» существительному.

  1. Итак, начнём. Слово «учёному-лингвисту» (выступление ученика о существительном как о древнейшей и важнейшей части речи) См. книгу  «Занимательная грамматика»  В. Иванова, З. Потиха, Д. Розенталь.

Задача учащихся во время прослушивания выступления сформулировать 1-2 вопроса и задать их одноклассникам.

  1. С именем существительным вы сталкиваетесь в первые дни своей жизни.  Каждому из вас при рождении дали имя. А ведь имя – это тоже имя существительное.

Выступление ученика с мини-проектом «Что в имени тебе моём?»

  1. Работа с текстом упр. 136

Прочитать и подчеркнуть те предложения, в которых содержится главная мысль текста.

Записать 2 предложения в тетрадь.

  1. Итак, умелое использование существительных придаёт речи выразительность и красоту. Мы уже говорили о стихотворении А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье, трели соловья», где из 22 слов нет ни одного глагола, а преобладающая часть речь – существительное – 14 слов.

Обратимся к  другому поэтическому произведению.

Упр. 137

(Объяснить л.з. устаревших слов, какая картина рисуется в вашем воображении?, построить схему предложения).

Этот же приём использован и в других стихотворных произведениях:

Опять дожди, опять туманы,

И листопад, и голый лес,

И потемневшие поляны,

И низкий серый свод небес

                       (С. Аксаков)

Мороз и солнце; день чудесный!

                                             (  А.С. Пушкин)

Какие картины вы представляете в своём воображении, прочитав эти строки?

  1. Вы знаете, что существительные могут употребляться как в прямом , так и переносном значении. Поэтому в речи, а особенно в художественной, благодаря этой особенности существительных, возможно создание метафор и сравнений.

Что такое метафора, сравнение? (см.  стр. 63, 64)

Перед вами тексты:

А) Ветер всхлипывал, словно дитя, за углом потемневшего дома. (Н. Рубцов)

Б) Догорают дни у просек

На рябиновых кострах.

По дорогам ходит осень

В красно-жёлтых сапогах.

Старушонкой в серой шали

По утрам встаёт заря.

По утрам встаёт заря.

Шустрый ветер бойко шарит

По амбарам сентября. (Н. Лухтин)

Найти сравнение и метафоры.

Какую функцию в данных текстах выполняют эти изобразительно-выразительные средства?

  1. Делают речь образной и выразительной, помогают избегать повторов слова –синонимы.

-Что такое синонимы?

-Упр. 148 №4

-составьте синонимичный ряд к слову

Мужество (смелость, храбрость, отвага, бесстрашие,)

Милосердие (сочувствие, доброта)

- Есть приём, о котором мы ещё не говорили, он называется градацией.

Градация – стилистическое средство, позволяющее воссоздать события, действия, мысли, чувства по возрастающей или убывающей значимости.

Как ему до сих пор не пришло в голову, что это обман зрения, галлюцинация, мираж?

- Расположите данные существительные в порядке возрастания, применив градацию.

А). хохот, усмешка, смех, хихиканье (усмешка, хихиканье, смех, хохот)

Б). Гигант, колосс, великан (великан, гигант, колосс)

Вывод: мы сегодня говорили о существительном, вспомнили, что это самая частотная часть речи.

Именем существительным являются наши имена, при помощи существительных мы можем нарисовать самые разные словесные картины, употребление сравнений, метафор , синонимов делают нашу речь образной и выразительной.

Существительное действительно есть за что хвалить.

Домашнее задание.

Написать сочинение «Похвальное слово существительному»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6-м классе "Употребление имен существительных в речи"

Урок дает представление о роли существительных в достижении точности, информативности и выразительности речи;  знакомит с новыми понятиями – сравнением,  поэтическим...

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Имя существительное"

Данная разработка поможет учителям повторить основные морфологические признаки имени существительного....

Конспект урока русского языка в 5 классе по программе Разумовской "Существительные одушевлённые и неодушевлённые "

Конспект урока русского языка в 5 классе по программе Разумовской "Существительные одушевлённые и неодушевлённые "...

Использование деятельностного метода обучения на уроке русского языка в шестом классе по теме "Местоимение как часть речи".

Данная работа представляет собой разработку и теоретическое обоснование урока русского языка в шестом классе по теме "Местоимение как часть речи"....

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

План-конспект урока русского языка в 5 классе по теме: «Имя существительное как часть речи»

Урок русского языка по теме "Имя существительное как часть речи" для обучающихся VII вида (ЗПР)...