Конспект урока русского языка в шестом классе "Похвальное слово существительному" (роль существительных в речи)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Урок русского языка помогает расширению представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли существительных в речи. На уроке используются материалы учебника М. Н. Разумовской, мини-проекты учащихся, ММП.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_6_klasse.docx | 18.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ермолаева М.В., учитель русского языка и литературы
ГОУ гимназия № 399
Урок русского языка в 6 классе
«Похвальное слово существительному» (роль имени существительного в речи)
Цели урока:
- Расширение представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли существительных в речи;
- Формирование и развитие связной речи учащихся, выразительного чтения;
- Развитие внимания, воображения, творческого начала личности ребёнка;
- Формирование интереса к изучению русского языка через расширение знаний о роли существительного в речи;
- Активизации познавательной деятельности учащихся
Оборудование: учебник, мультимедийный проектор, карточки.
Ход урока
- Разминка – повторение.
Записать слова под диктовку с последующей взаимопроверкой
Под плащом, ложь, поведение, притворство, отчизна, престиж команды, информация, цирк, гастроли за рубежом, привилегии ветеранам, изображение, репродукция, олицетворение, сравнение, метафора, эпитет, синонимы, антонимы.
Слова какой части речи записаны в словарном диктанте?
Что такое существительное?
Что может обозначать существительное?
- Тему сегодняшнего урока я сформулировал так: Похвальное слово существительному».
(запись темы в тетрадь)
А что значит «похвальное»? (заслуживающий похвалу, содержащий похвалу)
Значит, сегодня мы будить хвалить существительное. А вот за что, мы и узнаем сегодня на уроке. А в качестве д.з. вы и напишите «похвальное слово» существительному.
- Итак, начнём. Слово «учёному-лингвисту» (выступление ученика о существительном как о древнейшей и важнейшей части речи) См. книгу «Занимательная грамматика» В. Иванова, З. Потиха, Д. Розенталь.
Задача учащихся во время прослушивания выступления сформулировать 1-2 вопроса и задать их одноклассникам.
- С именем существительным вы сталкиваетесь в первые дни своей жизни. Каждому из вас при рождении дали имя. А ведь имя – это тоже имя существительное.
Выступление ученика с мини-проектом «Что в имени тебе моём?»
- Работа с текстом упр. 136
Прочитать и подчеркнуть те предложения, в которых содержится главная мысль текста.
Записать 2 предложения в тетрадь.
- Итак, умелое использование существительных придаёт речи выразительность и красоту. Мы уже говорили о стихотворении А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье, трели соловья», где из 22 слов нет ни одного глагола, а преобладающая часть речь – существительное – 14 слов.
Обратимся к другому поэтическому произведению.
Упр. 137
(Объяснить л.з. устаревших слов, какая картина рисуется в вашем воображении?, построить схему предложения).
Этот же приём использован и в других стихотворных произведениях:
Опять дожди, опять туманы,
И листопад, и голый лес,
И потемневшие поляны,
И низкий серый свод небес
(С. Аксаков)
Мороз и солнце; день чудесный!
( А.С. Пушкин)
Какие картины вы представляете в своём воображении, прочитав эти строки?
- Вы знаете, что существительные могут употребляться как в прямом , так и переносном значении. Поэтому в речи, а особенно в художественной, благодаря этой особенности существительных, возможно создание метафор и сравнений.
Что такое метафора, сравнение? (см. стр. 63, 64)
Перед вами тексты:
А) Ветер всхлипывал, словно дитя, за углом потемневшего дома. (Н. Рубцов)
Б) Догорают дни у просек
На рябиновых кострах.
По дорогам ходит осень
В красно-жёлтых сапогах.
Старушонкой в серой шали
По утрам встаёт заря.
По утрам встаёт заря.
Шустрый ветер бойко шарит
По амбарам сентября. (Н. Лухтин)
Найти сравнение и метафоры.
Какую функцию в данных текстах выполняют эти изобразительно-выразительные средства?
- Делают речь образной и выразительной, помогают избегать повторов слова –синонимы.
-Что такое синонимы?
-Упр. 148 №4
-составьте синонимичный ряд к слову
Мужество (смелость, храбрость, отвага, бесстрашие,)
Милосердие (сочувствие, доброта)
- Есть приём, о котором мы ещё не говорили, он называется градацией.
Градация – стилистическое средство, позволяющее воссоздать события, действия, мысли, чувства по возрастающей или убывающей значимости.
Как ему до сих пор не пришло в голову, что это обман зрения, галлюцинация, мираж?
- Расположите данные существительные в порядке возрастания, применив градацию.
А). хохот, усмешка, смех, хихиканье (усмешка, хихиканье, смех, хохот)
Б). Гигант, колосс, великан (великан, гигант, колосс)
Вывод: мы сегодня говорили о существительном, вспомнили, что это самая частотная часть речи.
Именем существительным являются наши имена, при помощи существительных мы можем нарисовать самые разные словесные картины, употребление сравнений, метафор , синонимов делают нашу речь образной и выразительной.
Существительное действительно есть за что хвалить.
Домашнее задание.
Написать сочинение «Похвальное слово существительному»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 6-м классе "Употребление имен существительных в речи"
Урок дает представление о роли существительных в достижении точности, информативности и выразительности речи; знакомит с новыми понятиями – сравнением, поэтическим...
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Имя существительное. Повторение изученного"
Мероприятие для недели руского языка...
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Имя существительное"
Данная разработка поможет учителям повторить основные морфологические признаки имени существительного....
Конспект урока русского языка в 5 классе по программе Разумовской "Существительные одушевлённые и неодушевлённые "
Конспект урока русского языка в 5 классе по программе Разумовской "Существительные одушевлённые и неодушевлённые "...
Использование деятельностного метода обучения на уроке русского языка в шестом классе по теме "Местоимение как часть речи".
Данная работа представляет собой разработку и теоретическое обоснование урока русского языка в шестом классе по теме "Местоимение как часть речи"....
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
План-конспект урока русского языка в 5 классе по теме: «Имя существительное как часть речи»
Урок русского языка по теме "Имя существительное как часть речи" для обучающихся VII вида (ЗПР)...