Дидактические материалы к уроку русского языка в 7 классе "Признаки текста"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Волкова Евгения Александровна

Материалы к уроку "Признаки текста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уроки развития речи в 7 классе

Тема 1

Текст и его признаки

Цель: 1 Повторить понятия: текст, тема текста, основная мысль, заглавие, смысловая и структурная связность частей текста, композиция.

2. Отрабатывать навыки анализа текста: умение определять тему, основную мысль, составлять план текста, видеть изобразительно-выразительные средства: Эпитет, метафору, риторическое восклицание.

3. Развивать орфографическую зоркость, осмысленное чтение.

 Учащимся предлагается текст с заданиями

Не только дождь да лужи

                                                              О. Н. Тихомиров

     Быстро проносятся летние деньки. Кажется,(7) ещё вчера на лесных полянах алела земл..ника, и роща полнилась птичьими голосами, и на речке перекатывался ребячий смех. Но вот сорван с календаря листок 31 августа и…наступила осень.

    На самом-то деле осенняя пора, которую мы видим и чу..ствуем, приходит каждый год не с календарной страничкой. Да и не бывает так, чтобы осень—раз, два и наступила. Правильнее сказать, она понемножку, почти незаметно подб..рается. Всё ближе, ближе…Помните, где-то в середине августа вы вдруг увидели в зелёной листве берёзы реденькие жёлтые вкр..пления. Вот они, первые ша..ки осени. И ещё вы заметили, что по утрам на траве и кустах стало больше росы. А в низинах у речки по вечерам закудрявились белые туманы. Это опять же—приближение осени.

    Ну, а что вы про неё скажете вообще? Кое кто зябко поёжится: осень—это, (7)мол,(7) серое небо, под ногами лужи и ворох опавших листьев. Оттого и на душе как-то сумрачно. Ко всему—не поспиш(?) утром, сколько хочется: нужно по звонку просыпаться, быстренько завтракать и спешить в школу.

    Конечно, (7)грустно расставаться со светлым привольным временем. А многим осень нравится. И мне—тоже. Да, стало холоднее часто идут дожди. Но примчавшийся ветер вдруг угоняет куда-то тяжелые тучи. И какая же открылась красота! Засияло под солнцем золото на берёзах. Огненно зарделись макушки осин и клёнов. А над ними—хрустальная голубизна. Такое увидишь только в сентябре.

    Да, леса притихли. Большинство птиц уже улетело на юг. Но прислушайтесь к лесной тишине. В ней тоже своя удивительная прелесть. Уловите её.

    Да, вы правы—ой, до чего же не хочется вставать утром по звонку будильника. Но разве вы не будете рады после целого лета вновь встретиться со своими одноклассниками? Все немного подр..сли, стали старше, интереснее друг другу.

  1. Прочитайте данный текст, вставляя пропущенные буквы. Выпишите слова с пропущенными буквами, графически объясняя данную орфограмму. Объясните постановку знаков препинания в предложениях с индексом-7.
  2. Докажите, что перед вами текст, пользуясь памяткой.

Памятка

Текст—единица речи, которая обладает следующими признаками:

  1. Предложения в тексте объединены общей темой. ( О чём этот текст?)
  2. Текст создаётся автором, который выражает в нем свои мысли, свою идею. Главная мысль или идея Объединяет предложения текста в единое целое. (в чём убеждает нас автор?)
  3. Текст имеет заглавие, которое обуславливается темой или основной мыслью.
  4. Тема и основная мысль развиваются постепенно. Поэтому текст имеет стройную композицию и  делится на смысловые части: вступление, основная часть, заключение.
  1. Убедились, что перед вами текст? Поняли авторскую идею? Какими же языковыми средствами воспользовался автор, чтобы вас убедить?

    Познакомимся с некоторыми из них:

Эпитет—художественное определение (Тяжелые тучи)

Метафора—скрытое сравнение (шажки осени, закудрявились туманы)

Риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое восклицание—это восклицание, вопрос, или обращение не к конкретному лицу, а к читателю вообще или слушателю с целью привлечь внимание, заинтересовать, заставить задуматься.

Найдите данные языковые средства в 4-5-ом абзацах, какую роль играют они в данном тексте?

  1. Домашнее задание: Выучите памятку и новые понятия, воспользуйтесь новым знанием для выполнения упражнения 3 в учебнике по развитию речи.

Уроки 3-4

Подготовка и написание сжатого изложения по анализируемому на предыдущих уроках  тексту

Цель: учить выделять в тексте главное, передавать последовательность основных мыслей каждой микротемы, создавать свой связный текст—сжатое изложение

Не только дождь да лужи

                                                              О. Н. Тихомиров

     Быстро проносятся летние деньки. Кажется,(7) ещё вчера на лесных полянах алела земл..ника, и роща полнилась птичьими голосами, и на речке перекатывался ребячий смех. Но вот сорван с календаря листок 31 августа и…наступила осень.

    На самом-то деле осенняя пора, которую мы видим и чу..ствуем, приходит каждый год не с календарной страничкой. Да и не бывает так, чтобы осень—раз, два и наступила. Правильнее сказать, она понемножку, почти незаметно подб..рается. Всё ближе, ближе…Помните, где-то в середине августа вы вдруг увидели в зелёной листве берёзы реденькие жёлтые вкр..пления. Вот они, первые ша..ки осени. И ещё вы заметили, что по утрам на траве и кустах стало больше росы. А в низинах у речки по вечерам закудрявились белые туманы. Это опять же—приближение осени.

    Ну, а что вы про неё скажете вообще? Кое кто зябко поёжится: осень—это, (7)мол,(7) серое небо, под ногами лужи и ворох опавших листьев. Оттого и на душе как-то сумрачно. Ко всему—не поспиш(?) утром, сколько хочется: нужно по звонку просыпаться, быстренько завтракать и спешить в школу.

    Конечно, (7)грустно расставаться со светлым привольным временем. А многим осень нравится. И мне—тоже. Да, стало холоднее часто идут дожди. Но примчавшийся ветер вдруг угоняет куда-то тяжелые тучи. И какая же открылась красота! Засияло под солнцем золото на берёзах. Огненно зарделись макушки осин и клёнов. А над ними—хрустальная голубизна. Такое увидишь только в сентябре.

    Да, леса притихли. Большинство птиц уже улетело на юг. Но прислушайтесь к лесной тишине. В ней тоже своя удивительная прелесть. Уловите её.

    Да, вы правы—ой, до чего же не хочется вставать утром по звонку будильника. Но разве вы не будете рады после целого лета вновь встретиться со своими одноклассниками? Все немного подр..сли, стали старше, интереснее друг другу.

  1. Прочитайте данный текст, вставляя пропущенные буквы. Выпишите слова с пропущенными буквами, графически объясняя данную орфограмму. Объясните постановку знаков препинания в предложениях с индексом-7.
  2. Докажите, что перед вами текст, пользуясь памяткой.

Памятка

Текст—единица речи, которая обладает следующими признаками:

  1. Предложения в тексте объединены общей темой. ( О чём этот текст?)
  2. Текст создаётся автором, который выражает в нем свои мысли, свою идею. Главная мысль или идея Объединяет предложения текста в единое целое. (в чём убеждает нас автор?)
  3. Текст имеет заглавие, которое обуславливается темой или основной мыслью.
  4. Тема и основная мысль развиваются постепенно. Поэтому текст имеет стройную композицию и  делится на смысловые части: вступление, основная часть, заключение.
  1. Убедились, что перед вами текст? Поняли авторскую идею? Какими же языковыми средствами воспользовался автор, чтобы вас убедить?

    Познакомимся с некоторыми из них:

Эпитет—художественное определение (Тяжелые тучи)

Метафора—скрытое сравнение (шажки осени, закудрявились туманы)

Риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое восклицание—это восклицание, вопрос, или обращение не к конкретному лицу, а к читателю вообще или слушателю с целью привлечь внимание, заинтересовать, заставить задуматься.

Найдите данные языковые средства в 4-5-ом абзацах, какую роль играют они в данном тексте?

  1. Домашнее задание: Выучите памятку и новые понятия, воспользуйтесь новым знанием для выполнения упражнения 3 в учебнике по развитию речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Памяти выпускника школы" Дидактические материалы к урокам русского языка для 5-9 классов, посвященные С.Е. Цветкову, Герою РФ.

Дидактические материалы по русскому языку для 5-9 классов, посвященные жизни и подвигу выпускника школы, старшего лейтенанта, Героя РФ, С.Е. Цветкова, погибшему при исполнении воинского долга в Дагест...

Олимпийское движение: страницы истории. Дидактические материалы к урокам русского языка. (5-9 классы)

Олимпийское движение: страницы истории. Дидактические материалы к урокам русского языка. (5-9 классы)...

Дидактические материалы к урокам русского языка в 5 классе

Небольшая подборка материалов по разным темам курса русского языка в 5 классе (ориентировано на программу М.М. Разумовской)...

Дидактические материалы к уроку русского языка Вводные слова и предложения

ВВОДНЫЕ СЛОВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Вводные слова и предложения выражают различное отношение говорящего к тому, очем сообщается . Вводные слова не являются членами предложения, к ним нельзя задать вопро...

Дидактические материалы к уроку русского языка в 7 классе по теме "Повторение. Орфограммы в корне слова".

Данные материалы можно использовать для организации  самостоятельной работы учащихся на уроке повторения и обобщения сведений об орфограммах в корнях слов. Выполняя задания, учащиеся себя оценива...

Дидактические материалы к урокам русского языка

Дидактические материалы  предназначены  для школьников  при изучении  темы "Фразеология". Предложены разноуровневые варианты заданий. Цель- расширение  лексического ...