Дидактические материалы к урокам русского языка в 5 классе
материал по русскому языку (5 класс) на тему
Небольшая подборка материалов по разным темам курса русского языка в 5 классе (ориентировано на программу М.М. Разумовской)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дидактические материалы для 5 класса
Выполнил(а) ____________________ «____» ______________ 201__г.
Обращение
В каком предложении неверно расставлены знаки препинания? Запишите его без ошибок.
- Расступитесь, леса тёмные, разойдитесь, реки быстрые.
- Благословляю, вас, леса, сады и рощи.
- Милый север, ночью белой ты какой обман таишь?
_____________________________________________________________________________
Подчеркните в остальных предложениях все члены предложения, укажите части речи.
Выполнил(а) ____________________ «____» ______________ 201__г.
Обращение
Расставьте знаки препинания в предложениях. Что объединяет все примеры?
- Расступитесь леса тёмные разойдитесь реки быстрые.
- Благословляю вас леса сады и рощи.
- Милый север ночью белой ты какой обман таишь?
Подчеркните в примерах все члены предложения, укажите части речи.
Выполнил(а) ____________________ «____» ______________ 201__г.
Обращение
Расставьте знаки препинания в предложениях. Что объединяет все примеры?
- Расступитесь леса тёмные разойдитесь реки быстрые.
- Благословляю вас леса сады и рощи.
- Милый север ночью белой ты какой обман таишь?
Подчеркните в примерах все члены предложения, укажите части речи.
Выполнил(а) ____________________ «____» ______________ 201__г.
Обращение
Расставьте знаки препинания в предложениях. Что объединяет все примеры?
- Расступитесь леса тёмные разойдитесь реки быстрые.
- Благословляю вас леса сады и рощи.
- Милый север ночью белой ты какой обман таишь?
Подчеркните в примерах все члены предложения, укажите части речи.
Выполнил(а) ____________________ «____» ______________ 201__г.
Обращение
В каком предложении неверно расставлены знаки препинания? Запишите его без ошибок.
- Клен ты мой опавший, клен заледенелый, что стоишь согнувшись под метелью белой?
- Как милый, петушок, поешь ты громко, важно!
- А ты, кукушечка, мой свет, так тянешь плавно и протяжно!
_____________________________________________________________________________
Подчеркните в остальных предложениях все члены предложения, укажите части речи.
Выполнил(а) ____________________ «____» ______________ 201__г.
Обращение
Расставьте знаки препинания в предложениях. Что объединяет все примеры?
- Клен ты мой опавший клен заледенелый что стоишь согнувшись под метелью белой?
- Как милый петушок поешь ты громко важно!
- А ты кукушечка мой свет так тянешь плавно и протяжно!
Подчеркните в примерах все члены предложения, укажите части речи.
Выполнил(а) ____________________ «____» ______________ 201__г.
Обращение
Расставьте знаки препинания в предложениях. Что объединяет все примеры?
- Клен ты мой опавший клен заледенелый что стоишь согнувшись под метелью белой?
- Как милый петушок поешь ты громко важно!
- А ты кукушечка мой свет так тянешь плавно и протяжно!
Подчеркните в примерах все члены предложения, укажите части речи.
Выполнил(а) ____________________ «____» ______________ 201__г.
Обращение
Расставьте знаки препинания в предложениях. Что объединяет все примеры?
- Ты сер а я приятель сед и волчью вашу я давно натуру знаю.
- Как милый петушок поешь ты громко важно!
- А ты кукушечка мой свет так тянешь плавно и протяжно!
Подчеркните в примерах все члены предложения, укажите части речи.
Предварительный просмотр:
«Найди чужестранца!»
Задания к уроку по теме «Заимствованные слова»
Задания для работы в группах: выбрать из предложенного материала заимствованные слова. Расположить слова в алфавитном порядке, указать признаки заимствования.
Время работы в группах: 12 минут
Проверка: представитель от каждой группы на доске записывает результаты (списки должны получиться одинаковые); сверка с вариантом учителя. Если не все признаки заимствований подчеркнуты, отвечает та группа, у кого пробелы.
Задание для группы 1.
Спишите слова в алфавитном порядке. Укажите (подчеркните) буквы, указывающие, что слова иноязычного происхождения:
Энергия, кляуза, буфет, фотография, автор, генерал, конфета, гербарий, аромат, гравюра.
Задание для группы 2.
Выберите из списка и запишите в алфавитном порядке заимствованные слова. Укажите признаки заимствования:
Озадачить, конфета, гравюра, огород, генерал, оживленно, буфет, одеревенеть, энергия, пятак, , фотограф, прочий, автор, прятаться, аромат, кляуза, гербарий.
Задание для группы 3.
В тексте 10 заимствованных слов. Выберите их и запишите в алфавитном порядке. Укажите признаки заимствования:
Автор нашумевшего рассказа «Аромат кляузы» озадаченно разглядывал на стене гравюру, фотографию которой он видел в буфете на вокзале. Он отказался от конфет, предложенных генералом. Он не стал даже смотреть гербарий – вся энергия его испарилась!
Окончательный вариант записи (в тетрадях и на листах ответов):
АВТОР (из польск.< лат.) АРОМАТ (из БУФЕТ (из фр.) ГЕНЕРАЛ (из ГЕРБАРИЙ (из ГРАВЮРА (из КЛЯУЗА (из польск.< лат.) КОНФЕТА (из итал.) ФОТОГРАФИЯ (из ЭНЕРГИЯ (из | Дополнительное задание для справившихся с работой быстрее:
|
Задание для группы 1.
Спишите слова в алфавитном порядке. Укажите (подчеркните) буквы, указывающие, что слова иноязычного происхождения:
Энергия, кляуза, буфет, фотография, автор, генерал, конфета, гербарий, аромат, гравюра.
Задание для группы 2.
Выберите из списка и запишите в алфавитном порядке заимствованные слова. Укажите признаки заимствования:
Озадачить, конфета, гравюра, огород, генерал, оживленно, буфет, одеревенеть, энергия, пятак, фотография, прочий, автор, прятаться, аромат, кляуза, гербарий.
Задание для группы 3.
В тексте 10 заимствованных слов. Выберите их и запишите в алфавитном порядке. Укажите признаки заимствования:
Автор нашумевшего рассказа «Аромат кляузы» озадаченно разглядывал на стене гравюру, фотографию которой он видел в буфете на вокзале. Он отказался от конфет, предложенных генералом. Он не стал даже смотреть гербарий – вся энергия его испарилась!
Опорный материал
«Пришельцы»
(заимствованные слова)
Можно смело утверждать, что слово пришло в русский язык из другого языка, если:
- Оно начинается с гласной «а» или «э» (конечно, кроме слов ах, авось, ахнуть, это, этот – они исконно русские).
- В корнях слов есть сочетания ге, ке, хе, а также пю, бю, мю, вю, кю (пюре, бюро, келья, схема, гравюра).
- В слове есть буква «ф» (филин, фокус, рифма).
- В корнях соседствуют две и более гласные (дуэт, поэт, театр).
Опорный материал
«Пришельцы»
(заимствованные слова)
Можно смело утверждать, что слово пришло в русский язык из другого языка, если:
- Оно начинается с гласной «а» или «э» (конечно, кроме слов ах, авось, ахнуть, это, этот – они исконно русские).
- В корнях слов есть сочетания ке, хе, ге, а также пю, бю, мю, вю, кю (пюре, бюро, келья, схема, гравюра).
- В слове есть буква «ф» (филин, фокус, рифма).
- В корнях соседствуют две и более гласные (дуэт, поэт, театр).
Опорный материал
«Пришельцы»
(заимствованные слова)
Можно смело утверждать, что слово пришло в русский язык из другого языка, если:
- Оно начинается с гласной «а» или «э» (конечно, кроме слов ах, авось, ахнуть, это, этот – они исконно русские).
- В корнях слов есть сочетания ке, хе, ге, а также пю, бю, мю, вю, кю (пюре, бюро, келья, схема, гравюра).
- В слове есть буква «ф» (филин, фокус, рифма).
- В корнях соседствуют две и более гласные (дуэт, поэт, театр).
В русском языке достаточно много слов, заимствованных из старославянского. Узнать их «в лицо» часто очень трудно. Будем их опознавать по таким приметам:
СТАРОСЛАВЯНИЗМЫ | РУССКИЕ СЛОВА |
Неполногласные сочетания | Полногласные сочетания |
РА – РЕ град брег | ОРО – ЕРЕ город берег |
ЛЕ – ЛА Млечный младой шлем | ЕЛО – ОЛО молоко молодой ошеломить |
В русском языке достаточно много слов, заимствованных из старославянского. Узнать их «в лицо» часто очень трудно. Будем их опознавать по таким приметам:
СТАРОСЛАВЯНИЗМЫ | РУССКИЕ СЛОВА |
Неполногласные сочетания | Полногласные сочетания |
РА – РЕ град брег | ОРО – ЕРЕ город берег |
ЛЕ – ЛА Млечный младой шлем | ЕЛО – ОЛО молоко молодой ошеломить |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Какие наклонения глагола существуют в русском языке? Изъявительное Сослагательное Повелительное Как они выражают отношение действия к действительности? Изъявительное – действие, реальное в прошлом, настоящем или будущем Сослагательное – действие желаемое или возможное при каком-либо условии Повелительное – приказ, просьба, побуждение к действию
ИЗЪЯВИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ Запишите предложение столько раз, сколько форм времени у глагола в скобках: Бабушка с внучкой (прийти) к нам вечером. ( Жить) старик со своею старухой у самого синего моря. Укажите вид глаголов. – действие, реальное в прошлом, настоящем или будущем ГЛАГОЛЫ ИЗМЕНЯЮТСЯ ПО ВРЕМЕНАМ
ИЗЪЯВИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ Запишите предложение столько раз, сколько форм времени у глагола в скобках: Бабушка с внучкой (прийти) к нам вечером. ( Жить) старик со своею старухой у самого синего моря. Укажите вид глаголов. Бабушка с внучкой пришли к нам в гости Бабушка с внучкой придут к нам в гости Жил ( живет / будет жить ) старик со своею старухой у самого синего моря
СОСЛАГАТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ – действие, желаемое или возможное при каком-либо условии ________________________________________ Закончите предложения: Если бы мама позволила, то … Как бы я был счастлив, если бы … Подчеркните главные члены предложения.
ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ – приказ, просьба, побуждение к действию: БЕГИ! ЛЯГ. ПОЛОЖИ. КЛАДИ! ПОЕЗЖАЙ!
КАК ОБРАЗУЕТСЯ ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛА? Все ли глаголы могут повелевать? Проверим домашнее задание (упражнение № 616) Быть – будут – Есть – едят – Бежать – бегут Везти – везут – Возить – возят – Резать – режут – Жарить – жарят – Мочь – могут – Хотеть – хотят – Видеть – видят – Плакать – плачут – Шить – шьют – Стричь – стригут – Сдавать – сдают – Читать – читают – Сдать – сдадут –
КАК ОБРАЗУЕТСЯ ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛА? Все ли глаголы могут повелевать? Проверим домашнее задание (упражнение № 616) Быть – будут – будь (счастлив, здоров…) Есть – едят – ешь Бежать – бегут – беги Везти – везут – вези Возить – возят – вози Резать – режут – режь Жарить – жарят – жарь Мочь – могут – !!! (моги ?) Хотеть – хотят – !!! (хоти ?) Видеть – видят – !!! (видь ?) Плакать – плачут – плачь Шить – шьют – шей Стричь – стригут – стриги Сдавать – сдают – сдавай!!! Читать – читают – читай Сдать – сдадут – сдай!!!
- тся и - ться в глаголах Вспомните! Как решить, - тся или - ться нужно писать в глаголе? ЕСЛИ Ь ЗНАК В ВОПРОСЕ, И В ГЛАГОЛ ЕГО МЫ ВНОСИМ!
Бежим (что дела ть ?) купа ть ся! Ребята (что дела ют ?) купа ют ся целое лето.
- тся и - ться в глаголах Подумайте: когда у глагола можно определить наклонение? т ся ть ся
- тся и - ться в глаголах Тот труда не бои( ть, т )ся, кто умеет труди( ть, т )ся. Дело мастера бои( ть, т )ся. Человек по делу узнаё( ть, т )ся. По труду и честь воздаё( ть, т )ся. Надо труди( ть, т )ся, не надо лени( ть, т )ся. ________________________________________ ЗАПИШИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, выбрав правильное написание глаголов. Укажите наклонение.
- тся и - ться в глаголах Тот труда не боится, кто умеет трудиться. Дело мастера боится. Человек по делу узнаётся. По труду и честь воздаётся. Надо трудиться, не надо лениться.
- тся и - ться в глаголах Тот труда не бо ит ся, кто умеет трудиться. Дело мастера бо ит ся. Человек по делу узна ёт ся. По труду и честь возда ёт ся. Надо трудиться, не надо лениться.
Всегда ли наклонение глагола … верит своим глазам? Определите наклонение глаголов в примерах. Хотелось бы Вас поблагодарить… Сели бы вы лучше на трамвай… Был сынок у маменьки – медвежонок маленький. Мать за ним ухаживай , мучайся с сынком: мой его, приглаживай шерстку языком.
Всегда ли наклонение глагола … верит своим глазам? Хотелось бы Вас поблагодарить…= Благодарю Вас. (изъяв. накл.) Сели бы вы лучше на трамвай…= Садитесь на трамвай. (повел. накл.) Был сынок у маменьки – медвежонок маленький. Мать за ним ухаживай , мучайся с сынком: мой его, приглаживай шерстку языком. = Мать ухаживает, мучается, моет, шерстку приглаживает. (изъяв. накл.)
Подведем итоги Реальные действия, явь изображает изъявительное наклонение. Этого нет. Но это возможно , если выполнить условие. Повелительное наклонение используется, чтобы приказать, попросить, дать совет.
Спасибо за работу. До новых встреч!
Предварительный просмотр:
СТРОЕНИЕ АБЗАЦА
Прочитайте тексты-абзацы. Обозначьте в них части абзаца (З – зачин, РМ – развитие мысли, К – концовка).
1. Был конец ноября – самое грустное время в деревне. Кот спал весь день, свернувшись на старом кресле. Темная вода хлестала в окна. Дороги размыло. Вот уже больше недели, как нас никто не навещал.
2. В маленькой комнатке на светлом половичке копошились серые пушистые существа. Они были похожи на большие клубки шерсти. Клубки размотались, и за каждым тянулась толстая шерстяная нитка – хвостик. Из каждого клубочка болтались мягкие пушистые уши. Щенки все время двигались, залезали друг на друга, попискивали. (Ю. Яковлев)
3. Переулок Аркадия Гайдара в Москве… Центральная детская библиотека, которой присвоено имя писателя… Гайдаровские пионерские дружины и отряды … Для всех нас это знаки памяти писателя.
Во всех ли примерах вы смогли выделить зачин, разработку и концовку? Объясните ниже, почему можно построить абзацы без зачина и без концовки. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
Закончи высказывания. Что вызвало затруднения? (Обведи номер)
- Словосочетание – это ____________________________, связанных между собой __________________ и _____________________.
- Словосочетание состоит из ___________________ слова и ________________ слова.
- При помощи вопроса устанавливается ______________________ связь.
- Вопрос(ов) можно задать только __________ : от ____________________ к __________________________.
- ___________________ связь выражается с помощью _________________ и ______________________ или только с помощью _____________________.
- Глагольными называются словосочетания, в которых ___________________. _________________________________________________________________.
- Именными называются словосочетания, в которых _____________________ _________________________________________________________________.
- Словосочетаниями не являются:
- _________________________________________________________;
- _________________________________________________________;
- _________________________________________________________.
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
Закончи высказывания. Что вызвало затруднения? (Обведи номер)
- Словосочетание – это ____________________________, связанных между собой __________________ и _____________________.
- Словосочетание состоит из ___________________ слова и ________________ слова.
- При помощи вопроса устанавливается ______________________ связь.
- Вопрос(ов) можно задать только __________ : от ____________________ к __________________________.
- ___________________________ выражается с помощью _________________ и ______________________ или только с помощью _____________________.
- Глагольными называются словосочетания, в которых ___________________. _________________________________________________________________.
- Именными называются словосочетания, в которых _____________________ _________________________________________________________________.
- Словосочетаниями не являются:
- _________________________________________________________;
- _________________________________________________________;
- _________________________________________________________.
Предварительный просмотр:
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Работа в группах
- Прочитайте текст по ролям. Вы испытывали затруднения? Чем их можно объяснить?
Мушка и Кнопочка стояли поодаль и с опаской поглядывали на Незнайку. Незнайка посмотрел на них исподлобья и сказал ах, вот как! Ты ведь со мной дружишь! Я и с тобой дружу и с ними тоже. Одно другому не мешает. Нет, мешает, ответил Незнайка. Кто дружит с малышками, тот сам малышка. Поссорься с ними сейчас же! Зачем я буду ссориться? А я говорю, поссорься! Или я сам с тобой поссорюсь. Ну и ссорься. Подумаешь! Вот и поссорюсь, а твоим Мушке и Кнопочке так наподдам! Незнайка сжал кулаки и бросился к малышкам. Гунька загородил ему дорогу и ударил кулаком по лбу. Они принялись драться, а Мушка и Кнопочка испугались и убежали.
- Прочитайте текст по ролям. Вы испытывали затруднения? Чем их можно объяснить?
Мушка и Кнопочка стояли поодаль и с опаской поглядывали на Незнайку.
Незнайка посмотрел на них исподлобья и сказал: «Ах, вот как! Ты ведь со мной дружишь!» – «Я и с тобой дружу и с ними тоже. Одно другому не мешает». – «Нет, мешает, – ответил Незнайка. – Кто дружит с малышками, тот сам малышка. Поссорься с ними сейчас же!» – «Зачем я буду ссориться?» – «А я говорю, поссорься! Или я сам с тобой поссорюсь». – «Ну и ссорься. Подумаешь!» – «Вот и поссорюсь, а твоим Мушке и Кнопочке так наподдам!»
Незнайка сжал кулаки и бросился к малышкам. Гунька загородил ему дорогу и ударил кулаком по лбу. Они принялись драться, а Мушка и Кнопочка испугались и убежали.
- Прочитайте текст по ролям. Вы испытывали затруднения? Почему?
Мушка и Кнопочка стояли поодаль и с опаской поглядывали на Незнайку.
Незнайка посмотрел на них исподлобья и сказал:
– Ах, вот как! Ты ведь со мной дружишь!
–Я и с тобой дружу и с ними тоже. Одно другому не мешает.
–Нет, мешает, – ответил Незнайка. – Кто дружит с малышками, тот сам малышка. Поссорься с ними сейчас же!
–Зачем я буду ссориться?
–А я говорю, поссорься! Или я сам с тобой поссорюсь.
–Ну и ссорься. Подумаешь!
–Вот и поссорюсь, а твоим Мушке и Кнопочке так наподдам!
Незнайка сжал кулаки и бросился к малышкам. Гунька загородил ему дорогу и ударил кулаком по лбу. Они принялись драться, а Мушка и Кнопочка испугались и убежали.
Прочитайте вслух предложения, соответствующие схемам:1) А: «П!». 2) «П, - а. – П!»
Предварительный просмотр:
Примеры дружеских посланий как образцы эпистолярного жанра.
Письмо
А.Н. ГОНЧАРОВУ
Милостивый государь дедушка
Афанасий Николаевич,
Спешу известить вас о счастии моем и препоручить Вашему отеческому благорасположению, как мужа бесценной внуки Вашей, Натальи Николаевны. Долг наш и желание были бы ехать к Вам в деревню, но мы опасаемся Вас обеспокоить и не знаем, в пору ли будет наше посещение. Дмитрий Николаевич сказывал мне, что Вы все еще тревожитесь насчет приданого; моя усильная просьба состоит в том, чтоб Вы не расстроивали для нас уже расстроенного имения; мы же в состоянии ждать. Что касается до памятника, то, будучи в Москве, я никак не могу взяться за продажу оного и предоставляю все это дело на Ваше благорасположение.
С глубочайшим почтением и искренно сыновней преданностию имею счастие быть, милостивый государь дедушка,
Вашим покорнейшим слугой и внуком
Александр Пушкин.
24 февр. 1831.
Москва.
Л.С. ПУШКИНУ
6 апреля 1831 г. из Москвы в Чугуев
Все было решено. Ждали только ответа от гр. Паскевича, как Бенкендорф получил о тебе из Москвы неблагоприятный отзыв. Нравоучительных примечаний делать я не намерен; но кабы ты не был болтун и не напивался с французскими актерами у Яра, вероятно, ты мог бы быть уже на Висле. В Чугуеве тебе мешкать невозможно. Немедленно поезжай в свой полк и жди там решения своей участи. Дай бог, чтоб эта шутка не стоила тебе вечного пребывания в Грузии.
Н.А.КЛЮЕВУ
1921. Декабрь.
Мир тебе, друг мой! Прости, что не писал тебе эти годы, и то, что пишу так мало и сейчас. Душа моя устала и смущена от самого себя и происходящего. Нет тех знаков, которыми бы можно было передать все, чем мыслю и от чего болею. А о тебе я всегда помню, всегда во мне ты присутствуешь. Когда увидимся, будет легче и приятней выразить все это без письма.
Целую тебя и жму твою руку.
Сергей Есенин.
М.А. ВОЛОШИНУ
Усень-Ивановский завод
14-го августа 1911 г.
Милый Макс,
А когда ты мне запустил и попал мячиком в лицо, я тебе прощаю. Мы сейчас шли с Сережей по деревне и представляли себе, как бы ты вышел нам навстречу из-за угла, в своем балахоне, с палкой в руке и начал бы меня бодать. А я бы сказала: «Ма-акс! Ма-акс! Я не люблю, когда бодаются!! Теперь я ценю тебя целиком, даже твое бодание. Но так как это письмо слишком похоже на признание в любви – прекращаю.
М.Ц.
<…> Это письмо написано до твоего, 10 дней тому назад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Памяти выпускника школы" Дидактические материалы к урокам русского языка для 5-9 классов, посвященные С.Е. Цветкову, Герою РФ.
Дидактические материалы по русскому языку для 5-9 классов, посвященные жизни и подвигу выпускника школы, старшего лейтенанта, Героя РФ, С.Е. Цветкова, погибшему при исполнении воинского долга в Дагест...
Олимпийское движение: страницы истории. Дидактические материалы к урокам русского языка. (5-9 классы)
Олимпийское движение: страницы истории. Дидактические материалы к урокам русского языка. (5-9 классы)...
Дидактические материалы к урокам русского языка
Подготовка к ГИА и ЕГЭ...
Дидактические материалы к уроку русского языка в 7 классе "Признаки текста"
Материалы к уроку "Признаки текста"...
Дидактические материалы к уроку русского языка Вводные слова и предложения
ВВОДНЫЕ СЛОВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Вводные слова и предложения выражают различное отношение говорящего к тому, очем сообщается . Вводные слова не являются членами предложения, к ним нельзя задать вопро...
Дидактические материалы к уроку русского языка в 7 классе по теме "Повторение. Орфограммы в корне слова".
Данные материалы можно использовать для организации самостоятельной работы учащихся на уроке повторения и обобщения сведений об орфограммах в корнях слов. Выполняя задания, учащиеся себя оценива...
Дидактические материалы к урокам русского языка 6 класс
карточки по русскому языку...