Дидактические материалы к урокам русского языка
учебно-методический материал по русскому языку

Фелоненко  Ольга Вадимовна

Дидактические материалы  предназначены  для школьников  при изучении  темы "Фразеология". Предложены разноуровневые варианты заданий. Цель- расширение  лексического запаса школьников, активация интереса к  богатствам родного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_materialy._frazeologiya.docx24.11 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические материалы к урокам русского языка.

Задания по теме «Фразеология»

1)Найдите фразеологизмы в предложениях. Объясните их  значение.

1.— Ну и кулёма! — выговаривала мне по-свойски Лушка. — Вышла бы замуж, жила б себе кум королю, не таскала бы на базар последний с головы платок 

(А.  Санжаровский. «Оренбургский  платок»).  

2. Родион,  как многие малодушные люди,  вместо того чтобы сознаться в своей слабости  и попросить совета или помощи у других, ещё более замкнулся в себе и решил действовать напропалую, наугад,  куда  кривая  вывезет (Е. Мальцев. «От  всего сердца»).

3. Помахав руками, чтобы остыть, Иван ласточкой кинулся в воду. Дух   перехватило  у него, до того была холодна вода, и мелькнула  доже мысль, что не удастся, пожалуй, выскочить на поверхность (М. Булгаков. «Мастер и Маргарита»).

4. Знали матросы, что «капитанша» держит под каблучком молодящегося капитана, что уступил, подчинился девчонке старик капитан (Соколов-Микитов. «Матросы»).

 5. Через четверть часа усталость подкосила ноги мои — и потом каждую минуту надлежало мне отдыхать (Н. Карамзин. «Письма русского путешественника»).


2)Подберите синонимы к фразеологизмам.

А) Для  отвода глаз.                                               

Мокрая курица.                                          

Мастер на все руки.                                                

Набитый  дурак.                  

И ежу понятно.

Острый глаз.

Очертя голову.

У разбитого корыта.

Справочный материал:  умелец;  глупец; для вида, формально; остаться ни с чем; размазня, слюнтяй, хлюпик; все понятно; безрассудно, опрометчиво; внимательный.

Б) Горячая голова.

Гусь лапчатый.

Как две капли воды.

Карта бита

Каши не сваришь.

Камень  на шее.

Как по маслу.

Кишка  тонка.

Справочный материал:  не под силу; вспыльчивый,  несдержанный;  плут, хитрец;  без затруднений, легко; непокладистый, несговорчивый, неуступчивый;

неразличимые,  похожие; бремя, хомут;  проваливавшийся, потерпевший неудачу.

 В) Заморить червячка.

Кошки скребут на душе.

Краеугольный камень.

Куда кривая вывезет.

Под каблуком.

Со времен царя Гороха.

Сам черт не брат.

Вставлять палки в колёса.

Справочный материал:  давно; наугад, наудалую, наудачу; ничего не стоит; в зависимости, в подчинении;  беспокоиться, ощущать тревогу; главное, основа;

мешать;  перекусить.

3) Прочитай сочетания слов, выпишите  устойчивые сочетания (фразеологизмы). Объясните их значение устно.

Белая ворона, под белые руки,  белое пятно, белая скатерть;  белые мухи, белые  облака; мамин сын, мамин зонтик,  маменькин сынок; золотые серьги, золотая осень,  золотое сердце, золотая лихорадка,  золотые руки;  повесить картину, повесить голову, повесить камень на шею;  перемывать посуду, перемывать косточки; злые люди, злой дух, злая водица, злые языки; щелкать как семечки, щелкать зубами, щелкать по носу, щелкать пальцами; хлопать дверью, хлопнуть по рукам, хлопнуть как обухом по голове, хлопать глазами; в теплых рукавицах, в ежовых рукавицах; рубить дрова, рубить сплеча; руки чешутся, чесать гриву; горные реки, молочные реки;  расхлебывать кашу, варить кашу, заварить кашу; наклонить голову, сложить голову, ломать голову.

4)  Раскройте значение фразеологизмов.

А)Свита делает короля.

Б)Горе луковое.

В)Свет в окошке.

5)Составьте  предложения с фразеологизмами так, чтоб было понятно их значение.

 А)  Святая святых; сердце просит; потерять голову.

 Б)  Теплая компания; сам черт не брат; свалиться на плечи.

 В)  Слишком много чести; смотреть сентябрем;  смотреть сквозь пальцы.

 Г)  Снять шапку; смешать с грязью; поймать за руку.

Д) Показаться на глаза; поймать черта за хвост; под одну гребенку.

6)Установите  соответствие.

I.  А. Бить баклуши.                                            1. Попасть в неприятную ситуацию                          

     Б. Волочить ноги                                            2. Мешать.

     В. Вставлять палки в колёса                          3. Мирно, дружно.

     Г. Расхлебывать  кашу                                    4. Лентяйничать.

     Д. Душа в душу.                                              5. Устать.         

II. А. Заткнуть за пояс.                                              1.Мало.    

     Б. Водить за нос.                                                   2. Победить, превзойти.

     В. Зарубить на носу.                                             3. Невероятно, необыкновенно.

     Г.  Чудеса в решете.                                              4.Обманывать.

     Д. Кот  наплакал.                                                   5.Запомнить.        

7) Соревнование. Вспомните  фразеологизмы   со словом  «рука». Кто сможет  больше  их подобрать?

8)Напишите  шуточное сочинение-миниатюру с употреблением   фразеологизмов   на тему «Век живи - век учись».

9) Объясните  значения  фразеологизмов. Подберите  похожие  по структуре 2-3 фразеологизма.

  Розовые очки, тоска зеленая, горькая  правда,  больной вопрос,  горячий след.

10) Напишите сочинение-миниатюру «Роль фразеологизмов в родном языке».

11) О каком  человеке  говорят, употребляя  фразеологизмы: ходячая энциклопедия, семи пядей во лбу?

12)  Опишите людей, к которым можно применить фразеологизмы: тише воды, ниже травы; ни рыба, ни мясо;  тепличное растение;  ноль без палочки;  заячья душа;  горе луковое;  язык плохо подвешен.

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Памяти выпускника школы" Дидактические материалы к урокам русского языка для 5-9 классов, посвященные С.Е. Цветкову, Герою РФ.

Дидактические материалы по русскому языку для 5-9 классов, посвященные жизни и подвигу выпускника школы, старшего лейтенанта, Героя РФ, С.Е. Цветкова, погибшему при исполнении воинского долга в Дагест...

Олимпийское движение: страницы истории. Дидактические материалы к урокам русского языка. (5-9 классы)

Олимпийское движение: страницы истории. Дидактические материалы к урокам русского языка. (5-9 классы)...

Дидактические материалы к урокам русского языка в 5 классе

Небольшая подборка материалов по разным темам курса русского языка в 5 классе (ориентировано на программу М.М. Разумовской)...

Дидактические материалы к уроку русского языка Вводные слова и предложения

ВВОДНЫЕ СЛОВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Вводные слова и предложения выражают различное отношение говорящего к тому, очем сообщается . Вводные слова не являются членами предложения, к ним нельзя задать вопро...

Дидактические материалы к уроку русского языка в 7 классе по теме "Повторение. Орфограммы в корне слова".

Данные материалы можно использовать для организации  самостоятельной работы учащихся на уроке повторения и обобщения сведений об орфограммах в корнях слов. Выполняя задания, учащиеся себя оценива...