Дидактические материалы к урокам русского языка
учебно-методический материал по русскому языку
Дидактические материалы предназначены для школьников при изучении темы "Фразеология". Предложены разноуровневые варианты заданий. Цель- расширение лексического запаса школьников, активация интереса к богатствам родного языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_materialy._frazeologiya.docx | 24.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические материалы к урокам русского языка.
Задания по теме «Фразеология»
1)Найдите фразеологизмы в предложениях. Объясните их значение.
1.— Ну и кулёма! — выговаривала мне по-свойски Лушка. — Вышла бы замуж, жила б себе кум королю, не таскала бы на базар последний с головы платок
(А. Санжаровский. «Оренбургский платок»).
2. Родион, как многие малодушные люди, вместо того чтобы сознаться в своей слабости и попросить совета или помощи у других, ещё более замкнулся в себе и решил действовать напропалую, наугад, куда кривая вывезет (Е. Мальцев. «От всего сердца»).
3. Помахав руками, чтобы остыть, Иван ласточкой кинулся в воду. Дух перехватило у него, до того была холодна вода, и мелькнула доже мысль, что не удастся, пожалуй, выскочить на поверхность (М. Булгаков. «Мастер и Маргарита»).
4. Знали матросы, что «капитанша» держит под каблучком молодящегося капитана, что уступил, подчинился девчонке старик капитан (Соколов-Микитов. «Матросы»).
5. Через четверть часа усталость подкосила ноги мои — и потом каждую минуту надлежало мне отдыхать (Н. Карамзин. «Письма русского путешественника»).
2)Подберите синонимы к фразеологизмам.
А) Для отвода глаз.
Мокрая курица.
Мастер на все руки.
Набитый дурак.
И ежу понятно.
Острый глаз.
Очертя голову.
У разбитого корыта.
Справочный материал: умелец; глупец; для вида, формально; остаться ни с чем; размазня, слюнтяй, хлюпик; все понятно; безрассудно, опрометчиво; внимательный.
Б) Горячая голова.
Гусь лапчатый.
Как две капли воды.
Карта бита
Каши не сваришь.
Камень на шее.
Как по маслу.
Кишка тонка.
Справочный материал: не под силу; вспыльчивый, несдержанный; плут, хитрец; без затруднений, легко; непокладистый, несговорчивый, неуступчивый;
неразличимые, похожие; бремя, хомут; проваливавшийся, потерпевший неудачу.
В) Заморить червячка.
Кошки скребут на душе.
Краеугольный камень.
Куда кривая вывезет.
Под каблуком.
Со времен царя Гороха.
Сам черт не брат.
Вставлять палки в колёса.
Справочный материал: давно; наугад, наудалую, наудачу; ничего не стоит; в зависимости, в подчинении; беспокоиться, ощущать тревогу; главное, основа;
мешать; перекусить.
3) Прочитай сочетания слов, выпишите устойчивые сочетания (фразеологизмы). Объясните их значение устно.
Белая ворона, под белые руки, белое пятно, белая скатерть; белые мухи, белые облака; мамин сын, мамин зонтик, маменькин сынок; золотые серьги, золотая осень, золотое сердце, золотая лихорадка, золотые руки; повесить картину, повесить голову, повесить камень на шею; перемывать посуду, перемывать косточки; злые люди, злой дух, злая водица, злые языки; щелкать как семечки, щелкать зубами, щелкать по носу, щелкать пальцами; хлопать дверью, хлопнуть по рукам, хлопнуть как обухом по голове, хлопать глазами; в теплых рукавицах, в ежовых рукавицах; рубить дрова, рубить сплеча; руки чешутся, чесать гриву; горные реки, молочные реки; расхлебывать кашу, варить кашу, заварить кашу; наклонить голову, сложить голову, ломать голову.
4) Раскройте значение фразеологизмов.
А)Свита делает короля.
Б)Горе луковое.
В)Свет в окошке.
5)Составьте предложения с фразеологизмами так, чтоб было понятно их значение.
А) Святая святых; сердце просит; потерять голову.
Б) Теплая компания; сам черт не брат; свалиться на плечи.
В) Слишком много чести; смотреть сентябрем; смотреть сквозь пальцы.
Г) Снять шапку; смешать с грязью; поймать за руку.
Д) Показаться на глаза; поймать черта за хвост; под одну гребенку.
6)Установите соответствие.
I. А. Бить баклуши. 1. Попасть в неприятную ситуацию
Б. Волочить ноги 2. Мешать.
В. Вставлять палки в колёса 3. Мирно, дружно.
Г. Расхлебывать кашу 4. Лентяйничать.
Д. Душа в душу. 5. Устать.
II. А. Заткнуть за пояс. 1.Мало.
Б. Водить за нос. 2. Победить, превзойти.
В. Зарубить на носу. 3. Невероятно, необыкновенно.
Г. Чудеса в решете. 4.Обманывать.
Д. Кот наплакал. 5.Запомнить.
7) Соревнование. Вспомните фразеологизмы со словом «рука». Кто сможет больше их подобрать?
8)Напишите шуточное сочинение-миниатюру с употреблением фразеологизмов на тему «Век живи - век учись».
9) Объясните значения фразеологизмов. Подберите похожие по структуре 2-3 фразеологизма.
Розовые очки, тоска зеленая, горькая правда, больной вопрос, горячий след.
10) Напишите сочинение-миниатюру «Роль фразеологизмов в родном языке».
11) О каком человеке говорят, употребляя фразеологизмы: ходячая энциклопедия, семи пядей во лбу?
12) Опишите людей, к которым можно применить фразеологизмы: тише воды, ниже травы; ни рыба, ни мясо; тепличное растение; ноль без палочки; заячья душа; горе луковое; язык плохо подвешен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Памяти выпускника школы" Дидактические материалы к урокам русского языка для 5-9 классов, посвященные С.Е. Цветкову, Герою РФ.
Дидактические материалы по русскому языку для 5-9 классов, посвященные жизни и подвигу выпускника школы, старшего лейтенанта, Героя РФ, С.Е. Цветкова, погибшему при исполнении воинского долга в Дагест...
Олимпийское движение: страницы истории. Дидактические материалы к урокам русского языка. (5-9 классы)
Олимпийское движение: страницы истории. Дидактические материалы к урокам русского языка. (5-9 классы)...
Дидактические материалы к урокам русского языка
Подготовка к ГИА и ЕГЭ...
Дидактические материалы к урокам русского языка в 5 классе
Небольшая подборка материалов по разным темам курса русского языка в 5 классе (ориентировано на программу М.М. Разумовской)...
Дидактические материалы к уроку русского языка в 7 классе "Признаки текста"
Материалы к уроку "Признаки текста"...
Дидактические материалы к уроку русского языка Вводные слова и предложения
ВВОДНЫЕ СЛОВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Вводные слова и предложения выражают различное отношение говорящего к тому, очем сообщается . Вводные слова не являются членами предложения, к ним нельзя задать вопро...
Дидактические материалы к уроку русского языка в 7 классе по теме "Повторение. Орфограммы в корне слова".
Данные материалы можно использовать для организации самостоятельной работы учащихся на уроке повторения и обобщения сведений об орфограммах в корнях слов. Выполняя задания, учащиеся себя оценива...