программа по русскому языку 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему
Рабочая программа с КТП 7 класс по программе Ладыженской
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_russkomu_yazyku_7_kl.docx | 145.49 КБ |
Предварительный просмотр:
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.(Русский язык.Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и др. М., Просвещение,2011). Учебник: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.,Просвещение, 2013.
В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития обучающихся, коммуникативных качеств личности.
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
1.Закон «Об образовании»;
2.Федеральный государственный образовательный стандарт;
Программы формирования универсальных учебных действий;
4.Список учебников ОУ, соответствующий Федеральному перечню учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2014-2015 уч.год, реализующих программы общего образования;
5.Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся ( рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД-1552/03).
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для VII класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цели обучения. Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
-воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
-овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
-развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности. Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
3.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Русский язык».
Личностные результаты:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объем словарного запаса усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
2) способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
3) овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
4) умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
5) способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; владение разными видами монолога и диалога; соблюдение в практике речевого обобщения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; способность оценивать свою речь с точки зрения содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты; умение выступать перед аудиторией сверстников; небольшими сообщениями, докладами; применение приобретенных знаний, умений сов в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний им учебным предметам, применять полученные , умения и навыки анализа языковых явлений предметном уровне (на уроках иностранного литературы и др.);
6) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого совместного выполнения какой-либо задачи, в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
- представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
- освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
- распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
- проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
4. Содержание тем учебного курса 1. Вводный урок. Русский язык как развивающееся явление. Знать некоторые особенности развития русского языка; понятия: русский литературный язык, литературная норма, изменчивость норм языка. Уметь обобщать знания о языке, полученные в 5–6 классах; оперировать терминами при анализе языкового явления; работать с учебной и справочной литературой. 2. Повторение изученного в 5 – 6 классах. 2.1.Синтаксис и пунктуация Знать изученные сведения из раздела «Синтаксис и пунктуация»; понятия грамматическая основа предложения, члены предложения; строение ПП и СП; правила постановки знаков препинания в ПП и СП. Уметь ставить знаки препинания в простом и сложном предложениях. 2.2. Лексика и фразеология. Знать понятия лексическое значение слова, прямое и переносное значение, синонимы, антонимы, фразеологизмы. Уметь ставить знаки препинания в сложном предложении, в предложении с прямой речью, в обозначении орфограмм. 2.3. Фонетика и орфография. Повторить трудные вопросы темы (роль букв е, ё, ю, я), порядок и особенности фонетического разбора, соотнесенность произношения и написания слов в русском языке, орфограммы, связанные с безударными гласными, проверяемыми согласными, с правописанием ъ и ь. 2.4. Словообразование и орфография. Вспомнить и закрепить навыки словообразовательного разбора. Повторить орфограммы в корнях, суффиксах и окончаниях. Уметь различать формы слова и однокоренные слова. 2.5. Морфология и орфография. Повторить основные сведения по морфологии, правописание безударных гласных в окончаниях изменяемых частей речи. Уметь разграничивать части речи по их морфологическим признакам. 2.6. Урок-практикум Знать основные работы по морфологии, орфографии, синтаксису. Уметь применять орфографические, пунктуационные правила. 2.7. Текст. Стили литературного языка. Знать основные признаки текста, типы речи; изученные стили языка, особенности публицистического стиля. Уметь анализировать текст, определять его типовую принадлежность; осуществлять комплексный анализ текста. 3. Морфология и орфография. Культура речи. 3.1. Причастие. Знать характеристику причастия по значению, морфологические признаки глагола и прилагательного у причастия, синтаксическую роль причастия в предложении. Уметь различать причастия и прилагательные, находить причастия в тексте, определять признаки прилагательного и глагола у причастий, определять синтаксическую роль причастия в предложении, уметь доказать принадлежность причастия к самостоятельным частям речи в форме рассуждения. 3.2. Деепричастие. Знать характеристику деепричастия по значению, признаки глагола и наречия у деепричастия, синтаксическую роль деепричастия в предложении; знать, что основное и добавочное действия, обозначенные глаголом-сказуемым и деепричастием, относятся к одному и тому же лицу (предмету). Уметь находить слова, обозначающие основные и добавочные действия, в предложениях; определять синтаксическую роль деепричастия; находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий; определять вид деепричастии 3.3. Наречие. Знать значение наречия; вопросы, на которые оно отвечает; знать, что наречия не изменяются, синтаксическую роль наречия в предложении. Уметь находить наречия в тексте; группировать словосочетания с наречиями, относящимися к глаголам, причастиям, деепричастиям прилагательным, другим наречиям; находить и исправлять ошибки в употреблении наречий. 3.4. Категория состояния. Знать значение категории состояния; знать, что слова категории состояния не изменяются; что состояние может быть выражено и в положительной, и в сравнительной степени; синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничение наречий и категории состояния. Уметь находить слова категории состояния; определять, к каким группам по значению относятся слова категории состояния; определять синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничивать наречия и слова категории состояния в предложениях и в тексте. 4. Служебные части речи. Знать перечень служебных частей речи; отличие служебных частей речи от самостоятельных. Уметь находить служебные части речи в тексте, классифицировать их. 5. Повторение изученного в 7 классе. Знать определения основных изученных в 5- 7 классах языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры. 5.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Оборудование: компьютер, проектор, веб-камера (для уроков с использованием ИКТ ).
УМК для учителя: 1.Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программа по русскому языку. 5 класс.// Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы.-М., Просвещение, 2011. 2.Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А., и др. Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2013. 3.Поурочные разработки по русскому языку для 7 класса/ сост. Беляева О.В., Доценко О.А. М., Вако, 2009. 4.Поурочные планы по учебнику М.Т.Баранова/ сост. Колчанова С.С. Волгоград,Учитель, 2009. 5. Русский язык. Контрольно-измерительные материалы. 7 класс/ сост. Егорова Н.В. М., Вако, 2010. 6.Русский язык. 7 класс. Тематические тесты по программе М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др. / сост. Мальцева Л.И. Ростов-на-Дону, 2012. 7.Тематические зачеты по русскому языку. 7 класс./ Малюшкин А.Б., Рогачева Е.Ю. М., Сфера, 2009. 8.Уроки русского языка с применением информационных технологий.5-7 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.,Глобус, 2010.
УМК для учащихся: 1.Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2013.
Образовательные электронные ресурсы:
8 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В результате изучения русского языка учащиеся должны знать определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры. Ученик должен знать\ понимать:
К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
По орфографии.
Орфограммы, изученные в 7 классе:
По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты, стоящие после определяемого существительного, деепричастные обороты. По связной речи.
Аудирование и чтение
Говорение и письмо
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Система оценивания В конце изучения каждой темы предусматриваются зачетные уроки, тестирование, творческие и контрольные работы. Форма промежуточной аттестации Итоговая работа в форме теста Методы и формы контроля
ПРИЛОЖЕНИЕ Входной тест по теме “Повторение изученного в 5-6 классах” Вариант 1 ЧАСТЬ 1 А2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова: 1) самый лучший 2) трое дочерей 3) пятью пальцами А3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН? А6. В каком слове на месте пропуска пишется буква И: 1) вы пиш_те 2) кача_шь ногой 3) он дыш_т свободно А7. В каком предложении не со словом пишется раздельно? 1) (Не)дисциплинированность Павлова мешала всем. 2) Лицо его было (не)злое, а скорее доброе. 3) За прямоту соседки (не)долюбливали мою бабушку. А8. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Ё? Брат н(1)кому н(2) в чем н(3) мог отказать, и н(4)которые люди злоупотребляли этим. 1) 1,2,3 2 )1,2,3,4 3) 1,2 А11.В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? 1) Красновато(коричневые) листья падали на меня (с)верху. 2) Когда(нибудь) и у меня будет такое бело(снежное) платье. 3) (В)низу, у болота, иногда видны были длинно(ногие) журавли. А12. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) 1) Комната была небольшой но уютной и хорошо обставленной. 2) Не случилось бы вьюги назавтра или ночью. 3) Ни шуток ни смеха ни улыбок даже не было заметно между всеми этими людьми.
(1) ... (2) Он весь красно-бурый, покрыт серым налетом.(3) По бокам брюшка - яркие треугольные пятна. (4)Конец брюшка сильно вытянут и напоминает хвостик.(5)Майский жук обгрызает листья деревьев. (6)Но еще опаснее личинка майского жука. (7)Она очень прожорлива. (8)…люди уничтожают майских жуков. 2) Среди многочисленных насекомых есть особенно вредные. 3) Майский жук - опасный вредитель. А14. Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста? А15. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений (части предложения) текста? ЧАСТЬ 2
(1)Вьюга посеребрила пышную прическу стройных сосен. (2)Ясная береза распустила светлые косы покрытых инеем ветвей, блестит на солнце нежной тонкой берестой. (3)Глубок зимний сон природы, но идет жизнь под сугробом. (4)Попробуй разгреби в лесу снег до земли. (5)На том месте, которое расчистил, увидишь кустики брусники, веточки черники. (6)Все еще зеленеют здесь круглые листья грушанки, вереска. (7)Пороша рассказывает о событиях в зимнем лесу. (8)На лесной поляне вьется след лисицы. (9)Пробороздил сугроб долговязый лось, проскакал беляк. (10)Парочки следов испятнали снег. (11)Это пробежала куница, хищница искала белок. (12)Сверкает снег, вспыхивают и гаснут снежные искры. (13)Хорош лес в зимнем уборе! А18. Какое из перечисленных утверждений не соответствует содержанию текста? В1. Укажите способ образования слова ХИЩНИЦА (предложение №11).
Вариант 2 ЧАСТЬ 1 А2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова: 1) самый умнейший 2) тремястами пятьюдесятью рублями 3) пятеро щенков А3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН? 1) 1, 2 2) 2 3) 1, 2, 3 4) 1 А5. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? А6. В каком слове на месте пропуска пишется буква И: 1) прогон_шь врага 2) вян_т букет 3) ненавид_л его А7. В каком предложении не со словом пишется слитно?
А8. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Ё? Теперь Круглову было н(1) на что рассчитывать, н(2)сколько минут он молчал и н(3)чего н(4) мог сказать. 1) 1,2,3, 4 2 )1,4 3) 1,2, 4 А11.В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? 1)Когда(то) давно я был влюблен в эту сине(глазую) девочку. 2)(В)переди меня сидел широко(плечий) юноша. 3) На северо(востоке) небо было голубовато(серым) А12. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
. А14. Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста? А15. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений (частей предложения) текста? А16. Укажите верную морфологическую характеристику слова два (предложение 8): 1) числительное 2) наречие 4) местоимение ЧАСТЬ 2
(1)Сколько цветных корабликов на пруду! (2)Желтые, красные, золотые кораблики прилетели сюда по воздуху. (3)Они плавно падают на воду и сразу плывут с поднятыми парусами. (4)Большой еще запас таких корабликов на деревьях, которые разноцветной стеной окружают пруд. (5)Раньше других спешат в свое первое и последнее путешествие кленовые листья. (6)Это самые парусистые кораблики! (7)А какие они нарядные! (8)Небо чистое. (9)Вот показались ласточки, покружились и улетели в далекие края, где нет зимних вьюг и метелей.(10) Счастливого пути, ласточки! (11)Ярко светит солнце. (12)Шелестит ветерок листьями, подгоняет цветные кораблики на пруду. А19. Какой тип речи представлен в тексте?
В1. Укажите способ образования слова ВЕТЕРОК (предложение № 12). Контрольная работа №1, 7 класс Тема: «Повторение изученного материала в 5-6 классе» Гоголь не пишет, а рисует. Его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их. Каждое слово, каждая фраза выражает у него мысль. Тщетно хотели бы вы придумать другое слово или другую фразу для выражения этой мысли. Это слог, который имеют только великие писатели. Гоголь признавался, что ничего не умеет создавать в воображении. У него только то выходит хорошо, что он взял из действительности, подметил в реальности. Записные книжки Гоголя полны описаниями русского быта, обычаев, природы, жилищ, одежды. Он постоянно ищет слова, чтобы рассказать о бесконечном мире вещей, которые окружают человека. Об их форме и цвете, запахе и назначении, об отношении к ним человека. (104 слова) Грамматическое задание.
3. Выписать все словосочетания из 2 предложения: Его изображения дышат живыми красками действительности. 4. Выписать 2 слова с безударной гласной в корне, подобрать проверочные слова. Контрольная работа №2, 7класс. Тема: «Причастие. Причастный оборот». Заросшая невысокой травой дорога вилась по еловому лесу. Каждый шаг открывал что-нибудь неожиданное. Вот у берега растет старая ель, покрытая седым мхом, она низко опустила темные обвисшие ветви. Медведем вздыбились вывороченные корни поваленного грозой дерева. На тонком невидимом стебле клонится и качается лесной колокольчик. Вот узкая черная река с топкими берегами, заваленными трухлявым буреломом. Тропа поднялась в гору, и перед глазами путников стеной встали высокие сосны. На желтовато-розовых, освещенных солнцем стволах качались зеленые шапки листвы. Задание.
Контрольная работа №3, 7 класс. Тема: «Причастие». Петька и Вовка устало плелись по пустынному берегу моря. Он был усеян галькой, отшлифован волнами. От едва колышущегося моря на мальчиков веяло странным покоем и тишиной. Лучи не зашедшего ещё за горизонт солнца скользили по легким волнам, набегавшим на берег. Пропитанная запахом травы длинная дорога, тянувшаяся к морю от далекого города, осталась позади, а впереди во всю даль и ширь расстилалось открытое море, не имеющее границ. И ребятам казалось, что они добрались до самого конца света, что дальше уже нет ничего. Есть одно тихо плещущееся море, а над ним такое же бескрайнее небо, кое-где покрытое бледно-розовыми облачками. Мальчики, утомленные долгим путем, шли молча. За плечами они несли ворох сухого бурьяна, собранного ими для будущего костра. Грамматическое задание. 1. Графически обозначить причастные обороты в ПЕРВОМ абзаце. 2.Выписать из текста 2 действительных причастия и 2 страдательных. Разобрать их по составу. 3.Из первого абзаца выписать 2 кратких причастия, 2 прилагательных. 4 **(Небо) покрытое³. 5.*** Выписать предложение, в котором нет причастного оборота, разобрать по членам предложения. Контрольная работа №4, 7 класс Тема: «Деепричастие». Рыжая лисица наиболее распространена и известна на территории нашей страны. Чаще всего лисицы поселяются на склонах оврагов и холмов, избирая участки с песчаным грунтом, защищенные от заливания дождевыми или талыми водами. Охотится она в разное время суток. Поразительные повадки обнаруживает она при охоте. Почти у всех народов она является символом хитрости и ловкости. Спокойно идущая лисица следует по прямой, оставляет на снегу четкую цепочку следов. Испуганное животное может бежать очень быстро, буквально распластавшись над землей и далеко вытянув хвост. Замечательное зрелище представляет лисица, занимающаяся зимой мышкованием. Войдя в азарт, она то прислушивается к писку грызунов, то делает грациозный прыжок, то начинает быстро рыться, разбрасывая вокруг снежную пыль. При этом хищница настолько увлекается, что подпускает к себе очень близко. Задание.
Контрольная работа № 5, 7 класс. Тема: «Наречие». Отправляясь на охоту, я вышел из дома затемно. Дорога мне хорошо знакома, и я взобрался на верх пригорка, покрытого лесочком, и сначала пошел по дорожке. Под ногами чувствовалась не грязь, а сухая земля. Легкий ветерок едва-едва доносил горьковатый запах пробуждающихся почек. Я решил ждать прилета тетеревов на знакомой мне лесной полянке. Сюда они прилетают в начале весны. Я пошел к шалашу, сделанному мною заранее из тоненьких березок. Укрывшись в нем, я закрыл вход ветками. Неожиданно послышался шум. Тяжелые птицы садились у шалаша, громко хлопая крыльями. Извещая задорной песней весь лес о своем прилете, они прыгали, перелетая с места на место, гоняясь друг за другом. Распустив свои черные хвосты и припадая к земле, птицы монотонно ворковали. Казалось, что вокруг меня переливаются и по-весеннему журчат невидимые ручейки. Грамматическое задание. 1. Выпишите наречия, разберите по составу. 1 вариант- из первого абзаца. 2 вариант- из второго абзаца. 2.Синтаксический разбор. 1 вариант: Отправляясь на охоту, я вышел из дома затемно. 2 вариант: Я пошел к шалашу, сделанному мною заранее из тоненьких березок. 3. Составьте предложения со словами: 1 вариант: по прежнему- по-прежнему. 2 вариант: по новому – по-новому. Материал для проведения промежуточной аттестации по русскому языку в 7 классе Вариант 3 (тренировочный)
Славный мастер
1)Иван Кулибин – талантливый русский изобретатель. 2)Широко извес..ны такие его изобретения, как первый в России телеграф, (само)движущ…ся экипажи пр..водимые в действие педалями. 3)Г..ниальны проекты деревя(н,нн)ых мостов ра..работа(н,нн)ые Кулибиным. 4)Русских часовщиков в России тогда почти (не) было. 5)Часами зан…мались немцы и они всячески ра…простр…няли мнение что русский человек (не) сможет постигнуть сложность часового механизма. 6)Любовь к часам бе…пр…станно выстукивающим время появилась у Кулибина с детства и осталась навсегда. 7)Что (бы) он (не, ни) делал, что (бы) (не, ни) изобретал, мысли его (не)умолимо возвращались к часам. 8)Он начал делать (не)обыкновенные, (не)бывалые часы которым и сейчас невозможно (не) подиви( т, ть)ся. 9)Пор…жают часы …дела(н,нн)ые мастером (в)виде яйца, в которых каждый час раскрывались золоче(н,нн)ые двери, а под музыку раз…грывалось представление. 10)Часы Кулибина раскрывая дарование мастера являли собой чудо русской техники.
Примечание: работа оценивается двумя оценками. Первая оценка – за работу с текстом, вторая – за выполнение заданий после текста. Материал для проведения промежуточной аттестации по русскому языку в 7 классе Вариант 1
Первое знакомство
1)Маркидон был совсем маленький когда он (в)первые увид…л и усыш…л скворца. 2)Было это в марте. 3)Мать закутала ребенка в тряпье и вынесла во двор усадив на завалинку против дли(н,нн)ой жердины увенча(н,нн)ой кудрявой веткой где маячил скворечник. 4)У кромки завалинки с соломе(н,нн)ой крыши падали рыжие прозрачные сосульки. 5)Там копошились воробьи. 6)Они охотились за букашками. 7)Мальч…нке было уд..вительно наблюдать, как эти шустрые воробьишки сплюнув по букашке тут (же) запивали трапезу из крохотной лужицы образовавш…ся от раста…вших сосулек. 8)Отвлекало мальч…нку какое (то) пр..щелкивание и шипение ра..дававш…ся (с)верху. 9)Мальчишка поднял глаза увидел на ветке (не)большую черную с серебристым воротником птицу и понял что это поет она. 10)Это был скворец (из)редк… нач…навший махать крыльями раздувая вокруг шеи перышки, и вот тогда(то) от нее лилось шипение, похожее на куриное кудахтанье. 11)Напевшись всласть скворец улетел.
Материал для проведения промежуточной аттестации по русскому языку в 7 классе Вариант 2.
Дружная весна. 1)Весна наступила в этом году ра(н,нн)яя и соверше(н,нн)о неожида(н,нн)ая. 2)Побежали по деревенским улицам сверка..щие ручейки сердито пенясь вокруг камен..ев и быстро вертя щепки и гуси..ый пух. 3)В огромных лужах воды из(под) деревьев отразилось голубое небо с плывущ..ми по нему крутящ..мися облаками. 4)Воробьи стаями обсыпавшие пр..дорожные кусты кричали так громко и возбужде(н,нн)о что ничего нельзя было ра(с,сс)лышать за их криком. 5)Везде чувствовалась радос..ная тревога жизни. 6) Снег сошел оставшись еще кое(где) грязными кл..чками в лощинах и тенистых перелесках. 7)Из(под) него выглянула обнаже(н,нн)ая земля отдохну..шая (в)течен.. зимы и теперь полная свежих соков. 8)(С)верху над нивами так(же) вился ле..кий парок наполня..ший воздух запахом отта..вшей земли, который даже в городе узнаеш.. среди сотен других запахов. 9)Почему(то) у меня кошки скребли на душе: вместе с этим ар..матом вливалась в мою душу весе(н,нн)яя грусть исполне(н,нн)ая бе..покойных ожиданий. 10)Ночи стали теплее в их густом мраке чу..ствовалась какая(то) (не)зримая творческая работа природы.
Материал для проведения промежуточной аттестации по русскому языку в 7 классе Работа над ошибками. Вариант 1.
(1)Календарь это перечень дней года ра..битый на недели и месяцы. (2)По латыни «календы» - первые дни месяцев которые в Древнем мире публично об..являли глашатаи. (3)Первые пр..дшестве..ики совреме..ого календаря по..вились уже 30 тысяч лет назад. (4)(Не) давно были найде..ы обломки костей с зару..ками обознача..щими определе..ое количество дней в другом крупном отрезке врем..ни. (5)В древности и в средн..вековье они играли большую роль, например, для определения дат религиозных праз..ников. (6) Сегодня календари имеют самую разн..образную форму. (7)Самыми популярными являют?ся карма..ый и отрывной календари. (8)Есть функция календаря и в наручных часах и в сотовых телефонах указыва..щих точную дату даже учитывая високосные годы.
Материал для проведения промежуточной аттестации по русскому языку в 7 классе Работа над ошибками. Вариант 2.
(1) В часы досуга отец заб..вляя своего сына сооружал для него маленькие ветря..ые мельницы клее..л бумажных змеев и пускал вместе с ним мыльные пузыри. (2) Мыльные пузыри иногда пон..мались довольно высоко. (3) Отец был (не) грамотным мечтателем и он часто говорил сыну: - (4) Малыш! (5) Если (бы) у мыльного пузыря была прочная оболочка он (бы) поднялся высоко (высоко) и летел (бы) долго (долго). (6) У мальчика заг..рались глаза. (7) Отец научил его мечтать о полете в небо. (8) Он внушил ему мысль о таком пузыре который будет больше стога сена и сможет поднять человека. (9) Он верил что образова..ый сын из..щет прочную и легкую оболочку для больш.. пузыря и осуществит отцовские мечты. (10) И он их осуществил. (11) Знатный (воздухо)плаватель и его отец обнявшись (не) замечая (ни)кого любовались полетом радужных мыльных пузырей выдува..мых через тонкую соломинку сыном (воздухо)плавателя и внуком старика из далек.. с..ления.
Материал для проведения промежуточной аттестации по русскому языку в 7 классе Работа над ошибками. Вариант 3.
(1) Когда(то) на Земле (не) существовало (ни)городов (ни)сел (не) было да(же) землянок и Человек жил (не)многим лучше зверя. (2) Всё окружа..щее было (не) дружелюбно к Человеку. (3) (Не) гостепр..имные леса старались (не)пропустить (в) глубь своего зеленого царства. (4) Вода пр..граждала Человеку дорогу угр..жая погл..тить его и похоронить на речном дне. (5) Дожди и град секли Человека скудно пр..крытого шкурой зверя. (6) Всё было против Человека – да(же) ночь. (7) Окут..вая мраком землю она помогала зверям нападать на людей. (8) Но самый страшный и самый (не)понятный враг был Огонь. (9) Это ж..лтое чудо возника..щее (не)извес..но откуда заставляло Человека в ужасе убегать пугая его своим колдовским умением пр..вращать леса в золу и пепел. (10) Огонь для Человека был тайной.
6. определите, какой частью речи является слово «скудно» в предложении № 5. Проверочная работа по теме «Наречие. Начало». Вариант 1. 1. Укажите слово, в котором есть окончание. а) (ныряйте) неглубоко в) (делайте) быстро б) (озеро) неглубоко г) выполняя (задание) 2. Какое из данных слов является наречием? а) близко б) близкий в) близость г)приблизиться 3. Какое из данных слов не является наречием? а) непременно б) по-видимому в) слегка г) должен 4) Какое из данных наречий обозначает место действия? а) красиво б) далеко в) торопливо г)смолоду 5) В каких предложениях НЕ пишется раздельно? а) (Не) охотно и (не)смело солнце смотрит на поля. б) Солнышко иногда пробивается сквозь тучи, но светит далеко (не)радостно. в) И на душе (не)весело, а грустно. г) День выдался (не) по-летнему холодный. 6) Какой частью речи является выделенное слово в предложении: Снега синей, снега туманней; вновь освежённей дышим мы. а) прилагательное в степени сравнения; б) причастие; в) наречие в степени сравнения. 7) Определите разряд и степень сравнения выделенного наречия в предложении: И лес шумит дружней, когда деревьев много. а) наречие меры, простая превосходная степень б) наречие места, составная сравнительная степень в) наречие образа действия, простая сравнительная степень г) наречие цели, простая превосходная степень. 8) Укажите ряд, в котором все наречия имеют значение причины: а) размашисто шагать, слегка изменить, разорвать назло; б) много сделать, очень волноваться, не увидеть сослепу; в) не разобрать спросонья, обидеть сгоряча, нечаянно коснуться; г) гулять дотемна, сломать нарочно, отвечать невпопад. 9. В каком варианте ответа нет ошибки в образовании степени сравнения наречия? а) более мало б) очень бескорыстно в) менее проще г) быстрее всех Проверочная работа по теме «Наречие. Начало». Вариант 2. 1. Укажите слово, в котором есть окончание. а) (ходить) неслышно в) (говорили) взволнованно б) (его) не слышно г) прочитав (рассказ) 2. Какое из данных слов является наречием? а) низость б) низина в) низкий г) низко 3. Какое из данных слов не является наречием? а) вперед б) слева в) по-прежнему г) готов 4) Какое из данных наречий обозначает место действия? а) вверху б) громко в) внимательно г) накануне 5) В каких предложениях НЕ пишется раздельно? а) (Не)ожиданно Васютка очнулся и даже (не)сколько смутился. б) Волчата втроем напали на него и, визжа от восторга, стали кусать его, но (не)больно, а в шутку. в) Прогулки по лесу ничуть (не)утомительны для активного человека. г) И навестим поля пустые, леса, (не)давно столь густые. 6) Какой частью речи является выделенное слово в предложении: Снега синей, снега туманней; вновь освежённей дышим мы. а) прилагательное в степени сравнения; б) причастие; в) наречие в степени сравнения. 7) Определите разряд и степень сравнения выделенного наречия в предложении: Докладчик сегодня отвечал на все вопросы более обдуманно. а) наречие времени, простая превосходная степень б) наречие образа действия, составная сравнительная степень в) наречие образа действия, простая сравнительная степень г) наречие меры, составная превосходная степень. 8) В каком предложении употреблено наречие времени? а) Утром ещё держался легкий мороз с туманом. б) Зря, попусту не хотелось тратить время. в) Здесь, в этих лесах, водилось много дичи. г) Кое-где на деревьях листья пожелтели. 9. В каком варианте ответа указаны все наречия, образующие степени сравнения? а) Ярко б) вправо в) хорошо г) нарочно 1) а,б 2) в,г 3) б 4) а,в Зачет по теме «Наречие». 1 вариант. 1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Начинает смеркат..ся. Солнце уже опускает..ся за лес. Оно бросает (не)сколько (чуть)чуть теплых лучей, которые прорезают огне..ой полосой весь лес обливая золотом верхушки сосен. Всё сл..лось (с)начал.. в серую, потом темную массу. Пение птиц постепе..о ослабело. (В)скоре они совсем замолкли, кроме одной какой(то) упрямой, которая, будто наперекор всем, моното..о чирикала (с)промежутками, но всё реже и реже. 2. Замените фразеологизмы наречием с глаголом по образцу: разделить на две равные части - разделить поровну. а) спит как убитый, б)скакать во весь опор, в) знать как свои пять пальцев. 3.Спишите, поставьте в наречиях ударение: пиши красивее, вытри дочиста, черпая воду, наелся досыта. 4. Замените выделенные слова и сочетания слов близкими по смыслу наречиями. Говорить еле слышно, прийти точно в назначенное время, читать на французском языке, немного поутихнуть. 5. Запишите словосочетания с парами слов: а) ввысь - в высь, б) сначала - с начала, в) вдали - в дали, г) вглубь - в глубь. 6.Выпишите наречия, разберите по составу. Васютка смотрит то вверх, то вниз по реке. Тянутся берега навстречу, хотят сомкнуться и теряются в просторе. Вот там, в верховьях рек, появился дымок. Идет пароход. Долго его ещё ждать. 7*. Придумайте и запишите предложения с парами слов. а) Сдержанно- сдержано. б) растерянно- растеряно. Зачет по теме «Наречие». 2* вариант. 1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Издавн.. принято считать, что трусливее зайца зверя нет, что он боит..ся даже своей тени. (Не)всегда он бросается в бегство от опас..ного врага. Зат..ившись (где)нибудь в сугробе под кустом терпеливо и упорно выжидает, высматривает: авось (не)заметят. Лежит (з,с)жавшись в упругий комок. Убедившись, что опас..ность миновала, снов.. спокойно укладывает..ся отдыхать. (Волей)неволей удивляешься такой выдержке. (Не)редко именно так заяц спасается от врагов. 2. Замените фразеологизмы наречием или глаголом с наречием по образцу: разделить на две равные части - разделить поровну. а) яблоку негде упасть, б) из рук вон плохо, в) идти черепашьим шагом. 3.Спишите, поставьте в наречиях ударение: Устройся поудобнее, шли по двое, написал красивее, взглянуть мельком. 4. Замените выделенные слова и сочетания слов близкими по смыслу наречиями. Бежать, обгоняя друг друга, ссориться по пустякам, слышно очень далеко, танцевать, приседая. 5. Запишите предложения с парами слов: а) насилу – на силу, б) вначале – в начале, в) вверх – в верх, г) впустую – в пустую. 6.Выпишите наречия, разберите по составу. И луг, до того сизый и дымчатый, неожиданно заиграл миллионами цветных огней, словно осыпанный самоцветами, расцветился такими яркими и чистыми красками, что молодые косари невольно заулыбались. Но ненадолго. Через минуту они вновь размахивали косами. 7*. Придумайте и запишите предложения с парами слов. а) озабоченно – озабочено, б) организованно – организовано. Проверочная работа по теме «Деепричастие» 1 вариант. I. Тест. 1) Найдите словосочетание с деепричастием: а) проложенный геологами в) запер на замок б) написал письмо г) закрыв книгу 2) В каком случае НЕ следует писать слитно? а) (не)построив в) (не)рассчитывая б) (не)навидя г) (не)освещая 3) Укажите деепричастие совершенного вида: а) расплетая косы в) думая об этом б) увлекая за собой г) остановившись на ночлег 4) В каком(-их) слове(-ах) следует писать И? а) увид..в б)посе..в в)зате..в г) замет..в 5) Для написания какого слова необходима опора на спряжение глагола? а) леле..ла б) покле..нный в) вид..мый г) завис..в 6) Перепишите предложения, предварительно исправив ошибки: а) Саша, обидевшись на друга, и не захотел с ним разговаривать. б) Подъезжая к станции, с меня слетела шляпа. 7) Прочитайте предложение. Ответьте на вопрос: Какое из утверждений верно объясняет, где в этом предложении допущена ошибка в постановке запятой? Я не понимал, что все это значит, и стоя на одном месте, бессмысленно смотрел на медленно удаляющегося человека. а) Не нужна запятая перед союзом И, т.к. он связывает однородные сказуемые. б) Не выделено определение, выраженное причастным оборотом. в) Все знаки поставлены правильно. г) НЕ обособлено обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом. II. Спишите текст, вставляя буквы и пропущенные знаки препинания. Графически обозначьте причастные и деепричастные обороты. Каждый раз ра(с,з)б..вая в этом месте лагерь Петя (не)переставал уд..влят?ся. (Не)отр..зимые бе(с,з)людные пространства захлест..вали его. К самому небу уходили сопки с их ра(з,с)падами и отвес?ными обрывами. К (юго)западу пон..жаясь и сл..ваясь с г..ризонтом уходила (не)прох..димая тайга и(з,с)пещре(н,нн)ая ра(с,з)ливами рек. Взобравшись на пр..чудливый каме(н,нн)ый выступ Петя пр..слушался к голосу реки с грохотом кативш..ся от ледника в д..лину. Близ..лся вечер и солнце в..село совсем ни(с,з)ко над сопками ра(с,з)мывая их в..ршины. Проверочная работа по теме «Деепричастие» 2 вариант. I. Тест. 1) Найдите словосочетание с деепричастием: а) закрытая дверь в) очищенный от грязи б) дописал доклад г) подготовив доклад 2) В каком случае НЕ следует писать раздельно? а) (не)доумевая в) (не)взирая на лица б) (не)задумываясь г) (не)навидя 3) Укажите деепричастие несовершенного вида: а) легко скользя в) разбросав одежду б) дописав документ г) подстелив полотенце 4) В каком(-их) слове(-ах)ах следует писать Е? а) услыш..в б)замет..в в)постро..вшись г) обид..вшись 5) Для написания какой глагольной формы в перечисленных ниже случаях необходима опора на спряжение? а) увид..вший б) бор..щийся в) зала..ла г) закле..нный 6) Перепишите предложения, предварительно исправив ошибки: а) Подъезжая к деревне, собаки залаяли. б) Я, взяв рюкзак, и надел кеды. 7) Прочитайте предложение.Ответьте на вопрос: Какое из утверждений верно объясняет, где в этом предложении допущена ошибка в постановке запятой? Он вылез из припаркованной у края дороги машины и хлопнув дверью, направился к дому. а) Не нужна запятая перед союзом И, т.к. он связывает однородные сказуемые. б) Не выделено определение, выраженное причастным оборотом. в) Все знаки поставлены правильно. г) НЕ обособлено обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.
II.Спишите текст, вставляя буквы и пропущенные знаки препинания. Графически обозначьте причастные и деепричастные обороты. Прод..лжая двигат?ся огромная туча опускаясь все ниже к земле см..шалась с туманом. Она словно ра(з,с)талкивала другие голубоватые обл..чка пытавш..ся ра(з,с)положит?ся по ветру. Обл..чка пох..дили на кор..бли выстро..вш…ся для морского сражения. Вскоре за синей тучей ра(з,с)ползавш..ся по всему небу со скоростью пр..бывающей во время прилива морской воды и(з,с)чезли последние солнечные лучи. (Темно)серый свет пр..сачивался скво(с,з)ь дли(н,нн)ое обл..ко едва осв..щая землю. Удар грома д..стигший лесной опушк.. потряс землю и через минуту полил дождь (не) пр..кращавш..ся до самого утра. Проверочная работа по теме «Деепричастие» 3 вариант. I. Тест. 1) Найдите словосочетание с деепричастием: а) непреодолимая преграда в) земли засеяны б) согнувшаяся ветка г) согнувшись пополам 2) В каком случае НЕ следует писать раздельно? а) (не)подготовленное выступление в) (не)продуманный маршрут б) (не)покладая рук г) (не)заметив ошибки 3) Укажите деепричастие несовершенного вида: а) постепенно замерев в) разгораясь на солнце б) подстелив подстилку г) увидев мать 4) В каком варианте ответа указаны все глаголы, от которых можно образовать деепричастия несовершенного вида? а) мыть б) петь в) плясать г) глядеть 1) а,в,г 2) а,б 3) б,в 4) а,г 5) Для написания какой глагольной формы в перечисленных ниже случаях необходима опора на спряжение? а) услыш..вший б) кол..щийся в) повес..ла г) замер..нный 6) Перепишите предложения, предварительно исправив ошибки: а) Подъезжая к станции, множество людей виднелось вокруг. б) Однажды, выезжая из деревни, нашу машину остановили. в) Войдя в трамвай, на улице шел дождь. 7) Прочитайте предложение. Ответьте на вопрос: Какое из утверждений верно объясняет, где в этом предложении допущена ошибка в постановке запятой? Лось выбежал на опушку, заросшую кустарником, и не останавливаясь, направился к блестевшей в лучах заходящего солнца реке. а) Не нужна запятая перед союзом И, т.к. он связывает однородные сказуемые. б) Не выделено определение, выраженное причастным оборотом. в) Все знаки поставлены правильно. г) НЕ обособлено обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом. II. Спишите текст, вставляя буквы и пропущенные знаки препинания. Графически обозначьте причастные и деепричастные обороты. Прод..лжая двигат?ся огромная туча опускаясь все ниже к земле см..шалась с туманом. Она словно ра(з,с)талкивала другие голубоватые обл..чка пытавш..ся ра(з,с)положит?ся по ветру. Обл..чка пох..дили на кор..бли выстро..вш…ся для морского сражения. Затр..петав прошумела листва на деревьях хотя даже слабый ветерок (не)колебал её. Всё вокруг потемнело как это бывает после захода солнца. Внезапно в(з,с)пышка осл..пительной молнии ра(з,с)порола небо и осв..тившись ею небо словно ра(з,с)колол..сь. Удар грома д..стигший лесной опушк.. потряс землю и через минуту полил дождь (не) пр..кращавш..ся до самого утра.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...