Технология написания части С ЕГЭ
консультация по русскому языку (11 класс) на тему

Микнис Диана Тугаудасовна

Лекция для учащихся 11-ого класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_napisaniya_chasti_s_i_ne_tolko.doc123 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция для учащихся 11-х классов

«Технология написания части С ЕГЭ»

В ходе сегодняшнего занятия я постараюсь дать ответы на три вопроса:

1) Почему надо писать часть С?

2) Что от вас требуется при написании части С?

3) И как её писать?

А в конце по секрету дам совет для тех, кто до мая так и не научится выполнять это вид работы.

Итак, демоверсия-2010. Как видим, в структуре работы ничего не изменилось.

Почему же необходимо всем выполнять часть С?

Во-первых, это гарантия не получить «2». Во-вторых, это увеличивает ваш шанс на поступление в вуз.

Напомню, что от нас требуется в части С?

Как видим, задание к части «С» единого государственного экзамена формулируется так: «Напишите сочинение по прочитанному тексту» Однако на деле оказывается, что ни сочинение, ни анализ текста никому не нужны, т. к. ваша работа не оценивается в целом. Она членится на определенные составляющие (критерии), которые и подлежат оценке. Остановимся подробнее на предлагаемых критериях и их оценке.

Первый критерий (К1) — определение проблемы. Он совпадает с литературоведческой нормой, т.е. вы должны понять, какой вопрос ставит автор текста.

Второй критерий (К2) — комментарий к сформулированной проблеме. Главное, чтобы комментарий соответствовал проблеме.

Третий критерий (К3) — авторская позиция, т.е. тот ответ, который дает автор на поставленный вопрос. Идея должна быть неразрывно связана с проблемой, нельзя подменять авторскую позицию своей.

Четвертый критерий (К4) — аргументация собственного мнения по проблеме. При написании этой части целесообразно придерживаться определенных правил. Выскажите свое согласие или несогласие с позицией автора, можно указать, что Вы частично согласны с авторским мнением.  Приведите конкретные аргументы, подтверждающие ваше согласие или несогласие. Аргументов должно быть два. Они могут быть взяты из литературных произведений, из публицистики, из истории или других областей знаний. Второй аргумент может опираться на Ваш жизненный опыт. Не забудьте сделать вывод (заключение) из ваших аргументов. Логичность и правильность построения этого пункта будет оценена в следующем пункте.

Пятый критерий (К5) — смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Этот критерий будет оценивать деление текста на абзацы, которых должно быть 6. Логика повествования также оценивается здесь.

Шестой критерий (К 6) — точность и выразительность речи. Точность предполагает использование слов в полном соответствии с их языковым значением, т.е. правильный выбор слова из синонимического ряда, отсутствие тавтологии и плеоназмов (избыточных слов), верный выбор паронимов. Выразительность речи: наличие специальных художественно-изобразительных средств.

Нормы критериев К7 — орфография, К8 — пунктуация, К9 – грамматические ошибки и К10 – речевые ошибки отрабатываются при работе с частью «А» единого государственного экзамена.

Критерий К11 — соблюдение этических норм. Здесь будет оцениваться умение экзаменуемого выражать свои мысли литературным языком, исключая неуместное использование диалектизмов, варваризмов, жаргонизмов, вульгаризмов и профессионализмов.

Последний критерий К12 — соблюдение фактологической точности в фоновом материале. Здесь будут оцениваться фактические ошибки, допущенные экзаменуемым при аргументации: неправильные даты, названия произведений, путаница с определением автора или жанра.

Представляю вашему вниманию этапы работы над частью С. В качестве опорного текста возьмём чеховское произведение.

 «Моя «она»

(1)Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. (2)Правы они или нет, но я знаю только, что не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти. (3)Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от неё, - связь, стало быть, крепкая, прочная…

(4)Но не завидуйте, юная читательница! (5)Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий. (6)Во-первых, моя «она» не отступает от меня день и ночь, не даёт мне заниматься делом. (7)Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой… (8) Я пишу эти строки, а она толкает меня под локоть и ежесекундно, как древняя Клеопатра не менее древнего Антония, манит меня к ложу. (9)Во-вторых, она разоряет меня, как французская кокотка. (10)За её привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом. (11)По её милости я хожу раздет, живу в дешёвом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. (12)Всё, всё пожирает она, ненасытная!

(13)Я ненавижу её, презираю… (14)Давно бы пора развестись с ней, но не развёлся я до сих пор не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи… (15)Детей у нас пока нет…

(16)Хотите знать её имя? (17)Извольте. (18)Оно поэтично и напоминает Лилю, Лёлю, Нелли…

(19)Её зовут – Лень.

                                                                          (По А.П.Чехову)

Этап первый: составить план.

Данный этап необходим, чтобы лучше понять исходный текст. Причём план можно не шлифовать: он останется у вас в черновике. Для этого разобьём текст на микротемы и обозначив ключевые слова и строки, сформулируем их своими словами.

(1)Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. (2)Правы они или нет, но я знаю только, что не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти. (3)Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от неё, - связь, стало быть, крепкая, прочная…

  1. Неразрывная связь героя текста с ленью.

(4)Но не завидуйте, юная читательница! (5)Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий. (6)Во-первых, моя «она» не отступает от меня день и ночь, не даёт мне заниматься делом. (7)Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой… (8) Я пишу эти строки, а она толкает меня под локоть и ежесекундно, как древняя Клеопатра не менее древнего Антония, манит меня к ложу. (9)Во-вторых, она разоряет меня, как французская кокотка. (10)За её привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом. (11)По её милости я хожу раздет, живу в дешёвом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. (12)Всё, всё пожирает она, ненасытная!

  1. Лень – причина всех несчастий героя.

(13)Я ненавижу её, презираю… (14)Давно бы пора развестись с ней, но не развёлся я до сих пор не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи… (15)Детей у нас пока нет…

(16)Хотите знать её имя? (17)Извольте. (18)Оно поэтично и напоминает Лилю, Лёлю, Нелли…

(19)Её зовут – Лень.

3. Нежелание героя противостоять лени.

Этап второй: выявить и сформулировать проблему.

Проблема – это основной вопрос, который рассматривает автор в анализируемом тексте.

Необходимо помнить:

  1. проблема – это не всегда плохо, не путать с бытовым истолкованием слова;
  2. обозначаем только одну проблему.

Формулировать – кратко и точно выражать мысль.

Два способа формулирования проблем текста:

  1. Вопрос (Какое влияние оказывает лень на чеховского героя?).
  2. Типовая конструкция (Проблема чего? (Р.п.) Вопрос о чём (П.п).

Типовые конструкции очень важны. Они экономят время, которого на экзамене катастрофически не хватает! Кроме того, употребляя клише, вы экономите не только свои усилия, мыслительную энергию и время, но и усилия, энергию и время эксперта: он сразу вас понимает!

Примеры типовых конструкций:

  1. В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания (кого?) – актуальная проблема (чего?).
  2. Предложенный для анализа текст (кого?) посвящён проблеме (чего?).
  3. В анализируемом тексте автор рассматривает (исследует, формулирует, излагает, выдвигает, поднимает, затрагивает) проблему (чего?).
  4. В предложенном для анализа тексте автор касается проблемы (чего?).

Этап третий: прокомментировать сформулированную проблему.

Комментарий – это не пересказ текста, а рассуждения по поводу проблемы.

Эксперты проверяют, увидели ли вы аспекты проблемы, намеченные автором.

Типовые конструкции для передачи действий автора:

Автор (рассказывает, сообщает, концентрирует внимание читателя на, подчёркивает, обращает наше внимание на, выделяет, замечает, указывает на, размышляет над, высказывает интересное предположение по поводу, причину видит в, особо останавливается на, неоднократно возвращается к, подробно комментирует, ссылается на…).

Теперь используем типовые конструкции для написания второго абзаца.

Аспекты нами уже обозначены. Вернёмся к ним. Итак, мы по порядку излагаем аспекты, следя за авторской логикой.

Проблема текста и её аспекты

Черновой вариант

Проблема лени.

Аспекты:

1.Неразрывная связь героя текста с ленью.

2. Лень – причина всех несчастий героя.

3. Нежелание героя противостоять лени.

Проблему лени автор раскрывает на примере жизни одного из своих героев. Писатель обращает внимание читателя на давнюю неразрывную связь жизни героя с ленью. Автор отмечает, что лень властвует, господствует над героем («не покидает меня день и ночь»), превращая его в своего пленника, заложника. Чехов подчёркивает, что его персонаж, с одной стороны, прекрасно понимает, что именно «моя «она» - причина всех его несчастий («я ненавижу её, презираю…»); с другой стороны, указывает автор, его герой и не пытается хотя бы каким-то образом противостоять этому пороку («но не развёлся я до сих пор»).

Подработаем черновик, уберём лишнее

Черновой вариант

Окончательный вариант

Проблему лени автор раскрывает на примере жизни одного из своих героев. Писатель обращает внимание читателя на давнюю неразрывную связь жизни героя с ленью. Автор отмечает, что лень властвует, господствует над героем («не покидает меня день и ночь»), превращая его в своего пленника, заложника. Чехов подчёркивает, что его персонаж, с одной стороны, прекрасно понимает, что именно «моя «она» - причина всех его несчастий («я ненавижу её, презираю…»); с другой стороны, указывает автор, его герой и не пытается хотя бы каким-то образом противостоять этому пороку («но не развёлся я до сих пор»). 

Проблему лени автор раскрывает на примере жизни одного из своих героев. Писатель обращает внимание читателя на давнюю неразрывную связь жизни героя с ленью. Лень властвует, господствует над героем («не покидает меня день и ночь»), превращая его в своего пленника, заложника. Чеховский персонаж, с одной стороны, прекрасно понимает, что именно «моя «она» - причина всех его несчастий («я ненавижу её, презираю…»); с другой стороны, подчёркивает автор, его герой и не пытается хотя бы каким-то образом противостоять этому пороку.  

76 слов.

Небольшое замечание: такой комментарий называется текстуальный, есть ещё концептуальный.

Этап четвёртый: сформулировать позицию автора.

Автор может:

- положительно относиться к изображаемому;

- отрицательно (осуждающе, саркастически);

- неоднозначно;

- двойственно;

- скептически;

- иронически (с юмором).

Примеры типовых конструкций:

Автор (полагает, подводит читателя к выводу, заставляет читателя задуматься над, отрицает, иронизирует над, осуждает, разделяет мнение, возражает, критикует, обвиняет, разоблачает, доказывает, разоблачает, убеждает, призывает к, с возмущением пишет о том, открыто заявляет о, неоднозначно относится к…).

Подсказка: задание А28 (В каком предложении выражена насмешка А.П.Чехова над безволием героя рассказа?)

Проблема текста и её аспекты

Авторская позиция:

  1. Что хотел донести до своего читателя автор?
  2. Ради чего написан этот текст?

Проблема лени.

Аспекты:

1.Неразрывная связь героя текста с ленью.

2. Лень – причина всех несчастий героя.

3. Нежелание героя противостоять лени.

Черновой вариант

Чехов хотел:

  1. осудить своего героя;
  2. заставить читателя серьёзно задуматься над этой проблемой, оценить её губительные последствия.

Проблема текста и её аспекты

Авторская позиция

Черновой вариант

Авторская позиция

Окончательный вариант

Проблема лени.

Аспекты:

1.Неразрывная связь героя текста с ленью.

2. Лень – причина всех несчастий героя.

3. Нежелание героя противостоять лени.

Чехов хотел:

  1. осудить своего героя;
  2. заставить читателя серьёзно задуматься над этой проблемой, оценить её губительные последствия.

Авторская позиция скрыта за иронией. Мы чувствуем насмешку Чехова над безволием героя. Более того, точка зрения писателя способствует формированию нашего читательского восприятия, приводит к живому сотворчеству. Мы слышим чеховский подтекст: оглянитесь на собственную каждодневную жизнь, задумайтесь над ней, нельзя становиться заложником своей лени. Если мы не сделаем над собой усилие, то будем глубоко несчастны. 54 слова.

Этап пятый: аргументированно выразить своё мнение по сформулированной проблеме.

Схема микротекста-рассуждения

тезис

(ваша позиция по сформулированной вами проблеме исходного текста и точке зрения автора)

аргументация

(приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования вашей мысли)

вывод

(общий итог)

Типовые конструкции:

С мнением (позицией, доводами) автора трудно (не) согласиться.

Нельзя (не) согласиться с мнением (точкой зрения, позицией, доводами) автора.

Позиция автора по этой проблеме заслуживает уважения.

Проблема текста и её аспекты

Авторская позиция

Черновой вариант

Моя позиция и аргументация

Черновой вариант

Моя позиция и аргументация

Окончательный  вариант

Проблема лени.

Аспекты:

1.Неразрывная связь героя текста с ленью.

2. Лень – причина всех несчастий героя.

3. Нежелание героя противостоять лени.

Чехов хотел:

1) осудить своего героя;

2) заставить читателя серьёзно задуматься над этой проблемой, оценить её губительные последствия.

Я разделяю точку зрения автора. Почему? – Да потому что не разделять её просто нельзя, если хочешь чего-то добиться в жизни.

Какие я могу привести аргументы?

  1. Другие чеховские герои или герой романа «Обломов» Гончарова.
  2. Я сам.

Вывод: всем нам нужно помнить чеховское предостережение, чтобы не повторить судьбу упомянутых героев.

С позицией автора нельзя не согласиться, потому что лень и праздность способны помешать достижению собственной цели. Примером тому может послужить герой одного из рассказов А.П.Чехова Ионыч, который не реализовал свои планы, расставшись с мечтами юности. К сожалению, я тоже порой откладываю на завтра то, что можно сделать сегодня. Поступая подобным образом, становлюсь заложником обстоятельств. Чтобы избежать такого плена, всем нам нужно помнить чеховское предостережение, тогда и не будем современными Ионычами.

70 слов.

Этап шестой: написать вступление и заключение.

Композиция любого сочинения:

- вступление;

- основная часть;

- заключение.

Варианты вступлений

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Читая чеховский текст, я думал: каждый из нас должен как молитву ежедневно повторять эти строки поэта!

Сюжеты рассказов Чехова – это истории из жизни обыкновенного человека. Писатель пристально вглядывается в судьбы своих героев, рассматривая ту или иную проблему. Так в центре внимания прочитанного мной текста – проблема лени.

Лень… Она родилась раньше нас. На это обращает внимание и А.П.Чехов, автор прочитанного мной текста, поднимая проблему лени. 18 слов.

Если со вступлением проблема, то не придумывайте банальных вещей, а остановитесь на следующем:

В центре внимания предложенного для анализа текста А.П.Чехова – актуальная и всем нам знакомая проблема лени.

Подведём итог:

Лень… Она родилась раньше нас. На это обращает внимание и А.П.Чехов, автор прочитанного мной текста, поднимая проблему лени. (18 слов)

Автор раскрывает проблему на примере жизни одного из своих героев. Писатель обращает внимание читателя на давнюю неразрывную связь жизни героя с ленью. Лень властвует, господствует над героем («не покидает меня день и ночь»), превращая его в своего пленника, заложника. Чеховский персонаж, с одной стороны, прекрасно понимает, что именно «моя «она» - причина всех его несчастий («я ненавижу её, презираю…»); с другой стороны, подчёркивает автор, его герой и не пытается хотя бы каким-то образом противостоять этому пороку.  (75 слов)

Авторская позиция скрыта за иронией. Мы чувствуем насмешку Чехова над безволием героя. Более того, точка зрения писателя способствует формированию нашего читательского восприятия, приводит к живому сотворчеству. Мы слышим чеховский подтекст: оглянитесь на собственную каждодневную жизнь, задумайтесь над ней, нельзя становиться заложником своей лени. Если мы не сделаем над собой усилие, то будем глубоко несчастны. (54 слова)

С позицией автора нельзя не согласиться, потому что лень и праздность способны помешать достижению собственной цели. Примером тому может послужить герой одного из рассказов А.П.Чехова Ионыч, который не реализовал свои планы, расставшись с мечтами юности. К сожалению, я тоже порой откладываю на завтра то, что можно сделать сегодня. Поступая подобным образом, становлюсь заложником обстоятельств.

Чтобы избежать такого плена, всем нам нужно помнить чеховское предостережение, тогда и не будем современными Ионычами. (70 слов)

Итого: 217 слов.

А теперь – обещанный совет: 2 варианта универсальных клише.

№1 Мы живём в XXI веке, веке скоростей и обилия информации, но несмотря на огромные масштабы инноваций, в мире остаются проблемы, которые являются вечными и актуальными на все времена. (Фамилия, имя), автор прочитанного мною текста, обратился к одной из таких, а именно к проблеме (назвать проблему).

(Фамилия, имя) рассказывает нам о том, как «(написать цитату из текста)». Автор обращает наше внимание на то, что «(написать цитату из текста)». В результате этого события (кратко пересказать, чем всё заканчивается в тексте).

На мой взгляд, позицию автора нельзя назвать отстранённой. Безусловно, он субъективен в решении данного вопроса. Думаю, что (Фамилия, имя) (написать глагол оценки) (герою или событию).

Мне импонирует авторская позиция, и я тоже считаю, что к проблеме (повторить проблему из первого абзаца) нельзя остаться равнодушным. В качестве первого аргумента приведу следующий пример: Александр Сергеевич Пушкин, великий русский поэт, нередко в своих произведениях обращался к данной проблеме, да и сама его жизнь – тому пример, иначе он бы не был великим.

В качестве второго аргумента расскажу о себе. Я молод, у меня всё впереди, но жизненные цели уже поставлены. Чтобы они осуществились, мне необходимо научиться разрешать многие проблемы, в том числе и проблему, поднятую автором прочитанного текста.

Я согласен, время нельзя повернуть вспять, но истина на то и истина, потому что она вечна.

№2 Наш мир очень изменчив, но несмотря на постоянные перемены, в мире остаются проблемы, которые являются вечными и актуальными на все времена. (Фамилия, имя), автор прочитанного мною текста, обратился к одной из таких, а именно к проблеме (назвать проблему).

(Фамилия, имя) повествует нам о том, как «(написать цитату из текста)». Автор обращает наше внимание на то, что «(написать цитату из текста)». В конечном итоге (кратко пересказать, чем всё заканчивается в тексте).

Позиция автора представляется мне достаточно ясной. Думаю, что (Фамилия, имя) (написать глагол оценки) (герою или событию).

Я согласен с позицией автора и тоже считаю, что к проблеме (повторить проблему из первого абзаца) нельзя остаться равнодушным. Эта же проблема рассматривается во многих произведениях русской классической литературы. Достаточно вспомнить творчество великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Как созвучна проблема, поднятая (Фамилия, имя), тем вопросам, которые обозначены в романе «Война и мир».  

Вторым аргументом может служить эпизод из моей жизни (рассказать эпизод).

Я согласен, «всё течёт, всё изменяется». Конечно, эта банальная истина актуальна и по сей день. События сменяют друг друга, но есть вечные истины, которым нет и не может быть завершения.

Перейдём к практической части: попробуйте выполнить самостоятельно часть С по тексту, предложенному в демоверсии-2010. Сначала перечитаем сам текст.

(1)Рядовой Федосеев, телефонист, появился на батарее с хорошими новостями: он сам видел, как фашистов выбили из Красной Поляны.

(2)Теперь нетрудно было догадаться, что батарею вот-вот перебросят на другой участок.

(3)Лейтенант решил воспользоваться этим. (4)Увидел замполита и попросил разрешения, пока батарея будет менять позицию, отлучиться в город ему и молоденькому телефонисту Федосееву: парень никогда не видел Москвы.

– (5)За счёт положенного времени разрешу, – сказал замполит строго. – (6)В самом деле, негоже защитнику Москвы не увидеть Москвы!

(7)Выбрались заулками и переулками на Дмитровское шоссе, потом на трамвае добрались до станции метро «Сокол», вошли в почти невидимую дверь, окутанную морозным паром. (8)Федосеев был разочарован тем, что на станции не оказалось эскалаторов, но в вагоне всё очень понравилось.

(9)Неожиданно быстро доехали до площади Революции. (10)Москвич-лейтенант сказал, что она в самом центре города. (11)Пора выходить.

(12)Федосеев весьма неуверенно ступил на эскалатор. (13)Всё ему было ново в подземном этаже Москвы. (14)«Стоять справа, проходить слева, тростей, зонтов и чемоданов не ставить». (15)Те, кто спускается им навстречу по соседнему эскалатору, только что с мороза – румяные, особенно девушки… (16)Но вот снова твёрдый пол под ногами.

(17)Они перешли площадь, прошагали мимо Стереокино, мимо Центрального детского театра, постояли на площади Свердлова.

(18)Фасад Большого театра, знакомый Федосееву по фотографиям и киножурналам, неузнаваем. (19)Вся верхушка завешена двумя декорациями: слева двухэтажный дом, правее роща. (20)Лейтенант объяснил, что это камуфляж.

(21)Вышли на Красную площадь, и Федосеева сопровождало ощущение, что он ходит по давно знакомым местам. (22)Лейтенант обещал показать Минина и Пожарского, народных ополченцев старой Руси, но памятник заложили мешками с песком.

(23)А вот Пушкин, до которого они вскоре дошли, оказался ничем не укрыт: стоит с непокрытой головой, бронзовые плечи присыпаны снегом. (24)Лейтенанта это всерьёз тревожило. (25)Правда, в пепельном небе маячит аэростат воздушного заграждения, но всё же…

(26)По бульварам дошли до Арбата и не торопясь вернулись на площадь Революции. (27)Вторично спустились в метро: есть время прокатиться, осмотреть подземные дворцы. (28)Понравилась Федосееву станция «Маяковская» со стальными колоннами, приглянулись «Красные ворота» – красные и белые плиты под ногами.

(29)В огромном бомбоубежище, каким стало московское метро, складывался свой быт. (30)На станции «Арбатская» на служебной двери – табличка «Для рожениц». (31)На станции «Курская» работал филиал публичной Исторической библиотеки: он открывался, когда прекращалось движение поездов. (32)Федосеев проникся уважением к подземным читателям: занимаются в часы воздушной тревоги!

(33)Телефонистом владела радость узнавания нового большого города. (34)Это чувство острее у человека, который мало путешествовал и жил где-то в медвежьем углу. (35)А ещё в сердце Федосеева всё больше росла гордость: не всякому довелось защищать столицу такой страны.

(36) Но каждый солдат, где бы он ни воевал, защищал столицу. (37)Ему было что защищать!

(По Е. Воробьёву)

Этап первый: составить план.

  1. Желание героя увидеть столицу, которую он защищал.
  2. Описание военной Москвы.
  3. Гордость героя за страну и её столицу.

Этап второй: выявить и сформулировать проблему.

Проблема патриотизма.

Этап третий: прокомментировать сформулированную проблему.

Типовые конструкции для передачи действий автора:

Автор (рассказывает, сообщает, концентрирует внимание читателя на, подчёркивает, обращает наше внимание на, выделяет, замечает, указывает на, размышляет над, высказывает интересное предположение по поводу, причину видит в, особо останавливается на, неоднократно возвращается к, подробно комментирует, ссылается на…)

Проблема текста и её аспекты

Второй абзац

Проблема патриотизма.

Аспекты:

  1. Желание героя увидеть столицу, которую он защищал.
  2. Описание военной Москвы.
  3. Гордость героя за страну и её столицу.

Писатель рассказывает нам о защитниках столицы в годы Великой Отечественной войны. Он обращает наше внимание на желание телефониста Федосеева, героя текста, увидеть Москву, которую тот защищал. Вместе с ним мы совершаем прогулку по военному городу. Воробьёв подчёркивает, что в результате этого путешествия «в сердце Федосеева всё больше росла гордость: не всякому довелось защищать столицу такой страны».

Этап четвёртый: сформулировать позицию автора.

Автор может:

- положительно относиться к изображаемому;

- отрицательно (осуждающе, саркастически);

- неоднозначно;

- двойственно;

- скептически;

- иронически (с юмором).

Примеры типовых конструкций:

Автор (полагает, подводит читателя к выводу, заставляет читателя задуматься над, отрицает, иронизирует над, осуждает, разделяет мнение, возражает, критикует, обвиняет, разоблачает, доказывает, разоблачает, убеждает, призывает к, с возмущением пишет о том, открыто заявляет о, неоднозначно относится к…).

Проблема текста

Третий абзац

Проблема патриотизма.

Авторскую позицию нельзя назвать отстранённой. Он положительно относится к людям, чей патриотизм проявился в годы войны в стремлении защитить от врага Родину, сберечь Москву – столицу государства.

Этап пятый: аргументированно выразить своё мнение по сформулированной проблеме.

Типовые конструкции:

С мнением (позицией, доводами) автора трудно (не) согласиться.

Нельзя (не) согласиться с мнением (точкой зрения, позицией, доводами) автора.

Позиция автора по этой проблеме заслуживает уважения.

Проблема текста

Авторская позиция

Четвёртый и пятый абзацы

Проблема патриотизма.

Автор положительно относится к людям, чей патриотизм проявился в годы войны в стремлении защитить от врага Родину, сберечь Москву – столицу государства.

С позицией автора нельзя не согласиться, потому что именно чувство патриотизма, по моему глубокому убеждению, помогло русским людям в годы Великой Отечественной войны одержать победу над врагом. Примером этому могут послужить герои повести В.Некрасова «В окопах Сталинграда», которые защищали другой наш город, но тоже испытывали чувство гордости за свою страну.

На мой взгляд, чувство патриотизма всегда было присуще нашему народу в трудные периоды истории. В этом смысле вспоминается толстовская фраза о «скрытой теплоте патриотизма», свойственной русским людям.

Этап шестой: написать вступление и заключение.

Вступление:

Патриотизм… Это чувство свойственно каждому, кто ценит ту страну, в которой родился, кто гордится своей Родиной. Именно эту проблему поднимает Е.Воробьёв, автор прочитанного мной текста.

Заключение:

С чувством гордого сознания своего достоинства возвращались защитники нашей Родины с полей сражений, с таким же чувством писал я это сочинение, посвящённое проблеме патриотизма.

Подведём итог:

Патриотизм… Это чувство свойственно каждому, кто ценит ту страну, в которой родился, кто гордится своей Родиной. Именно эту проблему поднимает Е.Воробьёв, автор прочитанного мной текста.

Писатель рассказывает нам о защитниках столицы в годы Великой Отечественной войны. Он обращает наше внимание на желание телефониста Федосеева, героя текста, увидеть Москву, которую тот защищал. Вместе с ним мы совершаем прогулку по военному городу. Воробьёв подчёркивает, что в результате этого путешествия «в сердце Федосеева всё больше росла гордость: не всякому довелось защищать столицу такой страны».

Авторскую позицию нельзя назвать отстранённой. Он положительно относится к людям, чей патриотизм проявился в годы войны в стремлении защитить от врага Родину, сберечь Москву – столицу государства.

С позицией автора нельзя не согласиться, потому что именно чувство патриотизма, по моему глубокому убеждению, помогло русским людям в годы Великой Отечественной войны одержать победу над врагом. Примером этому могут послужить герои повести В.Некрасова «В окопах Сталинграда», которые защищали другой наш город, но тоже испытывали чувство гордости за свою страну.

На мой взгляд, чувство патриотизма всегда было присуще нашему народу в трудные периоды истории. В этом смысле вспоминается толстовская фраза о «скрытой теплоте патриотизма», свойственной русским людям.

С чувством гордого сознания своего достоинства возвращались защитники нашей Родины с полей сражений, с таким же чувством писал я это сочинение, посвящённое проблеме патриотизма.

   Шаблон для написания сочинения части С на ЕГЭ

В современном мире человек сталкивается с самыми разными проблемами: бытовыми, нравственными, философскими, политическими. Решить их бывает непросто, но в этом помогает художественная и публицистическая  литература.

Так в прочитанном мною тексте …(ФИО)…… ставит ……(проблема)

Актуальность этого вопроса не подлежит сомнению. Проблема интересна и молодежи, и людям зрелого возраста, имеющим жизненный опыт, так как отражает важнейшие процессы современности…..

Вот и автор  (писатель, публицист) акцентирует мысль на том…(позиция автора)…

Автор (писатель, публицист) утверждает, что …..(цитата)….

Я не могу не согласиться с мнением (позицией) автора

Во-первых………

Во-вторых…..

В моей жизни была подобная ситуация (В жизни мы часто сталкиваемся с такими людьми, ситуациями, обстоятельствами) Так……

Пусть данный текст и не дал мне окончательного ответа на поставленный вопрос, но он ещё раз  заставил задуматься над проблемой …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для старшеклассников "Требования для написания части С ( раздел "Письмо") ЕГЭ -2011".

Презентация для подготовки к ЕГЭ. Как правильно написать письмо и эссе....

Подготовка к написанию части С ( ЕГЭ по русскому языку ) по тексту Д. Гранина

Цели урока: подготовить к написанию сочинения по заданию части С; (научить умению излагать мысли о тематике текста, поднимаемой проблеме, позиции автора;- обучать умению выражать собственное мне...

Урок по русскому языку в 10 классе «Обучение использованию литературных аргументов при написании части С в ЕГЭ».

Материал рассчитан на два урока, где учащиеся повторяют все композиционные элементы сочинения-рассуждения, которое является одним из основных видов творческого задания части С при написании ЕГЭ...

Пошаговый алгоритм подготовки к написанию части «С»

Обучающий тренинг написания части «С»  ЕГЭ по русскому языку...

ЕГЭ. В помощь выпускникам. Пишем сочинение по части С. Рекомендации выпускникам по написанию части С

Вданной статье даны поэтапные рекомендации написания сочинения части С, составленные экспертом предметной комиссии ЕГЭ по русскому языку....

Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)

Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость           Изучение русского...

Использование кейс-технологии на уроках русского языка при подготовке к написанию части С ЕГЭ

Описание эффективной технологии для подготовки к написанию счти С ЕГЭ по русскому языку...