ЕГЭ. В помощь выпускникам. Пишем сочинение по части С. Рекомендации выпускникам по написанию части С
методическая разработка по русскому языку на тему

Плетнева Лилия Григорьевна

Вданной статье даны поэтапные рекомендации написания сочинения части С, составленные экспертом предметной комиссии ЕГЭ по русскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЕГЭ. В помощь выпускникам. Пишем сочинение по части С.

11.05.2011, 03:55

ЕГЭ. В помощь выпускникам. Пишем сочинение по части С.

Второй год приморский край сдает ЕГЭ по русскому языку. Если говорить сухим языком цифр, то итоги экзаменов за 2 года можно свести в следующую таблицу:

Год

Всего работ

Не приступили к части «С»

Самый высокий балл

2009

17313

Нет данных

25

2010

11379

654 / 5,75%

21

Изменилось ли что-то в содержании работ? Да, конечно. В целом, работы стали значительно лучше: увеличился их объем, учащиеся научились определять проблему текста, формулировать авторскую точку зрения, пользоваться необходимыми терминами, включать в текст аргументирующую часть, делать выводы. Но на что же следует обратить внимание следующим выпускникам? Как успешно справиться с частью С? Разберем структуру сочинения.

Начало, пожалуй, - самая сложная часть работы. Обращаю ваше внимание на то, что в 12 критериях оценки сочинений нет ни одного балла за оригинальность, эмоциональность вступления, поэтому, чтобы не терять время, следует воспользоваться информацией об авторе предложенной статьи, помещенной под текстом.

Пример. Владимир Федорович Тендряков - известный прозаик, автор многих остроконфликтных повестей о деревне, в которых поднимает духовно нравственные проблемы современной ему жизни, острые проблемы советского общества.

Далее вы должны сформулировать проблему текста.

Не сформулировали проблему – 3679 человек

Пример (К1). В данном тексте автор поднимает важную проблему сохранения связи времен между поколениям.

Возможные недочеты:

Грамматическая ошибка – проблема о (следует исключать предлог «о»). 

Ошибка в фоновом материале – употребление слова «рассказ», если это публицистический текст. 

Подмена понятий «тема» – «проблема».

Следующая часть работы – комментарий проблемы текста (К2). В этой части необходимо прокомментировать названную выше проблему Следующий этап вашей работы – комментарий к сформулированной проблеме исходного текста, показать, что вы её верно понимаете.

Не прокомментировали проблему 4276человек

Пример. Данная проблема является актуальной и в наши дни, потому что без связи времен невозможно сохранить то, что понято, собранно старшим поколением. Отсутствие этой связи обеднит жизнь поколения младшего, сделает его равнодушным к окружающему миру, его красоте и врачующей силе фауны и флоры.

Возможные ошибки:

Логическая – выдвинута одна проблема, а прокомментирована – другая. 

Речевые – употребление слов в не свойственном им значении; употребление слов в иной стилевой окраске; повторы слов ; неудачный порядок слов ; неуместное употребление эмоционально – окрашенных слов. 

Фактические – неверно понят исходный текст.

Переходим к следующей части сочинения – отражение позиции автора исходного текста (К3). В этой части необходимо определить авторское отношение к поднятой проблеме (его найдешь в тексте). Это сжатое изложение материала текста , соответствующее проблеме, выдвинутой тобой.

Не сформулировали позицию автора 3897 человек.

Возможные ошибки:

Фактическая – позиция автора не понята. 

Логические – позиция автора подменена собственной и не соответствует тексту; к названной проблеме неверно подобранна позиция автора.

Помни, что проблем в тексте может быть несколько и на каждую из них в тексте есть авторская позиция.

Предлагаю образец : проблема – авторская позиция.

Основные проблемы

Авторская позиция

1 проблема сохранения связи времен ( в чем проявляется и в чем поддерживается связь времен?)

Связь времен проявляется в передаче духовных ценностей от старших к младшему; связь времен не оборвется, пока принявший духовные ценности будет стремиться их бережно сохранить и передать новому поколению.

2 Проблема влияния личности педагога и писателя на личность ученика ( как на примере К.Г. Паустовского можно проследить влияние личности писателя на его учеников)

К.Г. Паустовский своими книгами и личным примером учил уважению к достоинству человека; учил активной доброте и активному человеколюбию.

3 Проблема призвания писателя (в чем К.Г. Паустовский видел свой долг писателя и человека?).

Писатель должен всю свою жизнь посвятить защите человека, а значит, защите всего общества, как это делал К.Г. Паустовский.

4 Проблема значения книги в жизни человека (чему учат лучшие книги?).

Лучшие книги для вдумчивого читателя могут стать настоящими педагогами, которые научат видеть красоту мира и людей.

Следующая структурная часть сочинения – это аргументирование собственной точки зрения по проблеме (К4). В этой части ученик формулирует выводы и подкрепляет их доказательствами из художественной, публицистической, научной литературы или примерами из жизненного опыта (факты из жизни окружающих, собственные наблюдения, традиционный исторический опыт). Пример может предшествовать обобщению или подкреплять высказанную мысль, но не может быть приведен без комментария. Примеры могут выполнять роль иллюстрации; чтобы сделать свою мысль понятной, конкретной, возможна аргументация с учетом положительного или отрицательного образца, что поможет оценить какое-либо явление, подтвердить собственную точку зрения.

Не смогли аргументировать собственную точку зрения 4084 человека

Готовясь к выполнению этой части, ученик может составить таблицу.

Пример.

Проблема

Автор, произведение, жанр

Персонажи

Проблема чести

Л.Н. Толстой роман «Война и мир»

Андрей Болконский, Пьер Безухов.

 

Б. Васильев роман «Сотников»

Сотников, Рыбак

 

В. Распутин повесть «Живи и помни»

Андрей Гуськов

Экологические проблемы

Ч. Айтматов роман «Плаха»

 

 

В.П. Астафьев повесть «Царь-рыба»

 

Проблема памяти

А.Ахматова поэма «Реквием»

 

 

К. Воробьев рассказ «Это мы, господи!»

 

 

Б. Васильев «А зори здесь тихие»

 

Нравственные проблемы

Самая высокая оценка аргументирующей части- 3 балла. Для этого достаточно подкрепить свою мысль одним произведением из художественной или публицистической литературы и примером из жизни. Примеры из жизненного опыта, даже если их 3, оцениваются 1 баллом!

Выполнение этой части обычно начинается словами : «Я согласна(сен) с точкой зрения автора и считаю, что…(идут умозаключения, подтвержденные доказательствами различного характера).

Возможные ошибки:

Мнение ученика заявлено формально, без доказательств. 

В фоновом материале (К12) - искажение жанра произведения, ошибки в авторстве текста, в именах персонажей. 

Этические ошибки (К11)- грубые упреки в адрес кого-либо. 

Фактическая ошибка (К2) - в приведенном тексте нет названной проблемы. 

Речевые ошибки (К10) – смотри выше. 

Грамматические ошибки (К9) – в образовании форм слов, в нарушении связей между словами, в употреблении деепричастного оборота, в нарушении границ предложения, пропуск слов, смешение прямой и косвенной речи.

Завершает вашу работу заключение. Каким оно должно быть?

Заключение должно быть связанно с текстом (как и вступление). 

Должно стать логическим заключением высказанных мыслей. 

В нём возможно предложение о решении проблемы, которую учащийся определил и обосновал.

Всё это будет учтено в критериях оценки задания (К5).

О чём ещё должен помнить выпускник и что повлияет на оценку в части С:

Наличие абзацев в сочинении при переходе от одной микротемы к другой (К5). 

Связность и последовательность мыслей (К5). Допущены ошибки 3559 учениками (цельность) 

Точность и выразительность речи (К6). 

Разнообразие грамматического строя речи, использование сложных предложений, осложненных конструкцией (К6). 

Словарные запас учащегося (К6) Допущены ошибки 2564 учащимися (точность) 

Орфографическая и пунктуационная грамотность (К7, К8). Орфография – ошибки у 7285 человек; пунктуация - у 7742 человек. 

Грамматические ошибки допустили 3676 человек. 

Речевые – 3584 человек. 

Этические – 994 человека. 

Фоновые – 1616 человек.

В 2010 году среди текстов части С был предложен отрывок из художественного текста. Сочинение по художественному тексту пишется по той же схеме. Сложность в работе с подобным текстом заключается в определении точки зрения автора, так как в художественном тексте она, как правило, завуалирована, скрыта. Чтобы определить её, нужно быть внимательным читателем, так как её находят при анализе изобразительно-выразительных средств, авторских замечаний, пояснений, ремарок.

Исполнитель Плетнева Л.Г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционный курс: "Пишем сочинение-рассуждение (часть С)"

Здесь учащиеся найдут все необходимое, чтобы научиться писать сочинение-рассуждение....

Пишем сочинение. Часть С. 11класс

Данный материал поможет учителю в подготовке учащихся к написанию творческой работы на экзамене. Здесь предложен план работы над сочинением, алгоритм написания....

Мастер-класс "Пишем сочинение"(часть С ЕГЭ)

Что представляет задание части С? Это сочинение-рассуждение, т.е. конструктивное размышление, изложение  своего мнения о данном для чтения и анализа тексте, что для многих учащихся  является...

в помощь выпускнику при написании сочинения-рассуждения

Работая в 11 классах, я не раз сталкивалась с проблемой: ребята совсем не используют (за редким исключением) для примера из художественной литературы, т.е. «читательский опыт» ,произведения, изученные...

Пишем сочинение на ЕГЭ. Рекомендации учащимся.

Полезные советы по написанию части С ЕГЭ по русскому языку....

Методические рекомендации к написанию сочинения ЕГЭ (часть 2, задание 25)

Данные методические рекомендации содержат информацию о подготовке к сочинению по прочитанному тексту....

Методическое пособие по ранней помощи для родителей и специалистов (часть 1. Дети с нарушениями слуха), (часть 2. Дети с синдромом Дауна)

В первой части пособия даны типы, классификация и причины нарушения слуха. Описаны объективные и субъективные методы исследования слуха у детей раннего возраста, а также этапы работы с глухими или сла...