Сценарий урока по русскому языку в 5 классе по теме: "Буквы а-о в корне -кас-/-кос-" (ФГОС ООО)
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Урок (технологическая карта) в условиях реализации ФГОС ООО на основе системно-деятельностного подхода формирует УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 30 КБ |
stsenariy_uroka_.doc | 77.5 КБ |
prilozhenie.docx | 18.97 КБ |
prezentatsiya_.pptx | 291.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока по русскому языку в 5 классе по теме « Буквы а – о в корне –кас- / -кос-». Учитель Маркитанова Наталья Николаевна,
МБОУ СОШ №7 им. П.Д.Стерняевой, г.-к. Геленджик.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока (для учителя) : познакомить учащихся с условиями выбора написания –кас- - кос-, научить владеть способом действия при выборе букв а – о в однокоренных словах с корнем –кас- - -кос-, учить работать в паре, группе.
Планируемые результаты (для учащихся):
Личностные и метапредметные результаты:
Личностные УУД:
1. Аргументированно оценивать свои поступки (в учебной ситуации).
2. Осознавать свои эмоции.
Познавательные УУД:
1.Анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы, устанавливать закономерности, выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).
2. Выделять главное (свёртывать информацию до ключевых слов).
3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в алгоритм, схему).
4. Задавать вопросы на основе извлечённой из текста информации.
РегулятивныеУУД:
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать вопрос (проблему) урока и определять цель учебной деятельности.
3. Искать пути решения проблемы, планировать деятельность.
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
5. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
Коммуникативные УУД:
1.Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 2.Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре, группе.
3.Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
4.Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.
Предметные результаты: выявить условия выбора чередующихся гласных а-о в корнях –кас- - кос- и сформулировать правило, находить корни кас – кос с чередованиями а–о, отличать их от омонимичных корней с проверяемой безударной гласной, правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора орфограмм.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебник «Русский язык». 5 класс: Р.Н. Бунеев и др., таблица «Чередование корней», карточки с заданиями, сигнальные карточки.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Приложение
Раздаточный материал
Таблица «Условия выбора чередующихся гласных в корне»
Буквы согласных в корне | Ударение | Суффикс -а- после корня |
Самостоятельная работа по карточкам.
1.Вставьте пропущенные буквы, обозначая условия выбора изученной орфограммы. Найдите лишнее слово, подчеркните его.
а) Прик..сновение, к..саться, к..сательная, ск..сить.
б) К..сой, к..солапый, к..стлявый, пок..ситься.
2. Слова с корнем –кас- - -кос- имеют разные значения. Сопоставьте слово с корнем –кас- - кос- с его значением. Ответ запишите в виде: 1 – А и т.п. Обозначьте условия выбора изученной орфограммы.
1. Автор книги к..сается темы воспитания детей. | А. Прямое значение – дотрагиваться до чего-нибудь или кого-нибудь. |
2. Постановление администрации посёлка к..снётся всех его жителей. | Б. Переносное значение – затрагивать что – нибудь в разговоре, в статье и т. д. |
3. Я к..снулся стены рукой. | В. Переносное значение – иметь отношение к чему – либо или кому - либо. |
Выполните задания
Определите, нет ли ошибок в распределении слов по видам орфограмм. При списывании внесите необходимые исправления. Добавьте по 1-2 своих примера.
1. К..снуться, прил..жение, соприк..саться, прик..сновение;
2. Пол...гаться, предпол..жить, р..сток, прил..гать;
3. Подр..сли, возр..ст., к..саться, р..стение;
Как оценить свои учебные достижения
Для этого надо освоить алгоритм самооценки:
-Какова была цель задания (что нужно было получить в результате)?
-Выполнено ли задание (получен ли результат)?
-Задание выполнено верно или с ошибкой?
-Задание выполнено самостоятельно или с чьей-то помощью?
-Вспомни, как ставятся отметки. Определи свою отметку (5-всё правильно, 4-недочеты. Одна-две ошибки, 3-выполнено чуть более половины требуемого, 2-менее половины требуемого.)
Запомним рифмовку
Чтобы не было ошибки
У тебя в корнях -кос- -кас-,
Ты запомни, что в -каса-
Надо написать две а!
Слышу гласный только раз-
Букву о пишу тотчас.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Правописание гласной в корне Безударная гласная в корне Проверяемая ударением Непроверяемая Чередующаяся Условия выбора гласной (слова - исключения)
ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ УРОКА Когда в корне с чередованием -кас- – -кос- пишется буква а, когда о? Прочитайте слова. Найдите лишнее слово. Почему оно лишнее? Касается, коснется, коснулось, коса , касание . Выделите корень в однокоренных словах. Какую особенность в корне вы заметили? Как называются такие корни? Сформулируйте проблемный вопрос урока.
Условия выбора чередующихся гласных в корне Буквы согласных в корне -лаг- – -лож- -раст- (-ращ-) – -рос- Ударение -зар- – -зор- -гор- – -гар- Суффикс -а- после корня -бир(а)- – -бер- -пир(а)- – -пер- -дир(а)- – - дер- -тир(а)- – -тер- -мир(а)- – -мер- -блист- – -блест- -стил- – -стел- -жиг- – -жег-
Решаем проблему, открываем новые знания избирать изберу запирать запереть касаться коснуться изб и р а ть изб е ру зап и р а ть зап е реть к а с а ться к о снуться Что общего в условиях выбора орфограмм вы заметили? Сделайте вывод о написании а – о в корне - кас - – - кос -. .
К А С А – К О С ( нет А ) Составьте схему правила. В корне с чередованием -кас- – -кос- буква а пишется , если после корня есть суффикс -а-, и буква о, если этого суффикса нет.
Дополните алгоритм, чтобы правильно написать корни с чередованием -кас- -кос- . -кас- -кос- Есть ли после корня суффикс а ? Да Нет а о
Запомним рифмовку Чтобы не было ошибки У тебя в корнях -кос- -кас-, Ты запомни, что в -каса- Надо написать две а! Слышу гласный только раз- Букву о пишу тотчас.
Условия выбора чередующихся гласных в корне Буквы согласных в корне -лаг- – -лож- -раст- (-ращ-) – -рос- Ударение -зар- – -зор- -гор- – -гар- Суффикс -а- после корня -бир(а)- – -бер- -пир(а)- – -пер- -дир(а)- – - дер- -тир(а)- – -тер- -мир(а)- – -мер- -блист- – -блест- -стил- – -стел- -жиг- – -жег- -кас- – -кос-
Самостоятельная работа 2. 1 – Б, 2 – В, 3 – А. а) Прик..сновение, к..саться, к..сательная, ск..сить. б) К..сой, к..солапый, к..стлявый, пок..ситься. о а а о о о о о 1.
Выполните задание 1. К..снуться, прил..жение, соприк..саться, прик..сновение; 2. Пол...гаться, предпол..жить, р..сток, прил..гать; 3. Подр..сли, возр..ст, к..саться, р..стение; Определите, нет ли ошибок в распределении слов по видам орфограмм. При списывании внесите необходимые исправления. Добавьте по 1-2 своих примера.
Проверьте себя 1. К о снуться, соприк а саться, прик о сновение, к а саться; 2. Пол а гаться, предпол о жить, прил а гать, прил о жение; 3. Подр о сли, возр а ст, р а стение, р о сток;
Как оценить свои учебные достижения Для этого надо освоить алгоритм самооценки: Какова была цель задания (что нужно было получить в результате)? Выполнено ли задание (получен ли результат)? Задание выполнено верно или с ошибкой? Задание выполнено самостоятельно или с чьей-то помощью? Вспомни, как ставятся отметки. Определи свою отметку (5 – всё правильно, 4 – недочёты, одна-две ошибки, 3 – выполнено чуть более половины требуемого, 2 – менее половины требуемого).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 6 классе на тему "Буквы о и а в корне -гор-, -гар-"
Цели: 1. Научить определять условия выбора –гор, -гар, учитывая лексическое значение корня;2.Развитие умения применять данное правило на практике, формировани...
Урок русского языка в классе по теме "Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик -щик"
Разработка урока подойдет не только начинающим педагогам, но и учителям со стажем, поскольку конспект позволит учителю на уроке решить несколько задач....
План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".
Данный конспект урока разработан для уч-ся 6 класса по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...
Сценарий урока по русскому языку. 5 класс. ОНЗ
Сценарий урока ОНЗ по русскому языку. 5 класс. Тема: "Обобщающее слово при однородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающем слове"....
Сценарий урока по русскому языку. 9 класс. Двоеточие в сложном бессоюзном предложении.
Учебный материал: Двоеточие в сложном бессоюзном предложении.1. Понятие о союзных и бессоюзных предложениях и правила постановки запятой в сложном предложении.2.Функции знаков препинания: смыслоразлич...
конспект урока по русскому языку 5 класс на тему «Буквы и-ы после ц»
Урок русского языка в 5 классе "Буквы и-ы после ц". Урок построен на основе принципа действенного подхода к обучению, принципа сотрудничества,принципа обоснованного ответа....
Конспект урока по русскому языку 5 класс по теме "Е и И в корнях с чередованием"
Презентация по русскому языку на тему "Е и И в корнях с чередованием". В ней рассматриваются примеры слов, в корнях которых происходит чередование гласных И или И, а также задания для ...