Сценарий урока по русскому языку в 5 классе по теме: "Буквы а-о в корне -кас-/-кос-" (ФГОС ООО)
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Маркитанова Наталья Николаевна

Урок (технологическая карта) в условиях реализации ФГОС ООО на основе системно-деятельностного подхода формирует УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc30 КБ
Microsoft Office document icon stsenariy_uroka_.doc77.5 КБ
Файл prilozhenie.docx18.97 КБ
Файл prezentatsiya_.pptx291.49 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока по русскому языку в 5 классе по теме « Буквы а – о в корне –кас- / -кос-». Учитель Маркитанова Наталья Николаевна,

 МБОУ СОШ №7 им. П.Д.Стерняевой, г.-к. Геленджик.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока (для учителя) : познакомить учащихся с условиями выбора написания –кас- - кос-, научить владеть способом действия при выборе букв а – о в однокоренных словах с корнем –кас- - -кос-, учить работать в паре, группе.

Планируемые результаты (для учащихся):

Личностные и метапредметные результаты:

Личностные УУД:

1. Аргументированно оценивать свои поступки (в учебной ситуации).

2. Осознавать свои эмоции.

Познавательные УУД:

1.Анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы, устанавливать закономерности, выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

2. Выделять главное (свёртывать информацию до ключевых слов).

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в алгоритм, схему).

4. Задавать вопросы на основе извлечённой из текста информации.

РегулятивныеУУД:

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока и определять цель учебной деятельности.

3. Искать пути решения проблемы, планировать деятельность.

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

5. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

Коммуникативные УУД:

1.Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 2.Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре, группе.

3.Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

4.Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

Предметные результаты: выявить условия выбора чередующихся гласных а-о в корнях –кас- - кос- и сформулировать правило, находить корни ­кас­ – ­кос­ с чередованиями а–о, отличать их от омонимичных корней с проверяемой безударной гласной, правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора орфограмм.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебник «Русский язык». 5 класс: Р.Н. Бунеев и др., таблица «Чередование корней», карточки с заданиями, сигнальные карточки.



Предварительный просмотр:

Название технологических этапов урока, их содержание

Ход урока

Перечень УУД

1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности

              Языковая разминка - игра «Верите ли вы?»

     Ребята! Изучая русский язык, мы учимся видеть слово в его неповторимости и целостности.

- Верите ли вы, что в русском языке безударные гласные в корнях слов всегда проверяются  ударением? (Нет, не верим.) Ответ аргументируйте.

- Верите ли вы, что выбор гласной буквы в корнях с чередованием зависит от разных условий? (Да, верим.) Ответ аргументируйте.

- Верите ли вы, что среди слов с чередованием гласных в корне есть слова – исключения? (Да.) Приведите примеры.

 В результате на доске образуется схема «Правописание гласной в корне».  Слайд №1

                                        Безударная гласная в корне

Проверяемая ударением      Непроверяемая     Чередующаяся

                                                                         

                                                                          Условия выбора гласной

                                                                            (слова – исключения)

Познавательные УУД

1. Анализировать, строить логически обоснованные рассуждения, доказывать.

2. Представлять информацию в разных формах.

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения

Ребята! На экране представлены слова. Слайд №2:

     Касается, коснётся, коснулось, коса, касание.

Обсудите в парах:

Познавательные УУД

1.Анализировать, классифицировать, сравнивать.

-  Прочитайте слова. Выделите в них корень. Найдите лишнее слово. Почему оно лишнее?

- Как называются остальные слова? Какую особенность в корне этих слов вы заметили? Как называются такие корни? (Корни с чередующимися безударными гласными).

- Объясните, от чего зависит выбор гласной а – о в  корне –кас- - -кос- ? (Испытывают затруднение: возникновение проблемной ситуации).

Коммуникативные УУД

1.Организовывать работу в паре, излагать своё мнение, понимать позицию другого.

3. Выявление места и причины затруднения

- Ребята! В чём ваше затруднение? (Побуждение к осознанию противоречия).

- Ученики: Не можем объяснить написание а – о в корне.

- Почему?

-  Мы ещё не изучали такую орфограмму (осознание противоречия).

- Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы).

-  Ученики: Когда в корне с чередованием –кас- - кос- пишется буква а, когда о? (Учебная проблема как вопрос).

Регулятивные УУД

1.Высказывать предположения на основе наблюдений.

2.Формулировать вопрос (проблему) урока.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)

- Какова цель нашей работы на уроке? ( Вывести новое правило правописания а-о в корнях с чередованием  -кас- - кос-).

- Сформулируйте и запишите тему сегодняшнего урока ( «Буквы а – о в корне –кас- - кос- или «Правописание корней  -кас- -кос-).

- Как мы будем работать? Что нужно сделать, чтобы решить проблему? (Вспомнить изученные корни с чередованием; понаблюдать над словами с корнем   -кас- /-кос; сравнить, попытаться вывести правило).

- Ребята! Работать мы будем в группах. Давайте вспомним правила работы  в группе: определяем цели, роли, обсуждаем, приходим к общему результату, один участник от группы выступает.

Регулятивные УУД 

1.Определять цель учебной деятельности.

2.Планировать деятельность.

5. Реализация построенного проекта

1. Вспоминаем изученное по теме. Для этого заполните обобщающую таблицу, которую вы видите на своих столах.

-  Как можно озаглавить таблицу? ( Условия выбора чередующихся гласных в корне).

- Группа №1 заполняет первую колонку. Группа №2 – вторую. Группа №3 работает с третьей колонкой. Время работы 3 минуты.

Буквы согласных в корне

Ударение

Суффикс -а- после корня

Выступления учащихся.

- Проверьте. Слайд №3

2. Прочитайте слова. Слайд №4. Обсудите в группе:

- Что общего в условиях выбора уже известной вам орфограммы «Буквы е-и в корнях с чередованием» и орфограммы «Буквы а-о в корне –кас- - -кос- вы заметили?

- Сделайте вывод о написании а-о в корне –кас-  -кос- .

Учащиеся формулируют правило (открытие нового знания).

Слайд№5

3. Сравните свой вывод с текстом правила в учебнике на стр. 146    (Ученики: Всё верно).

- Задайте друг другу вопросы по тексту правила (Возможные вопросы:  Как называется орфограмма? Назовите её опознавательный признак? Каково основное условие выбора буквы а или о?)

4. Составьте схему правила или его графическую модель, опираясь на графические обозначения для данного вида орфограммы. Результаты оформите на листах и представьте от группы. (Учащиеся составляют схемы самостоятельно в группах, результаты показывают, выбирают наиболее удачный вариант схемы или графической модели). Вариант: Слайд №5

 

  КАС             А      –   КОС       ( нет     А   )

          =                

5. Вспомните, что такое алгоритм? (Последовательность действий).

Дополните алгоритм, чтобы правильно написать корни с чередованием – кас- - -кос-. Восстановите недостающий шаг. Слайд №6.

6. Запоминать правила нам помогают рифмовки. Познакомьтесь с одной из них.  Слайд №7.

7. Вернёмся к нашей таблице « Условия выбора чередующихся гласных в корне». В какую группу можно записать новую орфограмму? (3-я группа)

- Проверьте себя. Слайд №8

Физкультминутка

Упражнение на снятие эмоционального напряжения:

- А теперь немного отдохнём. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните. Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь – соседу слева. Наморщите лоб – удивитесь, нахмурьте брови. Теперь расслабьте мышцы лица, лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи: вдох – выдох, вдох – выдох.

Регулятивные УУД

1.Искать пути решения проблемы.

2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1.Выделять главное (свёртывать информацию до ключевых слов).

2.Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в алгоритм, схему).

3.Задавать вопросы на основе извлечённой из текста информации.

4.Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

1.Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2.Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3.Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

Личностные УУД:

1.Осознавать свои эмоции.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Работа по учебнику.

Упр.580 (выборочное списывание) – развивается умение различать слова с орфограммой – буквой чередующихся гласных и проверяемых безударных гласных в корне слова; устно (с проговариванием алгоритма решения вслух) и графически  объяснять выбор а – о в корне – кас- -кос-.

Познавательные УУД

1.Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2.Анализировать, сравнивать,  группировать.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Самостоятельная работа по карточкам.

1. Вставьте пропущенные буквы, обозначая условия выбора изученной  орфограммы. Найдите лишнее слово, подчеркните его.

а) Прик..сновение, к..саться, к..сательная, ск..сить.

б) К..сой, к..солапый, к..стлявый, пок..ситься.

2. Слова с корнем –кас- - -кос- имеют разные значения. Сопоставьте слово с корнем –кас- - кос- с его значением. Ответ запишите в виде: 1 – А и т.п. Обозначьте условия выбора изученной орфограммы.

1. Автор книги к..сается темы воспитания детей.

А. Прямое значение – дотрагиваться до чего-нибудь или кого-нибудь.

2. Постановление администрации посёлка к..снётся всех его жителей.

Б. Переносное значение – затрагивать что – нибудь в разговоре, в статье и т. д.

3. Я к..снулся стены рукой.

В. Переносное значение – иметь отношение к чему – либо или кому - либо.

- Проверьте себя.  Слайд №9

Познавательные УУД

1. Анализировать, классифицировать, сравнивать.

2.Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

8. Включение в систему знаний и повторения

- Определите, нет ли ошибок в распределении слов по видам орфограмм. При списывании внесите необходимые исправления. Добавьте по 1-2 своих примера. При затруднении – помощь в группе. Слайд №11

1. К..снуться, прил..жение, соприк..саться, прик..сновение;

2. Пол...гаться, предпол..жить, р..сток, прил..гать;

3. Подр..сли, возр..ст, к..саться, р..стение;

 - Проверьте себя.  Слайд №9

- Оцените сами выполнение этого задания. Подсказки (алгоритм самооценки) у вас на столах. Слайд №10 

Самооценка 1 – 2 учеников.

Познавательные УУД

1.Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2.Классифицировать, сравнивать, делать выводы, обобщать.

Личностные УУД:

1.Аргументированно оценивать поступки (в учебной ситуации).

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Ребята! Как вы думаете, добились ли мы на сегодняшнем уроке поставленной цели?

- Какую задачу решали на уроке?

- Какой результат получили?

- Чему научились?

- Назовите ключевые слова урока (варианты ответов: корень, чередование гласных звуков, орфограмма - буква гласного, условия выбора орфограмм).

- С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?

- Оцените свою работу на уроке. Довольны ли вы своей работой  сегодня? Ответьте сигнальной карточкой, которая у вас на столе: зелёный цвет – доволен! Похвалите себя!

- И я хочу похвалить вас. Оценки за урок.

Регулятивные УУД

1.Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2.Определять степень успешности своей работы.

Личностные УУД:

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

10. Домашнее задание

На выбор задание №1 или №2

1.Составить небольшой рассказ «В походе» с использованием слов с чередующими гласными в корне, в т. ч. с чередованием –кас- - -кос-.

2. Подобрать словосочетания на тему «В походе»  с использованием слов с чередующими гласными в корне, в т. ч. с чередованием –кас- - кос-.

3. Желающие могут попробовать свои силы в сочинении рифмовки

по правилу.



Предварительный просмотр:

Приложение

Раздаточный материал

Таблица «Условия выбора чередующихся гласных в корне»

Буквы согласных

     в корне

        Ударение

   Суффикс -а-

   после корня

Самостоятельная работа по карточкам.

1.Вставьте пропущенные буквы, обозначая условия выбора изученной  орфограммы. Найдите лишнее слово, подчеркните его.

а) Прик..сновение, к..саться, к..сательная, ск..сить.

б) К..сой, к..солапый, к..стлявый, пок..ситься.

2. Слова с корнем –кас- - -кос- имеют разные значения. Сопоставьте слово с корнем –кас- - кос- с его значением. Ответ запишите в виде: 1 – А и т.п. Обозначьте условия выбора изученной орфограммы.

1. Автор книги к..сается темы воспитания детей.

А. Прямое значение – дотрагиваться до чего-нибудь или кого-нибудь.

2. Постановление администрации посёлка к..снётся всех его жителей.

Б. Переносное значение – затрагивать что – нибудь в разговоре, в статье и т. д.

3. Я к..снулся стены рукой.

В. Переносное значение – иметь отношение к чему – либо или кому - либо.

                              Выполните задания  

Определите, нет ли ошибок в распределении слов по видам орфограмм.        При списывании внесите необходимые исправления.                             Добавьте по 1-2 своих примера.

1. К..снуться, прил..жение, соприк..саться, прик..сновение;

2. Пол...гаться, предпол..жить, р..сток, прил..гать;

3. Подр..сли, возр..ст., к..саться, р..стение;

Как оценить свои учебные достижения

Для этого надо освоить алгоритм самооценки:

-Какова была цель задания (что нужно было получить в результате)?

-Выполнено ли задание (получен ли результат)?

-Задание выполнено верно или с ошибкой?

-Задание выполнено самостоятельно или с чьей-то помощью?

-Вспомни, как ставятся отметки. Определи свою отметку (5-всё правильно, 4-недочеты. Одна-две ошибки, 3-выполнено чуть более половины требуемого, 2-менее половины требуемого.)

Запомним рифмовку

Чтобы не было ошибки

У тебя в корнях -кос- -кас-,

Ты запомни, что в -каса-

Надо написать две а!

Слышу гласный только раз-

Букву о пишу тотчас.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Буквы а-о в корне -кас- – -кос- Урок русского языка в 5 «А» классе МБОУ СОШ №7 города-курорта Геленджик учитель: Маркитанова Н.Н.

Слайд 2

Правописание гласной в корне Безударная гласная в корне Проверяемая ударением Непроверяемая Чередующаяся Условия выбора гласной (слова - исключения)

Слайд 3

ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ УРОКА Когда в корне с чередованием -кас- – -кос- пишется буква а, когда о? Прочитайте слова. Найдите лишнее слово. Почему оно лишнее? Касается, коснется, коснулось, коса , касание . Выделите корень в однокоренных словах. Какую особенность в корне вы заметили? Как называются такие корни? Сформулируйте проблемный вопрос урока.

Слайд 4

Условия выбора чередующихся гласных в корне Буквы согласных в корне -лаг- – -лож- -раст- (-ращ-) – -рос- Ударение -зар- – -зор- -гор- – -гар- Суффикс -а- после корня -бир(а)- – -бер- -пир(а)- – -пер- -дир(а)- – - дер- -тир(а)- – -тер- -мир(а)- – -мер- -блист- – -блест- -стил- – -стел- -жиг- – -жег-

Слайд 5

Решаем проблему, открываем новые знания избирать изберу запирать запереть касаться коснуться изб и р а ть изб е ру зап и р а ть зап е реть к а с а ться к о снуться Что общего в условиях выбора орфограмм вы заметили? Сделайте вывод о написании а – о в корне - кас - – - кос -. .

Слайд 6

К А С А – К О С ( нет А ) Составьте схему правила. В корне с чередованием -кас- – -кос- буква а пишется , если после корня есть суффикс -а-, и буква о, если этого суффикса нет.

Слайд 7

Дополните алгоритм, чтобы правильно написать корни с чередованием -кас- -кос- . -кас- -кос- Есть ли после корня суффикс а ? Да Нет а о

Слайд 8

Запомним рифмовку Чтобы не было ошибки У тебя в корнях -кос- -кас-, Ты запомни, что в -каса- Надо написать две а! Слышу гласный только раз- Букву о пишу тотчас.

Слайд 9

Условия выбора чередующихся гласных в корне Буквы согласных в корне -лаг- – -лож- -раст- (-ращ-) – -рос- Ударение -зар- – -зор- -гор- – -гар- Суффикс -а- после корня -бир(а)- – -бер- -пир(а)- – -пер- -дир(а)- – - дер- -тир(а)- – -тер- -мир(а)- – -мер- -блист- – -блест- -стил- – -стел- -жиг- – -жег- -кас- – -кос-

Слайд 10

Самостоятельная работа 2. 1 – Б, 2 – В, 3 – А. а) Прик..сновение, к..саться, к..сательная, ск..сить. б) К..сой, к..солапый, к..стлявый, пок..ситься. о а а о о о о о 1.

Слайд 11

Выполните задание 1. К..снуться, прил..жение, соприк..саться, прик..сновение; 2. Пол...гаться, предпол..жить, р..сток, прил..гать; 3. Подр..сли, возр..ст, к..саться, р..стение; Определите, нет ли ошибок в распределении слов по видам орфограмм. При списывании внесите необходимые исправления. Добавьте по 1-2 своих примера.

Слайд 12

Проверьте себя 1. К о снуться, соприк а саться, прик о сновение, к а саться; 2. Пол а гаться, предпол о жить, прил а гать, прил о жение; 3. Подр о сли, возр а ст, р а стение, р о сток;

Слайд 13

Как оценить свои учебные достижения Для этого надо освоить алгоритм самооценки: Какова была цель задания (что нужно было получить в результате)? Выполнено ли задание (получен ли результат)? Задание выполнено верно или с ошибкой? Задание выполнено самостоятельно или с чьей-то помощью? Вспомни, как ставятся отметки. Определи свою отметку (5 – всё правильно, 4 – недочёты, одна-две ошибки, 3 – выполнено чуть более половины требуемого, 2 – менее половины требуемого).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе на тему "Буквы о и а в корне -гор-, -гар-"

Цели:  1. Научить определять условия выбора –гор, -гар, учитывая       лексическое значение корня;2.Развитие умения применять данное правило на практике, формировани...

Урок русского языка в классе по теме "Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик -щик"

Разработка урока подойдет не только начинающим педагогам, но и учителям со стажем, поскольку конспект позволит учителю на уроке решить несколько задач....

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

Сценарий урока по русскому языку. 5 класс. ОНЗ

Сценарий урока ОНЗ по русскому языку. 5 класс. Тема: "Обобщающее слово при однородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающем слове"....

Сценарий урока по русскому языку. 9 класс. Двоеточие в сложном бессоюзном предложении.

Учебный материал: Двоеточие в сложном бессоюзном предложении.1. Понятие о союзных и бессоюзных предложениях и правила постановки запятой в сложном предложении.2.Функции знаков препинания: смыслоразлич...

конспект урока по русскому языку 5 класс на тему «Буквы и-ы после ц»

Урок русского языка в 5 классе "Буквы и-ы после ц". Урок построен на основе принципа действенного подхода к обучению, принципа сотрудничества,принципа обоснованного ответа....

Конспект урока по русскому языку 5 класс по теме "Е и И в корнях с чередованием"

Презентация по русскому языку  на тему "Е и И в корнях с чередованием". В ней рассматриваются примеры слов, в корнях которых происходит чередование гласных И или И, а также задания для ...