Конспект урока по русскому языку 5 класс по теме "Е и И в корнях с чередованием"
презентация к уроку по русскому языку (5 класс)

Презентация по русскому языку  на тему "Е и И в корнях с чередованием". В ней рассматриваются примеры слов, в корнях которых происходит чередование гласных И или И, а также задания для тренировки и закрепления нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon e_i_i_v_kornyah_s_cheredovaniem.ppt1.69 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Шестое мая Классная работа

Слайд 2

Четвертый лишний Писать, решать закрывать, спеть Нести, списать, скупить, решить

Слайд 3

Вспомним!!! На какие три группы делятся безударные гласные в корне слова? Поработайте в паре. Распределите слова в три колонки, вставляя в них пропущенные буквы : Ф…нарь, р…стение, прил…гательное, в…стибюль, л..теть, д…лекий, пол…жение, …ллея, п…хучий, п…ртрет, выр…щенный, к…бинет, подр…сли, сл…пить (глаза), к…заться, р…сток, в…лна., д…ректор , зап…рать (дверь), зап…реть (дверь), Проверяемые ударением Непроверяемые (словарные слова) Чередующиеся

Слайд 4

Проверь себя! Проверяемые ударением Непроверяемые (словарные слова) Чередующиеся Л Е ТЕТЬ Ф О НАРЬ Р А СТ ЕНИЕ Д А ЛЕКИЙ В Е СТИБЮЛЬ ПРИ Л А Г АТЕЛЬНОЕ П А ХУЧИЙ П О РТРЕТ ПО Л О Ж ЕНИЕ СЛ Е ПИТЬ А ЛЛЕЯ ВЫ Р А Щ ЕННЫЙ К А ЗАТЬСЯ К А Б ИНЕТ ПОД Р О С ЛИ В О ЛНА Д И РЕКТОР Р О СТ ОК (искл.)

Слайд 5

Какие два слова вызвали трудность? Запишите их через тире. Определите вид этих глаголов. Запереть – запирать . Выделите корень в словах. Какое фонетическое явление вы наблюдаете? Что такое чередование звуков? В какою колонку мы должны были записать эти два слова? Запишите их. Можете ли вы объяснить условие выбора Е – И в этих глаголах? Почему? Несов. вид Сов. вид

Слайд 6

Так что же мы будем сегодня изучать на уроке? Какова наша цель? Задача? Сформулируйте тему урока.

Слайд 7

Тема: Буквы Е-И в корнях с чередованием Цели урока: выяснить условия выбора букв Е-И в корнях с чередованием; Задача урока: научиться применять правило при написании слов и графически выделять орфограмму.

Слайд 8

А у нас проблема! Решите проблему, работая в паре. Слова какой части речи записаны на карточках? К каждому глаголу подберите видовую пару? Определите их вид. Как вы будете это делать? Выявите закономерность в написании букв Е-И в корнях этих глаголов.

Слайд 9

Задание на карточке Подберет Натереть Замереть Постелить Выжег Удерем Блестеть Подпереть Вычесть Замирать Выжигает Блистать Удирать Подпирать Подбирать Натирать Постилать Вычитать Подбирать Натирать Замирать Постилать Выжигать Удирать Блистать Подпирать Вычитать

Слайд 10

Назовите корни в записанных глаголов БЕР - БИР ТЕР - ТИР МЕР - МИР СТЕЛ - СТИЛ ЖЕГ - ЖИГ ДЕР - ДИР БЛЕСТ -БЛИСТ ПЕР - ПИР Посмотрите на записанные слова. Какая закономерность в написании букв Е – И в корнях этих слов? Сформулируйте правило. Прочитаем правилом в учебнике, совпадают ли наши выводы?

Слайд 11

В корнях с чередованием Е – И буква И пишется, если после корня стоит суффикс А .

Слайд 12

Исключения Исключения: сочетать, сочетание, чета .

Слайд 13

Соб_раться, бл_стеть, заб_рать, зам_реть, зам_рать, расст_лать, расст_лить, выж_гать, бл_стящий, заж_гательный, ст_реть, бл_стать, прот_реть, выт_рать, заст_лить, зам_рло, зам_рало, ум_реть, раст_рать, забл_стать, выд_раю, заб_раю, прот_реть, ум_рать, выч_сть, соч_тать, выч_тать, расст_лить, расст_латься, зап_реть, зап_рать, изб_ратели, соч_тание, оп_реться.

Слайд 14

Вставь нужные слова. Вместо пропусков вставьте подходящие по смыслу слова с чередующимися гласными е – и, а – о в корне, объясните их правописание. Чужой талант скоро ..., а наш ни лезет, ни ползет. За спрос, что за показ, денег не ... . Жить плохо, да ведь и ... не находка. Все мы ... под красным солнышком. 8. Живи, живи, да и помирать ...! Когда на море камень всплывет, да камень травой ..., а на траве цветы расцветут. Чужие собаки ..., а свои не зевай! Доброго солдата ..., а не покупают. Дерево на дерево ..., человек на человека. Пролитую воду не ... . Нужда научит горшки ... . Слова для справок: прор..стет, р…стет, обж…гать, р…стем, соб…райся, б…рут, выб…рают, д…рутся, оп…рается, соб…решь, ум…реть,

Слайд 15

Опрос. С какой орфограммой сегодня познакомились? Перечислите известные вам корни, в которых есть чередование гласных. От чего же зависит правописание букв Е-И в этих корнях? Достигли ли мы цели урока?

Слайд 16

Тест В корнях с чередованием е-и пишется буква и: если она находится под ударением если она находится в безударном положении если после корня стоит суффикса А

Слайд 17

2. В каком слове на месте пропуска нужно писать букву е? зам...рать b) зап...рать c) зат...рать d) зам...реть 3. В каком слове на месте пропуска не нужно писать букву е? зам...реть b) зат...реть c) зап...реть d) соб...рать

Слайд 18

4 . В каком слове на месте пропуска нужно писать букву И? перет...рпеть b) раст...рать c) заст...лить d) выт...реть 5. В каком слове на месте пропуска не нужно писать букву и? заб...рать b) расст...лать c) расст...лить d) доб...раться

Слайд 19

6. Укажите ряд слов, в которых на месте пропуска нужно писать букву И: забл...стать, изб...рать заб...раю,выт...реть пост...лить, проб...раться приб...рёт, оп...раться

Слайд 20

7. Укажите ряд слов, в которых на месте пропуска нужно писать букву Е: уп...раться, зам...рло зам...рало, заст...лить соч..тание, забл...стел бл...стательный, заж...гательный

Слайд 21

Проверь себя! - c - d - d - b - c - a - c

Слайд 22

Рефлексия. Сегодня я узнал________ Было трудно_________ Теперь я могу_________ Я понял, что__________ У меня получилось________ Я научился___________ Я выполнял задания________ Меня удивило_________ Я попробую___________ Мне захотелось____________

Слайд 23

Домашнее задание П.112 учить, выучить исключения, записанные в тетради, упр.647


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Обобщение по теме"Глагол" ( 9 класс )

« Готовим праздничный обед» (обобщение знаний, полученных при изучении темы «Глагол»)....

Конспект урока по русскому языку "Буквы о-ё после шипящих в корнях слов" 5-й класс

Цель урока:1.Обучающая. Закрепление навыка правописания о-ё после шипящих в корнях слов.2.Развивающая. Развитие орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развитие устной и письменной ...

Конспект урока по русскому языку "Обобщение по теме Бессоюзное сложное предложение"

Конспект урока по русскому языку "Обобщение по теме Бессоюзное сложное предложение"...

План-конспект урока по французскому языку. Класс: 6 Тема урока: Le meilleur patissier

цели и задачи  урока: формирование коммуникативной компетенции учащихся,развитие умений иноязычного общения....

Конспект урока по русскому языку (ФГОС) на тему: «Повторение темы «Имя прилагательное»», (ФГОС)

Материал данного урока рассчитан на два учебных часа и  предполагает повторение изученного  по теме «Имя прилагательное»...

Технологическая карта урока Предмет Русский язык Класс 7 Тема Деепричастие как часть речи Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Технологическая карта урока Предмет        Русский языкКласс             7Тема              Дееприч...

Конспект урока по русскому языку "Повторение по теме "Местоимение"

Урок-повторение изученного материала по теме "Местоимение"...