Сценарий урока по русскому языку. 5 класс. ОНЗ
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Сценарий урока ОНЗ по русскому языку. 5 класс. Тема: "Обобщающее слово при однородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающем слове".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сценарий урока
Русский язык, 5 класс
Учитель МБОУ Школа №127: Жидкова Л.И.
Тема: «Обобщающее слово при однородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающем слове»
Тип урока: ОНЗ
Основные цели:
1) сформировать умение опознавать обобщающие слова в предложении с однородными членами;
2) сформировать умение правильно оформлять предложение с обобщающим словом при однородных членах на письме;
3) тренировать умение фиксировать шаги по построению нового знания, умение работать в группах, умение адекватно оценивать свою деятельность.
Материалы к занятию
Демонстрационный материал: 1) эталоны постановки знаков препинания при однородных членах препинания; 2) план действий; правила постановки знаков препинания при однородных членах препинания; 3) алгоритм постановки знаков препинания при однородных членах препинания; 4) задание на первичное закрепление во внешней речи; 5) карточка для самостоятельной работы;
6) эталон для самопроверки; 7) карточка с ответами на вопросы на этапе рефлексии; 8) лист самооценки.
Раздаточный материал: 1) карточка с заданием на этапе актуализации; 2) карточка с пробным заданием; 3) вопросы на этапе рефлексии.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
− Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть! Давайте улыбнёмся друг другу. Начинаем урок!
Образуйте четыре группы.
Задание для групп. У вас на партах лежат конвертики с карточками, на которых написаны слова. Соберите, пожалуйста, пословицу. На какую тему у вас пословица? Объясните, как вы понимаете её смысл. (Каждая группа объясняет).
Грамоте учиться - всегда пригодится. | Ученье свет, а неученье тьма. | Корень учения горек, да плод его сладок. | Красна птица пером, а человек умом. |
Какой темой объединены эти пословицы? (Учение).
А как вы думаете, для чего надо учиться? Напишите, пожалуйста, на полоске листочка синим фломастером ответ на вопрос. (Несколько учеников зачитывают ответы вслух).
Молодцы! Очень хорошие ответы. Давайте поместим их в нашу Книгу «Летопись класса», к которой плывёт наш корабль. Вспомним наш девиз :«Вверх и вперёд навстречу знаниям корабль 5 А класса плывёт».
Вы уже многое знаете. Я желаю вам узнать ещё больше и делать каждый день открытия! У вас все получится, потому что вы талантливые дети!
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
− Вспомните, о чём мы говорили на прошлых уроках? (Об однородных членах препинания и о знаках препинания при них).
− Сегодня вы продолжите работать с однородными членами предложения и откроете новое знание. Что нужно для этого сделать? (Выяснить, что не знаем, выполнить пробное действие, зафиксировать затруднение, выяснить причину затруднения и самим открыть новое знание.)
− Вспомните, какие формы работы используются на наших уроках? (Работа в парах, группах, самостоятельно.)
− Сегодня вы будете также использовать разные формы работы. Желаю вам удачи!
− С чего обычно вы начинаете свою работу? (С повторения.)
− А для чего вы повторяете ту или иную тему? (Темы, которые мы повторяем в начале урока, связаны с новой темой, и это помогает нам открыть знание самостоятельно.)
(Сценка. Декорация: вырезанный из картона экран телевизора. К доске приглашаются четыре ученика. Они будут играть роли однородных членов предложения).
Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на экран. У нас прямое включение – телемост. Я сегодня буду в роли корреспондента школьной газеты «Созвездие» и возьму интервью у Однородных членов предложения.
Корреспондент (учитель):
− Ребята! Вы сейчас Однородные члены предложения. Прежде чем ответить на мои вопросы, подумайте хорошо. Можно совещаться.
− Скажите, кто из вас будет первым отвечать на вопросы?
Однородные члены предложения:
− На любые вопросы мы отвечаем только вместе.
Корреспондент (учитель):
− Что вы делаете в предложении?
Однородные члены предложения:
− Выполняем работу одного из членов предложения.
Корреспондент (учитель):
−Какого члена предложения?
Однородные члены предложения:
− Любого: главного или второстепенного.
Корреспондент (учитель):
−Кто из вас главный?
Однородные члены предложения:
− Мы абсолютно равноправны, починяемся же нашему руководителю, одному из членов предложения, главному в подчинительном словосочетании. Вот пример:
Англичанин мистер Хопп
Смотрит в длинный телескоп,
Видит горы и леса,
Облака и небеса.
Мы работаем дополнением у глагола видит, он руководит всеми нами – четырьмя словами.
Корреспондент (учитель):
− Что вы хотите пожелать своему зрителю, ученику?
Однородные члены предложения:
− Уважаемый ученик, будь внимателен, когда встречаешься с нами в предложении: ставь между нами запятые, если мы связаны интонацией перечисления, если есть союзы а, но, Не ставь запятые, если мы связаны одиночным союзом и.
Корреспондент (учитель):
− Спасибо за беседу!
Итак, ребята, что мы вспомнили об однородных членах предложения? (Ребята отвечают).
Учащиеся выставляют себе оценку в листе самооценки.
Задание на слух (графический диктант).
− Нарисуйте схемы предложений.
Учащиеся работают индивидуально.
Потом проверяют свои ответы по образцу (образец на экране):
1) , 2) и 3) , а 4) , но |
Учащиеся выставляют себе оценку в листе самооценки.
Следующее задание выполняется письменно по группам.
− Перед вами на столах лежат карточки с заданием:
− Посмотрите внимательно на них и скажите, какое задание вы должны будете выполнить? (Расставить знаки препинания при однородных членах предложения.)
− Каким правилом вы будете пользоваться? (Знаки препинания при однородных членах предложения, связанных только интонацией.)
Правило вывешено на доске.
− Правильно. На это задание отводится 2 минуты, отвечать будет один представитель из группы.
Образец ответа
1) В первом примере однородные члены предложения «язи, щуки, лещи», потому что произносятся с интонацией перечисления, относятся к одному слову «попались», отвечают на один и тот же вопрос (кто?), выражены одной частью речи - существительным, они равноправны по отношению друг к другу, являются одним членом предложения - подлежащим, поэтому между ними нужно поставить запятые.
2) Во втором примере слова «на площади», «в аллее», «в домах» - однородные члены предложения, потому что произносятся с интонацией перечисления, относятся к одному слову «звучала», отвечают на один и тот же вопрос (где?), выражены существительными с предлогами, являются одним членом предложения - обстоятельством, поэтому между ними нужно поставить запятые.
3) В третьем примере слова «жёлтые», «оранжевые», «красные» являются однородными членами предложениями, потому что произносятся с интонацией перечисления, относятся к одному слову «цвета», отвечают на один и тот же вопрос (какие?), выражены одной частью речи – прилагательным, являются одним членом предложения - определением, поэтому между ними нужно поставить запятые.
4) В четвёртом примере слова «дрогнуло», «нахмурилось», «засияло» являются однородными членами предложениями, потому что произносятся с интонацией перечисления, относятся к одному слову «лицо», отвечают на один и тот же вопрос (что сделало), выражены одной частью речи – глаголом, являются одним членом предложения - сказуемым, поэтому между ними нужно поставить запятые.
− Правильно. Итак, на основе примеров вы вспомнили правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения.
− Ребята, скажите, пожалуйста, какие ещё знаки препинания вы знаете? (Ответы учащихся).
Устное задание.
Найдите, пожалуйста, «лишнее» слово:
1) Апельсины, мандарины, фрукты, бананы.
2) Шуба, кофта, одежда, платье.
3) Ласточки, птицы, воробьи, жаворонки.
− Что представляет собой «лишнее» слово? ( Оно даёт общее название предметам, которые обозначены однородными членами).
Учитель: Оказывается, что слова часто соотносятся как род и вид; род даёт наименование целому классу предметов, действий, признаков.
Придумайте предложение из данных слов. Какой знак препинания мы поставим перед словом это? Почему? (Ответы учащихся: подлежащее и сказуемое выражены одной частью речи – именем существительным).
− Что вы сейчас повторили? (Ответы учащихся).
Учащиеся ставят оценку в листе самооценки.
− Как вы думаете, что вы должны выполнить дальше? (Задание на пробное действие.)
− А что вам помогает понять и зафиксировать пробное действие? (Оно помогает понять и зафиксировать то, что мы не знаем.)
− Молодцы! Сейчас вы поработаете снова в группах. На столах у вас лежат карточки с заданием на пробное действие:
На экране также выведены предложения с проблемным пунктуационным заданием. (Слайд).
− Какое задание вы должны будете выполнить? (Ответы детей).
Группы работают 2 минуты.
3. Выявление места и причины затруднения.
− Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были определить, в каких предложениях надо поставить запятые при однородных членах предложения)
− Какие члены предложения вам встретились в задании? (Однородные)
− Уточните свое задание. (Определить, в каких предложениях нужно поставить запятые и почему).
− Кто не выполнил задание? (Ответы учащихся).
− Что вы не смогли сделать? (Я не смог определить, где надо поставить знаки препинания)
− Из тех, кто выполнил задание, поднимите руку, кто уверен, что выполнил задание правильно.
− Укажите эталон, которым вы воспользовались.
− Что вы не смогли сделать? (Я не смог подставить эталон.)
− В чем ваше затруднение? (В этих предложениях используется слово с широким значением, значением рода.)
− Почему вы испытали затруднение? (Мы не знаем правила постановки знаков препинания при «лишнем» слове, которое не является однородным.)
− Как вы думаете, как может называться такое слово? (Примерные ответы: общее)
Учитель: Слова, которые объединяют однородные члены в одно понятие рода по отношению к видам, называются обобщающими.
Выделим корень в однокоренных словах общий, обобщить, обобщение (-общ-). Каково его лексическое значение? (Корень -общ- со значением соединения и совмещения).
− На какой вопрос отвечает обобщающее слово? ( На такой же вопрос, как и однородные члены предложения).
− Как вы думаете, каким членом предложения будет обобщающее слово? (Ответы учащихся).
− Скажите, пожалуйста, обобщающее слово может стоять после однородных членов предложения? (Высказывания учащихся).
− Как вы думаете, какой знак препинания будет использоваться в предложении с обобщающим словом: просто запятая или какой-то другой знак? (Учащиеся высказывают предположения)
− Что вы будете делать дальше? (Построим проект выхода из затруднения.)
Учащиеся оценивают свою работу в листе самооценки.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
− Какова же цель вашей деятельности? (Узнать правила постановки знаков препинания при обобщающем слове.)
− Раз вы правильно поставили цель урока, значит, вы можете сами сформулировать тему урока. («Обобщающее слово при однородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающем слове».)
− Что из этапа повторения поможет вам в достижении цели? ( Знаки препинания при однородных членах предложения)
− Вам необходим план действий. Как вы думаете, что будет первым шагом? (Опознать обобщающее слово в предложении и определить условия постановки знаков препинания при обобщающем слове)
Учитель вывешивает на доску шаги плана действий:
1. Опознавать обобщающее слово при однородных членах предложения. |
2. Определить условия постановки знаков препинания при обобщающем слове. |
− Зная условия выбора, что дальше вы можете сделать? (Создать эталон.)
На доске вывешивается второй шаг действия:
2. Создать эталон. |
− И каков ваш последний шаг? (Сделать вывод.)
3. Сделать вывод. |
− Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием.
5. Реализация построенного проекта.
− Дальнейшую работу вы будете делать снова в группах.
Вернитесь к пробному заданию. Против каждого примера напишите свое объяснение выбора постановки знаков препинания. Не забудьте то, что вы говорили, объясняя постановку знаков препинания в упражнении на этапе повторения.
Учащиеся смогут обосновать постановку знаков препинания при однородных членах предложения, основываясь на тех знаниях, которые у них уже есть. Каким-то группам предлагается озвучить выполнение задания.
− Молодцы!
Предлагаю вам записать на отдельных листочках правило.
У каждой группы есть набор из белых листков. Каждая группа вписывает правило, при этом предварительно представитель от какой-нибудь группы формулирует его. Необходимо дать учащимся высказаться, если формулировки группы чем-то отличаются друг от друга. Конечный вариант учитель вывешивает на доске. В результате этой работы на доске должно появиться правило:
Если однородные члены предложения связаны только интонацией, то между ними ставится запятая. |
− Молодцы, ребята! В постановке знаков препинания между однородными членами предложения вы практически не встретили затруднения – вам помогли ваши знания!
Но после обобщающего слова и перед ним знаки препинания выставлены неправильно.
Как вы думаете, почему неправильно расставлены знаки препинания? (В данных предложениях есть обобщающие слова «грибы», которое называет группу предметов как единое целое, и мы не знаем, какой знак препинания нужно ставить).
Учитель: Посмотрите на первое предложение. На каком месте стоит обобщающее слово по отношению к однородным членам предложения? (Перед однородными членами предложения).
Учитель проговаривает правило: Если обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения, то после него ставится двоеточие.
Давайте запишем правило:
Если обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения, то после него ставится двоеточие. |
− Итак, у вас уже в наличии два правила. Рассмотрите второе предложение.
− Как вы будете рассуждать?
− Чем же отличается второе предложение от первого? (Тем, что в данном предложении обобщающее слово находится после однородных членов предложения).
− Как вы думаете, какой знак препинания может там стоять? ( Предположения учащихся).
Учитель: Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире.
− Зафиксируйте правило на листочке.
Если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения, то перед ним ставится тире. |
− Сколько пунктов правил у нас получилось с обобщающим словом при однородных членах предложения? (Два)
− На доске вывешены два правила – прочитайте их вслух, хором.
− Теперь творческое задание для каждой группы. Составьте алгоритм из данных правил. Соберите их так, чтобы был ясен ход ваших мыслей.
Если учащиеся затрудняются с работой, можно подсказать им.
На эту работу отводится несколько минут, затем представители от каждой группы предлагают свои варианты алгоритмов.
Вместе с детьми учитель представляет свой вариант алгоритма.
Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах |
Обобщающее слово перед однородными членами | Обобщающее слово после однородных членов |
Ставится двоеточие | Ставится тире |
Учащиеся выставляют себе оценку в листе самооценки.
6. Первичное закрепление
− Научиться применять правило постановки знаков препинания при однородных членах с обобщающим словом вам поможет следующее упражнение: вы должны объяснить постановку знаков препинания, используя построенный алгоритм. Отвечать вы будете по цепочке. С двумя первыми парами мы работаем все вместе, а вторые две пары вы будете также объяснять, работая в парах, проговаривая друг другу те правила, которые применяете в этом задании.
Задание проецируются на доску:
Учащиеся оценивают свою работу в парах в листе самооценки.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
− Разобрались? Как проверить, научились вы применять новое правило? (Надо выполнить самостоятельную работу и сопоставить ее с эталоном для самопроверки.)
– У вас на партах лежат карточки с заданиями:
− Какое задание вы должны выполнить?
− При выполнении этого задания у кого-нибудь возникло затруднение? Если да, то, как вы думаете, почему?
− У кого задание не вызвало затруднений?
− Вы все молодцы!
Учащиеся оценивают свою работу в группах в листе самооценки.
8. Включение в систему знаний и повторение.
− Скажите, ребята, где вы будете применять новые знания? Почему у вас возникла необходимость изучить данную тему? (…)
− Что вы должны сделать дальше? (Необходимо выполнить задание, которое включает и новую тему, и пройденный материал.)
− Предлагаю вам поработать у доски. Я продиктую вам предложение. Вашей задачей будет объяснить орфографию и пунктуацию, а также сделать полный синтаксический разбор предложения.
Предложение записывает ученик на доске.
1) Улетели уже многие птицы: ласточки, стрижи. (И. Соколов-Микитов) |
Отвечать могут по цепочке либо по поднятой руке.
Образец ответа:
Улетели уже многие птицы: ласточки, стрижи. (Повест., невоскл., простое, двусост., полное, распростр., осложнено однородными подлежащими.)
Объяснение орфографии:
Объяснение пунктуации:
Второй ученик выходит к доске и записывает предложение.
2) Лицо, походка, взгляд, голос – всё вдруг изменилось в ней. (Л.Толстой) |
Образец ответа:
Лицо, походка, взгляд, голос – всё вдруг изменилось в ней. (Повест., невоскл., простое, двусост., полное, распростр., осложнено однородными подлежащими.)
Объяснение орфографии:
Объяснение пунктуации:
Учащиеся оценивают свою работу в листе самооценки.
− У вас на партах лежат карточки с заданием:
− Расставьте знаки препинания в предложениях.
Задание следует сделать письменно.
− После того как сделаете задание, посмотрите на экран и сверьтесь с ответами:
– Молодцы!
9. Рефлексия учебной деятельности.
− Что нового вы узнали на уроке? (Ответы учащихся)
− Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.)
– Какую цель вы поставили в начале урока?
− Вы достигли поставленной цели?
− В чем у вас было затруднение?
− Как вы открывали новое знание?
− Что вам помогло открыть новое знание?
– У вас на партах лежат сигнальные карточки (жёлтые кружочки).
Нарисуйте личико: веселое личико означает, что на уроке вы всё поняли, сомневающееся личико означает, что вы не во всём разобрались, грустное личико – совсем ничего не поняли.
Разместите, пожалуйста, ваши карточки на нашем корабле.
Придумайте к каждому правилу алгоритма свои примеры.
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока по русскому языку "Знакомство с системой времён глагола в русском языке" 3 класс.УМК "Гармония"
Сценарий данного урока разработан с позиций деятельностного метода обучения на основе методических рекомендаций М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко к учебнику русс...
Сценарий урока по русскому языку в 6 классе. "Имена существительные общего рода"
Урок составлен с учётом требований Нового Стандарта, где применены новые технологии и указаны планируемые результаты....
Сценарий урока по русскому языку в 6 классе. "Повторение изученного об имени прилагательном в 5 классе".
Урок составлен с учётом требований Нового Стандарта, где применены новые технологии и указаны планируемые результаты....
Сценарий урока по русскому языку в 6 классе. "Разносклоняемые имена существительные".
Урок составлен с учётом требований Нового Стандарта, где применены новые технологии и указаны планируемые результаты....
Сценарий урока по русскому языку в 5 классе "Распространённые, нераспространённые предложения".
Учебный предмет: русский языкКласс: 5Автор УМК: С.И. Львова Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2-х кн. – М.: Мнемозина, 2009Тема урока: «...
Сценарий урока по русскому языку в 5 классе.
Урок "открытия нового знания" по теме: "Диалог"....
Сценарий урока по русскому языку по теме «Однородные члены предложения» 8 класс
Методическая разработка проведения урока....