Методический материал по составлению таблиц, кластеров, опорных конспектов.
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему
В данном материале содержится информация, позволяющая правильно составить таблицу. кластер, опорный конспект.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методический материал по составлению таблиц, кластеров, опорных конспектов. | 25.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Методический материал
по составлению таблиц, кластеров, опорных конспектов.
Одна из причин снижения учебной мотивации – неумение учащихся работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить.
Связующим звеном всех учебных предметов является текст, сплошной и не сплошной (графики, таблицы, диаграммы, схемы) работа с которым позволяет добиваться оптимального результата. Работа по развитию и совершенствованию умений работать с информацией, представленной в устной и письменной форме, может и должна строиться на уроке при работе с текстом.
С помощью графических схем можно обобщить и систематизировать учебный материал, графика помогает наглядно и понятно представить логику изложения учебного материала. Визуальное и наглядное представление информации запоминается лучше, чем обыкновенная информация.
Данная работа позволяет развивать у ребят помимо умения работы с текстом, следующие умения:
выделять ключевые слова;
систематизировать необходимую информацию;
анализировать, сравнивать и обобщать информацию;
развивать монологическую речь.
Задача педагога- оказать помощь учащимся в развитии навыка преобразования информации из одной знаковой системы в другую (превращение сложной, объёмной информации в более компактную и визуально удобную)
Конечный результат деятельности учеников – адекватное восстановление первоначального текста при выполнении самостоятельной работы.
Существуют различные приемы представления информации из сплошного текста в не сплошной текст с помощью схемно-знаковых моделей .
Прием «Кластеры»
Прием «Кластер» («гроздь») подразумевает выделение смысловых единиц темы и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. «Грозди» - графический прием систематизации материала. Правила их составления очень просты. Рисуется модель Солнечной системы: звезда, планеты и их спутники. Звезда в центре - это наша тема, вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты – спутники.
Каковы этапы работы при составлении кластера?
1 этап - посередине чистого листа пишется ключевое слово или словосочетание, которое является «сердцем» идеи, темы.
2 этап - учащиеся записывает все то, что вспомнилось им по поводу данной темы. В результате вокруг «разбрасываются» слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «хаос»).
3 этап - осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт (модель «планета и ее спутники»).
4 этап - по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.
Способы работы учащихся с кластерами:
- Составление нового кластера.
- Составление краткого рассказа по готовому кластеру с использованием слов, входящих в состав кластера.
- Коррекция и совершенствование готового кластера.
- Анализ и завершение неполного кластера:
- без указания главного термина, с которого начинается кластер, и определение этого главного термина;
- без указания одного или нескольких терминов кластера и определение этих терминов.
Формы работы с кластерами
- Самостоятельно при выполнении домашней работы
- Самостоятельно на практическом занятии
- В составе малой группы с последующим конкурсом на лучший кластер, составленный по заданному преподавателем главному термину
- В составе учебной группы при участии преподавателя, выступающего в качестве ведущего, помогающего группе составить кластер
- При выполнении контрольного задания на составление кластера, написание рассказа по кластеру или определение термина (терминов) неполного кластера.
Преимущества использования кластера:
Кластер, созданный руками учащихся, даёт возможность преподавателю отслеживать понимание учащимися темы.
Для самих учащихся это возможность обобщить и структурировать предметный материал и увидеть связи между идеями и понятиями
Кластер – это отражение нелинейности мышления, он тесно связана с тем, как работает наш мозг. (Особенно у современных детей с "клиповым сознанием")
Работа с кластером - письменная деятельности. Побуждает писать тех учащихся, кто этого не любит.
Кластер даёт возможность не только писать, но и рисовать, хотя бы до появления новых идей.
В групповой работе кластер служит неким каркасом для идей группы, что даёт возможность учащимся приобщиться к ассоциациям и взаимосвязям, которые каждый из них создаёт. Рождается групповой опыт, дающий доступ к дополнительной информации.
Кластер создаётся в определённый временной отрезок, так воспитывается чувство времени, с одной стороны, с другой - свободное индивидуальное распределение времени каждого при работе над кластером.
Памятка по составлению кластера.
Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста.
Кластер помогает конкретизировать тему, образ, помогает развитию речи, мышления, воображения.
Для создания кластера нужно:
1) Ознакомиться с текстом;
2) Составить кластерную схему, используя родо-видовые и видо-видовые связи между понятиями. Слова, имеющие видо-видовые отношения, должны быть закрашены одинаковым цветом.
3) Посередине листа записать ключевое слово или предложение, которое является главным для раскрытия темы, идеи;
4) Вокруг этого слова пишутся слова или предложения, выражающие суть идеи, факты, образы, подходящие для данной темы;
5) Затем по мере записи все слова соединяются с ключевым словом. У каждого слова- спутника тоже могут появиться свои слова- спутники.
6) Схема кластера должна быть аккуратной. Во время работы можно использовать словари, энциклопедии, интернет.
7) В итоге появляется запись- структура, которая отражает размышления.
Прием «Таблицы»
Существует множество способов графической организации материала. Среди них самыми распространенными являются таблицы. Данный способ удобен при изучении различных событий, фактов, их последствий и причин.
Происходит систематизация материала, высказываются свои идеи, обобщаются темы.
При представлении информации из сплошного текста в таблицу можно использовать приемы:
Таблица «Знаем – Хотим узнать – Узнаем» (З – Х – У)
З – знаем Х – хотим узнать У – узнаем
Учение начинается с активизации того, что дети уже знают по данной теме. В колонку «Хочу узнать» предлагается внести свои спорные мысли и вопросы, возникшие в ходе обсуждения темы урока. Затем обучающиеся читают новый текст, пытаясь найти ответы на поставленные ими вопросы. После чтения текста предлагается заполнить колонку «Узнал». Располагаем ответы напротив поставленных вопросов. Далее обучающимся сравнивают, что они знали раньше, с информацией, полученной из текста.
З – что мы знаем | Х – что мы хотим узнать | У – что мы узнали, и что нам осталось узнать |
|
|
|
«Концептуальная таблица»
Используется, когда необходимо провести сравнение нескольких объектов по нескольким вопросам. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.
| Категория сравнения | Категория сравнения | Категория сравнения |
Факты |
|
|
|
Факты |
|
|
|
«Сводная таблица»
Помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Выглядит эта таблица просто: Средняя колонка называется "линией сравнения". В ней перечислены те категории, по которым предполагаем сравнивать какие-то явления, события, факты. В колонки, расположенные по обе стороны от "линии сравнения", заносится информация, которую и предстоит сравнить.
Тема 1 | Тема 2 | Линия сравнения | Тема 3 | Тема 4 |
|
|
|
|
|
Данные сравнительные таблицы помогают увидеть учащимся не только отличительные признаки объектов, но и позволяют быстрее и прочнее запоминать информацию.
Памятка по составлению таблиц.
Существует множество способов графической организации материала. Среди них самыми распространенными являются таблицы.
Происходит систематизация материала, высказываются свои идеи, обобщаются темы.
Для составления таблицы:
1) Прочитайте текст
2) Сформируйте структуру таблицы для систематизации информации из предложенного текста
3) Определите заголовки столбцов и строк таблицы
4) Заполните таблицу, извлекая информацию из сплошного текста в соответствии со структурой таблицы.
Прием «Опорный конспект»
Опорный конспект – это сокращенная символическая запись изучаемого материала, это построенная по специальным принципам визуальная модель содержания учебного материала, в которой сжато изображены основные смысловые вехи изучаемой темы, а также используются графические приемы повышения мнемонического эффекта.
Составляя такую «шпаргалку» есть возможность проработать весь необходимый материал, структурировать свои знания, «разложить все по полочкам».
Опорный конспект должен быть немногословным и предельно сжатым. Каждый символ, слово или знак отражают лишь самое главное.
Составление опорного конспекта - это сжатие полной информации до очень малых размеров с использованием ассоциаций, цвета, шрифта, символики, с выделением главного.
Главное условие: краткость, наглядность, минимум текстовой информации. Новые термины целесообразно записывать полностью.
При составлении опорного конспекта используется
ТРИ ЦВЕТА: - теоретический материал
- самое главное
- примеры
Этапы составления опорного конспекта
-Внимательно прочитать текст, вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста;
-Кратко изложить главные мысли в том порядке, в котором они следуют в тексте;
-Сделать черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги;
-Преобразовать записи в графические, буквенные, символические сигналы;
-Объединить сигналы в блоки;
-Обособить блоки контурами и графически отобразить связи между ними;
-Выделить значимые элементы цветом (при необходимости).
Основные требования к содержанию опорного конспекта:
1. Полнота – это означает, что в нем должно быть отражено все содержание вопроса.
2. Логически обоснованная последовательность изложения.
Основные требования к форме записи опорного конспекта:
1. Лаконичность. ОК должен быть минимальным, чтобы его можно было
воспроизвести за 6 – 8 минут. По объему он должен составлять примерно один
полный лист.
2. Структурность. Весь материал должен располагаться малыми логическими
блоками, т.е. должен содержать несколько отдельных пунктов, обозначенных
номерами или строчными пробелами.
3. Акцентирование. Для лучшего запоминания основного смысла ОК, главную
идею ОК выделяют рамками различных цветов, различным шрифтом, различным
расположением слов (по вертикали, по диагонали).
4. Унификация. При составлении ОК используются определённые аббревиатуры и
условные знаки, часто повторяющиеся в курсе данного предмета
5. Автономия. Каждый малый блок (абзац), наряду с логической связью с
остальными, должен выражать законченную мысль, должен быть аккуратно
оформлен (иметь привлекательный вид).
6. Оригинальность. ОК должен быть оригинален по форме, структуре,
графическому исполнению, благодаря чему, он лучше сохраняется в памяти. Он
должен быть наглядным и понятным.
7. Взаимосвязь. Текст ОК должен быть взаимосвязан с текстом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собственные учебно-методические пособия в помощь начинающим учителям: "Опорные конспекты в обучении иностранному языку"
В начальной школе требуется больше наглядных средств для раскрытия лексических знаний. Именно в начальной...
Методические рекомендации по составлению опорных конспектов
Представленное методическое пособие направлено на составление конспектов студентами на уроках географии. В результате изучения теоритического материала и выполнения практических заданий в тетрадях сту...
Учебно – методический материал: Музыкальные образы в мультипликации» (план – конспект) интегрированного урока, презентация к уроку.
Учебно – методический материал: Музыкальные образы в мультипликации» (план – конспект) интегрированного урока, презентация к уроку....
Для педагогов и студентов по составлению и работе с логическими опорными конспектами на уроках географии
Данные методические рекомендации предназначены для организации внеаудиторной и аудиторной работы студентов по составлению логических опорных схем и конспектов (ЛОС и ЛОК)....
Методические принципы организации уроков с применением опорных конспектов
Единой методики работы с опорными конспектами на уроках истории, к сожалению, нет. «Обычно урок начинается с проверки домашнего задания: ученики по памяти в строго отведённое время, в письменной формы...
Статья "Использование схем, таблиц и опорных конспектов для обобщения и систематизации материала на уроках русского языка"
В статье обосновывается необходимость использования разных форм подачи материала по русскому языку для его систематизации и обобщения, приводятся фрагменты уроков...
Методическая разработка "Методика преподавания физики по опорным конспектам"
В связи с переходом на ФГОС, а также увеличением объема научной информации, которую получают ученики по всем предметам школьного курса, задача школы - найти новые методические приемы, надежно обе...