Статья "Использование схем, таблиц и опорных конспектов для обобщения и систематизации материала на уроках русского языка"
статья по русскому языку

Трофимова Елена Валентиновна

В статье обосновывается необходимость использования разных форм подачи материала по русскому языку для его систематизации и обобщения, приводятся фрагменты уроков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Примеры использования схем, таблиц и опорных конспектов для обобщения и систематизации материала по русскому языку

На уроках русского языка в той или иной степени учащиеся участвуют в процессах передачи, получения, обработки, представления, использования и хранения информации.  Именно в процессе преобразования и перекодировки информации происходит наиболее эффективное её усвоение учащимися. Преобразование и перекодировка информации – активная индивидуальная и (или) групповая деятельность учащихся, которая, в конечном счете, позволяет решать важную задачу по передаче учащимся необходимого объема знаний, формировать общеучебные и предметные умения и навыки, развивать познавательные процессы личности. Когда ученик преобразует, видоизменяет учебный материал, он тем самым усваивает его.

Перевод информации из одной формы представления - вербальной (словесной), графической (схема, чертеж, график, диаграмма и т.д.), аналитической (алгебраические уравнения, тригонометрические соотношения и т.д.) - в другую, анализ текста, рисунка,  схемы, графика, диаграммы и перевод в цепочку символов  и наоборот  необходимы для того, чтобы ученики научились самостоятельно получать информацию, умело оперировать ею, перерабатывать и хранить. В конечном итоге, полученные умения будут способствовать выполнению главной задачи образования – сформировать гармонично развитую личность, человека, готового к достойной жизни в реальном мире.

Я хочу привести два фрагмента урока с примерами развития умения переводить информацию из одной формы в другую.

Тема урока 1 «Н и НН в разных частях речи. Повторение и обобщение» (9 класс)

 Ход урока

На доске (экране):

  1. Лебеди__ая песня, операцио__ая система, ветре__ый день, глиня__ный кувшин, оловя__ый солдатик, клюкве__ый морс, лу__ая дорожка
  2. Вяза__ый свитер, связа__ый свитер, вяза__ый бабушкой свитер, мороже__ые овощи, асфальтирова__ая дорога
  3. Торжестве__о заявить, испуга__о посмотреть, пута__о объяснять, тума__о намекать
  4. Работа выполне__а, решение найде__о,

Беседа по вопросам:

- Что объединяет примеры?

- Какую орфографическую проблему приходится решать при выборе написания?

- Знание каких разделов лингвистики нам необходимы в этом случае? Объясните, почему.

- Знакомы ли вам правила, согласно которым в предложенных примерах осуществляется выбор, или это новый материал?

- Исходя из того, о чем мы поговорили, сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Формулирование темы и запись ее в тетрадях.

Разбор примеров – совместная работа, в результате которой составляется сводная таблица .

Примерные вопросы:
- По какому принципу примеры разделены на группы?

-Как нам поможет знание морфологии в выборе правильного написания?

- Слова каких частей речи встречаются в разных группах?

- В чем разница между прилагательными первой и второй групп?

- В чем разница причастий второй и четвертой групп?

- Какие части речи очень похожи между собой?

- Вспомним все случаи и соответствующие правила.

Н и НН в разных частях речи

Прил.           существ.

Прил.          глаг. и  полные причастия

Наречия

Краткие причастия

написание зависит от суффикса

написание зависит от части речи

написание зависит от исходного слова

написание запоминается

Составление опорных схем по правилам. ( Возможно использование частичных заготовок с выводом на экран/ интерактивную доску или презентации с появляющимися по клику частями схем)

Схема 1

прилагательное           существ.

                                                         

 

-ИН- -АН- -ЯН-                                                                                                                - ОНН-     -ЕНН-

Основа на Н + суффикс Н

Схема 2

прил.           глаг.    полное причастие  

                                                     

Н                                                                                                НН

                                       признаки                                                                                     признаки        

- отсутствие приставки                                                                                  - наличие приставки

- отсутствие зависимого слова                                                                   - наличие зависимого слова

- исходный глагол несов. вида                                                                  - исходный глагол сов. Вида

                                                                                                                             - наличие суффиксов – ова-

                                                                                                                                                                -ева- -ирова-

                                                                                                                               

Схема 3

наречие

 

                     Н                                                                                                                                       НН

в исходном слове одна Н                                                                                                 исходном слове НН

схема 4

краткое причастие

всегда Н

К каждому правилу ученики подбирают примеры, иллюстрирующие разные случаи.        

Отдельно вспоминаются и записываются слова-исключения из правил.

Другой фрагмент - из урока по теме «Правописание приставок. Повторение и обобщение» (11 класс)

Ход урока

- Выполните задания, постарайтесь сформулировать те правила, которые вам приходится применять (раздаточный материал):

Вставьте буквы. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

I

  1. пр..успевать, пр..плести, пр..рывание
  2. о..гадать, по..кидывать, на..кусить
  3. и..ношенный, не..говорчивый, ра..жечь
  4. раз..скивая, без..сходный, под..грать

II

1) д..бела, непр..будный, нед..варить

2) и..гнать, не..гораемый, ра..грызть

3) пр..вращение, пр..глушить, пр..дставить

4) раз..грать, фин..нспектор, с..грать

III

1) ра..ширить, не..держанность, бе..человечный

2) ос..знавать, н..против, з..головок

3) пр..беречь, пр..обретение, пр..градить

4) пред..юльский, вз..скание, за..скивать

IV

1) по..солнух, о..бросить, пре..писание

2) пр..плясывать, пр..обрёл, пр..брежный

3) во..хождение, бе..культурье, ра..бросать

4) с..гравший, пред..стория, пост..мпрессионизм

V

1) вз..ерошить, порт..ера, с..естной

2) с..подчинение, раз..чаровать, без..тказный

3) непр..взойдённый, пр..большой, сопр..частность

4) бе..жалостность, в..тревожиться, неи..бежный

Ответы проверяются совместно.

- Что объединяет большинство заданий?

- Какие правила пришлось вспомнить при их выполнении?

- Только ли написание самих приставок эти правила касаются?

- Все ли правила вы вспомнили сразу и легко?

- Какая задача встает перед нами? (Обобщить и систематизировать знания, вспомнить все правила, связанные с приставками и их правописанием)

- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

Объявление темы урока и запись ее в тетрадях.

- Все ли пропущенные буквы в словах находятся в приставках?

- Как вам кажется, почему же они были включены в задания? (Их правописание связано с приставками)

- Где именно в слове находились эти буквы? (После приставок)

Составление таблицы.

Орфограммы, связанные с приставками

Буквы после приставок

Правописание приставок

Ъ или его отсутствие

И-Ы после приставок

Приставки, не изменяющие написание

приставки на З/С

Приставки ПРИ- и ПРЕ-

В таблице оставляется место для примеров (6-7 строк).

Формулирование правил. Составление опорных схем.

Схемы могут быть оформлены в виде презентации, чтобы выводить части на экран по мере их составления.

Схема 1

И-Ы после приставок в корнях

                     

                      И                                                                                                                       Ы

- после приставок,                                                                                             - после приставок,

оканчивающихся на гласный                                                                             оканчивающихся на                                                    

- после приставок: меж-, сверх-                                                                         согласный

- после иноязычных приставок

(суб-, контр-, пан-, транс- и др.)

Схема 2

Приставки, оканчивающиеся на З/С

                

                       З                                                                                                                       С

перед буквой,                                                                                                                перед буквой,

обозначающей звонкий согласный                                                  обозначающей глухой согласный                                                                              

Схема 3

Приставки ПРИ- и ПРЕ-

                  ПРИ                                                                                                                      ПРЕ                                                  

- приближение, присоединение                                                                                  - «пере»

- расположение вблизи                                                                                               - «очень»

- неполнота действия

Оба примера показывают, как можно обобщить и систематизировать известный материал, используя различные формы: таблицы, схемы. Это позволяет учиться работать с информацией, максимально точно и полно понять содержание темы, уловить все детали и        практически осмыслить информацию.

Однако опыт показывает, что свертывание информации учащимся удается гораздо лучше, чем обратная операция по ее разворачиванию. Детей достаточно хорошо можно научить упорядочивать, систематизировать информацию, представлять ее в виде схемы, рисунка, кластера, таблицы и даже графика, но труднее научить извлекать, разворачивать информацию. Наблюдается несимметрия в данном виде деятельности учащихся. Возможно, это происходит потому, что процесс свертывания информации – это в какой-то степени личное творчество ученика. А процесс разворачивания информации – попытка решить обратную задачу, составленную другим человеком. Именно для устранения несимметричности процесса организуется на уроках различного рода аналитическая деятельность учащихся. Используются обратные задания

Так, например, по уже упомянутой теме «Правописание приставок» можно построить урок иным образом. Предложить ученикам готовые схемы и таблицы и дать задание перевести информацию в вербальную форму. Важно следить за точностью и грамотностью выполнения перевода. Ни одна из принципиально важных деталей не должна быть утрачена. Так же важна правильность формулировки ее в словесной форме.

Познавая окружающий мир, человек всегда имеет дело с информацией. Она помогает оценить происходящие события, принять взвешенное решение, найти оптимальный вариант действий в той или иной ситуации. Информация — это наш багаж знаний. Тот, кто владеет большим объемом информации по какому-либо вопросу, всегда находится в более выигрышном положении.

И в последнее время значимость информации лишь неуклонно возрастает. Возрастает и ее объем. Многие ученые говорят о том, что мы живем в эпоху  перехода общества от индустриального информационному. В современном мире доступ к информации имеет жизненную ценность для всех. Возрастающая роль ее в обществе является предметом научного осмысления.

Общеизвестно высказывание: «Тот, кто владеет информацией, владеет и миром». В современном мире информации настолько много, что одной из самых важных задач становится умение пользоваться ею. Чем больше становится информации в окружающем каждого человека пространстве, тем острее возникает необходимость правильно отбирать ее, пользоваться ею в полной мере осмысленно и грамотно. Следовательно, тем важнее вовремя развивать соответствующие мыслительные операции, вырабатывать умение обрабатывать информацию, анализировать, систематизировать, обобщать, классифицировать, применять на практике.

Мы пребываем в информационном поле каждый момент своей жизни. И постоянно решаем прямые и обратные задачи по обработке информации. От того, насколько свободно человек научится это делать, зависит его дальнейшая жизнь.

Одним из главных источников развития является способность читать и обрабатывать информацию, предоставленную окружающим миром. В федеральном компоненте государственного образовательного стандарта основного общего образования отмечена важность развития и овладения учащимися основной школы различными общими учебными умениями и способами деятельности, одним из которых является выбор и использование различных знаковых систем (текст, таблица, схема и др.) в соответствии с ситуацией и поставленной задачей. Это важное умение можно и нужно развивать на уроках русского языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Использование ИКТ как современный способ подачи материала на уроках русского языка и литературы»

Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, воздействуют на память и воображение,  облегчают процесс запоминания,  позволяют сделать урок более интересным и динамичным....

Материал к урокам русского языка и литературы

Конспекты, методические рекомендации и т. д....

Презентация как средство систематизации знаний на уроке русского языка

Материал включает документ с описанием работы в 5 классе по систематизации знаний при изучении суффиксов -чик, -щик , а также презентацию....

Обобщение опыта. Использование ИКТ на уроках русского языка

Что же такое  ИКТ? Во-первых, это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета.Во-вторых, это использование самого ...

Конспект и раздаточный материал к уроку русского языка в 8 классе на тему "Ораторская речь"

Урок русского языка. Тема: «Ораторская речь»Цель: сформировать умение выделять признаки хорошей ораторской (публичной) речи.Задачи:1.      Развивать навыки работы с текстом в ...

Опорный конспект по заданию 7 (грамматические ошибки) ЕГЭ по русскому языку

На занятиях по подговке к ЕГЭ по русскому языку использую опорные конспекты. Практика показывает, что ребята так лучше запоминают материал, да и повторять потом легче. Предлагаю Вашему вниманию такой ...

Обобщение опыта «Творческие задания на уроках русского языка и литературы как средство развития творческих способностей учащихся»

Как почувствовать вкус родного слова? Как помочь ученику успешно развивать своё речевое творчество? Как побудить к созданию стихотворений, сказок, рассказов? Эти вопросы постоянно задаёт себе современ...