Методические принципы организации уроков с применением опорных конспектов
статья по истории на тему

Васильев Владимир Владимирович

Единой методики работы с опорными конспектами на уроках истории, к сожалению, нет. «Обычно урок начинается с проверки домашнего задания: ученики по памяти в строго отведённое время, в письменной формы воспроизводят опорный конспект. Пока весь класс пишет и рисует, учитель успевает опросить двух-трёх учеников устно (тихий опрос). Ответив, они продолжают работу с опорными конспектами, за исключением изложенного устного блока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya._opornyy_konspekt.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

   Методические принципы организации уроков с применением          

                           опорных конспектов                           

       Единой методики работы с опорными конспектами на уроках истории, к сожалению, нет. «Обычно урок начинается с проверки домашнего задания: ученики по памяти в строго отведённое время, в письменной формы воспроизводят опорный конспект. Пока весь класс пишет и рисует, учитель успевает опросить двух-трёх учеников устно (тихий опрос). Ответив, они продолжают работу с опорными конспектами, за исключением изложенного устного блока. После того, как работа выполнена и тетради собраны, начинается фронтальный опрос. Он ведётся по вопросам заранее известным классу и поэтому проходит в очень быстром темпе. При ответах ученики имеют право пользоваться опорными конспектами. После устного опроса можно приступить к изложению нового материала. В начале называется тема урока и объясняется, почему она стала предметом изучения на данном уроке. Затем учеников знакомят с планом, заранее написанным на доске. Количество пунктов этого плана соответствует количеству блоков опорного конспекта». Первый вопрос учитель сначала рассказывает подробно, сопровождая рассказ показом картины или исторической карты. Затем этот же вопрос излагается повторно, но теперь учитель не останавливается на деталях. Его задача в данный момент - указать на основные причинно-следственные связи. Опорный конспект может висеть на доске, или, если позволяют средства, лежать в распечатанном виде на партах у каждого ученика. Однако мы полагаем, что лучше всего, когда он рождается на глазах у учеников, при непосредственном их участии, так как в таком случае учащиеся активно включаются в творческий процесс. В этом случае учитель имеет возможность иллюстрировать основные идеи опорного конспекта и подробно разъяснять трудные моменты, совершить воображаемое путешествие или рассмотреть фрагменты реальных исторических документов. Особо отметим следующий момент: «опорные конспекты, применяемые на уроках истории, отражают минимум знаний, который обозначен в государственных нормативных документах, поэтому умение воспроизвести и расшифровать опорный конспект — общее требование для всех учащихся». При этом, можно организовать соревнование: кто быстрее и полнее расшифрует текст. На этом этапе ученики учатся составлять и использовать опорные конспекты. При разработке конспектов с опорными сигналами могут применяться знаки символически-словесные (буквы, слоги, цифры и знаки сложения, вычитания); рисуночные (пиктограммы); условно-графические (фрагменты планов местности, карт, схем). «Суть системы работы с опорными конспектами заключается в усвоении знаний на основе их многократного повторения и ежедневного контроля за качеством знаний при помощи самих же учащихся». При подготовке опорных конспектов к уроку, прежде всего: учителю необходимо ознакомится с содержанием школьного учебника, провести структурно-функциональный анализ текста и определить, какие параграфы учебника можно объединить в блок, для изучения на одном уроке. Затем переходим к оформлению листов конспекта с опорными сигналами. «Раскрывая тему, на одном листе можно поместить до четырёх блоков (подтем). Их количество, естественно, зависит от сложности подаваемого материала, сюда же включаются листы с материалами по краеведческому материалу, блоки по воспроизведению планов на местности, картосхемы. Разработав листы опорных конспектов, необходимо сделать с них небольшие по размеру копии, которые используются в качестве раздаточного материала». Стоит отметить, что листы опорных конспектов и раздаточный материал для одного урока должны быть строго одинаковы по содержанию. В противном случае с ними нельзя будет организовать общую  коллективную работу в классе. Мы уже говорили о том, что система работы с опорными конспектами требует привлечения к проверке заполненных листов помощников учителя — одноклассников или учеников параллельного класса. Проверка письменных работ в этом случае занимает не более пятнадцати минут. Оценки выставляются в общеклассную (открытую) и индивидуальную ведомость учёта знаний по каждой изученной теме урока. При этом ученик имеет право любую нежелательную для себя оценку «исправить» на последующих уроках. Учитель Мирошниченко Н. П. Разработал критерии оценки листов с опорными сигналами заполненных учениками. «Ошибкой считается пропуск букв, слова, перестановка знаков в блоке или блока, неправильное воспроизведение знаков в блоке. За одну ошибку ученик получает оценку четыре, за две — три. Если более двух ошибок, то работа не засчитывается и её надо переписать заново».

      Алексей Антонович Бондарев поступает так: «После изучения материала и разбивки его  на вопросы, которые записаны в тетрадях,  сообщаю ученикам: "На следующем  уроке я вас всех опрошу по этим вопросам. Дома вы можете  найти ответ на них в учебнике в таких-то параграфах или на стенде в кабинете. Кто желает кратко ответы можете записать письменно в тетради". В начале урока просматриваю  раскрашенные опорные конспекты учащихся. Таким образом, приблизительно определяю, кто как работал дома. Если нужно то, даю комментарии. Это предварительная оценка работы учащихся. После этого ученики убирают тетради и пытаются воспроизвести опорный конспект  по памяти. Закончив работу, ученик  закрывает тетрадь или поднимает руку. Подхожу и бегло оцениваю работу, откладывая ее  в отдельную пачку. Это делается до тех пор пока  основная масса учеников не закончит работу. После этого тетради передаются по рядам учителю в отдельную стопку. После чего ученики раскрывают рабочие тетради и сличают по памяти правильность выполненной работы. Если не успел — не беда. Их  он просмотрит при ответе на вопросы у доски. Желательно в начале года рассадить учащихся по одному за столом. Если столов не хватает и учащиеся садятся по двое, то дается команда: «Первому варианту сесть  в пол-оборота налево при воспроизведении конспекта. Дальше можно выбрать несколько вариантов своих действий:

1. Спрашивать всех учащихся по 1-2 вопроса, с учетом  оценки работы с

конспектами выставлять оценки  в журнал, комментируя их.

2. По одному вызывать к доске, где они,  быстро  ответив, возвращаются на

место. Учитель при этом, раскрыв тетрадь, комментирует ответ, работу и ставит обобщенную оценку.

3. Вызывать к доске  учеников, которые справились с работой на "5", потом на "4", потом на "3". Учеников, которые сразу не ответили, можно спросить

второй, третий раз. После этого оценить работу  и ответ. Оценки можно ставить и сразу после ответа и после опроса всех в конце урока.

         Естественно, возможны и другие варианты. Но все ученики должны получить оценки.

         Ставить ли двойки?    Лучше дать возможность ученику подготовиться и ответить на    последующих уроках». В данном случае опрос и оценка не являются  таким стрессом, как раннее. Ученики, как правило, знают, на какую оценку потрудились. Если ученик не готов по какой-то уважительной причине, то может ответить на следующем уроке. Работа с опорными конспектами у В. Ф. Шаталова включает несколько основных и дополнительных этапов, реализуемых дома и в классе на уроке:

· Развёрнутое объяснение учителем нового материала.

· Повторное сжатое объяснение по листу с опорными сигналами,

расшифровка символов.

·  Изучение опорных сигналов каждым учеником по раздаточному материалу,

вклеивание учениками листов в свои альбомы (возможно раскрашивание в классе или дома).

·  Самостоятельная домашняя работа ученика с учебником и листом с опорными сигналами; у кого есть магнитофон, тот записывает и прослушивает свой рассказ.

·   Письменное воспроизведение опорных сигналов по памяти хранящихся в

кабинете истории (8-10 минут); проверка и оценка работ после урока учениками параллельного класса или взаимопроверка одноклассниками. Возможна проверка на уроке самим учителем (в этом случае выполнивший задание ученик молча подходит к столу учителя и показывает работу).

·  Во время выполнения работы проводится индивидуальная проверка опорных конспектов учеников,  (опорный конспект воспроизводится на доске, ведутся рассказы на два магнитофона, тихо отвечают учителю); магнитофонные записи прослушивают и оценивают помощники учителя данного класса или старшеклассники; они ставят вторую оценку; лучшие ответы слушает весь класс; для экономии времени, блок, воспроизведённый у доски, в тетради не записывается.

·  Воспроизведение несколькими учениками одного-двух блоков опорного

конспекта на доске.

· Постоянное повторение и углубление изученного материала по опорным

конспектам на повторительно-обобщающих уроках. Через каждые пять-шесть уроков ученики получают короткий конспект, в конце которого даётся около десяти вопросов для повторения. По указанию учителя ученик отвечает либо на один из этих вопросов, либо выполняет ряд тестовых заданий. «Изучение курса завершается двумя контрольными работами. Первая контрольная работа проходит во второй половине курса, содержание которого ещё свежо в памяти учеников. На её подготовку отводится меньше времени, и оценки бывают выше. В эту контрольную работу входят вопросы и задания, требующие воспроизведения базовых знаний курса. Первый вопрос из начала перечня вопросов, второй — с  конца. Затем ученики получают задания для подготовки ко второй контрольной работе. К ней они готовятся дома два-три дня. Накануне учитель проводит консультацию, отвечает на вопросы учеников, подводит итоги предыдущей контрольной работы и указывает типичные ошибки, допущенные при её написании. Девять баллов за контрольные работы и 50 % отличных оценок (без троек) за год ведут к итоговой пятёрке. Оставшееся в учебном году время, посвящается исправлению оценок, экскурсиям, читательским конференциям по исторической беллетристе». Становилось ясно, несмотря на жесткую, порой очень убедительную критику, что опорный конспект — это прорыв в исследовании истории. Учитель может передавать информацию, используя не лишь слова, но и обозначения в большей степени, чем того допускает общепринятая практика преподавания. С тех пор уже утекло много воды. Опорный конспект стал так отлично забытым старым, что пришла пора о нем не просто вспомнить, но и дать ему второе дыхание. Не стоит лишь повторять ошибок прошедшего. Нужно исключить саму возможность заявлений о самодостаточности опоры в учебном процессе
(постоянно целостного и многоаспектного), а любые предлагаемые схемы работы с ним разглядывать как один из многих вероятных вариантов.

       Система опорных конспектов для нас увлекательна тем, что: «позволяет успешно сочетать новейшие подходы к обучению и устоявшиеся методические рецепты традиционной системы. Неотъемлемой частью данной системы является рефлексия, как один из компонентов учебной деятельности школьников, что реально увеличивает уровень понимания и осмысления изучаемого материала. Опорные конспекты разрешают варьировать темпы прохождения материала и его структуру, в согласовании с индивидуальными чертами усвоения исторических знаний. Системность в подборе приемов и способов создает комплекс взаимозависимых дидактических условий, содействующих быстрому продвижению в развитии учащихся при исследовании истории». Как указывает опыт, применение данной методики приводит к росту компетентности и учителей, и учащихся.
более существенными элементами системы опорных конспектов можно обозначить:
1. Блочное модульное построение учебного материала;
2. Мотивация учебной деятельности на базе целеполагания;
3. Преобладание самостоятельной, творческой деятельности на уроках под управлением учителя по усвоению знаний и умений;
4. Организация самоконтроля и внешнего контроля формирования учебной деятельности, усвоения учебного материала на базе рефлексии ученика и учителя. «Система опорных конспектов, по сравнению с традиционной формой обучения, применяющейся в школе, имеет ряд преимуществ:
. упругость (подвижность частей структуры проблемного модуля, возможность дифференцирования и индивидуализации, интеграции содержания обучения; технологическая динамичность и взаимозаменяемость приемов и способов обучения, системы контроля и оценивания достижений учащихся; возможность прогнозирования учебной деятельности с учетом особенностей учебного материала и специфики конкретного коллектива учащихся);
. Концептуальная и организационная простота для учащихся и учителя истории, которая дозволяет достигать настоящих результатов в решении заданий учителя, переносе оперативных знаний, формировании компетентности;
. Систематическая (от занятия к занятию, от темы к теме) самостоятельная деятельность учащихся при обучении истории, дифференцированная в парах, группах, индивидуально. Специально разработанные вопросы и задания проблемного, развивающего, логического характера развивают у учащихся потребность в систематической подготовке домашнего задания, исследования дополнительной литературы, что в конечном итоге сформировывает у них такие нравственные свойства как ответственность, целеустремленность. Итогом данной целенаправленной работы является общее развитие школьников. Следует отметить, что при традиционной системе обучения, в частности на комбинированном уроке, элементы самостоятельной работы в разных видах её организации применяется эпизодически». Методисты, учителя-практики, изучающие способности внедрения системы опорных конспектов конкретно на уроках истории, отмечают ряд её преимуществ по сравнению с другими методическими моделями, а конкретно: «согласованность цели, времени выполнения работы и количества вложенного труда в итог для предупреждения перегрузки учащихся. Формирование учебной деятельности учащихся, основывающейся на развитии комплекса общеучебных интеллектуальных умений (наблюдения, слушания, осмысленного чтения, классификации, обобщения, самоконтроля). Диагностичность целей и задач развития школьников». «Если материал всей темы просто предлагается на нескольких уроках через рассказ, лекцию, беседу, то это в большинстве случаев запутывает ученика, в его голове появляется «каша» из множества маленьких под тем. Но те же действия и факты, выстроенные в единую зрительную цепочку, ясно понимаемую учеником, и к тому же с выделенными узловыми под вопросами и под темами, приводят к получению нового качественного результата».
Цельный взор на историческое событие, единая цепочка «причина, событие, последствия», выделение узловых заморочек и событий — вот основная суть опорных конспектов на уроках истории. Применение опорных конспектов предполагает и решение ещё одной важной задачки — существенное сокращение учебного материала в связи с переходом к обязательному девятилетнему образованию, возникает время для исследования дополнительных материалов, возможность включать в процесс обучения уроки-портреты, исторические путешествия, творческие задания. Применение опорных конспектов на уроках истории, что важно, приводит к изменению системы проверки знаний. Сейчас это не просто проверка знания параграфа либо пункта темы, а контроль за знанием целых тем, событий, причинно-следственных связей. Блок-тема зашифрована в систему символов-опор. Это знаки, слова, даты, стрелки перехода либо перевоплощения, знака противоборства либо союза. При этом большая часть этих символов унифицировано. Они разрешают выявить и зафиксировать общие предпосылки и тенденции исторического процесса. Знаки опорного конспекта сгруппированы в отдельные мини-блоки, в среднем каждый опорный конспект состоит из восьми (десяти) таковых, помеченных номерами мини-блоков. Завершает цепочку символов вывод по теме либо оценка последствий событий. «Учащиеся довольно скоро и просто усваивают то, что непосредственно стоит за тем либо другим элементом опорного конспекта. Незакомплексованное живое воображение ученика дозволяет ему чувствовать за абстрактными знаками исторические картины прошедшего. Ученики довольно просто и цельно запоминают материал объёмной темы, которая тотчас включает в себя несколько параграфов учебника. Особо нужно выделить значение опорных конспектов для слабых учащихся. Уяснить отдельные факты, действия, даты для них бывает совсем трудно. Такие ученики частенько теряются, замыкаются в себе и в конечном итоге теряют всякий энтузиазм к предмету. Опорный конспект в таком случае вправду становится опорой для такового ученика. Он дозволяет без помощи учителя вспомнить и воспроизвести материал не лишь отдельного элемента, но и всей темы в целом. Равномерно теряется скованность, возникает энтузиазм к получению знаний». По мере работы с опорными конспектами учащиеся выходят на новый уровень: они начинают без помощи других составлять опорные конспекты и давать уникальные значки и знаки для отдельных подтем. Естественно, таковая работа невозможна без вдумчивого исследования учебного материала, без умения выделять основное в тексте либо рассказе учителя. В старших классах данный приём дозволяет сжато записать всякую лекцию. Методические принципы организации уроков с применением опорных конспектов Единой методики работы с опорными конспектами на уроках истории, к огорчению, нет. «Обычно урок начинается с проверки домашнего задания: ученики по памяти в строго отведённое время, в письменной формы воспроизводят опорный конспект. Пока весь класс пишет и рисует, учитель успевает опросить двух-трёх учеников устно (тихий опрос). Ответив, они продолжают работу с опорными конспектами, за исключением изложенного устного блока. После того, как работа выполнена и тетради собраны, начинается фронтальный опрос. Он ведётся по вопросам заблаговременно известным классу и поэтому проходит в совсем стремительном темпе. При ответах ученики имеют право воспользоваться опорными конспектами. К концу устного опроса, традиционно, выставляется 5-7 оценок, за письменную работу оценку получают все присутствующие. Это дозволяет контролировать подготовку домашнего задания фактически у всех школьников, присутствующих в классе на каждом уроке. После устного опроса можно приступить к изложению нового материала. В начале именуется тема урока и разъясняется, почему она стала предметом исследования на данном уроке. Потом учеников знакомят с планом, заблаговременно написанным на доске. Количество пунктов этого плана соответствует количеству блоков опорного конспекта». Первый вопрос учитель поначалу ведает подробно, сопровождая рассказ показом картины либо исторической карты. Потом этот же вопрос излагается повторно, но сейчас учитель не останавливается на деталях. Его задачка в данный момент - указать на главные причинно-следственные связи.
Опорный конспект может висеть на доске, либо, если разрешают средства, лежать в распечатанном виде на партах у каждого ученика. Но мы полагаем, что лучше всего, когда он рождается на очах у учеников, при непосредственном их участии, так как в таком случае учащиеся активно включаются в творческий процесс. В этом случае учитель имеет возможность иллюстрировать главные идеи опорного конспекта и подробно разъяснять трудные моменты, совершить воображаемое путешествие либо разглядеть фрагменты настоящих исторических документов. Особо отметим следующий момент: «опорные конспекты, применяемые на уроках истории, отражают минимум знаний, который обозначен в государственных нормативных документах, поэтому умение воспроизвести и расшифровать опорный конспект — общее требование для всех учащихся». При этом, можно организовать соревнование: кто быстрее и полнее расшифрует текст. На этом этапе ученики обучаются составлять и употреблять опорные конспекты, работая по памятке. При разработке конспектов с опорными сигналами могут применяться знаки символически-словесные (буквы, слоги, числа и знаки сложения, вычитания); рисуночные (пиктограммы); условно-графические (фрагменты планов местности, карт, схем). «Суть системы работы с опорными конспектами заключается в усвоении знаний на базе их многократного повторения и ежедневного контроля за качеством знаний при помощи самих же учащихся». При подготовке опорных конспектов к уроку, до этого всего: учителю нужно ознакомится с содержанием школьного учебника, провести структурно-функциональный анализ текста и найти, какие параграфы учебника можно объединить в блок, для исследования на одном уроке. Потом переходим к оформлению листов конспекта с опорными сигналами. «Раскрывая тему, на одном листе можно поместить до четырёх блоков (подтем). Их количество, естественно, зависит от трудности подаваемого материала, сюда же включаются листы с материалами по краеведческому материалу, блоки по воспроизведению планов на местности, картосхемы. Разработав листы опорных конспектов, нужно сделать с них небольшие по размеру копии, которые употребляются в качестве раздаточного материала». Стоит отметить, что листы опорных конспектов и раздаточный материал для одного урока обязаны быть строго одинаковы по содержанию. В неприятном случае с ними нельзя будет организовать общую коллективную работу в классе. Мы уже говорили о том, что система работы с опорными конспектами просит привлечения к проверке заполненных листов помощников учителя — одноклассников либо учеников параллельного класса. Проверка письменных работ в этом случае занимает не более пятнадцати минут. Оценки выставляются в общеклассную (открытую) и индивидуальную ведомость учёта знаний по каждой изученной теме урока. При этом ученик имеет право всякую нежелательную для себя оценку «исправить» на последующих уроках. Учитель Мирошниченко Н. П. Разработал критерии оценки листов с опорными сигналами заполненных учениками. «Ошибкой считается пропуск букв, слова, перестановка символов в блоке либо блока, неверное воспроизведение символов в блоке. За одну ошибку ученик получает оценку четыре, за две — три.
Если более двух ошибок, то работа не засчитывается и ее нужно переписать заново». Алексей Антонович Бондарев поступает так: «После исследования материала и разбивки его на вопросы, которые записаны в тетрадях, сообщаю ученикам: "На следующем уроке я вас всех опрошу по этим вопросам. Дома вы можете отыскать ответ на них в учебнике в таковых-то параграфах либо на щите в кабинете. Кто хочет коротко ответы можете записать письменно в тетради". В начале урока просматриваю раскрашенные опорные конспекты учащихся. Таковым образом, приблизительно определяю, кто как работал дома. Если необходимо то, даю комментарии. Это предварительная оценка работы учащихся. После этого ученики убирают тетради и пробуют воспроизвести опорный конспект по памяти. Закончив работу, ученик закрывает тетрадь либо поднимает руку. Подхожу и бегло оцениваю работу, откладывая её в отдельную пачку. Это делается до тех пор пока основная масса учеников не окончит работу. После этого тетради передаются по рядам учителю в отдельную стопку. После чего ученики раскрывают рабочие тетради и сличают по памяти правильность выполненной работы. Если не успел — не беда. Их он просмотрит при ответе на вопросы у доски. лучше в начале года рассадить учащихся по одному за столом.
Если столов не хватает и учащиеся садятся по двое, то дается команда:
«Первому варианту сесть в пол-оборота налево при воспроизведении конспекта. Дальше можно выбрать несколько вариантов собственных действий:

1. Спрашивать всех учащихся по 1-2 вопроса, с учетом оценки работы с конспектами выставлять оценки в журнальчик, комментируя их.

2. По одному вызывать к доске, где они, скоро ответив, возвращаются на место. Учитель при этом, раскрыв тетрадь, комментирует ответ, работу и ставит обобщенную оценку.

3. Вызывать к доске учеников, которые справились с работой на "5", позже на "4", позже на "3". Учеников, которые сходу не ответили, можно спросить второй, третий раз. После этого оценить работу и ответ. Оценки можно ставить и сходу после ответа и после опроса всех в конце урока. Естественно, возможны и остальные варианты. Но все ученики обязаны получить оценки. Ставить ли двойки? Лучше дать возможность ученику приготовиться и ответить на последующих уроках». В данном случае опрос и оценка не являются таковым стрессом, как раннее. Ученики, как правило, знают, на какую оценку потрудились. Если ученик не готов по какой-то уважительной причине, то может ответить на следующем уроке. Работа с опорными конспектами у В. Ф. Шаталова включает несколько главных и дополнительных этапов, реализуемых дома и в классе на уроке:

. Развёрнутое объяснение учителем нового материала.

. Повторное сжатое объяснение по листу с опорными сигналами, расшифровка знаков.

. исследование опорных сигналов каждым учеником по раздаточному материалу, вклеивание учениками листов в свои альбомы (может быть раскрашивание в классе либо дома).

. Самостоятельная домашняя работа ученика с учебником и листом с опорными сигналами; у кого есть магнитофон, тот записывает и прослушивает свой рассказ.

. Письменное воспроизведение опорных сигналов по памяти хранящихся в кабинете истории (8-10 минут); проверка и оценка работ после урока учениками параллельного класса либо взаимопроверка одноклассниками.

Возможна проверка на уроке самим учителем (в этом случае выполнивший задание ученик молча подходит к столу учителя и указывает работу).

. Во время выполнения работы проводится индивидуальная проверка опорных конспектов учеников, (опорный конспект воспроизводится на доске, ведутся рассказы на два магнитофона, тихо отвечают учителю); магнитофонные записи прослушивают и оценивают ассистенты учителя данного класса либо старшеклассники; они ставят вторую оценку; фаворитные ответы слушает весь класс; для экономии времени, блок, воспроизведённый у доски, в тетради не записывается.

. Воспроизведение несколькими учениками одного-двух блоков опорного конспекта на доске.

. неизменное повторение и углубление изученного материала по опорным конспектам на повторительно-обобщающих уроках. Через каждые пять- шесть уроков ученики получают маленький конспект, в конце которого даётся около десяти вопросов для повторения. По указанию учителя ученик отвечает или на один из этих вопросов, или выполняет ряд тестовых заданий.

«Изучение курса завершается двумя контрольными работами. Первая контрольная работа проходит во второй половине курса, содержание которого ещё свежо в памяти учеников. На ее подготовку отводится меньше времени, и оценки бывают выше. В эту контрольную работу входят вопросы и задания, требующие воспроизведения базовых знаний курса. Первый вопрос из начала списка вопросов, второй — с конца. Потом ученики получают задания для подготовки ко второй контрольной работе. К ней они готовятся дома два-три дня. Накануне учитель проводит консультацию, отвечает на вопросы учеников, подводит итоги предшествующей контрольной работы и показывает обычные ошибки, допущенные при ее написании. Девять баллов за контрольные работы и 50 % хороших оценок (без троек) за год ведут к итоговой пятёрке.
Оставшееся в учебном году время, посвящается исправлению оценок, экскурсиям, читательским конференциям по исторической беллетристике».

Разработка схемы урока истории с применением опорных конспектов

Тема: «Социально-экономическое положение России в конце девятнадцатого начале двадцатого веков».

Опережающее задание:

1. На основании статистических данных приведённых в опорном конспекте, сделайте вывод о темпах развития России во второй половине 19 века. Чем они были обусловлены? К уровню каких государств (высокоразвитых, средних либо слаборазвитых) вы бы отнесли

Россию того времени?

2. В чём заключался аграрно-крестьянский вопрос России на рубеже веков? Пользуясь опорным конспектом, раскройте его содержание.

3. Пользуясь опорным конспектом, отдайте характеристику отдельным слоям русского общества. Ход урока.

Вводное слово учителя:

В начале двадцатого Западная Европа, считавшая себя центром мировой цивилизации, вот уже тридцать лет жила без войн и революций. Это стало одной и обстоятельств удачного развития ее экономики и культуры, постепенного роста благосостояния разных слоёв населения. Внедрение в жизнь новейших достижений науки и техники (электрическая энергия, кар, самолёт и др.) Открывало большие способности для человека. Западную Европу, довольно стремительными темпами догоняли США, Россия и
Япония. Казалось, их примеру последуют остальные страны и мир скоро вступит в период всеобщего процветания и благоденствия. Но звучали и остальные предсказания:

«Двадцатый век, -- писал на рубеже веков публицист М. О. Меньшиков,
-- на который мечтатели ложут столько надежд, может быть принесёт нам одни разочарования. Заместо воплощения пылких химер может придти неожиданный и повсеместный упадок, признаки которого уже заметны». Основание для схожих взглядов давало очень противоречивое развитие человечества. Могущество западных государств, их успехи в экономическом развитии не сопровождались переменами в нравственности. Люди стали сильнее, но не добрее. Технические заслуги до этого всего применяли в военной области. В конце девятнадцатого века армии начинают оснащаться принципиально новыми видами вооружений: пулемётами, самолётами, танками, отравляющими газами. возникают многомиллионные армии. Одним словом, для своей сохранности Европа уселась верхом на пороховую бочку.И эта бочка могла взорваться в всякую минуту. Французы желали отомстить Германии за своё поражение в франко-прусской войне 1870-1871 годов и вернуть утерянные в итоге поражения Эльзас и Лотарингию.
Германцы также считали себя ущемлёнными: колоний и них маловато было (к моменту объединения и усиления Германии мир оказался поделенным меж великими державами). Начинается борьба за передел уже поделенного мира!

      1898 год. США отбирают у ослабевшей Испании острова Пуэрто-Рико, Гуам, Филиппины, оккупируют Кубу. 1899-1902 годы. Англия ведёт упорную войну с Бурами (южно-африканскими потомками голландских переселенцев) превратив, в конечном счете, бурские республики в свои колонии. Для того чтоб уцелеть в этом жестоком мире, Россия обязана была быть сильной!!

Факты:
1. По размерам собственной местности (более 22 млн кв. Км) русская империя занимала второе место в мире, уступая английской империи.
2. По численности населения (1897 год – 125, 6 млн человек) Россия занимала третье место в мире, после Индии и Китая, оставаясь при этом самой малонаселённой государством в мире (плотность населения в России – 7,7 чел на кв. Км, в Германии – 123,8, в Англии 146, 5).
3. Имея самую длинную сухопутную границу в мире, Россия обязана была содержать самую огромную в мире армию. 1897 Год – 22 корпуса, общей численностью 900 тыс. Чел., Не считая казаков и остальных не регулярных частей (в мирное время!).

Характерные черты развития русской экономики.

А) Развитие индустриального общества на рубеже веков.

б) Характерные черты развития России.

Поздний старт Сжатые сроки  Становление капиталистических отношений Государственное Высокие Стимулирование Темпы Развитие индустрии

Особенности русской экономики

1. крупная роль страны и государственного сектора в экономике;
2. Высокая степень концентрации промышленного производства;
3. Неравномерность развития экономики по регионам и отраслям;
4.Многоукладность;
5. Преобладание ввоза капитала над вывозом;
6. Высокое социальное напряжение.
Экономическое развитие России в конце 19 – начале 20 в.

ФАКТЫ:
1. популяция (1897) – 125,6 миллионов, в том числе ѕ связано с сельским хозяйством; в городах проживает всего 13 %;
2. Удельный вес в мировом промышленном производстве – 5 %;
3. Государству принадлежит 70 % стальных дорог, 25 % заводов, 39 % земли;
4. Доля иностранного капитала в индустрии – 36 %, в банках – 75 %.

А) Развитие индустрии, денег и транспорта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение опорных конспектов на уроке русского языка

Пристальное внимание учителей словесников направлено сегодня на поиск внутренних резервов повышения эффективности урока. Это прежде всего поиск нетрадиционных форм и методов обучения, опора на опыт из...

Активизация познавательной деятельности учащихся через применение опорных конспектов на уроках русского языка

В данном  материале, отправленом на конкурс методических разработок и исследовательских работ по методике В.Ф.Шаталова, представлен опыт работы с опорными конспектами...

Применение опорных конспектов на уроках физики.

Опорные сигналы — это схематическое изображение основных направлений изучаемой темы — позволяют каждому ученику уловить суть идеи, запомнить главное, которое складывается из частностей. Не всех учащих...

Заметки при чтении конкурсной работы В. И. Ивановой «Активизация познавательной деятельности учащихся через применение опорных конспектов на уроках русского языка», критические и дружеские

Статья не критическая в общепринятом значении слова критический. Это просто заметки-размышления по ходу чтения конкурсной работы Валентины Ивановны. В одном случае я позволяю не согласиться с авторско...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА"ПРИМЕНЕНИЕ ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ" АВТОР УЧИТЕЛЬ ФИТЗИКИ СПБГБПОУ РЕСТАВРАЦИОННЫЙ КОЛЛЕДЖ "КИРОВСКИЙ"

Опорный сигнал – набор ассоциативных ключевых слов, знаков и других опор для мысли, расположенных особым образом, заменяющий некое смысловое значение. Он способен мгновенно восстанавливать в пам...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА"ПРИМЕНЕНИЕ ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ" АВТОР УЧИТЕЛЬ ФИТЗИКИ СПБГБПОУ РЕСТАВРАЦИОННЫЙ КОЛЛЕДЖ "КИРОВСКИЙ"

Опорный сигнал – набор ассоциативных ключевых слов, знаков и других опор для мысли, расположенных особым образом, заменяющий некое смысловое значение. Он способен мгновенно восстанавливать в пам...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА"ПРИМЕНЕНИЕ ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ" АВТОР УЧИТЕЛЬ ФИТЗИКИ СПБГБПОУ РЕСТАВРАЦИОННЫЙ КОЛЛЕДЖ "КИРОВСКИЙ"

Опорный сигнал – набор ассоциативных ключевых слов, знаков и других опор для мысли, расположенных особым образом, заменяющий некое смысловое значение. Он способен мгновенно восстанавливать в пам...