Для педагогов и студентов по составлению и работе с логическими опорными конспектами на уроках географии
методическая разработка по географии (10 класс) по теме

Асалханова Айгуль Газизовна

Данные методические рекомендации предназначены для организации внеаудиторной и аудиторной работы студентов по составлению логических опорных схем и конспектов (ЛОС и ЛОК).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_rekomendatsii_lok.docx132.35 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

ГБОУ СПО «Байкальский колледж туризма и сервиса»

Тарбагатайский филиал

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И СТУДЕНТОВ   ПО СОСТАВЛЕНИЮ

И РАБОТЕ С ЛОГИЧЕСКИМИ ОПОРНЫМИ КОНСПЕКТАМИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

 

C:\Users\Анна\Desktop\4.jpg C:\Users\Анна\Desktop\1329200685289.jpg

Разработала:

 Преподаватель географии

Асалханова А.Г.

Тарбагатай

2014 г.

Содержание

Пояснительная записка        

1.Что такое ЛОК и ЛОС?        

1.1Логические опорные сигналы.        

1.2Логические опорные конспекты (ЛОК).        

1.3.Графический конспект        

2.Методические рекомендации педагогам по организации работы со студентами        

3.Методические рекомендации студентам        

3.1.Памятка: как работать с конспектом        

3.2.Основные требования к содержанию опорного конспекта (ОК):        

3.3.Примерный порядок составления опорного конспекта        

3.4.Памятка: Как работать с текстом        

3.5.Памятка: Как работать со схемой опорных сигналов (ЛОС)        

3.6.Рекомендации  по составлению логических схем        

Литература        

Пояснительная записка

Самостоятельная работа  студента  это планируемая учебная, учебно-исследовательская работа, выполняемая во внеаудиторное (аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (при частичном непосредственном участии преподавателя, оставляющем ведущую роль за  работой студентов).

Государственным стандартом предусматривается, как правило, 50% часов из общей трудоемкости дисциплины на самостоятельную работу студентов.

Формы самостоятельной работы студентов разнообразны. Они включают в себя: изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации; подготовку докладов и рефератов, написание курсовых и выпускных квалификационных работ и т.д.

Одной из форм организации самостоятельной работы студента является создание логических опорных  схем   и конспектов по заданной  преподавателем теме.

 Данные методические рекомендации предназначены для организации внеаудиторной и аудиторной работы студентов по составлению логических опорных схем и конспектов (ЛОС и ЛОК).

1.Что такое ЛОК и ЛОС?

1.1Логические опорные сигналы. Идею применения  опорных  сигналов   разработал В.Ф.Шаталов. В опорных сигналах в соответствии со спецификой излагаемого на уроке материала моделируется изучаемый абстрактно теоретический материал программы (общепринятые научные понятия, формулы, графики). Опорные сигналы включают знаки, отражающие средства конкретизации, использованные при объяснении содержания абстрактно теоретического материала: конкретные рисунки, значки, ключевые слова, короткие предложения и т.д. Обязательное включение в опорные сигналы эмоционально яркого материала, позволяющего закрепить в памяти существенные компоненты новых знаний.

По методике Шаталова - логика построения опорных сигналов, отражающая содержательные связи между единицами излагаемой информации, их четкая классификация по уровням значимости, воспроизведенная в рассказе педагога, служат образцом, на основе которого формируются эти приемы у обучающихся. Жестко регламентируемое время на устные ответы (3-5 мин), ориентирует студента на краткое и точное изложение сущности усваиваемых знаний.  

 В.Ф.Шаталов,  объясняет сущность ЛОС так: «Начнем с самого простого: буква в слове – это опорный сигнал. Если бы она существовала сама по себе, независимо от всех остальных, то тогда бы ее следовало назвать просто сигналом. Но в том-то и дело, что, составляя слово, мы опираемся на каждую уже написанную и на все вместе, помним о них. Буква – опора. Буква – сигнал. Но разве только буквы! Опорные сигналы – это и слоги, и слова, цифры и числа, формулы и правила, да разве все перечислишь? Вот и получается, что в памяти каждого современного человека хранятся миллионы опорных сигналов, помогающих ему восстанавливать при необходимости усвоенную информацию. Известны и специальные мнемонические приемы, своеобразные опорные сигналы, которые придуманы для того, чтобы облегчить запоминание. “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”. Кто не обращался к этой фразе, чтобы точно воспроизвести порядок цветов в радуге? Информацию можно закодировать и более экономным способом, например с помощью аббревиатур. Неожиданность и экономность – принципы, на которых строятся и наши опорные сигналы».

Действительно, применение опорного сигнала помогает восстановить в памяти ранее прослушанную информацию. Но чтобы определенный значок стал для учащегося опорным сигналом, связанная с ним информация должна быть понята обучающимся. Если же это достаточно сложный фрагмент материала, то возникает необходимость выполнения специальной работы по организации понимания каждым студентом данного фрагмента.

1.2Логические опорные конспекты (ЛОК) – это компактное графическое отображение основного учебного материала лекции с указанием логической структуры в процессе изложения его учителем. Материал, четко оформленный в виде опорного конспекта, запоминается лучше и допускает более широкие возможности переноса его на новые ситуации, чем сумма тех же факторов, поданных не системно.

Назначение ЛОК заключается в следующем: создать у учащихся четкое, наглядное представление об учебном материале в целом как о системе знаний; помочь разобраться в его структуре; выделить главное, существенное в излагаемом материале; показать взаимосвязи между отдельными компонентами содержания лекции; помочь учащимся запомнить основной материал. В ЛОК указываются следующие элементы содержания лекции: главные понятия и их основные признаки; причинно-следственные связи; общие черты характеризуемых объектов; направления развития, каких либо процессов; самые яркие факты, характеризующие экономико-географические объекты, явления или процессы. Подготовка логических опорных конспектов учителем включает конструирование схемы, показывающей логико-понятийную структуру содержания лекции, т.е. систему основных теоретических знаний, и самые значимые и интересные факты.

Основные требования к ЛОК – лаконичность, структурность, компактность, расположения учебного материала, простота изображения и доступность для понимания; выделение основного материала цветом, величиной знаков; словесная форма отображения учебного материала с использованием сокращений, графиков, диаграмм, стрелок, символов.

1.3.Графический конспект – это визуальная интерпретация учебного материала, изложенного учителем и выполняемого студентами в процессе восприятия рассказа или объяснения преподавателя. Он применяется на занятиях с целью повышения эффективности обучения, а результатом является модель физического процесса или природного объекта.

В отличие от педагогических схем и готовых иллюстраций графический конспект позволяет обучающимся составить индивидуальный рисунок, который с легкостью остается в визуальной памяти и воспроизводится на контрольных работах и срезах. Графический конспект составляется поэтапно. Сначала педагог сопровождает изложенный материал рисунком на доске. Затем предлагает студентам самостоятельно достроить рисунок, основываясь на полученной информации.

Использование в учебном процессе графического конспекта имеет следующие преимущества:

  • Обычное восприятие рассказа, как правило, не создает на уроке ситуацию решения учебной задачи. Студент, имея возможность закрепить изложенную тему по учебнику дома, слушает рассказ преподавателя невнимательно. Эта проблема усугубляется, если монолог педагога малоинтересен, не иллюстрирован наглядным материалом. Выполнение графического конспекта обусловливает активную работу всей группы.
  • Построение графического конспекта требует от учащихся полной мобилизации, усиленного внимания.студента
  • В опорных схемах представлены такие абстрактные понятия, как причинно-следственные связи, которые в природе непосредственно не выражены.
  • Графический конспект – один из приемов самостоятельного приобретения знаний.
  • Опорные схемы, выполненные в виде графического конспекта, служат средством познания изучаемых объектов, разрешения проблемных ситуаций. На этой основе возможно формирование творческого мышления студента.
  • Построение графического конспекта позволяет не только организовать коллективную деятельность на уроке всех студентов группы, но и оценить работу каждого.

2.Методические рекомендации педагогам по организации работы со студентами

При построении ЛОК и ЛОС целесообразно соблюдать ряд условий:

— определить цели урока как планируемые результаты, которые необходимо получить в конце урока и проверить их усвоение студентами;

— разделить учебный материал на смысловые блоки и продумать способы изображения содержания каждого блока, т. е. подобрать определенные знаки, символы, рисунки; продумать схематический способ кодирования информации;

— все смысловые блоки должны быть тесно связаны между собой по содержанию и создавать условия для выявления причинно-следственных связей между изучаемыми объектами и явлениями;

— общая схема содержания урока изображается в форме единого опорного логического конспекта.

Листы опорных сигналов (ЛОС) или логические опорные конспекты должны удовлетворять следующим основным требованиям:

1. Листы сигналов-конспектов должны быть лаконичны, содержать не более 80-100 знаков.

2. Они должны отличаться структурностью, т. е. состоять из малых логических блоков, содержать стрелки, вопросительные и восклицательные знаки, схематические рисунки.

3. Основной учебный материал целесообразно выделять цветом, линиями разной формы, толщины, геометрическими фигурами, шрифтом.

4. При построении ЛОС и ЛОК необходимо использовать уже знакомые знаки карт, сигналы и символы, применяемые в рабочих тетрадях и учебниках географии.

5. Сигналы должны отличаться оригинальностью по форме, графике, цвету, так как среди студентов (как установлено психологами) преобладают личности, отличающиеся зрительной памятью.

6. Опорные конспекты должны быть тесно связаны с текстом учебника, чтобы студенты могли лучше понять материал, при подготовке домашнего задания могли бы сопоставить его с учебником, а также с картами атласа и другими средствами обучения. С этой целью в ЛОКе или ЛОСе указываются страницы учебника и атласа, номера параграфов.

Поскольку технология применения ЛОК или ЛОС предполагает диагностику результатов обучения, то необходимо рассмотреть особенности взаимодействия педагога и обучающихся. Смысловые сигналы педагог чаще всего воспроизводит на доске по ходу своего объяснения. Студенты выполняют логический конспект в тетрадях, следя за работой преподавателя. Возможно применение форм взаимоконтроля и самоконтроля по эталону, подготовленному педагогом.

 Самостоятельное выполнение ЛОК и ЛОС студентами целесообразно применять для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов с дополнительными материалами и источниками.

В опыте работы по технологии ЛОК применима индивидуальная работа с сигналами каждого студента. С этой целью каждый обучающийся обеспечен ЛОК или ЛОС. Сигналы перерисовываются студентами в  тетради, а в ходе контроля усвоения знаний дать задание на уроке воспроизвести ЛОК по памяти, или при ответе у доски сигналы используются как своеобразные развернутые планы. На этапе закрепления, обобщения знаний и умений опоры особенно необходимы.

Для лучшего понимания и усвоения учебного материала студентам рекомендуется копировать ЛОК на отдельном листе или в особой тетради, что способствует пониманию связей, совершенствует логическое мышление, позволяет осуществлять самоконтроль. При применении групповой работы (особенно работы в парах) ЛОК может служить задачам взаимоконтроля.

Технология применения ЛОК предполагает, что при подведении итогов изучения какого-либо содержания каждый студент воспроизводит опорный конспект, что позволяет педагогу  определить уровень усвоения, получить сведения о результатах обучения.  

Если мы хотим научить студентов самостоятельно составлять опорные конспекты, необходимо провести специальный урок, цель которого – познакомить их с понятием «опорный конспект», с различными формами его записи.

Опорный конспект является вторичным текстом, так как в нем в краткой форме передаются основные сведения текста исходного. При этом могут использоваться сокращения, различные знаки, символы, графические выделения. Часто опорный конспект представляет собой рисунок или схему, иногда таблицу. Психологи отмечают, что преобразование учеником информации, перевод ее в другую, более наглядную форму (в рисунок, схему, таблицу) способствует лучшему пониманию и усвоению знаний. Поэтому важно, чтобы у детей выработалось умение составлять опорные конспекты в различных формах и вкус к такой работе. Опорный конспект составляется учителем для учеников (чтобы дети усвоили представленную в нем информацию) или детьми (тогда учитель оценит, насколько они поняли прочитанный или услышанный исходный текст) или совместными усилиями учителя и детей в диалоге (для создания атмосферы поиска, маленького открытия).

Педагог выстраивает и демонстрирует ЛОК в процессе изложения лекции. Студенты  же приучаются к параллельному конспектированию услышанного материала. В этом случае работают все органы чувств и мышление. Происходит не только восприятие, но и осмысление. В заключительной части лекции на основе такого конспекта идет краткое повторение и обобщение ключевого материала. Предполагается и самостоятельное дополнение ЛОК в процессе домашней проработки конспекта лекции и текста учебника.  

3.Методические рекомендации студентам

3.1.Памятка: как работать с конспектом

Конспект представляет собой запись умозалючений, выводов, основные понятий  по теме, в расширенном и углубленном виде, дополненные цитатами, цифрами, таблицами, схемами и т.д.    

Конспект может быть тематическим, т.е. составленный по нескольким произведениям, работам, текстам и т.п. Целью такого конспекта является более глубокое, всестороннее изучение определенной проблемы с учетом возможной вариативности мнений различных авторов. Для составления тематического конспекта  следует:

- осуществить подбор необходимой  и рекомендуемой информации (литературы), наглядных пособий и других учебных материалов;

-  составить сложный план тематического конспекта, постоянно имея в виду конечную цель своей работы по изучению и осмыслению данной проблемы;

- дальнейшую работу построить в раннее изложенной последовательности, но с учетом последовательно-параллельного изучения первоисточников в определенном их многообразии.

      В итоге работа над составлением тематического конспекта с успехом может вылиться в составление реферата. Тематический конспект требует постоянной систематической доработки, дополнений и творческого осмысления в процессе изучения предмета.

Опорный конспект – это развернутый план Вашего предстоящего ответа на теоретический вопрос. Он призван помочь Вам последовательно изложить тему, а преподавателю – лучше понимать Вас и следить за логикой Вашего ответа. Правильно составленный опорный конспект должен одержать все то, что в процессе ответа Вы намереваетесь рассказать. Это могут быть чертежи, графики, формулы (если требуется, с выводом),формулировки основных законов, определения.

3.2.Основные требования к содержанию опорного конспекта (ОК):

1. Полнота – это означает, что в нем должно быть отражено все содержание вопроса.

2. Логически обоснованная последовательность изложения.

  Требования к форме записи опорного конспекта:

1. Лаконичность. ОК  должен быть минимальным, чтобы его можно было

воспроизвести за 6 – 8 минут. По объему он должен составлять примерно один полный лист.

2. Структурность. Весь материал должен располагаться малыми логическими блоками, т.е. должен содержать несколько отдельных пунктов, обозначенных номерами или строчными пробелами.

3. Акцентирование. Для лучшего запоминания основного смысла ОК, главную идею ОК выделяют рамками различных цветов, различным шрифтом, различным расположением слов (по вертикали, по диагонали).

4. Унификация. При составлении ОК используются определённые аббревиатуры и условные знаки, часто повторяющиеся в курсе данного предмета (ВОВ,РФ,и др)

5. Автономия. Каждый малый блок (абзац), наряду с логической связью с

остальными, должен выражать законченную мысль, должен быть аккуратно

оформлен (иметь привлекательный вид).

6. Оригинальность. ОК должен быть оригинален по форме, структуре,

графическому исполнению, благодаря чему, он лучше сохраняется в памяти. Он должен быть наглядным и понятным не только Вам, но и преподавателю.

7. Взаимосвязь. Текст ОК должен быть взаимосвязан с текстом учебника, что так же влияет на усвоение материала.

3.3.Примерный порядок составления опорного конспекта

1. Первичное ознакомление с материалом изучаемой темы по тексту учебника, картам, дополнительной литературе.

2. Выделение главного в изучаемом материале, составление обычных кратких записей.

3. Подбор к данному тексту опорных сигналов в виде отдельных

слов, определённых знаков, графиков, рисунков.

4. Продумывание схематического способа кодирования знаний,

использование различного шрифта и т.д.

5. Составление опорного конспекта.

3.4.Памятка: Как работать с текстом

  1. Понять, как построена книга, ее структуру.
  2. Отобрать самое важное, основное из содержания книги.
  3.  Работу с книгой желательно строить в три этапа:

- первоначальное прочтение всего текста с целью ознакомления с ним;

- второе прочтение текста, включающее конспектирование и детальное изучение материала;

- третье, заключительное прочтение для закрепления полученной информации.

4. Формы и методы конспектирования зависят от личных особенностей мышления и запоминания. Рекомендуемая последовательность работы: составление плана, изложение тезисов, выписки из текста и само конспектирование.

3.5.Памятка: Как работать со схемой опорных сигналов (ЛОС)

  1. Внимательно ознакомьтесь со схемой опорных сигналов.
  2. Найдите материал учебника, лекции (чтение источника), в которых отражен исторический материал схемы опорных сигналов.
  3. Последовательно прочитайте материал и расшифруйте каждый символ таблицы опорного конспекта (соотнесение информации с сигналами схемы опорных сигналов).
  4. Самостоятельно на чистом листе бумаги воспроизведите схему опорных сигналов, пересказывая вслух или «про себя» исторический материал и фиксируя его с помощью символов схемы опорных сигналов.
  5. Разберитесь в материале, который вызвал осложнение при пересказе.
  6. Дополните схему опорных сигналов (на ваше усмотрение) дополнительными символами или измените изображение символов (по вашему усмотрению).
  7. Через 1-2 дня (на следующем уроке или дома) повторите задание, графически воспроизведите схему опорных сигналов с изложением материала по памяти вслух (если дома) и «про себя» (если в классе).

3.6.Рекомендации  по составлению логических схем

  1. Просмотрите внимательно содержание темы по учебнику, материалу лекции и выпишите заголовки подразделов, название параграфов.
  2. Внимательно изучите каждый параграф, выписывая из них основные понятия.
  3. Еще раз прочитайте текст с целью нахождения связей между понятиями и найдите в тексте или на основе умозаключений обобщающие понятия, термины.
  4. Найдите наиболее общие понятия, категории, объединяющие все содержание текста (не исключено, что это объединяющее понятие заключено в заголовках текста).
  5. Постройте логическую структуру, включающую выбранные вами понятия с учетом взаимодействия между ними.

Если удастся найти обобщающие понятия и категории, то в результате построения логической схемы получится иерархическая структура (дерево).

Если одни понятия вытекают из других, то можно установить причинно-следственные связи и построить логические цепочки.

  1. Сверьте полученную логическую структуру, прочитав текст еще раз, при необходимости уточните структуру.

Т р е б о в а н и я   к составлению логических схем:

- простота (минимальное количество схемных элементов и их связей);

- целевая и смысловая значимость элементов и связей и их иерархическое расположение (основные, вспомогательные и т.д.);

- наглядность схемы (цветовое решение и т.п.).

Литература

  1. Гужева Т. А. Структурно-логические схемы на уроках географии// http://festival.1september.ru
  2. Ригер Е.Р. Самостоятельная работа студентов по физике, Ульяновск, 2008 Г.
  3. Соловова Н.В. Организация и контроль самостоятельной работы студентов, Самара, «Универ-групп», 2006 г.
  4.  Сопер Поль Л. Основы искусства речи. М., 2012 г.
  5. Шаталов В.Ф. Учить всех, учить каждого // Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. - М.: Педагогика, 1989г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование логических опорных конспектов на уроках географии в 9-м классе

При обучении учащихся экономической и социальной географии России сталкиваешься с такими трудностями как отсутствие новых учебников, статистических материалов по данному курсу...

Опорные конспекты на уроках географии. Урок географии в 6 классе "Природные зоны Земли"

В данной методической разработке показано использование технологии опорных конспектов по методике В. Ф. Шаталова на уроках географии.  Тема урока: Природные зоны Земли - зональные природные ...

Использование опорных конспектов на уроках географии в 11 классе.

Опорные конспекты к урокам географии в 11 классе....

статья "Роль логических опорных конспектов в обучении географии"

В статье показывается значимая роль логических опорных конспектов в обучении географии с применением компьютерных технологий, которая способствует наиболее осмысленному усвоению понятий, формирован...

Использование логических опорных конспектов в курсе географии 10-11 классов

Логический опорный конспект- это компактное графическое отображение основного учебного материала темы с указанием логической структуры в процессе изложения его учителем..........

Логический опорный конспект к уроку "Транспорт" 9 класс

Логический опорный конспект к уроку "Транспорт" 9 класс экономическая география даёт возможность дать оценку различным видам транспорта и ответить на поставленные вопросы....

Логический опорный конспект к уроку "Современное развитие рельефа" 8 класс

Назначение данного ЛОК заключается в следующем: создать у учащихся четкое, наглядное представление об учебном материале по теме "Современное развитие рельефа", помочь разобраться в его структуре; выде...