ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ " ОПРЕДЕЛЕНИЕ".
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Цель урока: познакомить с определением как второстепенным членом и способами его выражения, его ролью в усилении выразительности художественного описания.
Задачи урока:
Формировать умение находить определения в предложениях и верно графически обозначать их.
Развивать навыки использования определений в речи для более выразительной передачи содержания высказывания; отработка орфографических навыков (безударная гласная в корне, проверяемая ударением)
Воспитывать правильное отношение к слову, корректно исправлять ошибки одноклассников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok.doc | 180.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ " ОПРЕДЕЛЕНИЕ".
1.Предмет: русский язык
2.Класс: 5
3. Автор УМК: УМК для 5 класса образовательных учреждений авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др.
М.: Просвещение 2014
4. Тема урока: "Определение".
5. Тип урока: Урок общеметодической направленности.
6. Цель урока: познакомить с определением как второстепенным членом и способами его выражения, его ролью в усилении выразительности художественного описания.
7. Задачи урока:
Формировать умение находить определения в предложениях и верно графически обозначать их.
Развивать навыки использования определений в речи для более выразительной передачи содержания высказывания; отработка орфографических навыков (безударная гласная в корне, проверяемая ударением)
Воспитывать правильное отношение к слову, корректно исправлять ошибки одноклассников.
8. УУД:
личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
регулятивные: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (совместно с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действует по плану, в диалоге с учителем учится совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки;
познавательные: анализирует, сравнивает, квалифицирует и обобщает факты и явления;
коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку
зрения, при необходимости отстаивает её, аргументируя; учится подтверждать аргументы фактами, осуществляет совместную деятельность в парах (группах) для решения конкретных учебных задач, учится принимать точку зрения других
9. Планируемые результаты: учащиеся
должны знать
определение понятия «определение», способ выражения определения, графическое обозначение определения как члена предложения, роль определения в усилении выразительности художественного описания;
должны уметь
находить определения в предложениях; верно обозначать определения как член предложения, распространять предложения определениями,
использовать определения для более выразительной передачи содержания высказывания.
10. Межпредметные связи: литература, музыка
11. Ресурсы: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, индивидуальные карточки с заданием.
ЭТАП УРОКА | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА | ФОРМИРУЕМЫЕ УУД |
1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент (1 мин) |
- Добрый день, друзья! Сегодня нас ожидает не простой урок, поскольку к нам пришли гости. Так что пожелаем друг другу удачи и начнем. - Откройте тетради, запишите число. (СЛАЙД 2) | Приветствие друг друга Принцип психологической комфортности | - личностные: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха; -коммуникативные: умение работать в коллективе. |
2.Мотивация к учебной деятельности (2мин) 3.Этап проверки домашнего задания (3мин) |
Россыпь слов: большой, удача, успех, с, малый, начинается (ЩЕЛЧОК) - Почему именно с этой фразы мне хочется начать урок? -Чем будут для нас эти слова? «Не говори – не умею, а говори – научусь!» - Вы все прекрасно знаете, какую роль играет знание русского языка для каждого человека. Только изучая его с желанием, можно научиться правильно, грамотно говорить и писать. Итак, сегодня мы собрались здесь для того, чтобы показать наши знания и получить новые. 1) Опрос (СЛАЙД 3-12) - Начнем работу с того, что погадаем на ромашке. Знаете, как гадают? Тот, кто гадает, отрывает лепесток и говорит: «Любит, не любит». Мы же с вами сейчас узнаем, кто знает, а кто не знает. От каждой группы 3 человека выбирают лепесток (по очереди) и отвечают на вопрос. - Грамматическая основа предложения – это… - Чем отличается двусоставное предложение от односоставного? - Чем отличаются распространённые предложения от нераспространённых? - Что изучается в синтаксисе? - На какие группы делятся предложения по цели высказывания? - На какие вопросы отвечает подлежащее? - На какие вопросы отвечает сказуемое? - Назовите средства грамматической связи слов в словосочетании. - Назовите виды словосочетаний? На прошлом уроке мы с вами говорили о второстепенном члене предложения. О каком? - Что вы знаете о дополнении? 2)Заполните «слепую» схему (работа в группе) (СЛАЙД 13) (проверяем по щелчку) 3) Игра «Лестница» (СЛАЙД 14) - На доске изображена лесенка, по которой вам предстоит забраться вверх. Но для этого необходимо выполнить следующее задание. К каждому слову подберите дополнение в том падеже, который указан. Охота на (В.п.) Преодолеть (В.п.) Опасаться (В.п.) Ласкать (В.П) Непримирим к (Д.п.) Ехать на (П.п.) Накормить (Т.п.) Испугаться (Р.п.) -Назовите прямые дополнения? | Учащиеся составляют из слов предложение, выделяют грамматическую основу С малой удачи начинается большой успех (СЛАЙД 2)
Учащиеся отвечают на вопросы. Показывают знания предыдущей темы. | -личностные: мотивация к учебной деятельности, - регулятивные: планирование своих действий в диалоге с учителем -познавательные: осознают познавательную задачу -коммуникативные: слушают ответы друг друга, отвечают, формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения |
4.Актуализация знаний (10 мин) 5. Этап целеполагания. 6.Этап усвоения нового материала 7.Релаксация (физкультминутка) | Работа по теме урока (изучение нового, работа по развитию речи).
Осеннее со..нце осв..тило лучами л..сную п..ляну. (СЛАЙД 15) После того, как все записали предложение в тетрадь, 1-й ученик вставляет пропущенные буквы, называет орфограмму. Остальные работают в тетрадях. 2-й ученик подчеркивает известные члены предложения, называет прямые дополнения. 3-й ученик характеризует предложение. 1)Проблемная ситуация. - Все ли члены предложения мы подчеркнули? - Какой член предложения остался в предложении? 2) Объявление темы урока. - Итак, тема нашего урока «Определение». Запишите в тетрадь. (СЛАЙД 16, ЩЕЛЧОК) 3) Постановка учебных задач. - А теперь поставьте перед собой задачи, над которыми будем работать на уроке. После того, как дети проговорят самостоятельно задачи, подвожу итог. (ЩЕЛЧОК) 1.Узнать, что такое определение? 2.Научиться находить определения в предложении и тексте. 3.Выяснить, зачем нужны определения?
- Давайте ещё раз вспомним, сколько главных членов? Значит, определение – это второстепенный член предложения. (ЩЕЛЧОК. На экране появляются напечатанные слова “второстепенный член предложения”) - Подумайте, от какого слова произошло слово “определение”? - Как вы понимаете значение слова “определять”? - Можно ли сказать, определять, значит характеризовать предмет по цвету, форме, массе и т. д? -На какие вопросы отвечает определение? (Определение отвечает на вопросы: какой? чей? который? (Добавляем в кластер. ЩЕЛЧОК) 2) Работа с предложением. - Найдём в нашем предложении слова, которые отвечают на данные вопросы и подчеркнём их волнистой чертой. (СЛАЙД 18, ЩЕЛЧОК) - А теперь обозначим, какой частью речи выражены определения и ответим на вопрос, что они обозначают? (ЩЕЛЧОК) (Дополняем кластер - “признак предмета”) (СЛАЙД 19, ЩЕЛЧОК, ЩЕЛЧОК) (выражено прилагательным) - От слов какой части речи зависит определение? Обратите внимание, что определение согласуется в роде, числе и падеже с существительным, которое оно поясняет. (ЩЕЛЧОК. Дополнить кластер) 3. Подведение итога. - Итак, сформулируйте правило, используя кластер. (Определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: какой? чей? который? и обозначает признак предмета. (Используя кластер, учащиеся, практически, самостоятельно делают вывод) - Скажите, чем же отличается определение от других членов предложения? (Отвечают) - Мы узнали, что такое определение? Значит, мы справились с 1-й задачей. - Переходим к решению следующей задачи. Вы должны научиться находить определения в тексте и правильно задавать к ним вопросы. (СЛАЙД 20) 4. Работа с предложениями. (Работа в парах, карточки). - Найдите в данных предложениях определения. Приближалась довольно скучная пора. Осыпается наш бедный сад. Шелестит под ногами сухая листва. (Самостоятельно проверить по образцу. ПО ЩЕЛЧКУ) - Получается находить определения в тексте? - Значит, мы справились и со 2-й задачей. - Дополним кластер (выражено числит., местоим.) - А теперь сядьте поудобнее, послушайте музыкальный фрагмент из цикла «Времена года» П.И. Чайковского «Осенняя песнь», посмотрите репродукции картин. (СЛАЙДЫ 21-29) - Отдохнули, а теперь поделитесь своими впечатлениями от прослушанной музыки. Какая картина представится вашему воображению? Подумайте, к каким стихотворным строкам эта музыка могла бы стать аккомпанементом? (СЛАЙД 30) Впечатления, навеянные осенью, великие мастера искусства передают по-разному: поэты с помощью словесного выражения, а композиторы с помощью музыкального темпа, мелодии. Но, несмотря на это, настроения и чувства в их произведениях одинаковы. - Мы с вами плавно подошли к решению третьей задачи и сейчас выясним, зачем нужны определения? - Послушайте стихотворение А.С.Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!» (ЩЕЛЧОК) Унылая пора! Очей очарованье! – Поучимся у мастеров художественного слова украшать свою речь. - Как описывает А.С.Пушкин любимое время года? -Если мы уберем из стихотворения все определения, передадут ли оставшиеся слова всю красоту природы, чувства? - Так какова же роль определений в текстах? Художественный текст невозможно представить себе без определений, которые делают нашу речь тонкой, яркой, выразительной. (Дополнить кластер) (СЛАЙД 31, ЩЕЛЧОК) - А как мы в литературе называем художественные определения? (эпитеты). В литературе, слова, определяющие предмет или явление и подчёркивающие его свойства, качества и признаки, называют эпитетами. - Выпишите из текста эпитеты вместе с определяемыми словами. | Рассуждения и ответы учащихся -Узнать, что такое определение? - Уметь находить определение в тексте, задавать вопрос, определять, от чего зависит определение. - Определять роль определений в тексте. Работа с кластером – формулировка правила. Работа в паре, коллективная проверка. Работа с текстом стихотворения А.С.Пушкина. | - личностные: оценивают ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; - регулятивные: самостоятельное фор мулирование цели и задач, планирование, прогнозирование; - познавательные: осуществляют для решения учебной за дачи операции анализа, синтеза; - коммуникативные: слушают, отвечают, анализируют ответы товарищей - личностные: осознание необходимости продолжать урок; - коммуникативные: выполнение упражнений вместе - личностные: положительное отношение к обучению: - регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; - познавательные: выполняют учебно –познавательные действия, осуществляют для решения учебной задачи операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно – следственные связи; - коммуникативные: формулируют свои собственные мысли, понимают точку зрения другого. |
8. Самостоятельная работа в парах (5 мин) | Индивидуальная работа. (СЛАЙД 32) 1) Самостоятельная работа с текстом стихотворения И. Бунина (текст распечатан). Стихотворение списать, вставить пропущенные буквы, в словах с безударными гласными, проверяемыми ударением, обозначить корень. Определение подчеркнуть вместе с тем словом, к которому оно относится. В глуш... л...сной, в глуш... з...леной, (Работу выполняют на карточках, сдают учителю на проверку) | Выполняют задания предложенного материала. | - личностные: желание проверить свои знания, самостоятельно находят нужную информацию - регулятивные : самостоятельное решение поставленной задачи; -познавательные: способность понять информацию; - коммуникативные: умение работать в парах, принимать точку зрения другого человека, обосновывать свою точку зрения |
9. Эстафета (3 мин) | - Ребята, сейчас немного поиграем. Эстафета «Кто быстрее?» (СЛАЙД 33) Каждая группа получит карточку. Вы должны как можно быстрее и правильнее выполнить задание. Подчеркнуть в предложениях определения. (СЛАЙД 34) 1.Наступила золотая осень. 2.Клены надели пестрые платья. 3.На кустах шиповника висят яркие плоды. 4.Ветер играет пожелтевшими листочками. 5.Между ветками деревьев повисли тонкие паутинки. 6.Над полем пролетели перелетные птицы. 7.Летят они в теплые края. 8.Они громко кричали, прощались с родными краями. 9.Совсем скоро в воздухе закружатся робкие снежинки. (Взаимопроверка между группами по образцу) (ПО ЩЕЛЧКУ) | Выполняют задание. Проверка по эталону. | - личностные: желание проверить свои знания, самостоятельно находят нужную информацию; - регулятивные: самостоятельное решение поставленной задачи; производит необходимые действия по плану; - познавательные: использует полученную информацию в действии; - коммуникативные: учится искать свою позицию |
10. Подведение итогов (2 мин) | Что нового узнали на уроке? Справились ли мы с поставленными задачами? Посмотрите еще раз кластер. (СЛАЙД 35). Рядом с формулировками поставьте карандашом соответствующий знак: «+» - это я уже знаю. «−» - это новая для меня информация. «?» - это мне не совсем понятно. Есть ли у вас ко мне вопросы по данной теме? (СЛАЙД 36) А я для вас припасла несколько вопросов: Что обозначает определение? От какого слова зависит определение? На какие вопросы отвечает определение? Какой частью речи выражено определение? | Ученики определяют, что они узнали на уроке, какие вопросы им хотелось бы обсудить на последующих уроках | - личностные: критическая оценка своих знаний; - коммуникативные: умение слушать друг друга |
11. Рефлексия (1 мин) | Организует рефлексию. - Наш урок подходит к концу, и я хотела бы, чтобы вы оценили свою работу на уроке. -Кто доволен своей работой на уроке? Удалось ли нам достичь поставленных целей? Почему? Что было самым интересным на уроке? Что было наиболее трудным? Чью работу на уроке можно выделить (почему?) и оценить (как?)? Выставляет оценки себе в тетрадь Оценить уровень понимания данной темы и свои впечатления от урока с помощью рисунков. - Если вам урок понравился, если вы поняли тему, то нарисуйте в тетрадях улыбающийся смайлик. - Если нет, то грустного. (СЛАЙД 37) | Оценивание своей работы, возвращение к эпиграфу и толкование. | -коммуникативные: оценка своей работы, - личностные: приобретение мотивации к учебному процессу, - познавательные: установление взаимосвязи между объёмом приобретённых знаний и желания приобрести ещё, - коммуникативные: умение слушать друг друга, оценивать критично ответы друг друга, умение посмотреть на ситуацию с иной позиции |
12. Выставление оценок. Домашнее задание (1 мин) | Предлагает проверить полученные знания. (СЛАЙД 38) Д.з Упр. 186 или 187 (по выбору) (СЛАЙД 39) Блюз опадающих листьев (СЛАЙД 40) Небо сочится слезами, Капли на ветках повисли, Осень тоскливо играет Блюз опадающих листьев. Капли стучат торопливо, Дождь выступает солистом, Звуками давит тоскливо Блюз опадающих листьев. Струны натянуты туго, Ветер вступает со свистом И завивается кругом Блюз опадающих листьев. В вальсе снежинки закружат, Лёгкой невидимой кистью Смажут, укроют, приглушат Блюз опадающих листьев. | -личностные: учащиеся выбирают упражнение по сложности. |
1 вариант
Решите тестовые задания (ответы запишите в тетрадь в столбик)
- Какое слово в предложении является определением?
Своя рубашка ближе к телу.
- рубашка;
- своя;
- ближе;
- к телу.
- В каком предложении два определения?
- Нам не страшен серый волк!
- Фарфоровая кукла достаточно красива.
- Холодный дом был неприветлив.
- Продрогший Егор выпил горячего чая.
- В каком предложении нет определения?
- Отец подошёл к столу.
- Он устал от долгой дороги.
- Заботы легли на его плечи тяжёлым грузом.
- Вечерний чай давно остыл.
- В каком предложении есть и определение, и дополнение?
- Степь заблестела, зацвела яркими красками.
- В степи на солнце заблистали новые искусственные пруды.
- Мы поищем и выберем место для лагеря.
- По лицу земли туман стелется.
2 вариант
Решите тестовые задания (ответы запишите в тетрадь в столбик)
- Какое слово в предложении является определением?
Отцу выпала честь проложить на целине первую борозду.
- первую;
- отцу;
- честь;
- борозду.
- В каком предложении два определения?
- Наш классный руководитель сразу располагал к себе людей.
- Собака первая подскочила к медвежьей берлоге.
- Учёный пытался вернуться на необитаемый остров.
- Дорога к берегу густо заросла травой.
- В каком предложении нет определения?
- Каждую секунду лиса может проскочить мимо меня.
- Кожа у ребят долго оставалась тёмной от загара.
- Заботы легли на его плечи тяжёлым грузом.
- Изложение было написано хорошо.
- В каком предложении есть и определение, и дополнение?
- В дороге мы промокли и устали.
- Войска прошли ровными, стройными рядами.
- Мы с другом ровесники.
- Отворите двери класса и впустите учеников.
3 вариант
Решите тестовые задания (ответы запишите в тетрадь в столбик)
- Какое слово в предложении является определением?
Мы продирались сквозь густой можжевельник.
- продирались;
- сквозь;
- густой;
- можжевельник.
- В каком предложении два определения?
- Спортсмен понял тяжёлую штангу.
- Кинооператор заснял документальный фильм.
- Он снимал его шесть месяцев.
- Бойцы вспоминали минувшие дни.
- В каком предложении нет определения?
- Громадная ива склонилась над озером.
- С утра накрапывал мелкий дождь.
- Школа огорожена красивой изгородью.
- На нашей реке есть несколько водоворотов.
- В каком предложении есть и определение, и дополнение?
- На водных дорожках идут состязания лучших пловцов.
- Хлопочут неуёмные муравьи.
- Шуршат прожорливые мышки.
- Внезапно раздался сбоку чей-то шёпот.
4 вариант
Решите тестовые задания (ответы запишите в тетрадь в столбик)
- Какое слово в предложении является определением?
Пологий склон горы покрыт растительностью.
- пологий;
- склон;
- покрыт;
- растительностью.
- В каком предложении два определения?
- Небо заволоклось плотным слоем облаков.
- Загорелые, крепкие парни соскочили с машины.
- Послышался короткий гудок паровоза.
- Белые пятна льдов ослепительно сверкали на солнце.
- В каком предложении нет определения?
- Из тёмного дупла высунулась сова.
- Я долго бродил по берегу реки.
- Мальчики укрылись в молодой сосновой поросли.
- Их слуха коснулся слабый шорох.
- В каком предложении есть и определение, и дополнение?
- Охотник столкнул свой чёлн в речку и поплыл по течению.
- Молотьба была в полном разгаре.
- Косьба трав у нас теперь производится машинами.
- Гребцы давно уже чувствовали усталость и голод.
5 вариант
Решите тестовые задания (ответы запишите в тетрадь в столбик)
- Какое слово в предложении является определением?
Ветер с шумом проносился над безлюдными полями.
- с шумом;
- проносился;
- безлюдными;
- полями.
- В каком предложении два определения?
- Из-под ворот выскочила небольшая лохматая собака.
- Под водой шла своя интересная жизнь.
- Весь день прошёл в сборах к путешествию.
- Предвыборная кампания началась в январе месяце.
- В каком предложении нет определения?
- Из-за дерева выступили приземистые строения.
- К берегу бесшумно причалил пароход.
- Заботы легли на его плечи тяжёлым грузом.
- Птичка насвистывала превесёлую песенку.
- В каком предложении есть и определение, и дополнение?
- Дожди приостановили уборку урожая на три дня.
- Они подрезают сухие ветки.
- Труд воодушевляет человека.
- Много работа садоводам осенью.
6 вариант
Решите тестовые задания (ответы запишите в тетрадь в столбик)
- Какое слово в предложении является определением?
Лошадь бежала лёгкой трусцой.
- лошадь;
- бежала;
- лёгкой;
- трусцой.
- В каком предложении два определения?
- Пассажирский поезд подошёл к станции.
- Завтра мы будем говорить о сегодняшней экскурсии.
- В тёмную ночь только молния освещала мне дорогу.
- Хорошая погода позволила исследовать лесной участок.
- В каком предложении нет определения?
- Он дал книги Лидии Петровне.
- Огромное поле было засеяно пшеницей.
- Далеко позади остался наш серенький домик.
- Мы шли межой горохового поля.
- В каком предложении есть и определение, и дополнение?
- На пасеке был сплошной гул.
- Звуки шагов гулко отдавались в морозном воздухе.
- В классе было очень шумно.
- Зимой я учился и мечтал о лете.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним
Тип урока: Открытие нового знания.Цели: повторить понятия «синонимы», «антонимы»; формировать умение использовать синонимы...
Технологическая карта урока русского языка 6 кл. Тема " Сложносокращённые слова"
Технологическая карта урока русского языка 6 кл. Тема " Сложносокращённые слова"...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Обособление согласованных распространенных и нераспространенных определений».
Пояснительная запискаРаздел-«Обособленные члены предложения» (16 ч.)Блок- «Обособленные определения и приложения» , урок 2 из 6-ти.Тема: «Обособление согласованных распространенных и нераспространенны...
Технологическая карта урока русского языка "Обособление определений"
Технологическая карта урока русского языка "Обособление определений" в 8 классе с презентацией к уроку и самоанализом урока....
Технологическая карта урока русского языка и ОДНКР. Тема: В труде - красота человека.
Конспект интегрированного урока русского языка и ОДНКР в 5 классе по теме "В труде - красота человека....
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе.. Определение рода у несклоняемых имён существительных.
Способствование формированию и развитию умений и навыков в определении рода несклоняемых имён существительных; формированию представления об особенностях рода несклоняемых имён суще...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Определение»
Цели: создать условия для формирования языковой компетенции через освоение знаний по теме «Определение»; развитие умений находить определение в тексте, правильно задавать к ним вопросы, использовать ...