Технологическая карта урока русского языка по теме «Определение»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka_5_klass_po_teme_opredelenie.docx | 22.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка по ФГОС ООО в 5 классе
по теме «Определение»
Выполнила: Таранова О.В., учитель русского языка и литературы
МКОУ «Дерезовская СОШ имени Героя Советского Союза Василия Прокатова»
(По учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Барановой, Л.А. Тростенцовой)
Дата | |
Класс | 5 |
Предмет | Русский язык |
Тема | Определение |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Цели | создать условия для формирования языковой компетенции через освоение знаний по теме «Определение»; развитие умений находить определение в тексте, правильно задавать к ним вопросы, использовать определения в своей речи, что будет способствовать воспитанию сознательного отношения к языку, любви к природе, развитию творческих способностей |
Задачи | Образовательные: расширять и углублять знания учащихся по русскому языку, формировать умение работать самостоятельно; |
Планируемые результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать определение второстепенного члена «определение», способ его выражения, графическое его обозначение как члена предложения, роль определения в усилении выразительности художественного описания; уметь находить определения в предложениях; верно обозначать определения как член предложения; распространять предложения определениями; использовать определения для более выразительной передачи и высказывания. Личностные : осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. Метапредметные: Познавательные УУД: приобретать новые знания из различных источников и разными способами; формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; формировать умения ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы в тексте; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. Коммуникативные УУД: развивать умения работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; высказывать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; соблюдать правила работы в группах, в парах, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Регулятивные УУД: определять и формулировать цели деятельности; понимать и сохранять учебную задачу, осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера; составлять план действий по решению проблемы и его реализовывать; формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. |
УМК | «Русский язык», 5 класс, М., «Просвещение», 2020 г. под ред. Т.А. Ладыженской, М.Т. Барановой, Л.А. Тростенцовой и др |
Формы урока | Фронтальная, индивидуальная, парная |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Мобилизующий этап | Учитель проверяет подготовку учащихся к уроку, порядок на парте. -Здравствуйте! Я рада видеть вас и надеюсь, что наше общение сегодня на уроке принесет вам новые открытия. | Настраиваются на работу. . | Л: самоопределение; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. 1 вариант (Мы идем в лес. Встает солнце. Кружатся листья.) 2 вариант (На опушке стоит избушка. Здесь живет охотник. Он покажет лес.) -Прочитайте предложения и превратите их в выразительный текс. -Какой член предложения помог вам сделать этот текст образным? -Опираясь на все вышесказанное, определим тему урока. -Исходя из темы урока, давайте сформулируем цели урока (давать определение понятию, находить определение в тексте). -Подумайте, где мы можем встретить образец богатой и выразительной речи? -Поучимся у мастеров художественного слова обогащать свою речь. Ученик читает стихотворение С.Есенина «Белая береза». Выполните работу в группах по предложенному плану: 1.Перечитайте стихотворение. 2.Понаблюдайте, при помощи каких слов автор описывает березу? 3.Прочитайте текст без определений, сравните и сделайте вывод о роли определений в тексте. 4. На основе наблюдений сформулируйте определение изучаемого понятия. 5. Проверьте себя по учебнику, обсудите в группе, все ли получилось. | Обучающиеся выбирают способ построения нового знания. Отвечают на вопросы. Строят высказывания. | Р: самостоятельное формулирование темы и цели. П: осуществляют для решения учебной задачи операции анализа. К: слушают, отвечают, анализируют ответы товарищей, работают в группах |
3.Актуализация знаний. | Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки. Замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери в повести «Маленький принц» сказал: «Мы в ответе за тех, кого приручили». И мы с вами ребята, в ответе за будущее и настоящее нашего дома, нашей планеты и всего живущего на ней. -Перед нами макет земного шара, нашей планеты-глобус. *Глобус какой по размеру? – маленький *А земля наша? – большая. *Какие цвета мы видим и что они обозначают? (голубой-океаны, моря; желтый- пустыни; зеленый-леса; синий-реки; коричневый-горы) -Запишите в тетрадь несколько словосочетаний с прилагательными и определите главное слово. | Запись числа и темы урока. Отвечают на поставленные вопросы. Строят высказывания. | К: слушают, отвечают, анализируют ответы товарищей. Р: оценивают свою работу. |
4.Первичное усвоение новых знаний. | Давайте потренируемся в совершенствовании своей речи. Подберите определения, которые называют признаки изображенных предметов (на экране появляются изображения животных, растений). | Обучающиеся устно подбирают к ним определения, составляют предложения, записывают их в тетрадь, подчеркивают главные члены предложения и определения; отмечают слова, к которым относятся определения. | Р: принимают и сохраняют учебную задачу П: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения учебной задачи операции анализа, сравнения. |
5.Первичная проверка понимания. | -Ваша задача, работая в парах, составить алгоритм нахождения определений в тексте. -Помогут вам в этом текст и знания, полученные ранее. -Что у нас получилось? -Проверим алгоритм по эталону. Оцените свою работу. | Обучающиеся выбирают способ построения нового знания. Строят алгоритм выполнения действия. Алгоритм нахождения определения в тексте: 1.Найду в предложении слова, которые отвечают _________ 2.Поставлю от них вопросы__ 3.Определю, есть ли в предложении слова, которые отвечают на эти вопросы. 4. Есть, значит – это ____ 5.Подчеркну определение___ 6.Подпишу, какой частью речи выражено_______ Обучающиеся осуществляют проверку алгоритма. | РП: учатся находить выход из проблемной ситуации, ищут разные пути решения. Личностные : оценивают собственные знания и видеть перспективу работы. П: уметь решать типовые задания на новый способ действий с проговариванием вслух алгоритма; проводить сравнение по заданным критериям. К: уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
6. Первичное закрепление. | -А теперь послушайте музыкальный фрагмент из цикла «Времена года» П.И.Чайковского «Осенняя песнь». -Составьте текст о том, какая осенняя картина представляется вашему воображению во время прослушивания музыкальной композиции. (6-8 предложений). Вывод о важности использования в речи определения. -Может ли речь существовать без определений? -Как вы считаете, с какой целью мы используем определение в нашей речи? | Пишут творческую работу, затем читают ее в классе, оценивая и рецензируя работы одноклассников. | К: формулируют свои собственные мысли, понимают точку зрения другого. Р: самостоятельное решение поставленной задачи. П: применение нового знания. |
7. Информация о домашнем задании | Комментирует домашнее задание. С.86 № 187 или творческое задание: Вообразите себя кусочком Вселенной-цветами. Почему цветами? Дети-цветы жизни. Пофантазируйте, какими цветами вы хотели бы себя изобразить. Почему? Каким цветом? Размером? Подумайте почему. | Выполняют запись домашнего задания в дневниках. Намечают цели дальнейшей деятельности и определяют задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества). | |
7.Рефлексия | Заключительная беседа по вопросам: -Что нового узнали на уроке? -Какие трудности у вас появились в процессе работы? -Как вы их преодолевали? -Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? -Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом. | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | П: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Р: оценивают свою работу. К: строят небольшие монологические высказывания Л: проверяют и оценивают свои знания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Не с причастиями». 7 класс
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе.УМК: Русский язык. Под ред. Разумовская М. М. и др.Учебный предмет: русский языкТип урока: урок закрепленияТема урока: Не с причастиями...
Технологическая карта урока русского языка . Тема:"Наклонениеглагола. Изъявительное наклонение". 6 класс ФГОС
Технологическая карта урока русского языка.Тема: "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение."6 класс УМК Бабайцевой. Конспект урока соответствует требованиям ФГОС. Тип урока:урок открытия нов...
Технологическая карта урока русского языка. Тема: "Вводные слова и словосочетания"
Конспект (технологическая карта) урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС.Урок обобщения и систематизации знаний по теме « Водные слова и словосочетания»Технология(-и) урока: элементы пробле...
Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Употребление сочинительных и подчинительных союзов в речи
Технологическая карта урока русского языка.Тема урока: Употребление сочинительных и подчинительных союзов в речи Предмет: Русский язык.Класс: 7 класс.Тип урока: УРОК – ОБОБЩЕНИЕУчебник под редакц...
Технологическая карта урока русского языка. Тема: "Склонение имен существительных"
Технологическая карта урока разработана в соответствии с требованиями ФГОС....
Технологические карта урока геометрии по теме "Определение подобных треугольников. Отношение площадей подобных треугольников. Решение задач". Геометрия. 8 класс
Урок проведен в 8 классе после изучения тем "Определение подобных треугольников. Отношение площадей подобных фигур". Данный урок проведен в форме игры "Умники и умницы". Игра состо...
Технологическая карта урока русского языка "Обособление определений"
Технологическая карта урока русского языка "Обособление определений" в 8 классе с презентацией к уроку и самоанализом урока....