Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Антонимы. Обобщение по теме "Лексика"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
В даннойработе представлен план-конспект, целью которого является триединство образовательной, воспитатьной и развивающей состаляющих урока, а именно: 1. Обеспечить формирования у учащихся знаний об антонимах, расширить их активный словарный запас, научить пользоваться антонимами как выразительным средством языка, проверить знания по предыдущим темама данного раздела. 2. Способствовать развитию быстроты реакции, слуховой и зрительной памяти, внимания, логического мышления учащихся. 3. Формирование навыка групповой работы и навыков самоконтроля у учащихся. Материал будет интересен учителям, работающим в 5 классе, и может быть использован целиком как основной материал к уроку или будут использованы отдельные его элементы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
антонимы, обобщение по теме ЛЕКСИКА | 19.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «АНТОНИМЫ. ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ЛЕКСИКА»
Азаркина Оксана Павловна,
Учитель русского языка и литературы,
ГБОУ школа 281
Цели урока.
- Обеспечить формирование у учащихся знаний об антонимах, расширить их активный словарный запас, научить пользоваться антонимами как выразительным средством языка, проверить знания по предыдущим темама данного раздела.
- Способствовать развитию быстроты реакции, слуховой и зрительной памяти, внимания, логического мышления учащихся.
- Формирование навыка групповой работы и навыков самоконтроля у учащихся.
Тип урока. Комбинированный
Ход урока.
- Орг.момент. Целеполагание.
- Проверка домашнего задания.
Задание. Выписать на доске в столбик лексическое значение слов: прямое и переносное, метафоры и олицетворения, синонимы и …, объяснить орфограммы в корне слова.
- Разминка.
- Словарная работа.
- В русском языке – место, где предлагаются товары на продажу, в английском языке – журнал (магазин),
- Многозначное слово, обозначающее 1)подвижную пуговку для приведения в действие с помощью электричества какого-либо механизма, 2) канцелярская , 3) застежка на одежде (кнопка),
- Часть окна внутри рамы (стекло),
- Ручной инструмент для забивания чего-либо (молоток),
- Знак препинания в виде трех точек (многоточие),
- Декоративный кустарник с бледно-лиловыми или белыми душистыми цветами, собранными в кисти (сирень),
- Крупный морской рак (омар).
- Распределите слова в два столбика: проверяемая гласная в корне и словарные слова.
- Найдите слово, полученное путем сложения основ, разберите его по составу.
- Объяснение нового материала (антониы) и первичное применение.
4.1. Прочитайте вторые буквы каждого слова, запишите тему нашего сегодняшнего урока.
4.2. Проблемное изложение.
Задание. Найдите в каждом ряду лишнее слово.
Холодно, морозно, прохладно, жарко.
Большой, маленький, огромный, гигантский.
Тишина, покой, шум, безмолвие.
(В каждом ряду три слова – синонимы, т.е. близки по смыслу, а одно слово противоположное по смыслу. Такие слова и называются АНТОНИМЫ).
4.3. Соответствия.
Задание. На листочках даны столбики слов. Найдите антонимичные пары.
Холодно Тепло Поздно Быстро Ясно | Прохладно Рано Жарко Пасмурно Медленно |
Вывод. Какие слова вы объединили в пары? Как они называются в русском языке?
4.4. Задание. На каждую букву этого термина подберите слово, а затем запишите к нему синоним и антоним.
Аккуратный – небрежный, опрятный,
Настоящий – искусственный, подлинный,
Тишина – шум, спокойствие,
Огромный – маленький, большущий,
Нужный – бесполезный, важный,
Идет – стоит, передвигается,
Мощный – хилый, сильный.
4.5. Ассоциации.
Задание. К прочитанному учителем наречию записать глагол, с которым ассоциируется данное наречие.
Хорошо (жить),
Быстро (сделать),
Спокойно (дышать),
Поздно (возвращаться),
Глубоко (плавать),
А теперь, глядя на глагол, вспомните наречие и запишите к нему антоним.
4.6. Задание. Подберите антонимы к словосочетаниям.
Ранняя весна- поздняя осень,
Темная ночь – светлый день,
Сухая возвышенность – влажная низменность,
Тяжелая работа – легкое безделье,
Грустное утро – радостный вечер,
Быстро положить – медленно взять.
Мрачная тишина – веселый шум.
Найдите слова в переносном значении, поясните его.
4.7. Задание. Добавьте вторую часть пословицы, используя антоним.
Легко сказать, (трудно сделать).
Вперед беги, (назад не оглядывайся).
Мягко стелет, (жестко спится).
Тяжело в учении, (легко в бою).
Больше дела, (меньше слов).
4.8. Групповая работа.
Класс делится на группы. Учитель читает слово, одна группа подбирает синоним, вторая – антоним.
Слова: вперед, друг, жарко, холодный, кидать, ломать, грусть, низкий, назад, говорить, мало, возразить, умный.
4.9. Упр. На развитие памяти.
- Посмотрите на ряд слов, записанный на доске. Каких слов не было в игре?
- Еще раз внимательно посмотрите на весь список слов. (Слова закрываются).
- Сколько всего слов записано на доске?
- Сколько среди них глаголов? Какие?
- Запишите антоним к первому и последнему слову в ряду.
- К какому склонению относятся существительные, записанные здесь?
- Рефлексия.
Цифровой диктант. (Правильно «1», неправильно «0»).
- Антонимы – это слова противоположные по смыслу.
- Лакомка, сладкоежка, сластена – это синонимы.
- Слово «кнопка» - многозначное.
- Не глаза, а очи, не взгляд, а взор, не лицо, а лик – это антонимы.
- К слову «спать» нельзя подобрать антоним.
- В строках «Вечор, ты помнишь, вьюга злилась?» слово «злилась» используется как олицетворение.
- Лексикон – это словарный состав языка.
- «Горькая правда – сладкая ложь» - прилагательные являются эпитетами.
- Ветка – это отдельная линия в системе дорог, отклоняющаяся в сторону.
- К каждому слову русского языка можно подобрать синоним и антоним.
Ответы. 111 001 011 0
5.1. Оценивание.
Фронтальная проверка. За каждый правильный ответ начисляется балл, который суммируется с количеством правильных ответов и активностью на уроке.
- Домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка 5 класс
Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....
Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....
Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"
Данный урок ориентирован на учебник "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой. Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Урок русского языка, 5 класс по теме "Обобщение изученного по теме "Синтаксис"
Урок проводился в общеобразовательном классе, где обучается ребенок с умственной отсталостью. Построен с использованием обучающих структур....
Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения"
Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения". Цель урока: овторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях...
Конспект урока русского языка 5 класс Тема: Обобщающее повторение. «Слово и его значения, закрепление и обобщение изученного»
Конспект урока русского языка 5 класс Тема: Обобщающее повторение. «Слово и его значения, закрепление и обобщение изученного»...