Конспект урока русского языка 5 класс Тема: Обобщающее повторение. «Слово и его значения, закрепление и обобщение изученного»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Конспект урока русского языка 5 класс Тема: Обобщающее повторение. «Слово и его значения, закрепление и обобщение изученного»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka.docx | 35.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка 5 класс
учитель русского языка и литературы
лицея № 408 Пушкинского района
Гавриловой Нины Евгеньевны
Тема: Обобщающее повторение.
«Слово и его значения, закрепление и обобщение изученного»
Цели:
- Образовательные: выявление качества и уровня овладения знаниями и
умениями, полученными на предыдущих уроках,
обобщить материал как систему знаний.
- Развивающие: развивать умение классифицировать, анализировать
разные понятия, разные роли, которые играет слово в
языке, посредством работы с текстом развивать
коммуникативные навыки, развивать познавательный
интерес к урокам русского языка, расширять общую
осведомленность об окружающем мире.
- Коррекционные: (для слабоуспевающих учеников) создать условия для
развития логического мышления, образной памяти,
самоконтроля в процессе выполнения заданий к тексту.
- Воспитательные: создать условия для реальной самооценки учащихся,
реализации его как личности, развивать умение работы
в группе.
Задачи:
Опорные понятия: лексическое значение, фонетическая морфемная
морфологическая синтаксическая роль слова в языке.
Технологии: работа в группах, в парах, исследовательская работа,
опережающие задания.
Прогнозирующие результаты:
предметные: мотивационный побуждение к работе с новой информацией,
пробуждение интереса к теме;
информационные: вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме
«Слово»… и его роли в языке.
метапредметные: совершенствование умений работать в команде, развитие
умения слушать и слышать мнение других, отстаивать свою
точку зрения.
личностные: побуждение к дальнейшему расширению информационного
поля, соотношение новой информации с уже имеющимися
знаниями, выработка собственной позиции, побуждение к
обобщению знаний.
Оборудование: Доска мультимедийная.
Ход урока:
Стадии | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Возможные приемы и методы |
1. Вызов | Создание условий для формирования у учащихся практических речевых навыков употребления слов, понятий. Активизация учащихся, мотивация, для дальнейшей работы. | Вспоминают, что им известно о слове, о функции и роли его в языке (в речи). Зачитывают, приготовленные высказывания о “слове” великих писателей, ученых. Систематизирует информацию, задают вопросы, на которые хотели бы получить ответы, или проблемные вопросы. | - Высказывания о слове, стихотворения, пословицы и поговорки читают наизусть. - Систематизация материала. - Обобщение, выводы, верные и неверные утверждения. - Выстраивание логических цепочек с использованием одного слова, слов одной части речи. - Составление таблиц, кластеров “известной информации”, обобщают имеющиеся материалы. |
Запись информации, полученной на стадии вызова, раздача наглядного материала для работы в группах, парах. | |||
2. Реализация | Организация работы с текстами, созданными в течении урока. Сохранение интереса к теме, постепенное продвижение от знаний “старого” к “новому”. | Ученики читают, слушают тексты, демонстрируют таблицы, кластеры, используя заготовленные дома материалы. Используя предложенные учителем активные методы чтения, различные виды разборов слов. Ведутся записи по мере углубления в тему урока. | «V» - Известная информация. «_» - Противоречит моим начальным представлениям. «?» - Забытая и требующая повторения информация. «+» - «Новая» информация. (Систематизация собственных знаний) |
На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с информацией (тексты, слайды, материалы учебника, «собственных справочников», создаваемых в процессе обучения). | |||
3. Подведение итогов | Следует вернуться к началу урока, многогранности понятия «Слово». Подведение итогов, внесение изменений, дополнений в свои записи, результаты творческих и групповых заданий. | Учащиеся соотносят полученную информацию с уже имеющейся. Используют знания , полученные на стадии осмысления. - Формирование представления о русском языке как составляющей целостной научной картины мира. - Формирование знаково-символического и логического мышления на базе основных знаний о «Слове». | 1. Запоминание кластеров, таблиц, схем, установление причинно-следственной связи между блоками информации. 2. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям. 3. ответы на поставленные вопросы. 4. Написание творческих работ. 5. Исследование по отдельным вопросам темы: - осознание эстетической ценности русского языка и литературы; - понимание связи языковых и художественных явлений для выражения авторской позиции; - достаточный объем словарного запаса усвоенных грамматических средств; - формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию.
|
5. Рефлексия | В ходе урока заполняется «лист самооценки». Выбор рефлексии: «Я умею…», «Я знаю…», «Надо повторить…», «Надо выучить…», «Хочу узнать больше о…». | Диагностика: Прокомментированная оценка саморефлексии, наблюдение за самооценкой уровня предметных и межпредметных результатов. | |
6. Отметки | Как вы считаете соответствуют мои отметки вашей самооценке. |
7. Домашнее задание: 1. «Слово как лексическая единица».
2. Повторить изученное по теме «Лексика».
3. Подобрать примеры по всем изученным понятиям
(2-3) с пояснениями.
4. Задача: Дальнейшее углубление и обобщение знаний
по теме «Лексика».
Опережающее задания:
- Подобрать стихотворения о «Слове», о его роли в языке.
- Подобрать высказывания великих людей о роли «Слова».
- Подобрать пословицы, поговорки, считалки, детские песенки, в которых
говорится о «слове».
- Повторить все виды разборов. (Фонетический, орфоэпический, морфемный,
морфологический).
- Лексический анализ слова.
Примерные задания:
«Рассуждаем-доказываем»
1.- Вы приготовили свои материалы к нашему уроку. Как вы понимаете, что
такое «Обобщающее повторение»»? (3-4 отвечающих)
- Кто из ребят, по-вашему мнению, наиболее близок к тому, что я хотела бы
получить в результате урока. (2-3 мнения)
«Думаем – рассуждаем – объясняем»
2. Я тоже, приготовила материал, который лежит на ваших рабочих столах.
Посмотрите их. Обратимся к стихотворению А.А. Ахматовой, прочитайте
его внимательно.
- О чем это стихотворение, какова его главная мысль?
- Почему оно так названо – «Мужество»?
- Как относится поэтесса к «Слову», почему вы так считаете?
- Можно ли считать это стихотворение завещанием нас сегодняшних?
Почему?
3. Учим выделять главное, обобщать знания.
- Что такое «Слово», как вы понимаете?
- Какова его роль в языке, используя подготовленные материалы,
расскажите в каких «ролях» может выступать слово в языке (работа в
группах, в парах).
- В фонетической, что интересного таит в себе «слово» с точки зрения
фонетики:
(Работа в группах)
(Рассказ о буквах и звуках и о «несовпадениях») таблички, кластеры,
разборы – примеры, придумайте задания, подберите интересные
примеры.
- В морфемной (как составная единица), рассказ о морфемах и способах
образования слов. Таблички, кластеры, разборы-примеры.
- В морфологической (как часть речи) о каких частях речи говорили в этом
учебном году, а какие еще знаете, что можем разобрать и на что обратим
внимание при морфологическом анализе слова. Таблички, кластеры,
разборы.
- Какова синтаксическая роль слова. Какие слова не являются членами
предложения, но иногда без них не обойтись.
- Кажется все «роли» Слова вспомнили – Нет?! Забыли о лексическом
значении слова.
Домашнее задание: Лексическое значение – это то, что слово хочет нам сказать. Что же мы знаем о слове как лексической единице. – Подберите интересные задания, скороговорки с использованием некоторых лексических значений слов (омофоны, омоформы, омонимы) – подготовьте это к следующему уроку.
Раздаточный материал:
Анна Ахматова — Мужество:
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.
Елена Касьян — Это такие слова:
Это такие слова… удивлённые буквы
Жмутся к строке, рассыпаются жухлой травой.
Это такие слова… произносишь, и будто
Небо застыло в гортани водой неживой.
Это такая пора – то штормит, то качает.
Поговорить бы об этом, да что говорить,
Если слова ничего уже не означают,
Если проститься уже тяжелей, чем простить.
Столько любимых вокруг – разрывается сердце,
Словно не осень, а вечность вступает в права.
Как наглядеться на всё это, как наглядеться?
Время не вылечит… Это такие слова.
Александр Яшин — Не только слова:
В несметном нашем богатстве
Слова драгоценные есть:
Отечество,
Верность,
Братство.
А есть еще:
Совесть,
Честь…
Ах, если бы все понимали,
Что это не просто слова,
Каких бы мы бед избежали.
И это не просто слова!
Вадим Шефнер — Слова (Словом можно убить):
Много слов на земле. Есть дневные слова —
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть ночные слова, о которых мы днем
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.
Есть слова — словно раны, слова — словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке нашем есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Повторять их не смею на каждом шагу,-
Как знамена в чехле, их в душе берегу.
Кто их часто твердит — я не верю тому,
Позабудет о них он в огне и дыму.
Он не вспомнит о них на горящем мосту,
Их забудет иной на высоком посту.
Тот, кто хочет нажиться на гордых словах,
Оскорбляет героев бесчисленный прах,
Тех, что в темных лесах и в траншеях сырых,
Не твердя этих слов, умирали за них.
Пусть разменной монетой не служат они,-
Золотым эталоном их в сердце храни!
И не делай их слугами в мелком быту —
Береги изначальную их чистоту.
Когда радость — как буря, иль горе — как ночь,
Только эти слова тебе могут помочь!
Высказывания Великих Людей о значении Слова
Как листья ежегодно сменяются на деревьях, так и слова, прожив свой век, уступают место вновь нарождающимся. Квинт Гораций Флакк
*****
Слишком старательные поиски слов часто портят всю речь. Лучшие слова — это те, которые являются сами собой; они кажутся подсказанными самой правдой. Марк Фабий Квинтилиан
*****
Когда ты хочешь показать своему собеседнику в разговоре какую-нибудь истину, то самое главное при этом — не раздражаться и не сказать ни одного недоброго или обидного слова. Эпиктет
*****
Славяно-российский язык, по свидетельству самих иностранных эстетиков, не уступает в мужестве латинскому, ни в плавности греческому, превосходя все европейские: итальянский, французский и испанский, кольми паче немецкий. Державин Г. Р.
*****
Кому язык послушен, тот часто молчит. Лец С. Е.
*****
Когда суть дела обдумана заранее, слова приходят сами собой.
Квинт Гораций Флакк
*****
Какое слово скажешь, такое в ответ и услышишь. Гомер
*****
Не познав судьбы, нельзя стать благородным мужем. Не познав должного, нельзя обрести опору в жизни. Не научившись понимать истинный смысл слов, нельзя знать людей. Конфуций
*****
Слово — великое оружие жизни. Ключевский В.
*****
Когда не знаешь слов, нечем познавать людей. Конфуций
*****
Слово — врата ума. Если держать их открытыми, ум ускользнет наружу. Хун Цзычен
*****
Власть придает словам отпечаток правды. Менандр
*****
Доброе слово лучше богатства. Публий
*****
Слова пустые сердца не облегчат. Шиллер Ф.
*****
Иначе расставленные слова обретают другой смысл, иначе расставленные мысли производят другое" впечатление. Паскаль Блез
*****
Дело не в слове, а в тоне, в каком это слово произносится. Белинский В. Г.
*****
Слово, идущее от сердца, проникает в сердце. Низами
*****
Слово всегда отважнее дела. Шиллер Ф.
*****
Люди запутываются в массе лишних слов. Максим Горький
*****
Слова имеют цену как залог дел. Грасиан-и-Моралес
*****
Словами можно смерть предотвратить,
Словами можно мертвых оживить. Навои А.
*****
Позаботьтесь о том, чтобы все ваши слова были поняты, пристойно и правильно расположены, чтобы каждое предложение и каждый ваш период, затейливый и полнозвучный, с наивозможною и доступною вам простотой и живостью передал то, что вы хотите сказать; выражайтесь яснее, не запутывая и не затемняя смысла. Позаботьтесь также о том, чтобы, слушая вашу речь, меланхолик рассмеялся, весельчак стал еще веселее, простак не соскучился, разумный пришел в восторг от вашей выдумки, степенный не осудил ее, мудрый не мог не воздать ей хвалу.
М. Сервантес
*****
Слово — дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегитесь от такого слова, которое разъединяют людей. Толстой Л. Н.
*****
Количество слов и их сочетаний находится в самой прямой зависимости от впечатлений и представлений: без последних не может быть ни понятий, ни определений, а стало быть, и поводов к обогащению языка. А.П. Чехов
*****
Любое слово, даже, казалось бы, самое ценное, и то рискует превратиться в истертый шаблон, не вызывающий ни малейших эмоций, если его станут применять слишком часто и притом механически. К.И. Чуковский
*****
Чем глубже и сложнее мысль, тем сильнее, ярче, рельефнее должно быть слово. С.Я. Маршак
*****
Нельзя чувствовать и знать слово, если не чувствуешь и не знаешь действительности. Иначе происходит то, о чем говорят: «Слова, слова, слова...» С.Я. Маршак
*****
Слово — нечто большее, чем простой знак или символ. Это магнит! Оно наполнено идеей, которую оно выражает. Оно живо силой этой идеи. Следовательно, постоянное использование слов, содержащих в себе идею ошибки, отрицания, разрушения, поддерживает идею ошибки, отрицания и разрушения в вашем и чужом сознании. Своими словами мы часто поддерживаем и сохраняем те условия, которые хотим преодолеть.
Роберт Энтони
*****
Слова! Да, не с меланхолией, не по гамлетовски я скажу: «Слова, слова, слова!» Слова всегда были для меня глубоким, страстным, завораживающе мудрым и талантливым делом. Как мало людей, которые любят и умеют талантливо говорить! И как я искал, как я любил, как я боготворил этих людей! Боже мой, что это за чудный дар — уметь говорить и уметь слушать, когда говорят! Александр Федорович Лосев
Пословицы о роли языка
Добрый человек говорит мало.
***
Ешь пироги с грибами, а язык держи за зубами.
***
За её языком не поспеешь и босиком.
***
Каков ум, такова и речь.
***
Когда говоришь, хорошенько думай.
***
Коротка речь и ясна - оттого и прекрасна.
***
Языком болтать - не мешки ворочать.
***
Русский язык — стяг, дружину водит.
***
Язык царствами ворочает.
***
Коротка речь и ясна — оттого и прекрасна.
***
В сладких речах всегда таится горечь.
***
Лучшее лекарство — всегда говорить правду
***
Болтун - находка для шпиона.
***
Слово - серебро, молчание - золото.
***
Рана, нанесённая словом, тяжелее, чем рана от стрелы.
***
Рот не огород - не затворишь ворот.
***
Сказал, как узлом завязал.
***
Слово - полководец человечьей силы.
***
Слово - серебро, молчание - золото.
***
Слово не воробей: вылетит - не поймаешь.
***
Слово сказал - стрелу послал, письмо написал - в западню попал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока русского языка по теме "Обобщающие слова при однородных членах предложения"
Данная разработка предназначена для проведения урока русского языка в 8 классе и направлена на изучение и первичное закрепление материала...
Конспект урока русского языка по теме "Обобщение изученного по теме "Имя существительное", 6 класс
Данный урок разработан с целью систематизации и обобщения изученного по теме "Имя существительное", для повторения основных признаков имени существительного как части речи, на закрепление основн...
Презентация к уроку русского языка по теме "Обобщающее слово"
Презентация к уроку русского языка по теме "Обобщающее слово" . ФГОС технология деятельностного метода....
Конспект урока русского языка на тему "Повторение изученного в начальных классах"
Урок предназначен для учащихся 5 классов общеобразовательной школы. Соответствует ФГОС....
Конспект урока русского языка по теме: "Повторение изученного по теме: "Имя прилагательное" 6 класс
Конспект урока русского языка по теме: "Повторение изученного по теме:"Имя прилагательное" 6 класс...
План-конспект урока русского языка по теме: "Прямое и переносное значение слов"
Данный материал содержит план-конспект урока русского языка "Прямое и переносное значение слов". Урок направлен на формирование коммуникативных навыков и развитие разных видов речевой деятел...
Конспект урока русского языка по теме Повторение и обобщение по теме «Деепричастие»,7класс
Материалы конспекта урока по пройденным темам позволят обобщить и закрепить знания учащихся...