Конспект урока русского языка 5 класс Тема: Обобщающее повторение. «Слово и его значения, закрепление и обобщение изученного»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Конспект урока русского языка 5 класс Тема: Обобщающее повторение.  «Слово и его значения, закрепление и обобщение изученного»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka.docx35.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка 5 класс

 

учитель русского языка и литературы

лицея № 408 Пушкинского района

Гавриловой Нины Евгеньевны

Тема: Обобщающее повторение.

 «Слово и его значения, закрепление и обобщение изученного»

Цели:

  • Образовательные: выявление качества и уровня овладения знаниями и

                              умениями, полученными на предыдущих уроках,

                              обобщить материал как систему знаний.

  • Развивающие: развивать умение классифицировать, анализировать

                        разные понятия, разные роли, которые играет слово в

                        языке, посредством работы с текстом развивать

                        коммуникативные навыки, развивать познавательный

                        интерес к урокам русского языка, расширять общую

                        осведомленность об окружающем мире.

  • Коррекционные: (для слабоуспевающих учеников) создать условия для

                            развития логического мышления, образной памяти,

                            самоконтроля в процессе выполнения заданий к тексту.

  • Воспитательные: создать условия для реальной самооценки учащихся,

                            реализации его как личности, развивать умение работы

                          в группе.

Задачи:

Опорные понятия: лексическое значение, фонетическая морфемная

                                морфологическая синтаксическая роль слова в языке.

Технологии: работа в группах, в парах, исследовательская работа,

                     опережающие задания.

Прогнозирующие результаты:

предметные: мотивационный побуждение к работе с новой информацией,

                     пробуждение интереса к теме;

информационные: вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме

                              «Слово»… и его роли в языке.

метапредметные: совершенствование умений работать в команде, развитие

                              умения слушать и слышать мнение других, отстаивать свою

                            точку зрения.                     

личностные: побуждение к дальнейшему расширению информационного

                     поля, соотношение новой информации с уже имеющимися

                     знаниями, выработка собственной позиции, побуждение к

                    обобщению знаний.    

Оборудование: Доска мультимедийная.

Ход  урока:

Стадии

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Возможные приемы и методы

1. Вызов

Создание условий для формирования у учащихся практических речевых навыков употребления слов, понятий. Активизация учащихся, мотивация, для дальнейшей работы.    

Вспоминают, что им известно о слове, о функции и роли его в языке (в речи). Зачитывают, приготовленные высказывания о “слове” великих писателей, ученых. Систематизирует информацию, задают вопросы, на которые хотели бы получить ответы, или проблемные вопросы.      

- Высказывания о слове, стихотворения, пословицы и поговорки читают наизусть.

- Систематизация материала.

- Обобщение, выводы, верные и неверные утверждения.

- Выстраивание логических цепочек с использованием одного слова, слов одной части речи.

- Составление таблиц, кластеров “известной информации”, обобщают имеющиеся материалы.    

Запись информации, полученной на стадии вызова, раздача наглядного материала для работы в группах, парах.  

2. Реализация

Организация работы с текстами, созданными в течении урока. Сохранение интереса к теме, постепенное продвижение от знаний “старого” к “новому”.    

Ученики читают, слушают тексты, демонстрируют таблицы, кластеры, используя заготовленные дома материалы. Используя предложенные учителем активные методы чтения, различные виды разборов слов. Ведутся записи по мере углубления в тему урока.  

«V» - Известная информация.

«_» - Противоречит моим начальным представлениям.

«?» - Забытая и требующая повторения информация.

«+» - «Новая» информация.

(Систематизация собственных знаний)

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с информацией (тексты, слайды, материалы учебника, «собственных справочников», создаваемых в процессе обучения).

3. Подведение итогов

Следует вернуться к началу урока, многогранности понятия «Слово». Подведение итогов, внесение изменений, дополнений в свои записи, результаты творческих и групповых заданий.      

Учащиеся соотносят полученную информацию с уже имеющейся. Используют знания , полученные на стадии осмысления.

- Формирование представления о русском языке как составляющей целостной научной картины мира.

- Формирование знаково-символического и логического мышления на базе основных знаний о «Слове».    

1. Запоминание кластеров, таблиц, схем, установление причинно-следственной связи между блоками информации.

2. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

3. ответы на поставленные вопросы.

4. Написание творческих работ.

5. Исследование по отдельным вопросам темы:

- осознание эстетической ценности русского языка и литературы;

- понимание связи языковых и художественных явлений для выражения авторской позиции;

- достаточный объем словарного запаса усвоенных грамматических средств;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию.    

   

5. Рефлексия

В ходе урока заполняется «лист самооценки».

Выбор рефлексии:

«Я умею…»,

«Я знаю…»,

«Надо повторить…»,

«Надо выучить…»,

«Хочу узнать больше о…».

Диагностика: Прокомментированная оценка саморефлексии, наблюдение за самооценкой уровня предметных и межпредметных результатов.  

6. Отметки

Как вы считаете соответствуют мои отметки вашей самооценке.

7. Домашнее задание: 1. «Слово как лексическая единица».

                                     2. Повторить изученное по теме «Лексика».

                                     3. Подобрать примеры по всем изученным понятиям

                                         (2-3) с пояснениями.

                                     4. Задача: Дальнейшее углубление и обобщение знаний

                                      по теме «Лексика».

Опережающее задания:

- Подобрать стихотворения о «Слове», о его роли в языке.

- Подобрать высказывания великих людей о роли «Слова».

- Подобрать пословицы, поговорки, считалки, детские песенки, в которых

  говорится о «слове».  

- Повторить все виды разборов. (Фонетический, орфоэпический, морфемный,

  морфологический).

- Лексический анализ слова.

Примерные задания:

«Рассуждаем-доказываем»

1.- Вы приготовили свои материалы к нашему уроку. Как вы понимаете, что

    такое «Обобщающее повторение»»? (3-4 отвечающих)

   - Кто из ребят, по-вашему мнению, наиболее близок к тому, что я хотела бы

    получить в результате урока. (2-3 мнения)

«Думаем – рассуждаем – объясняем»

2. Я тоже, приготовила материал, который лежит на ваших рабочих столах.

   Посмотрите их. Обратимся к стихотворению А.А. Ахматовой, прочитайте

   его внимательно.

   - О чем это стихотворение, какова его главная мысль?

   - Почему оно так названо – «Мужество»?

   - Как относится поэтесса к «Слову», почему вы так считаете?

   - Можно ли считать это стихотворение завещанием нас сегодняшних?

     Почему?

3. Учим выделять главное, обобщать знания.

   - Что такое «Слово», как вы понимаете?

   - Какова его роль в языке, используя подготовленные материалы,

     расскажите в каких «ролях» может выступать слово в языке (работа в

     группах, в парах).

   - В фонетической, что интересного таит в себе «слово» с точки зрения

     фонетики:

(Работа в группах)

     (Рассказ о буквах и звуках и о «несовпадениях») таблички, кластеры,

      разборы – примеры, придумайте задания, подберите интересные

      примеры.  

  - В морфемной (как составная единица), рассказ о морфемах и способах

    образования слов. Таблички, кластеры, разборы-примеры.

  - В морфологической (как часть речи) о каких частях речи говорили в этом

    учебном году, а какие еще знаете, что можем разобрать и на что обратим

    внимание при морфологическом анализе слова. Таблички, кластеры,

    разборы.

 - Какова синтаксическая роль слова. Какие слова не являются членами

   предложения, но иногда без них не обойтись.

 - Кажется все «роли» Слова вспомнили – Нет?! Забыли о лексическом

   значении слова.

Домашнее задание: Лексическое значение – это то, что слово хочет нам сказать. Что же мы знаем о слове как лексической единице. – Подберите интересные задания, скороговорки с использованием некоторых лексических значений слов (омофоны, омоформы, омонимы) – подготовьте это к следующему уроку.

Раздаточный материал:

Анна Ахматова — Мужество:

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.

Елена Касьян — Это такие слова:

Это такие слова… удивлённые буквы
Жмутся к строке, рассыпаются жухлой травой.
Это такие слова… произносишь, и будто
Небо застыло в гортани водой неживой.

Это такая пора – то штормит, то качает.
Поговорить бы об этом, да что говорить,
Если слова ничего уже не означают,
Если проститься уже тяжелей, чем простить.

Столько любимых вокруг – разрывается сердце,
Словно не осень, а вечность вступает в права.
Как наглядеться на всё это, как наглядеться?
Время не вылечит… Это такие слова.

Александр Яшин — Не только слова:

В несметном нашем богатстве
Слова драгоценные есть:
Отечество,
Верность,
Братство.
А есть еще:
Совесть,
Честь…
Ах, если бы все понимали,
Что это не просто слова,
Каких бы мы бед избежали.
И это не просто слова!

Вадим Шефнер — Слова (Словом можно убить):

Много слов на земле. Есть дневные слова —
В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днем
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.

Есть слова — словно раны, слова — словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке нашем есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Повторять их не смею на каждом шагу,-
Как знамена в чехле, их в душе берегу.

Кто их часто твердит — я не верю тому,
Позабудет о них он в огне и дыму.

Он не вспомнит о них на горящем мосту,
Их забудет иной на высоком посту.

Тот, кто хочет нажиться на гордых словах,
Оскорбляет героев бесчисленный прах,

Тех, что в темных лесах и в траншеях сырых,
Не твердя этих слов, умирали за них.

Пусть разменной монетой не служат они,-
Золотым эталоном их в сердце храни!

И не делай их слугами в мелком быту —
Береги изначальную их чистоту.

Когда радость — как буря, иль горе — как ночь,
Только эти слова тебе могут помочь!

Высказывания Великих Людей о значении Слова

Как листья ежегодно сменяются на деревьях, так и слова, прожив свой век, уступают место вновь нарождающимся. Квинт Гораций Флакк
*****
Слишком старательные поиски слов часто портят всю 
речь. Лучшие слова — это те, которые являются сами собой; они кажутся подсказанными самой правдой. Марк Фабий Квинтилиан
*****
Когда ты хочешь показать своему собеседнику в разговоре какую-нибудь истину, то самое главное при этом — не раздражаться и не сказать ни одного недоброго или обидного слова. 
Эпиктет
*****

Славяно-российский язык, по свидетельству самих иностранных эстетиков, не уступает в мужестве латинскому, ни в плавности греческому, превосходя все европейские: итальянский, французский и испанский, кольми паче немецкий. Державин Г. Р.
*****
Кому 
язык послушен, тот часто молчит. Лец С. Е.
*****
Когда суть дела обдумана заранее, слова приходят сами собой. 
Квинт Гораций Флакк
*****
Какое слово скажешь, такое в ответ и услышишь. 
Гомер
*****
Не познав 
судьбы, нельзя стать благородным мужем. Не познав должного, нельзя обрести опору в жизни. Не научившись понимать истинный смысл слов, нельзя знать людей. Конфуций
*****
Слово — великое оружие 
жизниКлючевский В.
*****
Когда не знаешь слов, нечем познавать людей. 
Конфуций
*****
Слово — врата ума. Если держать их открытыми, ум ускользнет наружу. 
Хун Цзычен
*****
Власть придает словам отпечаток 
правдыМенандр
*****
Доброе слово лучше богатства. 
Публий
*****
Слова пустые 
сердца не облегчат. Шиллер Ф.
*****
Иначе расставленные слова обретают другой смысл, иначе расставленные 
мысли производят другое" впечатление. Паскаль Блез
*****
Дело не в слове, а в тоне, в каком это слово произносится. 
Белинский В. Г.
*****
Слово, идущее от сердца, проникает в 
сердцеНизами
*****
Слово всегда отважнее дела. 
Шиллер Ф.
*****
Люди запутываются в массе лишних слов. 
Максим Горький
*****
Слова имеют цену как залог дел. 
Грасиан-и-Моралес
*****
Словами можно смерть предотвратить, 
Словами можно мертвых оживить. 
Навои А.
*****

Позаботьтесь о том, чтобы все ваши слова были поняты, пристойно и правильно расположены, чтобы каждое предложение и каждый ваш период, затейливый и полнозвучный, с наивозможною и доступною вам простотой и живостью передал то, что вы хотите сказать; выражайтесь яснее, не запутывая и не затемняя смысла. Позаботьтесь также о том, чтобы, слушая вашу речь, меланхолик рассмеялся, весельчак стал еще веселее, простак не соскучился, разумный пришел в восторг от вашей выдумки, степенный не осудил ее, мудрый не мог не воздать ей хвалу. 
М. Сервантес
*****
Слово — дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить 
любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегитесь от такого слова, которое разъединяют людей. Толстой Л. Н.
*****
Количество слов и их сочетаний находится в самой прямой зависимости от впечатлений и представлений: без последних не может быть ни понятий, ни определений, а стало быть, и поводов к обогащению 
языка.  А.П. Чехов
*****
Любое слово, даже, казалось бы, самое ценное, и то рискует превратиться в истертый шаблон, не вызывающий ни малейших эмоций, если его станут применять слишком часто и притом механически. 
К.И. Чуковский
*****
Чем глубже и сложнее 
мысль, тем сильнее, ярче, рельефнее должно быть слово. С.Я. Маршак
*****
Нельзя чувствовать и знать слово, если не чувствуешь и не знаешь действительности. Иначе происходит то, о чем говорят: «Слова, слова, слова...» 
С.Я. Маршак
*****
Слово — нечто большее, чем простой знак или символ. Это магнит! Оно наполнено идеей, которую оно выражает. Оно живо силой этой идеи. Следовательно, постоянное использование слов, содержащих в себе идею ошибки, отрицания, разрушения, поддерживает идею ошибки, отрицания и разрушения в вашем и чужом сознании. Своими словами мы часто поддерживаем и сохраняем те условия, которые хотим преодолеть. 
Роберт Энтони
*****
Слова! Да, не с меланхолией, не по гамлетовски я скажу: «Слова, слова, слова!» Слова всегда были для меня глубоким, страстным, завораживающе мудрым и талантливым делом. Как мало людей, которые любят и умеют талантливо говорить! И как я искал, как я любил, как я боготворил этих людей! Боже мой, что это за чудный дар — уметь говорить и уметь слушать, когда говорят! 
Александр Федорович Лосев

Пословицы о роли языка

Добрый человек говорит мало.

***

Ешь пироги с грибами, а язык держи за зубами.

***

За её языком не поспеешь и босиком.

***

Каков ум, такова и речь.

***

Когда говоришь, хорошенько думай.

***

Коротка речь и ясна - оттого и прекрасна.

***

Языком болтать - не мешки ворочать.

***

Русский язык — стяг, дружину водит.

***

Язык царствами ворочает.

***

Коротка речь и ясна — оттого и прекрасна.

***

В сладких речах всегда таится горечь.

***

Лучшее лекарство — всегда говорить правду

***

Болтун - находка для шпиона.

***

Слово - серебро, молчание - золото.

***

Рана, нанесённая словом, тяжелее, чем рана от стрелы.

***

Рот не огород - не затворишь ворот.

***

Сказал, как узлом завязал.

***

Слово - полководец человечьей силы.

***

Слово - серебро, молчание - золото.

***

Слово не воробей: вылетит - не поймаешь.

***

Слово сказал - стрелу послал, письмо написал - в западню попал.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока русского языка по теме "Обобщающие слова при однородных членах предложения"

Данная разработка предназначена для проведения урока русского языка в 8 классе и направлена на изучение и первичное закрепление материала...

Конспект урока русского языка по теме "Обобщение изученного по теме "Имя существительное", 6 класс

Данный урок разработан с целью систематизации и обобщения изученного по теме "Имя существительное", для повторения основных признаков имени существительного как части речи, на закрепление  основн...

Презентация к уроку русского языка по теме "Обобщающее слово"

Презентация к уроку русского языка по теме "Обобщающее слово" . ФГОС технология деятельностного метода....

Конспект урока русского языка на тему "Повторение изученного в начальных классах"

Урок предназначен для учащихся 5 классов общеобразовательной школы. Соответствует ФГОС....

Конспект урока русского языка по теме: "Повторение изученного по теме: "Имя прилагательное" 6 класс

Конспект урока русского языка по теме: "Повторение изученного по теме:"Имя прилагательное" 6 класс...

План-конспект урока русского языка по теме: "Прямое и переносное значение слов"

Данный материал содержит план-конспект урока русского языка "Прямое и переносное значение слов". Урок направлен на формирование коммуникативных навыков и развитие разных видов речевой деятел...

Конспект урока русского языка по теме Повторение и обобщение по теме «Деепричастие»,7класс

Материалы конспекта урока по пройденным темам позволят обобщить и закрепить знания учащихся...