Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения". Цель урока: овторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_odnosostavnye_predlozheniya.docx | 60.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 8 классе
Тема: Обобщение по теме «Односоставные предложения».
Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен
для выражения простых естественных понятий. В.Г.Белинский
Цели урока: Повторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях; учиться различать их виды.
Задачи урока:
- Обучающие задачи:
- закрепить полученные знания об односоставных предложениях;
- тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в простом предложении;
- обучать школьников анализу текста.
- Развивающие задачи:
- развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;
- развивать умения решать тестовые задания.
- Воспитательные задачи:
- воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;
- воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;
- воспитывать такие нравственные качества, как преданность, патриотизм, доброта, человеколюбие.
Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация, контроль знаний).
Форма проведения урока: урок-практикум.
Оборудование урока: учебник: «Русский язык. 8 класс»; авторы: С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков. Раздел: «Простые односоставные предложения»; компьютер, проектор, раздаточный материал, презентация в программе «PowerPoint», разработанная учителем к данному уроку.
Ход урока.
- Организационный момент.
Русский язык (1959) (Александр Яшин)
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Хочешь - песни, гимны пиши,
Хочешь - выскажи боль души.
Будто хлеб ржаной, он пахуч,
Будто плоть земная - живуч.
Для больших и для малых стран
Он на дружбу,
На братство дан.
Он язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете
За круглым столом
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
Он, как наши мечты, велик,
Животворный русский язык!
- Ребята, этот урок мы посвятим повторению и обобщению материала, изученного по теме «Односоставные предложения».
- Орфографическая работа.
Аллеи рек, зеркальности озер, хрустальный ключ, безгласные затоны, живая сказка, немолкнущие звоны, мельканье дней, лучше вас, ничего не знаю.
- Эти словосочетания взяты из стихотворения К.Бальмонта «Родное».
(Открыть стихотворение, прочесть).
Аллеи рек. Зеркальности озёр.
Хрустальный ключ. Безгласные затоны.
Живая сказка – страшный тёмный бор.
Его вершин немолкнувшие звоны.
Воздушность ив. Цветы родных полей.
Апрельский сон с его улыбкой маю.
Я целый мир прошел в мельканье дней,
Но лучше вас я ничего не знаю.
Дополнительные вопросы:
- Какую тему раскрывает поэт в своём стихотворении? (тему Родины)
-Какой тип предложений использует? (Назывные и двусоставное)
-Какое значение придают стихотворению данные предложения? (Передают недвижность, неизменность, постоянство, тишину, вечную красоту русского пейзажа. «Безглагольность» противопоставлена «целому миру», «мельканию дней».)
- Назовите художественные средства, использованные автором.
( Метафоры: «аллеи рек», «апрельский сон с его улыбкой маю»; эпитеты: «хрустальный ключ», «безгласные затоны», «страшный темный бор»)
- Восстановить схему.
«Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми глаголами к украшению и важности служит». (М.Ломоносов)
- О каком из типов односоставных предложений идет речь? (Определенно-личные)
«Действующее лицо намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределенное» (А.Пешковский)
-- К какому типу односоставных предложений относятся слова ученого А.Пешковского? ( Неопределенно-личные)
- В каких предложениях нет и не может быть подлежащего? (Безличные). (Вывешивается таблица «Односоставные предложения». Остаётся до конца урока.)
- Выборочное списывание с одновременным восстановлением текста: вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, расставить запятые.
1 ряд выписывает определенно-личные предложения; 2 ряд – неопределенно-личные предложения; 3 ряд – безличные.
- Мне в душу пове…ло жизнью и волей. (А.Майков)
- Люблю дорожкою лесною (не) зная сам куда брести. (А.Майков)
- (Не) торопись (не) спеши подождём . Забудем на миг неотложное дело. (К.Симонов)
- Как много дума(н,нн) исполне(н,нн)о так мало. (В.Брюсов)
- И на обломках сам…властья напишут наши имена (А.Пушкин)
- Снега. Снега. Завалы снега. Взгорья. Чащобы в снежных шапках до бровей. (П.Антокольский)
- Дни поздней осени бранят обыкнове(н,нн)о. (А.Пушкин)
Проверка: один ученик у доски восстанавливает предложения. Ученики называют номера выписанных предложений.
- Какое предложение не выписали? Почему? (предложение № 6, назывное)
5. Индивидуальная работа по карточкам. Работа у доски.
Карточка 1.
Подчеркните основу предложения. Определите и запишите тип односоставных предложений.
1) Брожу по набережной снова. (Ю.Друнина)_________
2) Изба лесничего. Медвежье царство. _____________
3) Повеет полем, первой бороздой. (Н.Браун)____________
4) Загляну в глаза волжанки. (А. Пришелец)_________
5) Забыли о свете вечерних окон, задули теплый рыжий очаг. (О.Берггольц) _________
6) Весны без грозы не бывает. (К.Кулиев)_____________
Карточка 2.
Подчеркните основу предложения. Определите и запишите тип односоставных предложений.
1) Все грущу о шинели.(Ю.Друнина)__________
2) Её (черёмуху) ломают ветками огромными. (Л.Татьяничева)____________
3) Забайкалье. Зарево заката. Запоздалый птичий перелет. (М.Алигер)________
4) Тянет холодом зимних дней. (А.Сурков) ____________
5) Ожиданье парохода. Соловьи. Весна. (М.Алигер)_________
6) И вот в лицо пахнуло земляникой, смолистым детством, новгородским днем. (О.Берггольц) _______________
Карточка 3.
Подчеркните основу предложения. Определите и запишите тип односоставных предложений.
1) Его везли из крепости, из Бреста.( К.Симонов). __________
2) Хлестало в окна дождиком косым. (В.Тушнова). __________
3) Лес. Палатка. Плеск речной воды. (А.Яшин). ______________
4) От далёких и близких почты жду новогодней. ( А.Яшин). __________ 5) Багровые горизонты. Оборванные провода. (П.Вегин). _____________ 6) У одержимых нет дороги вспять. (Н.Браун) ___________________
6. Синтаксический разбор предложения.
Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? (Вопр., невоскл., простое, односост., опред.-личное, сказуемое выражено глаголом 2 лица ед.числа, распр., осл. деепричастием, обращением.)
7. Беседа.
- Ребята, а если односоставное предложение носит обобщающий характер, к какому типу предложений мы его отнесем? (обобщ.-личн.) в каком жанре они чаще всего встречаются? (пословицы и поговорки). Приведите примеры, продолжив предложения:
- Любишь кататься – люби и саночки возить.
- Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
- После драки кулаками не машут.
- Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
- От добра добра не ищут.
- За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
- На чужой роток не накинешь платок.
-Береги платье снову, а честь смолоду.
- В пословицах и поговорках заключается мудрость народа и они в какой-то мере могут служить своеобразными правилами поведения человека.
8. Анализ текста.
- Односоставные предложения могут быть и частью сложного предложения.
Запишите стихотворение Ф.И.Тютчева «Умом Россию не понять».
Умом Россию не понять.
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
- Какова тема стихотворения? (тема Родины)
- В каких словах выражается любовь к Родине? ( Аршином не измерить, особенная стать, можно верить)
- Что такое аршин? (1.Старая русская мера длины, равная 0,71 м.
2. Линейка, планка такой длины для измерения).
- Как вы понимаете слово стать? (Телосложение, общий склад фигуры. Перен. Характер, внутренний склад). Какое значение слова используется? (переносное).
- Определите структуру предложений, выделив основы. (1 предл. – простое, односоставное, безличное, сказуемое выражено неопределённой формой глагола. 2 предл. – сложное, бессоюзное, состоит из 3 частей: 1 – односост., безл.; 2 – односост., назывное; 3 – односост., безл.)
9. Физминутка.
А теперь я буду называть действия , а вы их выполняйте.
- Положите руки на парты, поднимите правую руку, а теперь левую, хлопните в ладоши. Положите руки на парту. Посмотрите на соседа по парте, улыбнитесь, а теперь посмотрите в другую сторону и тоже улыбнитесь. Выпрямите спинки, приподнимите подбородочки и , не поворачивая головы, посмотрите на окно, на дверь, на потолок, и еще раз: окно, дверь, потолок. Закройте глаза. Положите головы на руки, досчитайте до десяти и приготовьтесь к следующей работе.
- Какие предложения по цели высказывания я использовала? (Побудительные) А какими они были по структуре? (Односоставные, определённо-личные, сказуемые выражены глаголом в повелительном наклонениии).
10. Контроль знаний.
- Итак, мы повторили сведения обо всех типах односоставных предложений. Посмотрим , насколько вы усвоили данный материал. Вам предстоит выполнить тесты.
Тест. Задание № 1. Укажите правильный вариант ответа.
- Односоставное определённо-личное предложение.
А) Зима.
Б) Умную голову почитают смолоду.
В) Как чувствуешь себя?
Г) Светает.
2. Односоставное неопределённо-личное предложение.
А) На Бога надейся, а сам не плошай.
Б) Цыплят по осени считают.
В) Мне грустно.
Г) Тишина.
3. Односоставное безличное предложение.
А) Вот и мама!
Б) У соседа ума не займёшь.
В) А судьи кто?
Г) В саду темно.
4. Односоставное назывное предложение.
А) Дрожит как лист на осине.
Б) Сильнее кошки зверя нет.
В) По росту одежду кроят.
Г) Какое дивное утро.
Задание № 2. В каком из вариантов правильно указан главный член односоставного предложения?
1. К твёрдым убеждениям нужно относиться с уважением. (В.Гаршин.)
А) нужно относиться с уважением
Б) нужно
В) относиться
Г) нужно относиться
2. Всякое деяние осматривай со стороны его вреда и его пользы (Л.Толстой.)
А) осматривай
Б) осматривай со стороны
В) деяние со стороны
Г) со стороны его вреда и пользы
3. Каждое дело следует доводить до конца. (Я.Мавр.)
А) следует доводить
Б) следует доводить до конца
В) следует
Г) доводить
4. Никого так не презирают в народе, как изменников Родины. (В.Козлов.)
А) никого так не презирают
Б) никого так не презирают в народе
В) не презирают
Г) не презирают в народе
5. Непреодолимого на свете нет ничего. (А.Суворов.)
А) нет
Б) нет ничего
В) непреодолимого нет ничего
Г) на свете нет ничего
6. Стыдно презирать своих соотечественников и гнушаться ими. ( Н. Новиков.)
А) презирать и гнушаться
Б) стыдно
В) стыдно презирать
Г) стыдно презирать и гнушаться
11. Подведение итогов. Выставление оценок.
- Над чем мы сегодня работали на уроке? Что вам следует повторить, готовясь к контрольной работе?
Закончить наш урок я хочу словами И.С.Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками».
12. Домашнее задание. Повторить параграфы 20-24, составить по ним тестовые задания. Упражнение 246-247.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока русского языка по теме "Виды сложноподчиненных предложений" с использованием ЭОР
Представлен план-конспект урока по русскому языку в 9 классе в соответствии с программой С.И.Львовой по теме "Виды сложноподчиненных предложений", в ходе которого реализуются ИКТ, деятельно...
Конспект урока русского языка "Главные и второстепенные члены предложения" (5 класс)
Цели урока:Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельнос...
Конспект урока русского языка "Зачем нужны уточняющие члены предложения?"
Конспект урока русского языка "Зачем нужны уточняющие члены предложения?"...
Конспект урока русского языка "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении"
Конспект дистанционного урока по русскому языку в 11 классе...
План-конспект урока русского языка "Наречие. Обобщение." 7 класс
Конспект урока разработан к учебнику 7 класса по программе Т.А. Лодыженской. Предназначен для итогового занятия...
Конспект урока русского языка "Тире в бессоюзном сложном предложении"
Конспект урока для 9 класса по учебнику Бархударова С.Г....
Конспект урока русского языка по теме "Бессоюзное сложное предложение"
Заключительный урок после изучения раздела "Бессоюзное сложное предложение" в форме интеллектуальной игры "Умницы и умницы" позволяет не только обобщить и систематизировать пройден...