Технологическая карта урока "КВН по фразеологии" 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Малахова Ирина Витальевна

Технологическая карта урока русского языка "КВН по фразеологии" УМК "Школа 2100". Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_kvn_po_frazeologii.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка. 09.09.2015.

Учитель: Малахова И.В.

Класс: 6.

УМК: «Школа 2100», Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.

Тема: Фразеология. («КВН по фразеологии»)

Тип урока. Урок обобщения и систематизации предметных знаний, урок-игра.

Цель урока: обогащение фразеологического запаса учащихся, формирование учебно-языковых фразеологических умений; развитие интеллектуальных и творческих умений учащихся; воспитание уважения к сопернику.

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

формирование ответственного отношения к учению, познавательных интересов, учебных мотивов;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками;

формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку.

Метапредметные результаты:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

освоение способов решения проблем поискового характера;

умение работать в группе, организовывать учебное сотрудничество, находить общее решение.

Предметные результаты:

создание устных монологических высказываний;

умение опознавать фразеологические обороты.

Термины, понятия: фразеология, фразеологический оборот, фразеологизм, антонимы.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Материально - техническое обеспечение. 

Книгопечатная продукция: фразеологические словари.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства: презентация «КВН по фразеологии»

Технические средства обучения: мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

  1. Оргмомент. Постановка цели урока.

1 минута

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

Звучит первый куплет песни В. Шаинского, открывающий телевизионную передачу КВН.

Дорогие друзья! Сегодня мы проводим не обычный урок, а урок-КВН. Сегодняшняя игра в Клубе весёлых и находчивых лингвистов выявит знатоков изученного нами раздела «Фразеология».

II. Актуализация знаний (Проверка домашнего задания - конкурс «Приветствие). 4 минуты

И начнём мы нашу игру с традиционного конкурса «Приветствие».

 

Учитель подводит итоги конкурса.

Учащиеся были распределены на 4 команды заранее. У каждой команды есть помощник с фразеологическим словарём. Домашним заданием к данному уроку было подготовить приветствие и эмблемы команд, отражающие суть игры, связанные с фразеологией. Учащиеся представляют свои команды.

Коммуникативные УУД

1. Владеть диалогической речью.

2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

  1. Самостоятельное использование полученных знаний (Развитие учебно­языковых, речевых умений)

7 минут

3 минуты

3 минуты

4 минуты

7 минут

6 минут

Следующий конкурс - разминка «Знаешь ли ты?» Я буду называть фразеологизмы, а вы должны записать кратко на доске их значение.

Водой не разольёшь (неразлучные друзья);

как в воду опущенный (грустный человек);

толочь воду в ступе (бесполезная работа);

носить воду решетом (бессмысленная работа);

седьмая вода на киселе (дальний родственник);

воды не замутит (тихий человек);

набрал в рот воды (молчаливый);

как в воду глядел (угадал, предсказал);

как две капли воды (очень похожи);

прошли огонь и воду (всё испытали);

Учитель подводит итоги конкурса.

Не случайно все фразеологизмы в нашей разминке включали слово «вода». Следующий конкурс «Кругом вода» Ответьте, в состав каких ещё фразеологических оборотов входит слово вода.

Следующее задание: вспомнить фразеологизмы со словом вода в английском языке (blood is thicker than water, fish out of water, fish in muddy troubled waters, cover the waterfront.).

Учитель подводит итоги конкурса.

Звучит «Песенка капитанов КВН».

Итак, следующий конкурс - конкурс капитанов. Перед капитанами стоит трудная задача: вытягивая по очереди карточки с именами собственными, они должны вспомнить фразеологизмы с ними. Поскольку сделать это нелегко, капитан-может обратиться за помощью к своей команде.

На карточках написаны имена Ерёма, Емеля, Маланья, Фома, Макар, Сидор, Федот.

Второе задание потребует от капитанов не только знания фразеологии, но и сообразительности, артистических способностей. Вытащив карточку, на которой записан фразеологический оборот, попробуйте передать его значение с помощью предметов, жестов. А команда должна назвать его.

На карточках записано: сесть в галошу, водить за нос, дело в шляпе, льёт как из ведра, связать руки, намылить шею, лить крокодиловы слёзы, реветь в три ручья.

Учитель подводит итоги конкурса.

Заключительное задание командам «Шиворот-навыворот» быстро и правильно подберите антонимы к устойчивым оборотам: жить душа в душу (как кошка с собакой), чуть свет (на ночь глядя), хоть пруд пруди (кот наплакал), дать волю языку (держать язык за зубами).

Учитель подводит итоги конкурса.

Учащиеся по очереди записывают на доске значения фразеологизмов. При необходимости обращаются за помощью к словарю.

Отвечают на вопросы учителя (утопить в ложке воды, концы в воду, как в воду кануть, как с гуся вода, как рыба в воде, много воды утекло, воду мутить, в мутной воде рыбку ловить, вилами по воде писано, обдать (окатить) холодной водой, сидеть на хлебе и воде, вывести на чистую воду, выйти сухим из воды). При необходимости обращаются за помощью к словарю.

Отвечают на вопросы учителя.

(Я ему про Фому, а он мне про Ерёму, мели, Емеля,— твоя неделя, на Маланьину свадьбу,

Фома неверующий, куда Макар телят не гонял, драть как Сидорову козу, Федот, да не тот).

Изображают фразеологизмы и угадывают их.

Отвечают на вопросы учителя.

Коммуникативные УУД

3. Строить связное монологическое высказывание.

4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

5. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

6. Соблюдать речевые нормы в процессе коммуникации.

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

Познавательные УУД

  1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
  2. Использовать знаково-символические средства для решения задачи.

Личностные результаты

1. Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности.

2. Интерес к изучению языка, истории отдельных слов и выражений.

3. Достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей, стремление к речевому совершенствованию.

VI. Рефлексия (Итог урока).

4 минуты

Звучит финальная «тема» мелодии КВН.

Уважаемые игроки! Игра прошла успешно, итоги подведены. Прошу команды соотнести итоги сегодняшнего урока с высказыванием известного мыслителя.

  1. «Невозможно всё знать» Гораций.
  2. «Я знаю немного, но то, что знаю, -знаю в совершенстве». Абу-л-Фарадж
  3. «Как приятно знать, что ты что-то узнал!» Мольер.

Команды выбирают высказывание, наиболее подходящее для них и обосновывают свой выбор.

Регулятивные УУД

2. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

3. Определять степень успешности работы.

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

VII. Домашнее задание.

1 минута

 Иллюстрировать 3 фразеологизма, которые узнали на сегодняшнем уроке.

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока в 11 классе с применением проектной технологии «Основные классы неорганических соединении»

Технологическая карта урокаТема урока «Основные классы неорганических соединений»Цель: Организовать деятельность учащихся по обобщению, закреплению, углублению знаний об основных классах неоргани...

Технологическая карта урока в 6 классе по русскому языку по теме «Имя существительное - часть речи удивительная.( Повторение изученного в V классе)»

Урок по русскому языку в 6 классе разработан по ФГОС.Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме: «Имя существительное – часть речи удивительная» Цель деятельности учителяСис...

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обобщающий урок по теме "Глагол" в 5 классе.

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обощающий урок  изученного по теме "Глагол" в 5 классе....

Технологическая карта урока в 7 классе "Класс Головоногие моллюски"

Технологическая карта урока по биологии в 7 классе на тему "Класс Головоногие моллюски" разработана с учетом ФГОС. Цель урока: создать условия для формирования знаний о  характерных особенно...

Технологическая карта проведения открытого мастер-класса по баскетболу с учащимися 10 класса

Развитие скоростно-силовых, координационных качеств, общей и скоростной выносливости на базовом виде спорта (баскетбол)....

Технологическая карта урока в 5 классе. Минии буряад хэлэн. Повторение изученного в начальных классах.

Технологическая карта урока по бурятскому языку как государственному в 5 классе по ФГОС...