Технологическая карта урока в 7 классе "Класс Головоногие моллюски"
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему
Технологическая карта урока по биологии в 7 классе на тему "Класс Головоногие моллюски" разработана с учетом ФГОС. Цель урока: создать условия для формирования знаний о характерных особенностях представителей класса Головоногих моллюсков. Были использованы методы обучения: частично – поисковый, групповая работа, самостоятельная работа, метод упражнений, использование ИКТ; Технологии: проблемного обучения, дифференцированного обучения, ИКТ, технология критического мышления, игровая. Тип урока: усвоение новых знаний Оборудование: таблицы « Тип моллюски», коллекция раковин моллюсков, учебник «Биология. Животные» 7 класс, электронный диск 1С «Биология. 7 класс», презентация «Класс Головоногие моллюски», компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный и информационный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта урока | 47.54 КБ |
приложение к уроку | 16.72 КБ |
презентация к уроку | 1014.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шугаровская средняя общеобразовательная школа»
Класс Головоногие моллюски
Выполнила учитель биологии
высшей квалификационной категории
Гущина Любовь Дмитриевна
2017 год
Цель урока: создать условия для формирования знаний о характерных особенностях представителей класса Головоногих моллюсков.
Задачи:
- Образовательные:
- повторить строение и функции типа Моллюски;
- познакомить обучающихся с особенностями класса Головоногие моллюски;
- раскрыть связь строения с функций моллюсков;
- изучить представителей Головоногих;
- научить узнавать и различать основные классы моллюсков.
- Развивающие:
- продолжить развитие умения у обучающихся использовать имеющиеся знания;
- развивать умение работать с натуральными объектами, сравнивать их;
- развивать логическое мышление, познавательный интерес к предмету;
- работать с текстом учебника, рисунками и таблицами;
- активизировать познавательную деятельность обучающихся путем решения проблемных вопросов;
- научить анализировать информацию, делать выводы;
- Воспитательные:
- продолжить формирование научного мировоззрения;
- научить приемам общения в ходе коллективного обсуждения и принятия решения;
- воспитывать экологическую культуру обучающихся.
Методы обучения: частично – поисковый, групповая работа, самостоятельная работа, метод упражнений, использование ИКТ.
Технологии: проблемного обучения, дифференцированного обучения,
ИКТ, технология критического мышления, игровая.
Тип урока: усвоение новых знаний
Оборудование: таблицы « Тип моллюски», коллекция раковин моллюсков, учебник «Биология. Животные» 7 класс, электронный диск 1С «Биология. 7 класс», презентация «Класс Головоногие моллюски», компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный и информационный материал.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся узнают о характерных особенностях и многообразии представителей Головоногих моллюсков; формируются взаимосвязи строения и функций классов Моллюски.
Метапредметные: учащиеся учатся выделять существенные признаки представителей классов Моллюски, описывать биологические объекты, проводить их сравнительную характеристику.
Личностные: у обучающихся будут сформированы умения доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы;
Технологическая карта урока «Классы Моллюсков» в 7 классе
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Предметные результаты | УУД: Регулятивные (Р), Познавательные (П), Коммуникативные(П | Личностные результаты |
I.Организацион- ный момент | - Приветствует учащихся; - проверяет готовность к уроку и порядок в классе; - эмоционально настраивает на восприятие учебного материала. – Добрый день! Я рада видеть вас сегодня на уроке. Как настроение? Все готовы к уроку! Проверьте своё рабочее место. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Итак, настроимся на поиск, творчество и начнём наш урок.
| Учащиеся приветствуют учителя; проверяют готовность к уроку; называют отсутствующих на уроке. | самоорганизация | ||
II. Актуализация опорных знаний | Вступительное слово учителя Клюв, глаза, а крыльев нет. Моллюсков, рыбу ловит он, Своими щупальцами хватает, И яд свой сильный выпускает! Лучше нам с ним не встречаться - Ребята! Как вы считаете, кому посвящены эти строки? Конечно же, удивительным и таинственным животным - осьминогам. Какова цель нашего урока? (учащиеся называют). Да, сегодня мы с вами познакомимся еще с одним классом в типе Моллюски – классом Головоногие моллюски, представителем которых являются осьминоги. Во многих книгах их называют приматами моря, а вот почему – Вы попробуете ответить в конце урока. - Что еще можно узнать о любом типе животных? Конечно, мы выясним не только внешнее строение, но и особенности внутреннего строения, значение Головоногих в природе и в жизни человека, их охраной. Запишите тему урока. У вас у каждого на партах находится таблица «Классы моллюсков». По ходу урока вы должны ее заполнить и в конце урока сдать. (приложение №1) | Учащиеся слушают отрывок стихотворения; Высказывают свои предположения;
Предполагают и называют цель урока. - Можно узнать внешнее, внутреннее строение, где их можно встретить и какого значение животных. Записывают тему урока в тетрадь; Знакомятся с таблицей. | Учащиеся расширяют знания о моллюсках, знакомятся с особенностями строения и жизнедеятельности, многообразием и значением Головоногих моллюсков. | Познавательные УУД: структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, Регулятивные УУД. умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД. Слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Эстетическое восприятие Признавать право каждого на собственное мнение;
|
IП. Проверка пройденного материала | - Мы с вами уже знакомы с характерными чертами типа Моллюски. Проверим, как вы усвоили данную тему. 1) Самостоятельная работа на карточках- Установите соответствие между биологическими терминами и определением. - За 1 минуту вы должны найти правильные ответы. Если вы не успели, не огорчайтесь. Вам нужно еще раз повторить пройденный материал и выполнить эту работу. -учитель раздает карточки с заданиями для самостоятельной работы. (приложение №2) 2) Один ученик выполняет тестовый контроль на компьютере. - учитель наблюдает за работой учащихся - А сейчас проверим, как вы справились с заданием - Проверка выполнения самостоятельной работы |
Учащиеся получают карточки с заданиями и работают по определенному плану: устанавливают соответствие между биологическими терминами и определением (1 ученик выполняет тестовый контроль) Учащиеся проверяют работу под руководством учителя и ставят оценки | Должны знать характерные признаки типа Моллюски, умение называть особенности классов Брюхоногие и Двустворчатые моллюски. уметь устанавливать соответствие между терминами и определениями. | Регулятивные УУД : учатся отличать верно выполненное задание от неверного, Познавательные УУД: формирование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение. Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других, умение работать с информацией на опережение; | Постепенное выстраивание собственного целостного мировоззрения |
IV. Изучение нового материала (усвоение новых знаний) | (Звучит музыка из кинофильма «Человек - амфибия») - Загадочен и разнообразен мир живой природы, удивителен и неповторим каждый организм, каждое живое существо! От урока к уроку, мы вместе познаем красоту и неповторимость животного мира. Головоногие – самые необычные, крупные, хищные и самые совершенные из моллюсков. Головоногие достигли высокой степени развития. Внешне, на первый взгляд, головоногие моллюски ничем не напоминают своих родичей – улиток и ракушек. (показывает раковины моллюсков). Посудите сами: ведь речь идет об осьминогах, кальмарах, каракатицах и некоторых других – именно их зоологи называют головоногими моллюсками. - Ребята! А как вы думаете, почему эти моллюски были названы Головоногими? - Правильно! Головоногими эти животные были названы потому, что на голове у них расположены щупальца, или «руки», которые называют также и «ногами», потому что моллюски часто ходят на них по дну, как на ходулях. - А еще их величают «морскими аристократами». Как вы думаете, почему? Поводом для этого послужила их голубая кровь. Столь необычный цвет объясняется тем, что в эритроцитах и плазме вместо гемоглобина содержится гемоцианин, в котором железо заменено медью. - У представителей Головоногих моллюсков много интересного, необычного во внешнем и внутреннем строение. Это вы узнаете, выполнив самостоятельную работу. -Работать будете в группах по 4 человека. -учитель раздает карточки с заданиями для самостоятельной работы в группах (приложение №3) - учитель наблюдает за работой учащихся; - При необходимости оказывает помощь при выполнении самостоятельной работы. - А сейчас проверим, как вы справились с заданием - выслушивает результаты работы каждой группой по предложенным заданиям; оценивает высказывания учащихся; при необходимости корректирует ответы; задает вопросы, если задание выполнено не в полном объеме; | Слушают музыку и смотрят слайд презентации. Учащиеся слушают рассказ учителя и пытаются высказать свою точку зрения. Во время рассказа учителя ученики заполняют сравнительную таблицу классов моллюски. - На голове находятся ноги! Мнения учащихся. Учащиеся получают карточки с заданиями и работают в группах. Ученики выполняют самостоятельную работу, используют текст учебника и дополнительную литературу. Представители каждый группы зачитывает вопросы и отвечают на них, члены группы помогают, если у них возникают трудности при ответе. | Знакомятся с особенностями класса Головоногие моллюски; изучают представителей Головоногих; узнают и различают основные классы моллюсков. | Регулятивные УУД : В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; умение работать с различными источниками информации; умение выделять главное в тексте; Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других умение работать в паре (распределять задания на каждого); умение работать с информацией на опережение; . | Признавать право каждого на собственное мнение; умение соблюдать дисциплину на уроке, проявление интереса к поставленной проблеме |
V.Физкультминутка | - Ребята! Устали? Давайте отдохнем! Учитель включает физкультминутку | Ученики под музыку выполняют танцевальные движения. | |||
VI. Изучение нового материала (продолжение) | - Немного отдохнули и опять принимаемся за работу. - Ребята! У нас в гостях представители из ресторана японской кухни, которые хотят рассказать вам, что можно употреблять в пищу и как приготовить национальные блюда из Головоногих моллюсков. - учитель наблюдает за работой учащихся; -задает гостям вопросы;
- Спасибо большое нашим гостям! Мы обязательно попробуем фаршированных кальмаров и оценим их вкус и посетим ваш ресторан! - Ребята! А какие еще интересные факты вы знаете из жизни осьминогов? - - учитель наблюдает за учащимися; - комментирует сообщение | Выступления учащихся (выходят ученики, одетые в форму повара и с подносом в руках). - Здравствуйте! Мы рады выступить перед вами и рассказать, что можно приготовить из Головоногих моллюсков! Употребление, например, осьминогов в пищу распространено во многих культурах. В японской кухне осьминог — обычный продукт, из которого готовятся такие блюда, как суши и такояки. Также их едят живыми. Живых осьминогов нарезают на тонкие кусочки и съедают их в течение нескольких минут. Осьминог — источник витаминов B3, B12, калия, фосфора и селена. Готовить осьминогов следует аккуратно, чтобы избавиться от слизи, запаха и остатков чернил. Ещё мы можем предложить вам консервированных кальмаров, каракатиц и осьминогов. Их не только консервируют, но и вялят, жарят, варят. Это мясо является полноценной белковой пищей, способной заменить рыбу. Промысел особенно развит в Японии, Китае и Корее. Оцените вкус фаршированных кальмаров. Приятного аппетита! Сообщение учащегося. - В начале 19 века у берегов Японии затонуло судно с дорогим корейским фарфором. Весь груз оказался на дне, причем на такой глубине, что ныряльщикам было до него не достать. Почти через сто лет одному рыбаку пришла в голову идея использовать осьминогов для подъёма фарфора со дна. К осьминогам привязывали верёвки и опускали. Через небольшой промежуток времени, когда осьминог находил себе убежище в одной из ваз, тянули за верёвку. Осьминог цепко хватался за то, что считал своим убежищем, и его вместе с грузом поднимали наверх. |
| Регулятивные УУД : самостоятельно находить нужную информацию; Познавательные УУД: развивать стратегию смыслового чтения и работе с информацией Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь других, умение работать с информацией на опережение;
| Признавать право каждого на собственное мнение; Постепенное выстраивание собственного целостного мировоззрения |
VI. Закрепление | - Ребята! Мы сегодня поработали на славу! Давайте вспомним тему нашего урока! С какими животными познакомились? - Ответьте на несколько вопросов. - Кто такие Головоногие моллюски? -Назовите представителей Головоногих - Выполните задание. Распределите предложенные объекты по классам. - Ответьте на проблемный вопрос - Почему Головоногих называют приматами моря? -Ребята, сколько многого мы узнали об этих удивительных морских существах. Как и любой живой организм, моллюски нуждаются в охране. Многие из них находятся на грани гибели и людям стоит задуматься о бережном отношение к ним.. Всего в Красную книгу занесено 123 вида моллюсков. А ведь занесение в Красную книгу – это сигнал, что животное терпит бедствие. | - Мы познакомились с Головоногими моллюсками. Учащиеся отвечают На диске ученики выполняют задание, коллективно обсуждают, приходят к единому мнению Отвечают на проблемный вопрос. - Головоногих моллюсков часто называют «приматами моря» из-за совершенных приспособлений к жизни в морской стихии, усложнения нервной системы и сложности поведения. Учащиеся слушают учителя | Знать характерные признаки Головоногих моллюсков, уметь сравнивать их представителей. | Формировать экологическую культуру на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде | |
V. Рефлексия. | - Вот и заканчивается наш урок. Наступает время подведения итогов. - Что нового сегодня узнали на уроке? -Не забудьте сдать таблицу, которую вы заполняли в течение урока. Как оцениваете свою работу? - Если вы чувствовали себя хорошо, комфортно на уроке, выберите улыбающегося осьминога, если у вас было волнение, переживания, выберите грустного осьминога. - Могут ли пригодиться полученные на уроке знания о моллюсков в жизни? - Благодарю за совместную работу. | Высказывают свое мнение; Выбирают смайлики. Высказывают свое мнение об уроке | Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение планировать учебное сотрудничество с товарищем | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности | |
VI. Домашнее задание | Учитель дает коментарий к домашнему заданию и записывает его на доске:
Творческое задание: выполнить модель осьминога из пластилина и других поделочных материалов. | Записывают в дневник |
Список литературы для учащихся:
Пасечник В. В. Биология. «Линия жизни» 7 класс. Учебник / М.: Просвещение, 2014 г. Пасечник В. В. Биология. «Линия жизни». 7 класс. Рабочая тетрадь М.:Просвещение, 2014 г. Электронное приложение к учебнику Биология 7 класс М.: Просвещение
Предварительный просмотр:
Приложение №1
Сравнительная характеристика Классов моллюски
Сравниваемый признак | Класс Брюхоногие | Класс Двустворчатые | Класс Головоногие |
Симметрия тела | асимметричные | симметричные | симметричные |
Отделы тела | Голова, туловище ,нога | Туловище, нога | Голова, щупальца |
Образ жизни | Морские, пресноводные, наземные, передвигаются медленно | Морские, пресноводные, медленно передвигаются | Морские активно передвигаются реактивным способом |
Органы дыхания Сердце | Легкие 2-х камерное | Жабры 3-х камерное | Жабры 3-х камерное |
Органы размножения | Гермафродиты | Раздельнополые | Раздельнополые |
Представители | Виноградная улитка, | Беззубка, мидия, устрица | Кальмар, осьминог, каракатица |
Приложение №2
Самостоятельная работа на карточках
Установите соответствие между биологическими терминами и определением
1 | Тело большинства видов моллюсков покрыто - | мантия | О |
2 | Спинная складка кожи - | почки | Ц |
3 | Дыхание у водных моллюсков - | печень | Д |
4 | Кровеносная система моллюсков (кроме головоногих) - | терка | Е |
5 | Пищеварительная железа - | незамкнутая | О |
6 | Мускулистый язык с хитиновыми зубами - | жаберное | Л |
7 | Орган выделения | раковиной | М |
(составленное слово «молодец»)
Приложение №3
Самостоятельная работа по группам
(Каждой группе раздаются карточки, отвечают на вопросы с помощью учебника или дополнительной литературы)
Задание 1 группе:
- Кто такие Наутилусы?
- Почему они относятся к классу Головоногие?
- Каково значение Наутилусов?
Задание 2 группе:
- Где обитают Каракатицы?
- Какие приспособления для добывания пищи и защиты от врагов есть у Каракатиц?
- Сколько лет живут Каракатицы?
Задание 3 группе:
- Где можно встретить Осьминогов?
- Каково внешнее строение Осьминогов?
- Чем питаются Осьминоги?
Задание 4 группе:
- Среда обитания Кальмаров.
- Почему Кальмаров называют самыми быстрыми пловцами?
- Как Кальмары спасаются от врагов?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
КЛАССИФИКАЦИЯ МОЛЛЮСКОВ Количество видов более 130 тысяч
Класс Головоногие Каракатицы Осьминоги Кальмары Наутилус
Осьминог и кальмар на ужин
Факиры морского дна В Германии открыли памятник знаменитому осьминогу Паулю, который предсказывал исходы матчей на последнем чемпионате мира по футболу.
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по теме: "Изучение анатомического строения двухстворчатого моллюска"
-...
Технологическая карта урока биологии в 7 «В» классе по теме "Головоногие моллюски - "приматы моря".
Тип урока: Комбинированный урок (проблемный урок)Задачи урока:Предметные:- формировать умение отличать классы Брюхоногие и Двустворчатые моллюски по особенностям внешнего и внутреннего строения от пре...
Технологическая карта урока «Классы моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие»
Технологическая карта урока...
Карта-инструкция. Тема: «Класс Головоногие моллюски»
Карта-инструкция. Тема: «Класс Головоногие моллюски»...