Урок русского языка в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Урок русского языка в 5 классе . Тема : Самостоятельные и служебные части речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат I – II вида

Урок русского языка в 5 классе .

Тема: Самостоятельные и служебные части речи.

Учитель русского языка и

 литературы

Оленичева Л.А.                

Нижнекамск 2015г.

Урок русского языка в 5 классе .Тема: Самостоятельные и служебные части речи.

Цель урока: познакомить учащихся с самостоятельными и служебными частями речи, закрепить знания по морфологии, выработать умение различать самостоятельные и служебные части речи, выстраивать композицию рассуждения.

Задачи:

Образовательные: показать, что части речи бывают   служебные  и самостоятельные. Дать представление об их различии.  

Развивающие:  развивать умения логически  излагать  свои мысли, работать над развитием речи, формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты,

Воспитательные:  воспитывать  интерес  к русскому языку, умение   слушать  учителя  и   одноклассников,  уважительное отношение друг к другу.

Коррекционные: работа над слухом и произношением.

Ход урока:

1.Орг. момент. Приветствие. (Добрый день,  здравствуйте,) Число и тема урока.

2. Слуховой словарный диктант.

Грамматическая основа, пожалуйста, конфета, грамотный, расписание, благодарю, разбудить, маршрут, велосипед, здоровье, корзина.

(Проверка.На экране появляются все слова, учащиеся меняются тетрадями и проверяют работу друг друга….)

3.Повторение изученного.

Вспомним разделы языкознания (учащиеся устно называют разделы языкознания)

В стране Языкознание есть 7 республик. Назовите их. Ответы учащихся.(Проверка.)

4.Что изучает каждый раздел языкознания?( Задание выполняют на карточках. Соединить линиями раздел и его определение):

1.Фонетика              А Словосочетание и предложение

2.Лексика                          Б. Правила  написания слов

3.Синтаксис              В. Части речи

4.Морфология               Г. Знаки препинания

5.Пунктуация               Д. Произношение и ударение

6.Орфография               Е. Звуки

7.Орфоэпия              Ж. Значение слова

Выборочно учитель проверяет: что изучает синтаксис? Что изучает лексика? Что изучает морфология?

5. Работа по новой теме.

В республике Морфология  все части речи делятся на две группы: одни имеют лексическое значение, другие нет. Нам сегодня на уроке надо лучше узнать про эти две гуппы

Давайте  вспомним, что такое  лексическое значение. (На доске  таблица)

Части речи

Имеют лексическое значение

Не  имеют лексического значения

Лексическое значение-это то, что обозначает слово, его смысл.  Как мы можем узнать лексическое значение? (посмотреть в толковом словаре)

Задание: Объяснить  лексическое значение слов:  ветер, кораблик, гуляет, подгоняет, по, и .( лексическое значение можно показать, нарисовать и объяснить словами.) Учащиеся сами выбирают слова для объяснения лексического значения. Слова разного цвета. Все слова имеют лексическое значение? Какие слова не имеют  лексического значения? Дети  выходят и объясняют значение слов, помещают  слова в таблицу. Предложить объяснить лексическое значение слов-  по , и.

Части речи

Имеют лексическое значение

Не имеют лексического значения

Ветер, море, кораблик ,гуляет, подгоняет

По, и

Работа у доски .Представьте себе, что в республике Морфология  все части речи перепутались и не могут найти свое место. Давайте поможем им.

Работа у доски (групповая работа) : дети раскладывают части речи на две колонки - слова имеющие лексическое значение и не имеющие его.

Части речи

Имя существительное, глагол, местоимение, прилагательное

Предлог, союз

Имеют лексическое значение

Не имеют лексического значения

Ветер, море, кораблик ,гуляет, подгоняет

По, и

6. Физкультминутка.

На экране по очереди появляются слова разных частей речи, в зависимости от того самостоятельная или служебная это част речи поднимают руки или разводят их в стороны.

7. Коллективная работа.  Надо составить предложение без союза и предлога. Это вызывает затруднение у учеников. Ученики должны попросить  союз и предлог.

Делается вывод, что предлоги и союзы обслуживают слова, организуют  их в связную речью. Разместить в таблице: Называют все, что есть в мире. Обслуживают слова, организуют их в связную речь.

Части речи

Имя существительное, глагол, местоимение ,прилагательное

Предлог, союз

Имеют лексическое значение

Не имеют лексического значения

Ветер, море, кораблик ,гуляет, подгоняет

По, и

Называют все, что есть в мире

Обслуживают слова, организуют

 их в связную речь.

Делается вывод. Одни части речи можно назвать самостоятельными , а другие служебными.

8.Составить предложение и сделать синтаксический разбор предложения.

Сделайте  синтаксический разбор предложения:  Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

Делается вывод ,что союз и предлог не являются членами предложения. Служебные части речи не являются членами предложения. Учитель предлагает заполнить таблицу и поместить предложения : Являются членами предложения и не являются членами предложения.

Части речи

Самостоятельные

Служебные

Называют все, что есть в мире

Обслуживают слова, организуют

 их в связную речь.

Являются членами предложения

Не являются членами предложения

Имеют лексическое значение

Не имеют лексического значения

Имя существительное, глагол, местоимение ,прилагательное

Предлог, союз

Ветер,  кораблик ,гуляет, подгоняет

По, и

10 Закрепление материала. Д.З.(разного уровня)

1.Прочитайте текст, подумайте какие из выделенных слов относятся к самостоятельным частям речи

2.Прочитайте текст, подумайте какие из выделенных слов относятся к служебным частям речи.

3.Прочитайте текст, подумайте какие из выделенных слов относятся к служебным,а какие к самостоятельным частям речи.

Жили-были кот, дрозд да петух. Жили они в лесу, в избушке. Кот да дрозд ходят в лес дрова рубить, а петушка одного дома оставляют

9. Домашнее задание: доделать задание в тетрадях. Рассказать про самостоятельные и служебные  части речи.

10.  Итог урока:

1.КАКИЕ ЭТО ЧАСТИ РЕЧИ:  они не называют предметы,  действия,  не изменяются, не являютя членами предложения?

2Какую роль играют предлоги?

Как  пишутся со словами?

           3. Рефлексия. Было ли  вам интересно? Что нового вы узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...