Рабочая программа факультатива по русскому языку "Слово и текст"
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему
Рабочая программа факультатива по русскому языку "Слово и текст" составлена с целью подготовки к ОГЭ в 8 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ_slovo_i_tekst_8_klass.doc | 121 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 32
РАССМОТРЕНО на заседании центра «Словесность» Протокол № от «___» ____________ 20 ___ г. Руководитель центра: ____________ О.Ю.Саврасова | СОГЛАСОВАНО с зам. директора по УВР от «___» ____________ 20 ___ г. ____________ М.В.Старовойтова | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ СОШ № 32 ____________ А.В.Кныш Приказ № от «___» ____________ 20 ___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультатива по русскому языку «Слово и текст»
для 8 класса
на 2013 – 2014 учебный год
Учитель русского языка и литературы: Саврасова Ольга Юрьевна,
II квалификационная категория.
МОУ СОШ № 32
Г. Комсомольск-на-Амуре
2013
Содержание
Пояснительная записка
Содержание курса
Календарно-тематическое планирование
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
Учебно-методические средства обучения
Литература для учителя
Литература для учащихся
Словари
Пояснительная записка
Рабочая программа факультатива по русскому языку «Слово и текст» составлена на основе следующих документов:
- Закона РФ «Об образовании»;
- Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года;
- Примерной программы основного общего образования по русскому языку (М.: Просвещение, 2011. – Стандарты второго поколения);
- Авторской программы по русскому языку к УМК для 5 – 9 классов В.В.Бабайцевой и др., опубликованной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5 – 9 кл., 10-11 кл.» (сост. Е. И. Харитонова – М.: Дрофа, 2010);
- Авторской программы «Слово и текст» С.А.Курловой (237-995-428) – Электронный ресурс: http://festival.1september.ru/articles/603575/.
Рабочая программа факультатива по русскому языку «Слово и текст» рассчитана на 35 учебных часов. Благодаря данному курсу восьмиклассники смогут усвоить основы текстоведения, выработать систему работы над анализом художественного произведения как прозаического, так и поэтического, что позволит им значительно лучше подготовиться к олимпиадам по русскому языку и литературе.
Неотъемлемой частью программы являются занятия, направленные на формирование устойчивых коммуникативных умений учащихся по развитию связной речи. Немаловажным также является ориентация на создание собственных произведений различного характера, в том числе сжатых изложений и сочинений-рассуждений. Поэтому данный курс позволит учителю постепенно начать подготовку к ГИА выпускников в новой форме.
Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5 – 9 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях. На занятиях курса предполагается уделять большое внимание развитию речи учащихся, развитию навыков и умений самостоятельного анализа предложенного текста. Эта работа предусматривает в том числе и систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками.
Цель курса: формирование коммуникативных умений учащихся при работе над текстом.
Задачи курса:
- овладение основными текстоведческими понятиями;
- развитие связной речи учащихся как устной, так и письменной;
- формирование умения анализировать текст, выделять в нем проблему;
- составление текстов собственного сочинения различной тематики.
Формы работы: лекции и практические занятия, сочетание групповой и индивидуальной форм работы.
Методы и приемы:
- лекция;
- беседа;
- объяснение учителя;
- исследование;
- наблюдение;
- сопоставление и анализ.
Виды деятельности учащихся:
- контрольное списывание;
- сжатие исходного текста;
- редактирование текста;
- составление текста по образцу;
- составление обрамлений к рассказу;
- восстановление частей текста;
- составление устных и письменных высказываний на лингвистическую тему;
- анализ текста художественного и публицистического стилей;
- конспектирование, тезисирование;
- работа с научной и публицистической литературой;
- составление схем, таблиц алгоритмов.
Ожидаемые результаты: в результате изучения курса учащиеся
- овладеют умением анализировать текст и высказывать свою собственную точку зрения на проблему, поставленную в данном тексте;
- получат новые знания из области лингвистики и литературоведения;
- научатся работать над сжатием исходного текста;
- смогут проводить различные виды анализа текста.
Содержание курса
1. Язык и речь (5 ч.)
Язык и речь. Почему человек умеет говорить. Русский язык среди других языков мира. Изобразительные возможности языка. Речь устная и письменная. Монолог. Диалог. Полилог.
2. Единицы языка (3 ч.)
Слово как универсальная единица языка. Прямое и переносное значение слов. Виды переносных значений. Предложение как единица языка. Слова-предложения и их роль в тексте.
3. Текст и его основные понятия (7 ч.)
Текст. Тема текста. Микротема и абзац. Темы широкие и узкие. Основная мысль. Контекст. Подтекст. Проблема. Средства связи предложений в тексте. Типы связи. Цепная и параллельная связь. Интонация и логическое ударение. Смысловая связь.
4. Стили речи (15 ч.)
Разговорный, Официально-деловой, публицистический, научный, художественный стили и их особенности.
Публицистический стиль. Его структура. Анализ текста публицистического стиля. Проблема и аргументы в текстах публицистического характера. Сочинение-рецензия по тексту публицистического стиля.
Художественный стиль речи и его структура. Основная мысль в художественном тексте. Сжатие текста художественного стиля. Составление текста по образцу. Сочинение-рассуждение по художественному тексту. Рецензия на написанное произведение.
Изобразительно-выразительные средства языка в тексте: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические.
Научный стиль речи и его структура. Термины в научном стиле речи. Составление высказывания на лингвистическую тему. Типы речи.
Повествование, описание, рассуждение. Тексты смешанного типа. Сочинение-повествование. Сочинение-описание. Сочинение-рассуждение.
5. Система работы над текстом (4 ч.)
Виды анализа прозаического текста. Лингвистический анализ.
Анализ поэтического текста. Сравнительно-сопоставительный анализ. Лексико-семантический анализ. Анализ произведения в контексте. Система работы над анализом текста. Конспектирование. Аннотирование. Редактирование.
Календарно-тематическое планирование
Дата | № п/п | Тема | Кол-во часов | Основное содержание | Планируемые предметные результаты |
I четверть | 8 | ||||
Язык и речь | 5 | ||||
1 | Язык и речь, или почему мы умеем говорить? | Понятие языка и речи. Возникновение речи. Способность человека говорить. Произношение. Звуки и буквы в потоке речи. | Знать, что такое речь. | ||
2 | Русский язык среди других языков мира. | Место русского языка среди других языков мира. История и происхождение. | Знать о месте русского языка среди других языков мира, уметь давать характеристику русскому языку (семья, группа, происхождение). | ||
3 | Выразительные возможности русского языка. | Писатели и поэты о выразительности, красоте и богатстве русского языка. | Знать, что русский язык – язык русского народа, уметь приводить примеры из художественной литературы о значении, красоте и богатстве русского языка как языка родной страны и культуры. | ||
4 | Речь устная и письменная. | Возникновение письменной речи. Виды общения и виды письма. Эпистолярный жанр в русской литературе и современном обществе. | Знать отличие устного общения от письменного. | ||
5 | Монолог. Диалог. Полилог. | Монолог. Диалог. Полилог. Структура. Роль в тексте. | Знать правила построения диалога и монолога в устной и письменной речи, уметь составлять диалог, монолог, полилог. | ||
Язык и его единицы | 3 | ||||
6 | Слово как универсальная единица языка. Слово в контексте. | Слово. Прямое и переносное значение слова. Слово в контексте. Контекстуальные синонимы, антонимы. | Знать о метафоре и метонимии как виде переноса, контекстуальных синонимах антонимах, уметь находить и употреблять их в тексте. | ||
7 | |||||
8 | Предложение как единица языка. | Слова-предложения и их роль в тексте. Однородные члены как средство выразительности. Нарушение границ предложения. | Знать о предложении как основной единице языка. | ||
II четверть | 8 | ||||
Текст и его основные понятия | 7 | ||||
9 | Текст. | Текст. Признаки теста. Построение текста. Тема текста. Темы широкие и узкие. План текста. Виды плана. | Уметь различать широкие и узкие темы. Составлять различные планы к любому из предложенных текстов. | ||
10 | Микротема и абзац. | Микротема. Абзац. Смысловое членение текста. Логическое и смысловое ударение. Интонация. | Знать о смысловом членении текста. Уметь правильно читать текст, определять микротему абзаца. | ||
11 | Контекст. Подтекст. | Контекст. Подтекст. | Знать основные понятия. | ||
12 | Средства связи предложений в тексте. | Местоимения. Лексические повторы. Синонимы. Смысловые средства связи. Служебные части речи как средства связи предложений в тексте. | Знать средства связи предложений в тексте и уметь находить и определять их. | ||
13 | Типы связи | Типы связи. Цепная и параллельная связь. Признаки цепной и параллельной связи. | Знать типы связи. Уметь определять их в тексте, составлять текст с использованием каждого из типов. | ||
14 | Основная мысль текста. | Взаимосвязь темы и основной мысли текста. Ключевые слова. Авторская позиция в тексте. | Уметь определять основную мысль текста. Выявлять авторскую позицию. | ||
15 | Текст как целостное композиционное единство. | Работа над анализом текста (отрывок из произведения А.И.Куприна «Белый Пудель»). | Умение анализировать текст, аргументировать свою точку зрения. | ||
Стили речи | 15 | ||||
16 | Стили речи. | Разговорный, Официально-деловой, публицистический, научный, художественный стили и их особенности. | Знать стили речи и их основные признаки. Уметь определять стиль речи и доказывать свою точку зрения. | ||
III четверть | 10 | ||||
17 | Публицистический стиль. | Публицистический стиль. Его структура. Анализ текста публицистического стиля. | Уметь анализировать текст публицистического стиля. | ||
18 | Публицистический стиль. | Проблема и аргументы в текстах публицистического характера. | Уметь определять проблему в текстах публицистического стиля, находить аргументы. | ||
19 | Публицистический стиль. | Сочинение-рецензия по тексту публицистического стиля. | Знать правила написания рецензии, уметь составлять сочинение-рецензию. | ||
20 | Художественный стиль речи и его структура | Художественный стиль. Характеристика художественного стиля. Основная мысль в художественном тексте. | Знать об особенностях построения текста художественного стиля, основные признаки стиля. | ||
21 | Сжатие текста художественного стиля. | Приемы сжатия. Составление текста по образцу. | Знать приемы сжатия текста. Уметь сжимать текст в соответствии с правилами. | ||
22 | |||||
23 | Сочинение-рассуждение по художественному тексту. | Структура сочинения рассуждения. Рецензия на написанное произведение. | Умение составлять собственное развернутое рассуждение на одну из заданных тем. | ||
24 | |||||
25 | Изобразительно-выразительные средства языка и их роль в художественном тексте. | Изобразительно-выразительные средства языка в тексте: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические. | Знать изобразительно-выразительные средства языка, уметь находить их в художественном тексте. | ||
26 | |||||
IV четверть | 9 | ||||
27 | Изобразительно-выразительные средства языка и их роль в художественном тексте. | Изобразительно-выразительные средства языка в тексте: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические. | Знать изобразительно-выразительные средства языка, уметь находить их в художественном тексте. | ||
28 | Научный стиль речи. | Научный стиль речи и его структура. Термины в научном стиле речи. Составление высказывания на лингвистическую тему. | Уметь составлять высказывание на лингвистическую тему. | ||
29 | |||||
30 | Типы речи. | Повествование, описание, рассуждение. Тексты смешанного типа. Сочинение-повествование. Сочинение-описание. Сочинение-рассуждение | Знать о типах речи повествовании, описании, рассуждении. Уметь использовать в устной и письменной речи описание, повествование, рассуждение. | ||
Система работы над текстом | 5 | ||||
31 | Основные виды работы с текстом. | Конспектирование текста. Редактирование текста. | Уметь выполнять основные виды работы с текстом. | ||
32 | Виды анализа текста. | Лексико-семантический, лингвистический, сопоставительный анализ текста. Схема анализа. | Знать схему анализа текста. Пути анализа произведения. | ||
33 | Комплексный анализ поэтического текста. | Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева (по выбору) | Уметь анализировать текст. | ||
34 | Комплексный анализ прозаического текста художественного стиля. | Анализ рассказа Ю.Яковлева (по выбору). | Уметь анализировать текст. | ||
35 | Комплексный анализ прозаического текста публицистического стиля. | Анализ текста Д.С.Лихачева из «Писем о добром и прекрасном» (по выбору). | Уметь анализировать текст. |
Учебно-методические средства обучения
Литература для учителя
- Антонова Е.С. Тайна текста. Методические рекомендации к рабочей тетради для развития речи учащихся 7 – 9 классов. – М., 2001.
- Анненков В.И. Анализ художественного произведения. – М., 1987.
- Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М.,1977.
- Купина Н.А. Лингвистический анализ художественного текста. – М.,1980.
- Львова С.И. Уроки словесности в 7 – 9 классах: программа, планирование, материалы к урокам. – М.,1996.
- Мещеряков В.Н. Основы школьного речеведения.– М., 2004.
Литература для учащихся
- Антонова Е.С. Тайна текста. Рабочая тетрадь по развитию речи для учащихся 7 – 9 классов. – М., 2009
- Горшков А.И. Все богатство, сила и гибкость нашего языка (А.С.Пушкин в истории русского языка). – М., 1992.
- Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. – М.,1995.
- Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. – М., 1986.
- Журавлев А.П. Звук и смысл. – М., 1991.
- Мокиенко В.М. Образцы русской речи. – Л., 1986.
- Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М.,1993.
- Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. – М., 1986.
Словари
- Горбачевич К.С. Словарь сравнений и сравнительных оборотов в русском языке. – М., 2004.
- Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского языка. – СПб., 2001.
- Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – М.,1998.
- Энциклопедический словарь юного филолога. / сост. М.В. Панов. – М., 1984.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультатива по русскому языку «Комплексный анализ текста». 11 класс.
Рабочая программа факультатива «Комплексный анализ текста». 11 класс....
Рабочая программа факультатива по русскому языку «Тайны русского языка» для 5 класса
Данная программа факультатива по русскому языку предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультатива по русскому языку «Содержание и языковой анализ текста»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультатива по русскому языку «Содержание и языковой анализ текста» 9 класс...
Рабочая программа факультатива по русскому языку "Комплексный анализ текста" (5 класс)
Программа способствует формированию УУД и подготовке к ОГЭ и ЕГЭ...
Рабочая программа факультатива по русскому языку (8 класс) "Диалог с текстом"
Предложенная программа факультативного курса для учащихся 8-го класса отражает потребность школьников в специфических знаниях и умениях, составляющих коммуникативную компетентность, предполагает углуб...
Рабочая программа факультатива по литературе "Анализ художественного текста. Теория и практика" для 11 класса.
Рабочая программа может быть полезна при подготовке к олимпиаде, к ЕГЭ по литературе....
Рабочая программа факультатива по русскому языку "Смысловое чтение и работа с текстом"
Рабочая программа факультативного курса «Основы смыслового чтения и работа с текстом» направлена на воспитание грамотного компетентного читателя, человека с высоким уровнем языковой ...