Рабочая программа факультатива по литературе "Анализ художественного текста. Теория и практика" для 11 класса.
рабочая программа по литературе (11 класс)
Рабочая программа может быть полезна при подготовке к олимпиаде, к ЕГЭ по литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»
Приложение к образовательной программе СОО,
утверждённой приказом № 568 от 31.08.2016 г.,
с изменениями от «30».08.2019 г., приказ № 290
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»
Рассмотрено на заседании кафедры гуманитарного образования
Протокол № 1 от «30» 08. 2019 г.
Руководитель кафедры / О.В. Салангина /
Согласовано
Заместитель директора /Е.О.Зурганова /
«30» 08. 2019 г.
Рабочая программа элективного курса
«Анализ художественного текста. Теория и практика»
Базовый уровень, среднее общее образование, 11 класс
17,5 часов
Нормативно-правовые документы, на основе которых составлена рабочая программа: Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования, Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе
Составитель: Салангина Ольга Валерьевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории.
Пионерский
2019 год
1. Требования к уровню подготовки
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Развитие речи.
В результате освоения программы выпускники должны уметь:
- владеть монологической и диалогической формами устной и письменной речи;
- пересказывать ключевые сцены и эпизоды изученных произведений (для характеристики образа-персонажа, основной проблемы, особенностей композиции и т.д.);
- анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, устанавливать его роль в произведении;
- составлять план, тезисы статей на литературную и публицистическую тему;
- писать сочинения в разных жанрах на литературную тему (о героях, проблематике, художественном своеобразии литературных произведений); письменный анализ эпизода, стихотворения; рецензию на изученное произведение; сочинение на свободную тему.
По окончании 11-го класса обучаемые должны
Уметь (устно):
- выразительно читать тексты художественных произведений в объёме изучаемого курса литературы, комментировать прочитанное;
- владеть пересказом всех видов - подробным, выборочным, от другого лица, кратким, художественным ( с максимальным использованием художественных особенностей изучаемого текста) - главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи и т.д.
- подготовить характеристику героя или героев (индивидуальную, групповую, сравнительную) крупных художественных произведений, изучаемых по программе старших классов;
- подготовить рассказ, сообщение, размышление о мастерстве писателя, стилистических особенностях его произведений, анализ отрывка, целого произведения, устно комментировать прочитанное;
- составить рецензию на самостоятельно прочитанное произведение большого объёма, просмотренный фильм или фильмы одного режиссёра, спектакль или работу актёра, выставку картин или работу одного художника, владеть актёрским чтением, иллюстрировать прочитанное и пр.;
- подготовить сообщение, доклад, лекцию на литературные и свободные темы, связанные с изучаемыми произведениями;
- свободно владеть монологической и диалогической речью ( в процессе монолога, диалога, беседы, интервью, доклада, сообщения, учебной лекции, ведения литературного вечера, конкурса и т.д.);
- использовать словари различных типов (орфографические, орфоэпические, мифологические, энциклопедические и др.), каталоги школьных, районных и городских библиотек;
Уметь (письменно):
- составлять планы, тезисы, рефераты, аннотации к книге, фильму, спектаклю;
- создавать сочинения проблемного характера, рассуждения, все виды характеристик героев изучаемых произведений.
- создавать оригинальные произведения (рассказы, стихотворения, былины, баллады, частушки, поговорки, эссе, очерк - на выбор); подготовить доклад, лекцию для будущего прочтения вслух на классном или школьном вечере.
2.Содержание
Особенности строения и изучения художественного текста (2 часа)
Художественный текст как сложно построенный смысл. Стиль как закономерно согласованное единство всех элементов текста
Основные аспекты комплексного анализа текста: мотив, лейтмотив, сквозные мотивы (2 часа)
Основные аспекты комплексного анализа текста. Основные мотивы. Устойчивые мотивы. Лейтмотив. Вариации мотивов. Сквозные мотивы.
Роль слова в художественном тексте (2 часа)
Роль слова в художественном тексте. Слово – образ – смысл
Формы повествования. Повествование от 1-го лица. Рассказ в рассказе (4 часа)
Речевая структура художественного произведения. Объективная и субъективная формы повествования
Художественное время и пространство в произведении (4 часа)
Художественное время и пространство как синтетические явления в ткани произведения
Соотношение речи автора и персонажа. Диалог как одна из форм повествования (2 часа)
Речевая структура художественного произведения. Объективная и субъективная формы повествования
Ритмическая и интонационная организация художественной прозы (1 час)
Ритмическая организация прозы. Основные средства ритмической организации текста
Заглавие художественного текста как один из важных элементов его структуры. Его роль в произведении (1 час)
Соотнесенность заглавия и внутреннего содержания текста. Прямая и ретроспективная связь заглавия и текста.
3. Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов |
1. | Особенности строения и изучения художественного текста | 2 |
2. | Основные аспекты комплексного анализа текста: мотив, лейтмотив, сквозные мотивы | 2 |
3. | Роль слова в художественном тексте | 2 |
4. | Формы повествования. Повествование от 1-го лица. Рассказ в рассказе | 4 |
5. | Художественное время и пространство в произведении | 4 |
6. | Соотношение речи автора и персонажа. Диалог как одна из форм повествования | 2 |
7. | Ритмическая и интонационная организация художественной прозы | 1 |
8. | Заглавие художественного текста как один из важных элементов его структуры. Его роль в произведении | 1 |
ИТОГО | 18 |
4.Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела программы Тема урока | Кол-во часов | дата | |
по плану | фактически | |||
Особенности строения и изучения художественного текста | ||||
1 | Художественный текст как сложно построенный смысл | 1 | 2.09 | |
2 | Учет множества связей, которые возникают во время анализа текста (внутренние и внешние) | 1 | 16.09 | |
Основные аспекты комплексного анализа текста | ||||
3 | Мотив, лейтмотив, сквозные мотивы | 1 | 30.09 | |
4 | Взаимосвязь и переплетение мотивов | 1 | 14.10 | |
Роль слова в художественном контексте | ||||
5 | Слово-образ-смысл | 1 | 4.11 | |
6 | Практическое занятие | 1 | 18.11 | |
Формы повествования | ||||
7 | Лексико-стилистическая взаимосвязь автора и персонажа. Роль рассказчика и повествователя в тексте. Лекция | 1 | 2.12 | |
8 | Повествование от первого лица на примере рассказа А.П. Чехова «Устрицы» | 1 | 16.12 | |
9 | Форма повествования «рассказ в рассказе» на примере рассказа А.П.Чехова «Тоска» | 1 | 13.01 | |
10 | Практическое занятие | 1 | 27.01 | |
Художественное время и пространство в произведении | ||||
11 | Художественное время и пространство как синтетические явления в ткани произведения | 1 | 10.02 | |
12 | Отличие художественного времени от объективно данного | 1 | 2.03 | |
13 | А.П. Платонов «Третий сын». Хронотоп | 1 | 16.03 | |
14 | В.М. Шукшин «Алеша Бесконвойный». Хронотоп | 1 | 30.03 | |
Соотношение речи автора и персонажа | ||||
15 | Анализ использования в тексте лексико-стилистических средств в определенных творческих целях | 1 | 13.04 | |
16 | Индивидуализация образа средствами языка | 1 | 27.04 | |
Ритмическая и интонационная организация художественной прозы | ||||
17 | Композиционная и смыслообразующая роль ритма в художественном произведении | 1 | 11.05 | |
Заглавие художественного текста как один из важных элементов его структуры | ||||
18 | Соотнесенность заглавия и внутреннего содержания текста. Прямая и ретроспективная связь заглавия и текста. | 1 | 25.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультатива "Речевой этикет"по русскому языку для 5 класса
"Речевой этикет" программа факультативного курса для 5 класса составлена на основе программы Львовой С. И....

Рабочая программа факультатива «Тестовая подготовка по математике» для учащихся 8 класса.
Рабочая программа факультатива «Тестовая подготовка по математике» для учащихся 8 класса. Данный факультатив развивает мышление и исследовательские знания учащихся; формирует базу общих универса...
Рабочая программа факультатива по математике "За страницами учебника математики" 5 класс
Данная программа математического факультатива «За страницами учебника математики» рассчитана на один год обучения для учащихся 5-х классов, проявляющих интерес к математике, желающих изучать математик...
Рабочая программа факультатива по химии "Умей задачи по химии" 9 класс
Умение решать задачи – важная часть химического образования. Без решения задач постижение любой из естественных наук, в том числе и химии, не может быть полным. Насыщенность школьной программы по хими...

Рабочая программа факультатива по физике «Экспериментальные задачи в физике», 8 класс
Факультативный курс для 8 класса "Экспериментальные задачи в физике" направлен на качественное усвоение курса физики, формирование умения применять теоретические знания на практике. Курс рассчитан на ...

Рабочая программа факультатива по физике «Экспериментальные задачи в физике», 9 класс
Факультативный курс по физике для 9-го класса "Экспериментальные задачи в физике" направлен на качественное усвоение курса физики, формирование умения применять теоретические знания на практике, подго...

рабочая программа кружка "Комплексный анализ художественного текста"
Рабочая программа кружка "Комплексный анализ художественного текста" рассчитана на 39 учебных недель(78 часов)...