Рабочая программа факультатива по русскому языку «Тайны русского языка» для 5 класса
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Данная программа факультатива по русскому языку предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на факультативных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика». Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Рассмотрено на заседании Принято Утверждаю
МО учителей _____________ на заседании педагогического директор школы
_______________________ совета школы _________Н.И. Филатова
Рук. МО_________________ Протокол № 1 Приказ № ___
_________________________ от « » августа 2013 г. от « » августа 2013 г.
Протокол № ____
от « » августа 2013 г
Согласовано
зам.директора по учебно-
воспитательной работе
_______________________
Рабочая программа
факультатива по русскому языку
«Тайны русского языка»
для 5 класса
на 2013-2014 уч.год
Составитель программы
Балалаева Евгения Васильевна
учитель русского языка и литературы
второй квалификационной категории
2013 г.
Пояснительная записка
Данная программа факультатива по русскому языку предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на факультативных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика». Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме. Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через факультативные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Ребята учатся составлять проекты, работать в команде, этим данный курс отличается от других.
Цель:
-развить кругозор и мышление учащихся.
Задачи:
-вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;
-закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях;
-способствовать развитию творческих способностей школьников.
В результате изучения курса русского языка учащиеся должны знать/понимать:
определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст;
особенности ударения в русском языке;
основные правила орфоэпии;
основные способы образования слов;
основные способы определения лексического значения слова; тематические группы слов;
правила русской орфографии;
морфологические признаки частей речи;
нормы употребления в речи языковых единиц;
виды словосочетаний;
виды предложений;
основные группы пунктуационных правил;
признаки текста.
Уметь:
адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух;
выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность определённому типу речи;
сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства;
анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи;
рецензировать чужие тексты и редактировать собственные;
проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
правильно произносить широко употребляемые слова;
по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;
определять способы образования разных частей речи;
соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения;
толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;
владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
определять синтаксическую роль всех частей речи;
объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций;
строить пунктуационные схемы предложений.
Система контроля: курс завершается проверочной работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам. Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают.
На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Ребята познакомятся с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, мегаграммами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью. Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие выработать устойчивые орфографические навыки у учащихся, помочь исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить знания учащихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры. Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического. Каждый раздел заканчивается обобщающим занятием, проводимым в форме интеллектуальной игры, тренинга, мониторинга, пресс-конференции. После окончания курса учащиеся сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди сверстников. Это повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, – 10-11 лет.
Проведение занятий предполагается в форме лекций, практических занятий, пресс-конференций, интеллектуальных игр, тренингов, защиты проектов, интерактивных занятий.
Формы проведения занятий
- лекции;
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
Основные методы и технологии
- технология разноуровневого обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника
Планируемые результаты.
Личностные результаты
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю)
Содержание программы
Организационное занятие.(1ч)
Руководитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей, заполняются анкеты.
Раздел1
Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (9 ч)
Почему не всегда совпадает звучание и написание слова. Для чего используют звуковые повторы в речи. Фонетический разбор и его особенности. Гласные. Согласные.Какова роль интонации в устной речи. Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает»
Раздел 2
Загадки русского словообразования.
(Морфемика. Словообразование. Этимология) (16 ч)
О чём рассказывает словообразовательная модель слова. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова
Этимология слов. Работа со словарями. Морфемный и словообразовательный разбор. Составление паспорта слова. Сказочные превращения. Презентация творческой работы.
Раздел3.
Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (9 ч)
Зачем нужно знать алфавит. В чём секрет правописания морфем. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания. Пунктуационный разбор. Не пером пишут – умом. Тайны письма.
Бенефис знаний.
Раздел 4
Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология) (10 ч)
На какие группы делится словарный состав русского языка. В чём особенность употребления слова в художественном тексте. О чём рассказывают фразеологизмы. Словарь фразеологизмов.
Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная работа.
Раздел 5
Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (15ч)
Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. В чём секрет глагола и его форм. Как отличать грамматические омонимы. Какими бывают предложения. Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.
Раздел 6
Речевой этикет.(7 ч)
Правила речевого этикета.
Формулы речевого этикета.
Раздел 7
Обобщающие занятия. (3 ч)
Защита проектов. Аукцион знаний.
Подводится итог знаний и навыков, полученных за год, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник. На занятиях проводится мониторинг, подтверждающий знания, умения и навыки, которые получили дети на занятиях.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Организационное занятие | 1 | |
Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (9 ч) | |||
2 | Почему не всегда совпадает звучание и написание слова | 1 | |
3 | Для чего используют звуковые повторы в речи. | 1 | |
4 | Какова роль интонации в устной речи | 1 | |
5 | Фонетический разбор и его особенности. Гласные. | 2 | |
Фонетический разбор и его особенности. Согласные. | 2 | ||
6 | Обобщающие занятия «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает» | 2 | |
Загадки русского словообразования. ( Морфемика. Словообразование. Этимология) (16 ч) | |||
7 | О чём рассказывает словообразовательная модель слова. | 2 | |
8 | Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов | 1 | |
9 | Составление словообразовательного гнезда. | 1 | |
10 | Работа со словообразовательным словарём. | 1 | |
11 | Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова | 1 | |
12 | Этимология слов. Работа со словарями | 2 | |
13 | Сказочные превращения. | 2 | |
14 | Морфемный разбор | 2 | |
15 | Словообразовательный разбор. | 2 | |
16 | Составление паспорта слова | 1 | |
17 | Презентация творческой работы. | 1 | |
Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (9ч) | |||
18 | Зачем нужно знать алфавит | 1 | |
19 | В чём секрет правописания морфем | 3 | |
20 | Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания | 1 | |
21 | Не пером пишут – умом. Тайны письма. | 1 | |
22 | Пунктуационный разбор. | 1 | |
23 | Бенефис знаний. | 2 | |
Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология) (10 ч) | |||
24 | На какие группы делится словарный состав русского языка | 1 | |
25 | В чём особенность употребления слова в художественном тексте. | 1 | |
23 | О чём рассказывают фразеологизмы | 3 | |
27 | Фразеология в художественных произведениях. | 2 | |
28 | Словари фразеологизмов | 1 | |
29 | Лабораторная работа. | 2 | |
Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (15 ч) | |||
30 | Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. Существительные. | 1 | |
31 | Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. Прилагательные. | 1 | |
32 | Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. Глаголы. | 1 | |
33 | Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. Наречия. | 1 | |
34 | Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. Служебные части речи. | 1 | |
35 | В чём секрет глагола и его форм. Неопределённая форма глагола. | 2 | |
36 | В чём секрет глагола и его форм. Безличные глаголы. | 2 | |
37 | В чём секрет глагола и его форм. Личные глаголы. | 1 | |
38 | Как отличать грамматические омонимы. | 2 | |
39 | Какими бывают предложения. | 1 | |
40 | Грамматике учиться всегда пригодится. | 1 | |
41 | Мониторинг проверки знаний. | 1 | |
Речевой этикет.(7ч) | |||
42 | Правила речевого этикета. | 3 | |
43 | Формулы речевого этикета. | 2 | |
44 | Практическая работа. | 2 | |
Обобщающие занятия. (3ч) | |||
45 | Аукцион знаний. | 1 | |
46 | Защита проектов. | 2 |
Список литературы
Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку.- Москва, Просвещение, 2000г
Волина В.В. Весёлая грамматика. - Москва, Знание, 2005г
Львова С.И. Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка. - Москва, Мнемозина, 2007г
Павлова Т.И., Чигвинцева О.Н. Практические материалы к уроку русского языка. Опыт работы по УМК С.И.Львовой, В.В.Львова. - Ростов –на – Дону, 2007г
Чачина Т.М. Денисова А.А. Гарцов А.Д.Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное издание. - Дрофа. 2007
Шанский Н.М.Лингвистические детективы. - Москва. Дрофа.2007
Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…» или Речевой этикет. - Москва. Дрофа.2007
Панов М.В. Занимательная орфография.- Москва Просвещение. 1981
Тумина Л.Е. Сочини сказку. - Москва. Дрофа.2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/26/picture-1045197-1530005964.jpg)
Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Тайны русской орфографии.
Презентация содержит материал из истории орфограмм: откуда появились правила написания слов, как возникли чередования в словах, зачем нужно запоминать слова....
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/22/picture-1306457-1611321428.jpg)
Программа кружка по русскому языку "Тайны русского языка"
Программа кружка по рускому языку, которая поможет ученикам успешно подготовиться к сдаче экзамена по русскому языку....
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/18/picture-596619-1471536896.jpg)
Внеклассное мероприятие по русскому языку «Тайны русского языка» (7-8 классы)
Цель: развивать интеллектуальные способности учащихся; прививать интерес к русскому языку; развивать речь, творческие способности учащихся, познавательный интерес, познать новое в языкозна...
Внеклассное мероприятие по русскому языку «Тайны русского языка»
Цель: развитие интеллектуальных способностей учащихся; привитие интереса к русскому языку; развитие речи, творческих способностей учащихся, познавательного интереса; познание нового в язык...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/17/picture-1464361-1679067516.jpg)
Самоанализ внеклассного мероприятия по русскому языку «Тайны русского языка»
Самоанализ внеклассного мероприятияпо русскому языку «Тайны русского языка»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/28/picture-698075-1446050472.jpg)
Методическая разработка урока русского языка «Тайны русских слов»
Изучению новой темы предшествовало решение лингвистической задачи, перешедшей в постановку проблемы, выявления путей ее решения и целеполагание. Учащимися была определена тема урока, поставлены ...
Внеклассное мероприятие по русскому языку «Тайны русского языка».
Повторение и закрепление пройденного материала....