Рабочая программа факультатива по русскому языку «Тайны русского языка» для 5 класса
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Балалаева Евгения Васильевна

Данная программа факультатива по русскому языку предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на факультативных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика». Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fakultativ_5_kl.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №2»

Рассмотрено на заседании                  Принято                                               Утверждаю                                                                                                  

МО учителей _____________                    на  заседании педагогического            директор школы                              

_______________________                    совета  школы                                   _________Н.И. Филатова              

Рук. МО_________________                      Протокол № 1                                          Приказ № ___                                                                                                              

_________________________                   от  «     » августа 2013 г.                          от «    » августа 2013 г.                                                                                                                                                                  

Протокол № ____                                   

от «     » августа 2013 г

Согласовано

зам.директора по учебно-

 воспитательной работе                

_______________________                    

                                         

                                                                                                      

Рабочая  программа

 факультатива по русскому языку

«Тайны русского языка» 

для 5 класса

на 2013-2014 уч.год

 

 

                                                                      Составитель программы

                                                                            Балалаева Евгения Васильевна

                                                       учитель русского языка и литературы

                                                                             второй квалификационной категории

                                                                             

 2013 г.


Пояснительная записка

Данная программа факультатива по русскому языку предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на факультативных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика». Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме. Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через факультативные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Ребята учатся составлять проекты, работать в команде, этим данный курс отличается от других.

Цель:

-развить кругозор и мышление учащихся.

Задачи:

-вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;

-закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях;

-способствовать развитию творческих способностей школьников.

В результате изучения курса русского языка учащиеся должны знать/понимать:

определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст;

особенности ударения в русском языке;

основные правила орфоэпии;

основные способы образования слов;

основные способы определения лексического значения слова; тематические группы слов;

правила русской орфографии;

морфологические признаки частей речи;

нормы употребления в речи языковых единиц;

виды словосочетаний;

виды предложений;

основные группы пунктуационных правил;

признаки текста.

Уметь:

адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух;

выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность определённому типу речи;

сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства;

анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи;

рецензировать чужие тексты и редактировать собственные;

проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;

правильно произносить широко употребляемые слова;

по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;

определять способы образования разных частей речи;

соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения;

толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;

различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;

владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;

составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;

определять синтаксическую роль всех частей речи;

объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций;

строить пунктуационные схемы предложений.

Система контроля: курс завершается проверочной работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам. Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают.

На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Ребята познакомятся с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, мегаграммами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью. Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие выработать устойчивые орфографические навыки у учащихся, помочь исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить знания учащихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры. Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического. Каждый раздел заканчивается обобщающим занятием, проводимым в форме интеллектуальной игры, тренинга, мониторинга, пресс-конференции. После окончания курса учащиеся сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди сверстников. Это повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, – 10-11 лет.

Проведение занятий предполагается в форме лекций, практических занятий, пресс-конференций, интеллектуальных игр, тренингов, защиты проектов, интерактивных занятий.

Формы проведения занятий

  • лекции;
  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
  • анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

Основные методы и технологии

  • технология  разноуровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология  обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств школьника

Планируемые результаты.

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю)

Содержание программы

Организационное занятие.(1ч)

Руководитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей, заполняются анкеты.

Раздел1

Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (9 ч)

Почему не всегда совпадает звучание и написание слова. Для чего используют звуковые повторы в речи. Фонетический разбор и его особенности. Гласные. Согласные.Какова роль интонации в устной речи. Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает»

Раздел 2

Загадки русского словообразования.

(Морфемика. Словообразование. Этимология) (16 ч)

О чём рассказывает словообразовательная модель слова. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова

Этимология слов. Работа со словарями. Морфемный и словообразовательный разбор. Составление паспорта слова. Сказочные превращения. Презентация творческой работы.

Раздел3.

Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (9 ч)

Зачем нужно знать алфавит. В чём секрет правописания морфем. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания. Пунктуационный разбор. Не пером пишут – умом. Тайны письма.

Бенефис знаний.

Раздел 4

Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология) (10 ч)

На какие группы делится словарный состав русского языка. В чём особенность употребления слова в художественном тексте. О чём рассказывают фразеологизмы. Словарь фразеологизмов.

Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная работа.

Раздел 5

Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (15ч)

Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. В чём секрет глагола и его форм. Как отличать грамматические омонимы. Какими бывают предложения. Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.

Раздел 6

Речевой этикет.(7 ч)

Правила речевого этикета.

Формулы речевого этикета.

Раздел 7

Обобщающие занятия. (3 ч)

Защита проектов. Аукцион знаний.

Подводится итог знаний и навыков, полученных за год, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник. На занятиях проводится мониторинг, подтверждающий знания, умения и навыки, которые получили дети на занятиях.


Календарно-тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Дата

1

Организационное занятие

1

Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (9 ч)

2

Почему не всегда совпадает звучание и написание слова

1

3

Для чего используют звуковые повторы в речи.

1

4

Какова роль интонации в устной речи

1

5

Фонетический разбор и его особенности. Гласные.

2

Фонетический разбор и его особенности. Согласные.

2

6

Обобщающие занятия «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает»

2

Загадки русского словообразования.

( Морфемика. Словообразование. Этимология) (16 ч)

7

О чём рассказывает словообразовательная модель слова.

2

8

Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов

1

9

Составление словообразовательного гнезда.

1

10

Работа со словообразовательным словарём.

1

11

Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова

1

12

Этимология слов. Работа со словарями

2

13

Сказочные превращения.

2

14

Морфемный разбор

2

15

Словообразовательный разбор.

2

16

Составление паспорта слова

1

17

Презентация творческой работы.

1

Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (9ч)

18

Зачем нужно знать алфавит

1

19

В чём секрет правописания морфем

3

20

Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания

1

21

Не пером пишут – умом. Тайны письма.

1

22

Пунктуационный разбор.

1

23

Бенефис знаний.

2

Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология) (10 ч)

24

На какие группы делится словарный состав русского языка

1

25

В чём особенность употребления слова в художественном тексте.

1

23

О чём рассказывают фразеологизмы

3

27

Фразеология в художественных произведениях.

2

28

Словари фразеологизмов

1

29

Лабораторная работа.

2

Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (15 ч)

30

Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. Существительные.

1

31

Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. Прилагательные.

1

32

Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. Глаголы.

1

33

Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. Наречия.

1

34

Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. Служебные части речи.

1

35

В чём секрет глагола и его форм. Неопределённая форма глагола.

2

36

В чём секрет глагола и его форм. Безличные глаголы.

2

37

В чём секрет глагола и его форм. Личные глаголы.

1

38

Как отличать грамматические омонимы.

2

39

Какими бывают предложения.

1

40

Грамматике учиться всегда пригодится.

1

41

Мониторинг проверки знаний.

1

Речевой этикет.(7ч)

42

Правила речевого этикета.

3

43

Формулы речевого этикета.

2

44

Практическая работа.

2

Обобщающие занятия. (3ч)

45

Аукцион знаний.

1

46

Защита проектов.

2

Список литературы

Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку.- Москва, Просвещение, 2000г

Волина В.В. Весёлая грамматика. - Москва, Знание, 2005г

Львова С.И. Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка. - Москва, Мнемозина, 2007г

Павлова Т.И., Чигвинцева О.Н. Практические материалы к уроку русского языка. Опыт работы по УМК С.И.Львовой, В.В.Львова. -  Ростов –на – Дону, 2007г

Чачина Т.М. Денисова А.А. Гарцов А.Д.Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное издание. - Дрофа. 2007

Шанский Н.М.Лингвистические детективы. - Москва. Дрофа.2007

Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…» или Речевой этикет. - Москва. Дрофа.2007

Панов М.В. Занимательная орфография.- Москва Просвещение. 1981

Тумина Л.Е. Сочини сказку. - Москва. Дрофа.2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Тайны русской орфографии.

Презентация содержит материал из истории орфограмм: откуда появились правила написания слов, как возникли чередования в словах, зачем нужно запоминать слова....

Программа кружка по русскому языку "Тайны русского языка"

Программа кружка по рускому языку, которая поможет ученикам успешно подготовиться к сдаче экзамена по русскому языку....

Внеклассное мероприятие по русскому языку «Тайны русского языка» (7-8 классы)

Цель:  развивать интеллектуальные способности учащихся; прививать интерес к русскому языку; развивать речь, творческие способности учащихся, познавательный интерес,  познать новое в языкозна...

Внеклассное мероприятие по русскому языку «Тайны русского языка»

Цель:  развитие интеллектуальных способностей учащихся; привитие интереса к русскому языку; развитие речи, творческих способностей учащихся, познавательного интереса;  познание нового в язык...

Самоанализ внеклассного мероприятия по русскому языку «Тайны русского языка»

Самоанализ внеклассного мероприятияпо русскому языку «Тайны  русского  языка»...

Методическая разработка урока русского языка «Тайны русских слов»

Изучению новой темы  предшествовало решение лингвистической задачи, перешедшей в постановку проблемы, выявления путей ее решения и целеполагание. Учащимися была определена тема урока, поставлены ...

Внеклассное мероприятие по русскому языку «Тайны русского языка».

Повторение и закрепление пройденного материала....