Рабочая программа факультатива по русскому языку "Смысловое чтение и работа с текстом"
рабочая программа по русскому языку (7 класс)
Рабочая программа факультативного курса «Основы смыслового чтения и работа с текстом» направлена на воспитание грамотного компетентного читателя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_fakultativa_smyslovoe_chtenie_i_rabota_s_tekstom_7_klass.doc | 172 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 29
р. п. Чунский Чунского района Иркутской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса
«Смысловое чтение и работа с текстом»,
(наименование учебного предмета (курса)
7-е классы
Емельянович Ольга Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
р. п. Чунский, 2020 год
Рабочая программа по _русскому языку _________________________________________________________________
(наименование учебного предмета (курса)
Уровень общего образования основное общее образование_________________________________________________
Классы 7_А___________________________________________________________________________________________
Учитель Емельянович Ольга Анатольевна__________________________________________________________________
(ФИО полностью)
Количество часов по учебному плану:
Всего 34 часа, в неделю – 1 час____________________________________________________________________
Планирование составлено на основе Пособия для учителя. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС./ Н.Н. Сметанникова.- М.: Баласс, 2017._______________________________________________
(примерная образовательная программа по учебному предмету)
Планируемые результаты освоения факультативного курса «Смысловое чтение и работа с текстом»
7 класс
Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- достаточный объем словарного запаса и усвоенных лексических, фразеологических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
- способы и формы самовыражения и самореализации;
Обучающиеся получат возможность для формирования:
- понимания русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
- осознания эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремления к речевому самосовершенствованию;
- осознание роли самообразования и самовоспитания; самооценки и Я-концепции.
- достаточный объем словарного запаса и усвоенных лексических, фразеологических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- выраженной познавательной мотивации и интерес к учению.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Обучающиеся научатся:
- целеполаганию, анализировать условия достижения цели; планировать пути достижения цели;
- принимать решения в проблемной ситуации; контролировать результаты и способы действия;
- извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
- пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
- приемам отбора и систематизации материала на определенную тему;
- сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- различать способ и результат действия.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; проявлять познавательную инициативу;
- выбирать наиболее эффективные способы достижения цели;
- самостоятельно вести поиск информации, ее анализ и отбор;
- самостоятельно извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
- свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
- сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
- самостоятельно определять цели предстоящей исследовательской, творческой деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий.
Познавательные:
Обучающиеся научатся:
- определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- высказываться в устной и письменной форме;
- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы;
- осуществлять сравнение, классификацию; главное и второстепенное в тексте, выстраивать последовательность событий;
- основам реализации проектно-исследовательской деятельности.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; тавить проблему, аргументировать ее актуальность.
- проектировать, корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон выполняемой предметной, метапредметной, личностно ориентированной деятельности;
- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; выдвигать и проверять гипотезы;
- овладеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной деятельности и повседневной жизни.
Коммуникативные:
Обучающиеся научатся:
- строить сообщения в устной и письменной форме на лингвистическую тему;
- находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
- воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
- строить логическое рассуждение как связь суждений об объекте (явлении).
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
- объяснять известные языковые явления;
- оперировать речеведческими понятиями, орфографическими и пунктуационными правилами;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала;
- находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами;
- адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы;
- подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда;
- описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения- рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся);
- грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;
- пользоваться основным стилистическим ресурсам лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
- использовать приобретенные знания в речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
- обогащать свой активный и потенциальный словарный запас;
- совершенствовать виды речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Содержание факультативного курса «Смысловое чтение и работа с текстом»
Содержание учебного предмета (курса) | Количество учебных часов | Форма организации учебных занятий | Основные виды учебной деятельности |
Раздел 1. «Диалог с текстом» | 13 | ||
Текст. Определение текста. | 1 | Урок повторения предметных знаний, умений, навыков. | Работа с текстом. Определение общей цели и назначения текста. |
Тема и основная мысль текста, идея и проблематика. | 2 | Урок повторения предметных знаний, умений, навыков. Урок применения предметных знаний, умений, навыков. | Определение главной темы, общей цели и назначения текста. Выделение основной темы текста. Выделение проблемы текста, его идеи. Устанавливать связи между темой и идеей текста. Осмысливание способов выражения темы и основной мысли текста. Выявление авторской позиции. |
Абзац. Микротема. | 1 | Урок применения предметных знаний, умений, навыков. | Работа с текстом. Выделение основной темы и микротем текста. Членение текста на абзацы. Правильное чтение текста, определение микротемы абзаца. |
Композиция текста. | 1 | Урок применения предметных знаний, умений, навыков. | Разбор композиции текста. Составление композиции. |
С чего начинается текст? Роль заглавия. | 1 | Урок применения предметных знаний, умений, навыков. | Знакомство с термином «заголовок». Обогащение словарного запаса учащихся. Умение определять главный смысл текста по заголовку. Соотношение заголовка с текстом. Обучение умению давать заголовок текстам. Турнир догадливых «О чём сообщает заглавие?» |
Тема текста. Темы широкие и узкие | 2 | Урок повторения предметных знаний, умений, навыков. Урок применения предметных знаний, умений, навыков. | Работа с текстом. Написание текста на широкую и узкую темы |
Ключевые слова. | 1 | Урок применения предметных знаний, умений, навыков. | Работа с текстом. Выделение в тексте ключевые слова. |
«Что нам стоит текст построить? | 1 | Урок применения предметных знаний, умений, навыков. | Знакомство с принципами смыслового сцепления частей текста. Объяснение видов смыслового сцепления. Раскрытие значения примененной связки. Достраивание сложных предложений по заданным началу или концу, соединение предложений в смысловое единство. Сложение целого текста из частей. |
Диалог с текстом. | 2 | Занятие применения предметных знаний, умений, навыков. Занятие решения практических, проектных задач. | Овладение приемом «диалог с текстом». Выделение главной мысли текста. Обнаружение в тексте скрытых вопросов, прогнозирование ответов на скрытые вопросы и вопросы, заданные автором, проверка предположений. |
Комплексный анализ текста. | 1 | Урок решения практических, проектных задач. | Выполнение итоговой работы в форме комплексного анализа текста. |
Раздел 2. Функционально-смысловые типы речи | 6 | ||
Типы речи (описание, повествование, рассуждение). | 3 | Урок применения предметных знаний, умений, навыков. Комбинированный урок. Урок повторения предметных знаний, умений, навыков. | Создание таблицы по материалам занятия. Поиск и анализ описания в текстах писателей. |
Изобразительно-выразительные средства языка. | 2 | Урок первичного предъявления новых знаний. | Анализ языковых средств и особенности их использования в тексте. Нахождение в тексте изобразительно-выразительных средств. |
Комплексный анализ текста. | 1 | Урок решения практических, проектных задач. | Выполнение итоговой работы в форме комплексного анализа текста. |
Раздел 3. Стили и жанры речи | 6 | ||
Стили речи. Стилистика. Особенности разговорного стиля. | 1 | Урок первичного предъявления новых знаний. | Определение понятий «стилистика» и «жанристика», их связь. |
Особенности стиля художественной литературы, литературный язык. Разнообразие жанров стиля художественной литературы. | 1 | Урок применения предметных знаний, умений, навыков. | Деление текста на абзацы. Поиск явной и скрытой информации в тексте. Нахождение и формулировка главной мысли. Сравнение научно-популярного и художественного текстов. Составление текста по разработанному алгоритму. |
Официально-деловой стиль, деловая бумага. | 1 | Урок применения предметных знаний, умений, навыков. | Различие жанров официально-делового стиля: закон, постановление, протокол, доверенность, справка, отчет, распоряжение, деловое письмо и др. |
Особенности научного стиля, термин, терминология. Жанры научного стиля: монография, статья, доклад, учебник, лекция, аннотация, рецензия и др. | 1 | Урок применения предметных знаний, умений, навыков. | Деление текста на абзацы. Поиск явной и скрытой информации в тексте. Нахождение и формулировка главной мысли. Сравнение научно-популярного и художественного текстов. Составление текста по разработанному алгоритму. Написание мини-исследовательской работы на предложенную тему. |
Публицистический стиль. Жанры публицистического стиля: передовая статья, репортаж, очерк, интервью, ораторская речь и др. | 1 | Урок применения предметных знаний, умений, навыков. | Анализ теоретического материала, преобразование текста в таблицу. Деление текста на абзацы. Поиск явной и скрытой информации в тексте. Нахождение и формулировка главной мысли. Сравнение публицистического и художественного текстов. Анализ газетных и журнальных статей, выявление особенностей газетного публицистического стиля. Составление кроссворда по теме. |
Стилистический анализ текста. | 1 | Урок решения практических, проектных задач. | Выполнение итоговой работы в форме стилистического анализа текста. |
Раздел 4. Работа с текстом | 9 | ||
Способы сжатия текста. Главная и второстепенная информация в тексте. | 2 | Урок первичного предъявления новых знаний. Урок применения предметных знаний, умений, навыков. | Выделение главного и второстепенного содержания в тексте. Сжатие текста. Объяснение своих действий над текстом. |
Что такое план? Виды планов. Приемы составления плана. | 2 | Урок применения предметных знаний, умений, навыков. Комбинированный урок. | Раскрытие значение плана при работе с текстом. Характеристика видов планов. Составление простого и сложного плана. Объяснение принципов построения плана. |
Умею ли я пересказывать? Что такое пересказ. | 1 | Урок применения предметных знаний, умений, навыков. | Планирование своего пересказа. Проверка своего пересказа. Точное воспроизведение текста. Подбор синонимов к слову. Игра в синонимы. Поиск синонимической замены предложения. |
Практическая работа. Готовим пересказ. | 1 | Урок решения практических, проектных задач. | Выделение структурных частей пересказа. Краткий пересказ. |
Чтение и анализ текста. | 2 | Урок применения предметных знаний, умений, навыков. Комбинированный урок. | Лингвистический и стилистический анализ текста |
Комплексный анализ текста. Итоговая проверочная работа. | 1 | Урок решения практических, проектных задач. | Применение навыков работы с текстом. |
Календарно – тематическое планирование
№ | Раздел | Тема | Дата проведения | Примечание | |
План | Факт | ||||
7 А | 7 А | ||||
1 | Раздел 1. «Диалог с текстом» | Текст. Определение текста. | |||
2 | Тема и основная мысль текста, идея и проблематика. | ||||
3 | Тема и основная мысль текста, идея и проблематика. | ||||
4 | Абзац. Микротема. | ||||
5 | Композиция текста. | ||||
6 | С чего начинается текст? Роль заглавия. | ||||
7 | Тема текста. Темы широкие и узкие | ||||
8 | Тема текста. Темы широкие и узкие | ||||
9 | Ключевые слова. | ||||
10 | «Что нам стоит текст построить? | ||||
11 | Диалог с текстом. | ||||
12 | Диалог с текстом. | ||||
13 | Комплексный анализ текста. | ||||
14 | Раздел 2. Функционально-смысловые типы речи | Типы речи (описание, повествование, рассуждение). | |||
15 | Типы речи. Повествование. | ||||
16 | Типы речи. Рассуждение. | ||||
17 | Изобразительно-выразительные средства языка. | ||||
18 | |||||
19 | Комплексный анализ текста. | ||||
20 | Раздел 3. Стили и жанры речи | Стили речи. Стилистика. Особенности разговорного стиля. | |||
21 | Особенности стиля художественной литературы, литературный язык. Разнообразие жанров стиля художественной литературы. | ||||
22 | Официально-деловой стиль, деловая бумага. | ||||
23 | Особенности научного стиля, термин, терминология. | ||||
24 | Публицистический стиль. | ||||
25 | Стилистический анализ текста. | ||||
26 | Раздел 4. Работа с текстом | Способы сжатия текста. Главная и второстепенная информация в тексте. | |||
27 | Способы сжатия текста. Главная и второстепенная информация в тексте. | ||||
28 | Что такое план? Виды планов. Приемы составления плана. | ||||
29 | Что такое план? Виды планов. Приемы составления плана. | ||||
30 | Умею ли я пересказывать? Что такое пересказ. | ||||
31 | Практическая работа. Готовим пересказ. | ||||
32 | Чтение и анализ текста. | ||||
33 | Чтение и анализ текста. | ||||
34 | Комплексный анализ текста. Итоговая проверочная работа. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультатива по русскому языку «Комплексный анализ текста». 11 класс.
Рабочая программа факультатива «Комплексный анализ текста». 11 класс....
Рабочая программа факультатива по русскому языку "Слово и текст"
Рабочая программа факультатива по русскому языку "Слово и текст" составлена с целью подготовки к ОГЭ в 8 классе....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультатива по русскому языку «Содержание и языковой анализ текста»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультатива по русскому языку «Содержание и языковой анализ текста» 9 класс...
Рабочая программа факультатива по русскому языку "Комплексный анализ текста" (5 класс)
Программа способствует формированию УУД и подготовке к ОГЭ и ЕГЭ...
Рабочая программа учебного курса "Основы смыслового чтения и работа с текстом" (5 - 9 классы)
Программа курса "Основы смыслового чтения и работа с текстом" для 5-9 классов. Цель рабочей программы - воспитание грамотного компетентного читателя, иимеющего стойкую привычку к познанию ми...
Рабочая программа факультатива по русскому языку (8 класс) "Диалог с текстом"
Предложенная программа факультативного курса для учащихся 8-го класса отражает потребность школьников в специфических знаниях и умениях, составляющих коммуникативную компетентность, предполагает углуб...
Рабочая программа по курсу основы смыслового чтения и работы с текстом
Рабочая программа разработана с учетом нормативно-правовых документов:- ФГОС основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями);Рабо...