Ошибки при употреблении форм глаголов, причастий и деепричастий
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10, 11 класс) на тему
Данный й материал содержит теоретическую и практическую часть и может быть использован при подготовке к ЕГЭ по русскому языку (задание № 6).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oshibki_pri_upotreblenii_form_glagolov.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
ОШИБКИ ПРИ УПОТРЕБЛЕНИИ ФОРМ ГЛАГОЛОВ, ПРИЧАСТИЙ И ДЕЕПРИЧАСТИЙ
1. «Недостаточные» глаголы не образуют формы 1 лица единственного числа. | |
Неправильно: Я ПОБЕДЮ, УБЕДЮ, ДЕРЗЮ, ОЧУТЮСЬ…. | Следует использовать описательные формы: Я СУМЕЮ победить, ХОЧУ убедить, МОГУ очутиться, ПОСТАРАЮСЬ не дерзить… |
2. «Изобилующие» глаголы имеют две формы настоящего времени:
СТИЛИСТИЧЕСКОЕ РАЗЛИЧИЕ | СМЫСЛОВОЕ РАЗЛИЧИЕ | ||
литературная форма | разговорная (просторечная) форма | движет = побуждает Им движет чувство сострадания. | двигает = перемещает Он двигает мебель. |
полоскать-полощет мурлыкать-мурлычет капать-каплет сыпать-сыплет щипать-щиплет махать-машет рыскать-рыщет | полоскает мурлыкает капает сыпет щипет махает рыскает | каплет = протекает Крыша каплет. | капает = падает каплями Дождик капает. |
3. В литературном языке не имеют форм повелительного наклонения глаголы
ХОТЕТЬ, МОЧЬ, ВИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ, ЕХАТЬ, ЖАЖДАТЬ. ( ВИЖДЬ – архаизм).
Литературные нормы: ляг(те), беги(те), тронь(те), положи(те), поезжай(те)
4.
литературная форма | разговорная форма |
видеть слышать поднимать мучить лазить прочитать | видать слыхать подымать мучать лазать прочесть |
- ГЛАГОЛЫ С СУФФИКСОМ –ЫВА-ИВА:
книжная форма с О устаревает | разговорная форма с А распространяется все шире |
оспОривать услОвливаться состредотОчивать уполномОчивать удостОивать… Веленью Божию, о Муза, будь послушна! Обиды не страшась, не требуя венца, К добру и злу постыдно равнодушна, И не оспоривай глупца! (Пушкин). | оспАривать услАвливаться сосредотАчивать упомномАчивать удостАивать… |
- ФОРМЫ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ С СУФФИКСОМ - НУ:
книжная форма устаревает | разговорная форма более распространена в живом языке |
сохнул, киснул, глохнул, чахнул, гаснул, поникнул… Певец угаснул от печали (Жуковский). Угас, как светоч, дивный гений (Лермонтов). И потух огонь очей (Пушкин). | сох, кис, глох, чах, гас, поник…. |
- РАЗНОСПРЯГАЕМЫЕ ГЛАГОЛЫ
ХОЧУ ХОТИМ ЖГУ ЖЖЕМ
ХОЧЕШЬ ХОТИТЕ ЖЖЕШЬ ЖЖЕТЕ
ХОЧЕТ ХОТЯТ ЖЖЕТ ЖГУТ
1.Употребление разговорно-просторечных форм вместо литературных: | Я убедю вас в этом! При ангине горло полоскают раствором соды. Ехай в деревню и ни о чем не думай. |
2. Неудачное употребление возвратных глаголов ( с постфиксом –СЯ), создающее двусмысленность: | Изделие красится очень ярко. Готовые детали бросаются в воду. |
3.Нарушение соотнесенности видо-временных форм глагола: | Героиня полюбила крестьянского парня и бежит с ним из дома свекра. Поможем молодым талантам расти и проявить себя. |
4.Неправильное образование причастий: | Я достиг давно мечтаемого положения. Необходим поиск новых методов, приносивших бы максимальные результаты. Мы готовим выставку, расскажущую о наших спортивных достижениях. |
5.Неправильный выбор временных и видовых форм причастий, нарушение их соотнесенности с глаголом-сказуемым: | К автобусной остановке бежала модно одевающаяся женщина. Лесную тишину нарушали сорвавшиеся с веток комья снега. |
6.Неправильное образование деепричастий, употребление разговорных и устарелых форм: | Он задумался, чеша затылок. Увидя подругу, девочка улыбнулась. Уставши, они решили отдохнуть. |
7.Неправильный выбор видовых форм деепричастий, нарушение их соотнесенности с глаголом-сказуемым: | Погуляв в парке, я вижу цветущие деревья. Погуляв в парке и любуясь весенней природой, он хорошо отдохнул. |
1. Укажите ошибки в употреблении форм глагола. Исправьте их.
- Не махай так сильно руками при разговоре.
- Если вы так поступите, я очутюсь в очень неловкой ситуации.
- Я убедю вас в том, что вы ошиблись.
- Занавеска чуть колыхается от ветра.
- Легкий морозец щипет щеки, с елок сыпятся серебряные искры.
- Когда пловец достигнул берега, шторм почти утихнул.
- Меня глодает совесть.
- Шахматист отвергнул предложение противника.
- Всё дремет вокруг, не плескается волна.
- Лошади запрягаются в повозку, и веселая процессия двигается к городской площади.
- Где вы слыхали это?
- Положь игрушку и выдь к гостям нормальным ребенком.
- Ой, как крапива жгется!
- Вы не хочете со мной дружить? Ну и ехайте отсюда!
- В юности он мечтал рисовать картины и написать стихи, посвящая свои творения любимым людям.
- Отец старался хорошо воспитать сына и давать ему первые представления об окружающем мире.
- Машина за машиной подъезжали и нагружались овощами.
- Проблема, обсуждающаяся на страницах газеты, отнюдь не проста.
- Монтаж турбины был выполнен на месяц раньше намечаемых сроков.
- У нас в классе немало ребят, охотно занимавшихся бы спортом.
- Режиссер, ставя этот спектакль, получил горячую поддержку зрителей.
- Циклон грозился наводнением.
- Небо охватывается заревом, и становится страшно.
- Писатель выводит героя, который сам не умеет надеть чулки и днями пролёживает на диване.
- Раскрылись набухавшие на деревьях почки.
- Горький – писатель, с детства проникший сочувствием к народу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по теме «Морфологические ошибки в употреблении форм количественных и собирательных числительных»
10 заданий. Для 8-11 кл....
Урок русского языка в 7 классе. Тема: Особая форма глагола - причастие (обобщение).
Урок русского языка в 7 классеТема: Особая форма глагола - причастие (обобщение)....
"Употребление в речи причастий и деепричастий"
Презентация для урока русского языка в 6 классе....
Урок "Употребление в речи причастий и деепричастий" 6 класс
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Употребление причастий и деепричастий в речи" разработан на основе УМК под редакцией М.М. Разумовской в соответствии с требованиями ФГОС. На уро...
Произношение глаголов, причастий и деепричастий
Урок русского языка в 6 классе. Программа Разумовской М.М....
Ошибки в употреблении видов глагола (5 класс)
В презентации в доступной для учащихся 5 класса форме говорится о грамматических ошибках, связанных с видовой соотнесенностью глаголов...
Урок Употребление в речи причастий и деепричастий
Систематизация и обобщение знаний о причастиях и деепричастиях, практическое применение их в речи....