Урок "Употребление в речи причастий и деепричастий" 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Употребление причастий и деепричастий в речи" разработан на основе УМК под редакцией М.М. Разумовской в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке отрабатываются тестовые задания ЕГЭ и ОГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
upotreblenie_prichastiy_i_deeprichastiy_v_rechi.docx | 44.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по русскому языку в 6 «А» классе
Тема: Употребление причастий и деепричастий в речи
Материал подготовлен учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ №25 Жадаевой Ириной Алексеевной.
Тип урока: урок-практикум
Цели: Образовательные: обобщить и систематизировать материала о деепричастии и причастии.
Формировать УУД:
- Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности
- Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем
- Коммуникативные УУД: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли
- Познавательные УУД: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках,ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы
Планируемый результаты
Предметные:
Знать морфологические и синтаксические признаки деепричастий, причастий, правило постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте, причастном обороте; правила употребления причастий и деепричастий в речи.
Уметь находить деепричастия, причастия, определять вид, образовывать деепричастия от глаголов, правильно выделять деепричастия и деепричастные обороты на письме, конструировать предложения с деепричастными и причастными оборотами.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности
Метапредметные:
Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)
Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)
Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы (Познавательные УУД)
Оборудование:
1) презентация " Употребление причастий и деепричастий в речи"
2) раздаточный материал
3) учебник русского языка под. ред.М.М. Разумовской, 6 класс ООО «Дрофа» 2013
Методы и приемы:
Фронтальный опрос, индивидуальные задания, наблюдение за лингвистическим материалом, конструирование предложений, анализ слова, самостоятельная работа, работа в парах, элементы проектной деятельности
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать. Давайте поприветствуем друг друга, гостей, подарим свои улыбки. А с каким настроением вы сегодня пришли на урок? | Приветствуют учителя, гостей. показывают смайлики |
Формулировка темы и целей урока | Учитель:В этом году мы познакомились с новыми для вас частями речи. Назовите их Сегодня мы вновь обратимся к этим частями речи. Давайте сформулируем тему урока. Для этого 1вариант - Прочитать высказывание А.С. Пушкина. ( упр. 531) ( Слайд № 1) 2 вариант- Воспоминания Д.Григоровича ( упр. 538) ( Слайд № 2) Сделать вывод: какую проблему поднимают мастера слова? Проблема: люди заменяют краткость причастия вялым оборотом Проблема- деепричастие помогает сухое выражение заменить живым художественным приёмом. Вам было предложено понаблюдать за речью окружающих и сделать вывод: прав ли А.С.Пушкин? Учитель: Как вы думаете, чему мы сегодня должны научиться? Что узнать Скажите, когда эти знания могут пригодиться вам в жизни, где вы сможете их применить? (актуализация темы) А ещё мы с вами познакомимся с теми заданиями, которые вам предстоит выполнить на итоговой аттестации в 9 и 11 классах. Итак, мы отправляемся… Давайте запишем тему урока. ( Слайд № 3, 4) Наш урока пройдёт в форме увлекательного путешествия по разделам лингвистики. Свои путевые наблюдения вы будете заносить в свой «Маршрутный лист» . | Дети отвечают Учащиеся читают высказывания Делают вывод Вывод: Причастия и деепричастия делают нашу речь более яркой, образной, живой лаконичной. В повседневной речи люди редко пользуются деепричастиями и причастиями, что обедняет речь. Петренко Ангелина рассказывает о своих наблюдениях. научиться употреблять в речи причастия и деепричастия Пополнить знания по культуре речи. Записывают Дату, тему урока. |
Практическая отработка темы | Мы отправляемся в плавание, и вот мы в красивом и бескрайнем море Выразительности. Высказывание о русском языке ( Слайд № 5) Что делает нашу речь такой, какой её описывает гоголь Какие приёмы выразительности речи вы знаете? 9 класс- задание № 3, 11 класс- задание № Давайте запишем предложения, вспомним условия оформления деепричастных оборотов в речи. ( Запись предложений у доски) 1)Деревья радостно тр…пещут, купаясь в небе голубом. (Ф. Тютчев) Минайлов Олег) 2) А з..ря, лениво обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром. (С. Есенин) ( Шичанин Слава) Объясните постановку знаков препинания. Какую роль выполняют деепричастия в данных предложениях? Деепричастия – это книжные формы, очень редко мы их употребляем в разговорной речи. А вот поэты, истинные творцы слова, в своих произведениях для более точной и образной характеристики действия используют деепричастные обороты достаточно часто. Обратимся к их опыту. Проверим домашнее задание Анализ материала «Возьмите на заметку» с. 21 Как называем признак, употреблённый в переносном значении? ( слайд №6) Упражнение 533 Устно Итак, давайте сделаем вывод о роли причастий и деепричастий в художественной речи? Вывод запишите в маршрутный лист Выполним задание «Творческое списывание». Задание непростое, обратимся к помощи друга. Работаем в парах. Нужно вспомнить , какие деепричастные обороты пропущены в данных четверостишиях, и записать их на месте пропуска. ( Слайд № 7 - ключи) 1)Под голубыми небесами, Великолепными коврами ________ снег лежит. (А.С. Пушкин) 2) Буря мглою небо кроет ___________________ То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя. (А.С. Пушкин) 3) Ночевала тучка золотая На груди утёса-великана; Утром в путь она умчалась рано _________________ . (М.Ю. Лермонтов) | Читают, анализируют. олицетворения, метафоры, сравнения, эпитеты Дети: Обозначают дополнительное действие по отношению к основному глаголу-сказуемому, делают речь более образной и выразительной. Употребляясь в переносном значении, олицетворяют , одушевляют природу и природные явления. Зачитывают подобранные дома примеры Учащиеся читают Эпитеты. Выполняют по цепочке упражнение Работают с маршрутным листом. (Выполняют взаимопроверку, сверяя правильность выполнения с ключами на слайде)) |
Физминутка | Задание изобразить действия, переданные с помощью причастий | |
А теперь мы причалили к острову «Лексика» ( 9 класс задание № 6, 11 класс задание №_) Проверка домашнего задания.
( Слайд № 8) Выполнение упражнения 540 Составить три предложения с использованием фразеологизмов. Вывод: Деепричастия могут входить в состав фразеологических оборотов. А теперь давайте обратимся к упражнению 536. Чем отличаются и чем различаются пары слов? Это явление в русском языке называется паронимия. Паронимия – один из источников «трудностей» литературной речи. ( Слайд № 9) Запишите определение паронимов в тетради определите лексические значения каждого из слов-паронимов путём подбора синонимов и антонимов или учёта того, с какими словами может сочетаться каждый из них; Упражнение 536 Какой вывод можно сделать на станции «лексика»? Давайте запишем выводы и выполним задания в маршрутном листе | Учащиеся зачитываютфразеологизмы Деепричастные обороты. Фразеологизмы на письме запятыми не выделяются. Работал спустя рукава Смирился опустив руки. Стоит разинув рот. Смотрит выпучив глаза Несётся сломя голову Запись определения Паронимов. Висячий мост- висящая картина ( непостоянный признак), горячий чай- горящий костёр, лежачий больной- лежащая книга, ползучие растение- ползущее насекомое, сидячий образ жизни- сидящий человек. Взаимопроверка | |
Наш корабль плывёт по волнам лингвистики, а впереди опасные - Грамматические рифы. Чтобы их преодолеть необходимо выполнить задания. ( 11 класс- 7 задание) Задание: Выберите грамматически верную форму деепричастий. Объясните свой выбор. Запишите получившиеся предложения. (Засыпая, засыпав) яму землёй Серёжа плотно утрамбовал ( прош. в, сов. Вид) её.( Слайд 10) Пуля ударилась о камень и (взвизгнув, взвизгивая) отскочила ( прош. вр. Сов. вид) рикошетом в канаву. ( Слайд 10) Вывод: деепричастия необходимо употреблять в той же форме, в которой употребляется глагол, обозначающий основное действие. Я увидел гребень скалы (поднимаемый, поднимающийся) к самым облакам. Слайд 11 (Подгоняющие, подгоняемые) ветрами и (озарявшие, озаренные) солнцем облака плавно движутся по небу. В лицо мне брызнули капли росы упавшие с (задевшего, задетого) коленом куста. Слайд 11 Вывод: причастия необходимо согласовывать с определяемым словом. Если зависимое слово стоит в Т.п., то употребляется страдательное причастие. Что ещё необходимо знать, употребляя деепричастия в речи? Слайд 12 Упр. 542 ( Устно) по цепочке Давайте, закрепим свои знания, выполнив задания в маршрутном листе. | Одно предложение выполняют устно 2-е у доски ( Степанова) Одно предложение выполняют устно 2-е у доски ( Белик) Основное и добавочное действие должен выполнять один субъект. Устная самопроверка. | |
«Орфоэпический пролив» Образуйте по образцу формы причастий: вз Ятый – вз Яты, взят, вз Ято, взятА. ( слайд 13) Начатый, принятый, проданный, созданный. Вывод: Страдательные причастия прошедшего времени в женском роде чаще всего имеют ударное окончание. Выполнить задание в маршрутном листе. | Образуют и записывают слова Затем правильно произносят их. Самопроверка | |
Корректурная проба | Посмотрите на картину. Название? Автор? ( Алёнушка Васнецов Виктор Митхайлович). ( Слайд 14, 15) Прочитайте описание главной героини картины. Попробуйте откорректировать текст. Какой вариант ярче, живее? | Работают в парах. Сравнивают Делают вывод ( Слайд 16, 17) |
Рефлексия | Итак, мы с вами совершили познавательное путешествие. Давайте, обратимся к тем выводам, которые вы делали в течение урока и ответим на вопросы: Я узнал на уроке, что………. Я научился на уроке……….. ( слайд 18) В конце маршрутного листа поставьте себе оценку за работу на уроке. | Причастие и деепричастие являются выразительным средством: придают речи яркость, образность; дорисовывают признак, движение; Употребляя причастия и деепричастия необходимо помнить, что - причастие всегда стоит рядом с главным словом; - деепричастие и глагол относятся к одному лицу. |
оценки | ||
Домашнее задание | Слайд 19., 20 |
.
Лист контроля знаний___________________________________
«Выразительные средства языка»
- Сделайте вывод, какую роль могут выполнять причастия и деепричастия в художественной речи
________________________________________________________________________________
2. Вспомнить , какие деепричастные обороты пропущены в данных четверостишиях, и записать их на месте пропуска, расставив знаки препинания. Указать, какие изобразительные средства использованы поэтом.
1)Под голубыми небесами, Великолепными коврами _______________ снег лежит. (___________________) (А.С. Пушкин) | 2) Буря мглою небо кроет ___________________ То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя.
(А.С. Пушкин) ( ____________________) | 3) Ночевала тучка золотая На груди утёса-великана; Утром в путь она умчалась рано _________________ . (М.Ю. Лермонтов) (_______________________) |
« Лексика»
- Замените выделенное слово фразеологизмом, сходным по смыслу, в состав которого входит деепричастие.
На уроке надо работать хорошо _____________________, слушать
внимательно______________________________,всё запоминая__________________________________
- В каком предложении неправильно употреблёно выделенное слово ?
А)Ему выдали командированное удостоверение. В)На объект прибыли командированные специалисты.
Вывод о лексических особенностях употреблении причастий и деепричастий:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Грамматика»
1 Задание: выберите верное продолжение предложений.
1.Читая интересную книгу,
А) у меня поднялось настроение.
Б) я совсем позабыл о времени.
2.Вызвав меня к доске
А) учитель улыбнулся
Б) у меня задрожали коленки
2 Задание: Подчеркните слово, которое необходимо употребить в предложении.
Вечером (оканчивая, окончив) работу люди возвращались к станции.
«Орфоэпия»
В каком слове неверно выделена ударная гласная?
- ПонялА 2. ЗанЯта 3. ПринятА 4.НачатА 5. ПроданА
Лист контроля знаний___________________________________
«Выразительные средства языка»
- Сделайте вывод, какую роль могут выполнять причастия и деепричастия в художественной речи
________________________________________________________________________________
2. Вспомнить , какие деепричастные обороты пропущены в данных четверостишиях, и записать их на месте пропуска, расставив знаки препинания. Указать, какие изобразительные средства использованы поэтом.
1)Под голубыми небесами, Великолепными коврами _______________ снег лежит. (___________________) (А.С. Пушкин) | 2) Буря мглою небо кроет ___________________ То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя.
(А.С. Пушкин) ( ____________________) | 3) Ночевала тучка золотая На груди утёса-великана; Утром в путь она умчалась рано _________________ . (М.Ю. Лермонтов) (_______________________) |
« Лексика»
- Замените выделенное слово фразеологизмом, сходным по смыслу, в состав которого входит деепричастие.
На уроке надо работать хорошо _____________________, слушать
внимательно______________________________,всё запоминая__________________________________
- В каком предложении неправильно употреблёно выделенное слово ?
А)Ему выдали командированное удостоверение. В)На объект прибыли командированные специалисты.
Вывод о лексических особенностях употреблении причастий и деепричастий:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Грамматика»
1 Задание: выберите верное продолжение предложений.
1.Читая интересную книгу,
А) у меня поднялось настроение.
Б) я совсем позабыл о времени.
2.Вызвав меня к доске
А) учитель улыбнулся
Б) у меня задрожали коленки
2 Задание: Подчеркните слово, которое необходимо употребить в предложении.
Вечером (оканчивая, окончив) работу люди возвращались к станции.
«Орфоэпия»
В каком слове неверно выделена ударная гласная?
- ПонялА 2. ЗанЯта 3. ПринятА 4.НачатА 5. ПроданА
Я на уроке узнал__________________________________________________
_________________________________________________________________
Я на уроке научился_______________________________________________
На уроке мне было________________________________________________
Я ставлю себе за урок оценку___________________
- Орфоэпия
ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ:
- Жеманный кот на
Печке сидя
Мурлыча лапкой
Рыльце мыл:
То несомненный
Знак ей был,
Что едут гости.
А.С.Пушкин
2. Гиеновая собака – млекопитающее семейства волчьих.
Имея длинные конечности она развивает при беге большую скорость и охотится на антилоп, овец и других копытных.
Являясь единственным видом рода гиеновая собака занесена в Красную книгу.
ВТОРОЙ ВАРИАНТ:
1.По небу быстро поднимаясь
Навстречу мчась одна другой
Две тучи медленно свиваясь
Готовы ринуться на бой!
К. Случевский
2. Морские клоуны – хищные рыбы из отряда удильщикообразных.
Имея плавники в виде подвижных конечностей они могут ползать по дну моря. Часто изменяя окраску морские клоуны удачно маскируются и представляют опасность для других морских обитателей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка (Повторение сведений о причастии для 7 класса)
В форме экскурсии в Третьяковскую галерею проводится урок повторения сведений о причастии....
Обобщающий урок-КВН по темам: Причастие. Деепричастие. 7 класс
Дать понятие о бессоюзном сложном предложении и его смысловых группах.Урок проводится после иучения тем "Причастие", "Деепричастие". В игровой соревновательной форме проверяется уровень подготовки обу...
Выявление недостатков устной и письменной речи у учащихся начальных классов. Рекомендации учителям начальных классов по работе с детьми, имеющими недостатки устной и письменной речи.
В данном материале в доступной форме описываются рекомендации учителя-логопеда учителям начальных классов по выявлению обучающихся с недостатками устной и письменной речи и своевременной помощи данной...
"Употребление в речи причастий и деепричастий"
Презентация для урока русского языка в 6 классе....
Методическая разработка «Система работы по развитию умения употреблять в речи причастия».
Система упражнений по обобщению и развитию умений употреблять в письменной речт причастия. Включает упражнения на грамматику, орфографию, пунктуацию, развитие речи....
Конспект урока-зачета по теме: "Повторение о причастии как части речи. Орфограммы в причастиях" для 7 класса
Цели урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы; обращение внимания на различие действительных и страдательных причастий, их глагол...
Урок Употребление в речи причастий и деепричастий
Систематизация и обобщение знаний о причастиях и деепричастиях, практическое применение их в речи....