Урок "Употребление в речи причастий и деепричастий" 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Жадаева Ирина Алексеевна

Конспект урока  русского языка в 6 классе по теме "Употребление причастий и деепричастий в речи" разработан на основе УМК под редакцией М.М. Разумовской в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке отрабатываются тестовые задания   ЕГЭ и ОГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл upotreblenie_prichastiy_i_deeprichastiy_v_rechi.docx44.9 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 «А» классе

Тема: Употребление причастий и деепричастий в речи

Материал подготовлен учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ №25  Жадаевой Ириной Алексеевной.

Тип урока: урок-практикум

Цели: Образовательныеобобщить и систематизировать материала о деепричастии и причастии.

Формировать УУД:

- Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

- Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем

- Коммуникативные УУД: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли

Познавательные УУД: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках,ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы

Планируемый результаты

Предметные:

Знать морфологические и синтаксические признаки деепричастий, причастий,   правило постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте, причастном обороте; правила употребления причастий и деепричастий в речи.

Уметь находить деепричастия, причастия, определять вид, образовывать деепричастия от глаголов, правильно выделять деепричастия и деепричастные обороты на письме, конструировать предложения с деепричастными и причастными  оборотами.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

Метапредметные:

Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)

Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)

Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы (Познавательные УУД)

 Оборудование:

   1) презентация " Употребление причастий и деепричастий в речи"

   2) раздаточный материал

3) учебник  русского языка под. ред.М.М. Разумовской, 6 класс ООО «Дрофа» 2013

    Методы и приемы:

Фронтальный опрос, индивидуальные  задания,  наблюдение за лингвистическим материалом,  конструирование предложений, анализ слова, самостоятельная работа, работа в парах, элементы проектной деятельности

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать. 

Давайте поприветствуем друг друга, гостей, подарим свои улыбки.

А с каким настроением вы сегодня пришли на урок?         

Приветствуют учителя, гостей.

показывают смайлики

Формулировка темы и целей урока

Учитель:В этом году мы   познакомились с новыми  для вас  частями  речи. Назовите их

Сегодня мы  вновь обратимся к этим частями речи. Давайте сформулируем тему урока.

Для этого

1вариант  - Прочитать высказывание А.С. Пушкина.  ( упр. 531) ( Слайд № 1)

2 вариант- Воспоминания  Д.Григоровича ( упр. 538)  ( Слайд № 2)

Сделать вывод: какую проблему поднимают мастера слова?

Проблема: люди  заменяют краткость причастия вялым оборотом

Проблема- деепричастие помогает сухое  выражение заменить живым художественным приёмом.

Вам было предложено понаблюдать за речью окружающих и сделать вывод: прав ли А.С.Пушкин?

Учитель: Как вы думаете, чему мы сегодня должны научиться? Что узнать

Скажите, когда эти знания могут пригодиться вам в жизни, где вы сможете их применить? (актуализация темы)

А ещё мы  с вами  познакомимся с теми заданиями, которые вам предстоит выполнить на итоговой аттестации в 9 и 11 классах.

Итак, мы отправляемся…

Давайте запишем тему урока. ( Слайд № 3, 4)  

Наш урока пройдёт в форме увлекательного путешествия по  разделам лингвистики.

Свои путевые наблюдения вы будете заносить в свой «Маршрутный лист»

.

Дети отвечают

Учащиеся читают высказывания Делают вывод

Вывод:  Причастия и деепричастия делают нашу речь более яркой, образной, живой лаконичной. В повседневной речи люди редко пользуются деепричастиями и причастиями, что обедняет речь.

Петренко Ангелина рассказывает о своих наблюдениях.

 научиться употреблять в речи причастия и деепричастия

Пополнить знания по культуре речи.

Записывают Дату, тему урока.

Практическая отработка темы

Мы отправляемся в плавание, и вот мы в красивом и бескрайнем море Выразительности.

Высказывание о русском языке ( Слайд № 5) Что делает нашу речь такой, какой её описывает гоголь

Какие приёмы выразительности речи вы знаете?

9 класс- задание № 3, 11 класс- задание №

Давайте запишем предложения, вспомним условия оформления деепричастных оборотов в речи.

( Запись предложений у доски)

1)Деревья радостно тр…пещут,  купаясь в небе голубом. (Ф. Тютчев)

Минайлов Олег)

2) А з..ря,  лениво обходя кругом,  обсыпает ветки новым серебром. (С. Есенин)

( Шичанин Слава)

Объясните постановку знаков препинания.

Какую роль выполняют деепричастия в данных предложениях?

Деепричастия – это книжные формы, очень редко мы их употребляем в разговорной речи. А вот поэты, истинные творцы слова, в своих произведениях для более точной и образной характеристики действия используют деепричастные обороты достаточно часто. Обратимся к их опыту.  Проверим домашнее задание

Анализ материала «Возьмите на заметку» с. 21

Как называем признак, употреблённый в переносном значении?

( слайд №6)

Упражнение 533 Устно

Итак, давайте сделаем вывод о роли причастий и деепричастий в художественной  речи?

Вывод запишите в маршрутный лист

Выполним задание «Творческое списывание». Задание  непростое, обратимся к помощи друга. Работаем в парах. Нужно вспомнить , какие деепричастные обороты пропущены в данных четверостишиях, и записать их на месте пропуска. ( Слайд  №  7  - ключи)

1)Под голубыми небесами,

Великолепными коврами

________  снег лежит.

                                     (А.С. Пушкин)

2) Буря мглою небо кроет

___________________

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

                                      (А.С. Пушкин)

3) Ночевала тучка золотая

На груди утёса-великана;

Утром в путь она умчалась рано

_________________ .

                                   (М.Ю. Лермонтов)

Читают, анализируют.

олицетворения, метафоры, сравнения, эпитеты

Дети: Обозначают дополнительное действие по отношению к основному глаголу-сказуемому, делают речь более образной и выразительной.  Употребляясь в переносном значении, олицетворяют , одушевляют  природу и природные явления.

Зачитывают подобранные дома примеры

Учащиеся читают

Эпитеты.

Выполняют по цепочке упражнение

Работают с маршрутным листом.

(Выполняют взаимопроверку, сверяя правильность выполнения с ключами  на слайде))

Физминутка

Задание изобразить  действия, переданные с помощью причастий

А теперь мы причалили к острову «Лексика»

( 9 класс задание № 6, 11 класс задание №_)

Проверка домашнего задания.

  1. Учитель: Скажите, что из себя представляют данные фразеологизмы по структуре?
  2. Вы часто их используете в речи?
  3. А какое пунктуационное правило надо помнить, используя фразеологизм, в состав которого входит деепричастие.

( Слайд № 8)

 Выполнение упражнения 540

Составить три предложения с использованием фразеологизмов.

Вывод: Деепричастия могут входить в состав фразеологических оборотов.

А теперь давайте обратимся к упражнению 536.

Чем отличаются и чем различаются пары слов?

Это явление в русском языке называется паронимия.

Паронимия – один из источников «трудностей» литературной речи.
Паронимы (
от греч. para «возле» + onyma «имя») – это однокоренные слова, разные по значению, но сходные, близкие по звучанию. 

( Слайд № 9)  Запишите определение паронимов в тетради
Как различить паронимы?

определите лексические значения каждого из слов-паронимов путём подбора синонимов и антонимов или учёта того, с какими словами может сочетаться каждый из них;

Упражнение 536

Какой вывод можно сделать на станции «лексика»?

Давайте запишем выводы и выполним задания в маршрутном листе

Учащиеся зачитываютфразеологизмы

Деепричастные обороты.

Фразеологизмы на письме запятыми не выделяются.

Работал спустя рукава

Смирился  опустив руки.

Стоит  разинув рот.

Смотрит  выпучив глаза

Несётся сломя голову

Запись определения Паронимов.

Висячий мост- висящая картина ( непостоянный признак), горячий чай- горящий костёр, лежачий больной- лежащая книга, ползучие растение- ползущее насекомое, сидячий образ жизни- сидящий человек.

Взаимопроверка

Наш корабль плывёт по волнам лингвистики, а впереди опасные - Грамматические рифы. Чтобы их преодолеть необходимо выполнить задания. ( 11 класс-  7 задание)

Задание: Выберите грамматически верную форму деепричастий. Объясните свой выбор. Запишите получившиеся предложения.

 (Засыпая, засыпав) яму землёй Серёжа плотно утрамбовал ( прош. в, сов. Вид) её.( Слайд 10)

Пуля ударилась о камень и (взвизгнув, взвизгивая) отскочила  ( прош. вр. Сов. вид) рикошетом в канаву. ( Слайд 10)

Вывод: деепричастия необходимо употреблять в той же  форме, в которой употребляется глагол, обозначающий основное действие.

Я увидел гребень скалы (поднимаемый, поднимающийся) к самым облакам. Слайд 11

(Подгоняющие, подгоняемые) ветрами и (озарявшие, озаренные) солнцем облака плавно движутся по небу.

В лицо мне брызнули капли росы упавшие с (задевшего, задетого) коленом куста. Слайд 11

Вывод: причастия необходимо согласовывать с определяемым словом. Если зависимое слово стоит в Т.п., то употребляется страдательное причастие.

Что ещё необходимо знать, употребляя деепричастия  в речи?

Слайд 12

Упр. 542 ( Устно) по цепочке

Давайте, закрепим свои знания, выполнив задания в маршрутном листе.

Одно предложение выполняют устно

2-е у доски ( Степанова)

Одно предложение выполняют устно

2-е у доски ( Белик)

Основное и добавочное действие должен выполнять один субъект.

Устная  самопроверка.

«Орфоэпический пролив»

Образуйте по образцу формы причастий:

 вз Ятый – вз Яты, взят, вз Ято, взятА.  ( слайд 13)

Начатый, принятый, проданный, созданный. 

Вывод: Страдательные причастия прошедшего времени в женском роде  чаще всего имеют ударное окончание.

Выполнить задание в маршрутном листе.

Образуют и записывают слова

Затем правильно произносят их.

Самопроверка

Корректурная проба

Посмотрите на картину. Название? Автор? ( Алёнушка Васнецов Виктор Митхайлович). ( Слайд 14, 15)

Прочитайте описание главной героини картины. Попробуйте откорректировать текст. Какой вариант ярче, живее?

Работают в парах.

Сравнивают

Делают вывод

( Слайд 16, 17)

Рефлексия

Итак, мы  с вами совершили познавательное путешествие.

Давайте, обратимся к тем выводам, которые вы делали в течение урока и ответим на вопросы:

Я узнал на уроке, что……….

Я научился на уроке………..

 ( слайд 18)   В конце маршрутного листа поставьте себе оценку за работу на уроке.

Причастие и деепричастие являются выразительным средством:  придают речи яркость,  образность;  дорисовывают признак,  движение;

Употребляя причастия и деепричастия необходимо помнить, что

 - причастие всегда стоит рядом с главным словом;

- деепричастие и глагол относятся к одному лицу.

оценки

Домашнее задание

Слайд 19., 20


     

 

.                                                

Лист контроля знаний___________________________________

 «Выразительные средства языка»

  1. Сделайте вывод, какую  роль могут выполнять причастия и деепричастия в художественной речи

________________________________________________________________________________

2. Вспомнить , какие деепричастные обороты пропущены в данных четверостишиях, и записать их на месте пропуска, расставив знаки препинания. Указать, какие изобразительные средства использованы поэтом.

1)Под голубыми небесами,

Великолепными коврами

 _______________  снег лежит.  (___________________)

     (А.С. Пушкин)

2) Буря мглою небо кроет

 ___________________

 То, как зверь, она завоет,

 То заплачет, как дитя.

                                     

(А.С. Пушкин)

 ( ____________________)

3) Ночевала тучка золотая

 На груди утёса-великана;

 Утром в путь она умчалась рано

 _________________ .

  (М.Ю. Лермонтов)   (_______________________)

« Лексика»

  1. Замените выделенное слово фразеологизмом, сходным по смыслу, в состав которого входит деепричастие.

На уроке надо работать хорошо _____________________, слушать

внимательно______________________________,всё   запоминая__________________________________

  1. В каком предложении неправильно употреблёно выделенное слово ?

А)Ему выдали командированное удостоверение.     В)На объект прибыли командированные специалисты.

Вывод о лексических особенностях  употреблении причастий и деепричастий:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Грамматика»

1 Задание: выберите верное продолжение предложений.

1.Читая интересную книгу,
А) у меня поднялось настроение.
Б) я совсем позабыл о времени.

2.Вызвав меня к доске                                

    А) учитель улыбнулся

    Б) у меня задрожали коленки  

2 Задание: Подчеркните слово, которое необходимо употребить в предложении.

     Вечером (оканчивая, окончив) работу люди возвращались к станции.

«Орфоэпия»

В каком слове неверно выделена ударная гласная?

  1. ПонялА   2. ЗанЯта     3. ПринятА       4.НачатА    5. ПроданА

Лист контроля знаний___________________________________

 «Выразительные средства языка»

  1. Сделайте вывод, какую  роль могут выполнять причастия и деепричастия в художественной речи

________________________________________________________________________________

2. Вспомнить , какие деепричастные обороты пропущены в данных четверостишиях, и записать их на месте пропуска, расставив знаки препинания. Указать, какие изобразительные средства использованы поэтом.

1)Под голубыми небесами,

Великолепными коврами

 _______________  снег лежит.  (___________________)

     (А.С. Пушкин)

2) Буря мглою небо кроет

 ___________________

 То, как зверь, она завоет,

 То заплачет, как дитя.

                                     

(А.С. Пушкин)

 ( ____________________)

3) Ночевала тучка золотая

 На груди утёса-великана;

 Утром в путь она умчалась рано

 _________________ .

  (М.Ю. Лермонтов)   (_______________________)

« Лексика»

  1. Замените выделенное слово фразеологизмом, сходным по смыслу, в состав которого входит деепричастие.

На уроке надо работать хорошо _____________________, слушать

внимательно______________________________,всё   запоминая__________________________________

  1. В каком предложении неправильно употреблёно выделенное слово ?

А)Ему выдали командированное удостоверение.     В)На объект прибыли командированные специалисты.

Вывод о лексических особенностях  употреблении причастий и деепричастий:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Грамматика»

1 Задание: выберите верное продолжение предложений.

1.Читая интересную книгу,
А) у меня поднялось настроение.
Б) я совсем позабыл о времени.

2.Вызвав меня к доске                                

    А) учитель улыбнулся

    Б) у меня задрожали коленки  

2 Задание: Подчеркните слово, которое необходимо употребить в предложении.

     Вечером (оканчивая, окончив) работу люди возвращались к станции.

«Орфоэпия»

В каком слове неверно выделена ударная гласная?

  1. ПонялА   2. ЗанЯта     3. ПринятА       4.НачатА    5. ПроданА

Я на уроке узнал__________________________________________________

_________________________________________________________________

Я на уроке научился_______________________________________________

На уроке мне было________________________________________________

Я ставлю себе за урок оценку___________________

  1. Орфоэпия

ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ:

  1. Жеманный кот на

Печке сидя

Мурлыча лапкой

Рыльце мыл:

То несомненный

Знак ей был,

Что едут гости.

                 А.С.Пушкин

2. Гиеновая собака – млекопитающее семейства волчьих.

Имея длинные конечности она развивает при беге большую скорость и охотится на антилоп, овец и других копытных.

Являясь единственным видом рода гиеновая собака занесена в Красную книгу.

ВТОРОЙ ВАРИАНТ:

1.По небу быстро поднимаясь

Навстречу мчась одна другой

Две тучи медленно свиваясь

Готовы ринуться на бой!

          К. Случевский

2. Морские клоуны – хищные рыбы из отряда удильщикообразных.

Имея плавники в виде подвижных конечностей они могут ползать по дну моря. Часто изменяя окраску морские клоуны удачно маскируются и представляют опасность для других морских обитателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка (Повторение сведений о причастии для 7 класса)

В форме экскурсии в Третьяковскую галерею проводится урок повторения сведений о причастии....

Обобщающий урок-КВН по темам: Причастие. Деепричастие. 7 класс

Дать понятие о бессоюзном сложном предложении и его смысловых группах.Урок проводится после иучения тем "Причастие", "Деепричастие". В игровой соревновательной форме проверяется уровень подготовки обу...

Выявление недостатков устной и письменной речи у учащихся начальных классов. Рекомендации учителям начальных классов по работе с детьми, имеющими недостатки устной и письменной речи.

В данном материале в доступной форме описываются рекомендации учителя-логопеда учителям начальных классов по выявлению обучающихся с недостатками устной и письменной речи и своевременной помощи данной...

"Употребление в речи причастий и деепричастий"

Презентация для урока русского языка в 6 классе....

Методическая разработка «Система работы по развитию умения употреблять в речи причастия».

Система упражнений по обобщению и развитию умений употреблять в письменной речт причастия. Включает упражнения на грамматику, орфографию, пунктуацию, развитие речи....

Конспект урока-зачета по теме: "Повторение о причастии как части речи. Орфограммы в причастиях" для 7 класса

Цели урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы;  обращение  внимания  на различие действительных и страдательных причастий, их глагол...

Урок Употребление в речи причастий и деепричастий

Систематизация и обобщение знаний о причастиях и деепричастиях, практическое применение их в речи....