Урок Употребление в речи причастий и деепричастий
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Систематизация и обобщение знаний о причастиях и деепричастиях, практическое применение их в речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Употребление причастий и деепричастий в речи

1. Организационный момент.

- В этом году мы познакомились с новыми для вас частями речи, или, как их определяют некоторые учёные-лингвисты, в том числе и авторы нашего учебника, особыми формами глагола. Назовите их. (Причастиями и деепричастиями.)

2. Актуализация знаний.

- Давайте вспомним основные морфологические признаки этих особых форм глагола, для этого в тетрадях запишем дату и заголовок теоретической игры «Веришь - не веришь». Вы должны быстро проставить ответы на мои вопросы: «веришь - плюс; «не веришь» - минус.

#1042;ерите ли вы, что причастие – изменяемая часть речи? +

#1042;ерите ли вы, что причастие похоже на прилагательное? +

#1042;ерите ли вы, что причастие не образовано от глагола? -

#1042;ерите ли вы, что у всех причастий не может быть краткой формы? -

#1042;ерите ли вы, что у причастий не может быть зависимых слов? -

#1042;ерите ли вы, что причастие в предложении может выполнять роль определения? +

#1042;ерите ли вы, что деепричастие – неизменяемая часть речи? +

#1042;ерите ли вы, что деепричастие обозначает признак предмета по действию? -

#1042;ерите ли вы, что деепричастный оборот не всегда выделяется запятыми? -

#1042;ерите ли вы, что слово «падавший»» - деепричастие? -

#1042;ерите ли вы, что деепричастия похожи на наречия? +

Выдать печатные листы

Самопроверка по ключу. Задание 1. №№ 1, 2, 6, 7, 11 (+); №№ 3, 4, 5, 9, 10 (-). Самооценка, проставление баллов и отметок. Кто набрал 11 баллов – «5»? 8 – 10 баллов – «4»? 6 – 7 баллов- «3»? Меньше 6 баллов – «2»?

  1. Проверка домашнего задания.

- Итак, морфологические признаки причастий и деепричастий мы знаем, о правописании этих частей речи мы говорили, а для того чтобы сформулировать тему урока, прочитаем упр.531 (чит.) и упр.538 (чит.) и подумаем, какую проблему поднимают мастера слова? (Люди заменяют причастия вялым оборотом – Пушкин; и деепричастие помогает сухое выражение заменить художественным приёмом – Григорович.)

Инд. задание. Ольшанскому Максиму было предложено понаблюдать за речью окружающих и сделать вывод: прав ли Пушкин?

Сделайте вывод о роли причастий и деепричастий в речи: Причастия и деепричастия делают нашу речь более яркой, образной, живой, лаконичной. В повседневной речи люди редко пользуются деепричастиями и причастиями, что обедняет речь.

- Какую цель мы можем себе поставить, чему должны научиться? (Стремиться к частому и правильному употреблению причастий и деепричастий в речи.) А ещё мы с вами познакомимся с теми заданиями, которые вам предстоит выполнить на итоговой аттестации в 9 и 11 классах.

Тема – (п.)

  1. Изучение новых знаний и способов деятельности.

- Слова Пушкина, о которых мы говорили, имеют такое продолжение: «Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя. Письменный язык оживляется поминутно выражениями, рождающимися в разговоре, но не должен отрекаться от приобретённого им в течение веков».

Мы отправляемся в плавание по бескрайнему морю Выразительности. Какие приёмы выразительности речи вы знаете?

Задание 2.

#1055;рочитайте текст, из какого произведения он взят? Кто его автор? Назовите средства выразительности; прокомментируйте, какую картину они рисуют?

(Чтение отрывка из А.Грина «Алые паруса» гл.1 «Лонгрен на берегу моря», поиск средств выразительности (по цепочке), комментарии к ним.) (Море – родная стихия, душа Лонгрена. Грин почти ничего не говорит о его переживаниях, фиксируя лишь внешнее: ревущее и страдающее море, как Лонгрен.)

(Распечатки.)

Рыбачьи лодки, повытащенные на берег, образовали на белом песке длинный ряд темных килей, напоминающих хребты громадных рыб. Никто не отваживался заняться промыслом в такую погоду. На единственной улице деревушки редко можно было увидеть человека, покинувшего дом; холодный вихрь, несшийся с береговых холмов в пустоту горизонта, делал «открытый воздух» суровой пыткой. Все трубы Каперны дымились с утра до вечера, трепля дым по крутым крышам.

Но эти дни норда выманивали Лонгрена из его маленького теплого дома чаще, чем солнце, забрасывающее в ясную погоду море и Каперну покрывалами воздушного золота. Лонгрен выходил на мостик, настланный по длинным рядам свай, где, на самом конце этого дощатого мола, подолгу курил раздуваемую ветром трубку, смотря, как обнаженное у берегов дно дымилось седой пеной, еле поспевающей за валами, грохочущий бег которых к черному, штормовому горизонту наполнял пространство стадами фантастических гривастых существ, несущихся в разнузданном свирепом отчаянии к далекому утешению. Стоны и шумы, завывающая пальба огромных взлетов воды и, казалось, видимая струя ветра, полосующего окрестность, – так силен был его ровный пробег, – давали измученной душе Лонгрена ту притупленность, оглушенность, которая, низводя горе к смутной печали, равна действием глубокому сну.

- Назовите причастия и деепричастия. Какова же роль причастий в речи? (Причастия, обозначают признак предмета по действию, способствуют созданию цельного образа – пейзажа, обстановки, портрета; делают текст выразительным, образным, зримым, одухотворенным.)

  1. Первичная проверка понимания изученного.

- Красиво звучит правильная речь, но причастия и деепричастия могут вызывать трудности в употреблении. Недаром одно из заданий итоговой аттестации в 9 и 11 классах – это поиск грамматических ошибок. Итак, перед нами Грамматические рифы. Дома вы уже пробовали исправить грамматические ошибки, какие? (при употреблении деепричастного оборота). Проверка д.з. (упр.542).

Прочтите задание 3.

Грамматические ошибки при употреблении причастий и причастных оборотов

(См.Раздаточный материал.)

Согласование:

  1. Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными (-ой) дождём.
  2. К сильному шуму, будившим (-ему) нас, мы потом привыкли.
  3. Я увидел гребень скалы, (поднимаемый, поднимающийся) к самым облакам.
  4. (Подгоняющие, подгоняемые) ветрами и (озарявшие, озаренные) солнцем облака плавно движутся по небу.

Порядок слов:

  1. Мы любовались картиной бушующего моря у наших ног.( Мы любовались картиной моря, бушующего у наших ног./ Мы любовались картиной бушующего у наших ног моря.)
  2. По узкой тропинке мы поднялись на площадку, извивающуюся между скал. (По узкой тропинке, извивающейся между скал, мы поднялись на площадку.)

Вывод: 1) причастия необходимо согласовывать с определяемым словом (№ 1, 2); 2) если зависимое слово стоит в Т.п., то употребляется страдательное причастие (№ 3, 4); 3) определяемое слово не может находиться внутри причастного оборота; 4) определяемое слово не должно быть оторвано от причастного оборота.

  1. Закрепление пройденного материала.

- Для точной речи необходимо различать смыслы на первый взгляд похожих по звучанию, строению, но разных по смыслу слов. Как называются такие слова в лексике?(Паронимы.) Проверка д.з. (упр.537 п.1: шумная ссора, гурьба, город; шумливые дети, самовар, дни; шумовой эффект, оркестр, зверь; шумноватая компания; шумящая ночь)

- Какие из этих слов мы можем употребить со словом «водопад»? (Шумный, шумноватый, шумящий.)

Задание 4. Выявление роли деепричастий в тексте. Анализ языковых средств стихотворения Роберта Саути «Лодорский водопад».

Лексическая работа: Что такое водопад? (Стремительно падающий с высоты поток воды.)

Прочитайте стихотворение Р.Саути «Лодорский водопад». Сколько предложений в тексте? В чем необычность этого стихотворения? Почему такую необычную форму записи стихотворения выбирает поэт?

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь.

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, смеясь и болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,-

Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!

- Сколько предложений в тексте?

- В чем необычность этого стихотворения? (Состоит почти из одних деепричастий.)

- А знате, сколько их? 48 одиночных деепричастий!

- С какой целью используется в этом тексте такое количество деепричастий? Какой художественный эффект достигается? (Картина становится зримой, образной, озвученной. Водопад изменчив: покорный и бунтующий, спокойный и резвый. Деепричастия дают разнообразные характеристики действию по цвету, звуку, движению.)

- Почему такую необычную форму стихотворения выбирает поэт? (Стихотворение записано в форме пирамиды, чтобы подчеркнуть сходство с водопадом).

- Какую роль играют деепричастия в речи? (Оно дорисовывает действие, помогая создать живописную картину действий.)

Именно при помощи деепричастий поэту удалось описать неукротимую природную стихию, показать могущество и великолепие водопада.

Обозначая добавочное действие, деепричастие украшает нашу речь, заставляет обратить внимание на незаметные, на первый взгляд, детали.

  1. Применение изученного материала.

Творческое задание. Работа с деформированным текстом.

- Поэту удалось изобразить могущество и великолепие водопада при помощи деепричастий. А теперь обратимся к живописи и посмотрим, какое впечатление произвел водопад на художника-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского (1817-1900).

- Кто такой художник-маринист? (МАРИНИСТ ( франц.mariniste, от лат. marinus – морской) – художник, изображающий море.)

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\0012-011-Niagarskij-vodopad (1).jpg

Задание 5. Допишите текст, вставив вместо пропусков деепричастия и деепричастные обороты. Можно воспользоваться материалом стихотворения Р.Саути.

Перед нами картина Ивана Константиновича Айвазовского «Ниагарский водопад». Мощные потоки воды, (деепричастие) и (деепричастие), устремляются вниз с огромной высоты. Они, (деепричастие), неостановимо бегут наперегонки, (деепричастный оборот). Вот они, (деепричастие), переливаются под лучами солнца, а вот, (деепричастие), сливаются с темными скалами. Кто разгадает тайну? Кто укротит стихию, которая, (деепричастный оборот), веками удивляет человека?

Возможный вариант:

Перед нами картина И.К.Айвазовского «Ниагарский водопад». Мощные потоки воды, шипя и пенясь, устремляются вниз с огромной высоты. Они, сливаясь, неостановимо бегут наперегонки, устремляясь вперед и вперед. Вот они, взлетая, переливаются под лучами солнца, а вот, дробясь, сливаются с темными скалами. Кто разгадает тайну? Кто укротит стихию, которая, покоряя своим величием, веками удивляет человека?

  1. 9. Контроль и самоконтроль, коррекция. Обобщение и систематизация, включение в систему знаний.

(Чтение текстов.)

9. Домашнее задание.

Упр.544 (сочинение-миниатюра по репродукции картины Николая Никаноровича Дубовского (1859-1918) «Море»).

10. Подведение итогов.

- Как вы думаете, приблизились мы к цели, которую определили в начале урока – стремиться к частому и правильному употреблению причастий и деепричастий в речи?

- Что же надо делать, чтобы обогатить свой лексикон этими непростыми особыми формами глагола? (Читать художественную литературу. Следить за грамотностью речи.)

11. Рефлексия.

Задание 6.

Дополни фразу:

На уроке мне было…(интересно, легко, скучно, трудно).

Прочитай предложение, заменив глаголы в скобках на деепричастия несовершенного вида.

Я на уроке наблюдал(-а) за «работой» причастий и деепричастий в текстах (художественного) стиля; был(-а) корректором, (исправлять) исправляя грамматические ошибки; попробовал(-а) себя как сочинитель, (делать) делая деформированный текст правильным, точным и выразительным. Я (доволен(довольна)/не доволен(не довольна) своей работой на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Употребление причастий и деепричастий в речи"

Этот урок я проводила, участвуя в конкурсе  "Учитель года". Класс, которому я давала урок, был мне незнаком ( таково было условие испытания). Но благодаря сценке в начале урока ребята а...

Урок по русскому языку "Употребление причастий и деепричастий в речи"

Обобщающий урок по темам "Причастие" и "Деепричастие" в 6 классе...

Употребление причастий и деепричастий в речи

Конспект урока "Употребление причастий и деепричастий в речи" и презентация к нему...

"Употребление в речи причастий и деепричастий"

Презентация для урока русского языка в 6 классе....

Урок "Употребление в речи причастий и деепричастий" 6 класс

Конспект урока  русского языка в 6 классе по теме "Употребление причастий и деепричастий в речи" разработан на основе УМК под редакцией М.М. Разумовской в соответствии с требованиями ФГОС. На уро...

Схема-алгоритм правописания суффиксов причастий и деепричастий и проверочный тест по теме «Причастие и деепричастие»

6 класс,  программа М.М РазумовскойАвтор: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 3 г. Новый Оскол, Белгородской областиБелова Светлана Николаевна...

Схема-алгоритм правописания суффиксов причастий и деепричастий и проверочный тест по теме «Причастие и деепричастие»

Ценный материал после изучения данной темы. В начале дается схема алгаритм правописания суффиксов причастий и деепричастий, а потом проверочный тест по теме «Причастие и деепричастие»...