Урок русского языка в 7 классе. Тема: Особая форма глагола - причастие (обобщение).
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Смольянова Татьяна Ивановна

 

Урок русского языка в 7 классе

Тема: Особая форма глагола - причастие (обобщение).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smolyanovat.i.rar8.02 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе

Тема: Особая форма глагола - причастие (обобщение).

Цель: 1.Обобщение и систематизация материала по теме «Причастие»

2.Закрепление изученных орфограмм, совершенствование пунктуационных навыков.

Оборудование: таблица, учебник, карточки, запись на доске.

Ход урока

1.Разминка:

-Я вам загадаю загадку, а вы отгадайте её.

Вот свойство мое обязательное:

Склоняюсь я, как прилагательное.

На все вопросы его отвечают.

Глагол по назначению напоминают.

Л. П. Чесноков.

- О чем эта загадка?

- Верно, это причастие.

2. Сообщение темы и целей урока

- Ребята, мы с вами закончили изучать большую и сложную тему «Причастие».Должны приступить к изучению новой. Но сделаем это только после того, как наши экспедиции, преодолев препятствие, представляющие собой различные конкурсы и задания, взойдут на вершину, которая называется причастие.

     Во время восхождения должны будем:

А) обучить и систематизировать материал по теме «Причастие».

Б) закрепить изученные орфограммы и пунктограммы, а также закрепить следующие навыки и умения, (зачитать с плаката)

Знать:

1.  Грамматические признаки наречия.

2.  Правописание окончаний причастия.

3.  Правило правописания суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.

4.  Правописание не с причастием.

Уметь:

1.   Находить причастие в тексте.

2.   Выделять запятыми причастные обороты.

3.   Конструировать предложения с причастными оборотами.

В сегодняшнем восхождении участвуют две команды, экспедиции.

3.        Восхождение на вершину:

A)  Парный выход мы начинаем с конкурса «Кто внимательнее, мудрее». (диктант)

1.   Резолюция подготовлена.

2.   Документ создан.               

3.   Аппараты сломаны.

4.   Дети рассеянны.

5.   Камни отшлифованы.

6.   Степь выжжена.

7.   Волосы растрепаны.

8.   Доклад закончен.

9.   Ошибки исправлены.

10. Девочка взволнованна.

11. Улица вымощена.

12. Мебель полирована.

13. Глаза прищурены.

14. Окна освещены.

15. Пирог испечен.

16. Дорожка заасфальтирована.

Вопрос 1 -ой экспедиции : На какие орфографические правила подобраны слова в этом диктанте?

Вопрос 2-ой экспедиции: В чем разница между краткими причастиями и краткими отлагательными прилагательными?

Ребята, сегодня принесли мне телеграмму от причастия.

Телеграмма

Ребята, помогите мне, пожалуйста. Живу на свете давно, все про всех знаю, а какого само роду-племени и понятия не имею. Причастие.

- Поможем, ребята?

Вопрос 1-ой экспедиции . Что называется причастием?

Б)   Конкурс - игра «Кто быстрее».

Выписать из текста в тетрадь причастия, доказать ,что это причастие.

   Книга - это самое быстролетное из творений, созданных человеческим умом, человеческими руками. Хорошая книга - это неиссякаемый сосуд, заполненный человеческими мыслями, знаниями, чувствами. Хорошая книга - это дверь, раскрывающаяся перед тобой и впускающая в тебя какой-то новый, пусть и не очень большой каждый раз, уголок жизни.

Вопрос 2-ой экспедиции. Есть ли различие между этими причастиями?

B)  Конкурс «Кто лучше знает правило?».

Вопрос 1-ой экспедиции. Как образуются действительные причастия настоящего и прошедшего времени?

Вопрос 2-ой экспедиции. Как образуются страдательные причастия настоящего и прошедшего времени?

Вопрос 1-ой экспедиции. Итак, от каких глагольных признаков зависит образование причастий?

Вопрос 2-ой экспедиции. При образование каких причастий надо обращать внимание на спряжение глагола.

Работа с учебником. Упр. 85.

 Задание 1-ой экспедиции.

-  Выписать слова с орфограммой «Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Задание 2-ой экспедиции.

- Выписать слова с орфограммой «Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Отчего зависит написание гласных в этих суффиксах?

Г) Конкурс «Знаете ли вы?».

-  Как пишется -не- с причастиями, прилагательными

(не) выполненная вовремя работа.

(не) выспавшийся ребенок.

(не) опубликованный в газете очерк.

(не) греющее солнце.

(не) замерзающий зимой ручей.

(не) невидящий.

(не) продуман.

(не) замеченная тетрадь.

(не) окончен.

- Какой случай не встретился.

Итог.

А пока мы пишем, начальники экспедиций работают у доски по карточкам.

1 КАРТОЧКА

Списать, вставить, -н-, -нн-.

Вспаха ...ое поле, сея...ая через сито мука, асфальтирова..,ая дорожка, дрессиро-ва...ыймедведь, кова...ый, жела...ый, нежда...ый, краше...ый, прищуре...ые глаза, невида...ый.

2КАРТ0ЧКА

Списать вставить -н- или   -нн-.

Разрезке...ые всходы, тушс.ая картошка, истопле...ая печь, ране...ый боец, изму-че...ый взгляд, платок выглаже...ый, забрызга...ое пальто, сдела...ая работа, укреп-ле...ый берег,реше...ая задача.

ВЫВОД

Когда  одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий и прилагательных, образованных от глаголов.

(проверка заданий).

Задание.

Два причастия. (запись на доске)

освещенный                          раскрашенный

Почему в 1 -ом после шипящих пишем ё ,а во2-ом е?

Кто больше выпишет из упр. 118 причастий, в которых после шипящих пишется ё .(1 минута).

Проверка.

-  Молодцы.

Но у меня есть еще один вопрос:

-  Правильно ли записаны предложения на доске.

Ученик, напишущий изложение без единой ошибки, получит высокую оценку.

Фрукты нового урожая, отправляющеюся с юга, уже поступают на север.

-  Где ошибки, почему неправильно?

Д) Решить задачу.

Зависит ли от разбора слова правописание причастия.

Освещенные                           Раскрашенные

-  Какая это часть речи.

-  Разберите по составу.

-  В какой форме употребляется?

-  Какая часть слова влияет на правописание суффикса?

-  Поставьте ударение.

-  Почему в 1-ом пишем ё ,a в другом е 

(после шипящих под ударением ё)

4.Подведение итогов.

Несмотря на то, что на пути к вершине было столько трудностей, добрались до цели. Поэтому наследующим уроке можем приступить к изучению новой темы «Деепричастие» Домашнее задание: повторить параграф №29. Подготовится к контрольному диктанту. Оценки за урок.

Урок окончен. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"...

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола". УмК Бабайцевой...

Моделирование учебных ситуаций на уроке русского языка при изучении темы «Повелительное наклонение глагола» в 5 классе»

Целью данной работы является создание проблемной  ситуации на этапе мотивации . Цель этапа: мотивировать учащихся к учебной деятельности и установить  тематические рамки учебной деятельности...

Интегрированный урок (русский язык + ОБЖ) по теме "Повелительное наклонение глагола" , 6 класс. УМК: Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова.

Конспект интегрированного урока (русский язык + обж) по теме "Повелительное наклонение глагола", 6 класс. УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова. Урок получения новых зн...

Конспект урока русского языка 5 класс Тема: Обобщающее повторение. «Слово и его значения, закрепление и обобщение изученного»

Конспект урока русского языка 5 класс Тема: Обобщающее повторение.  «Слово и его значения, закрепление и обобщение изученного»...