"Употребление в речи причастий и деепричастий"
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) по теме
Презентация для урока русского языка в 6 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
upotreblenie_v_rechi_prichastiy_i_deeprichastiy.pptx | 1.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нет слова, которое было бы так замашисто , бойко , так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало , как метко сказанное русское слово . Н.В.Гоголь
Цели урока: Формировать умение определять роль причастий и деепричастий в речи; Формировать умение правильно употреблять причастия и деепричастия в книжной и разговорной речи; Повторить правописание причастий и деепричастий.
Найдите словосочетания с причастиями: Танцующая пара Потерянный вид Бегающие дети Растаявший снег Потерянный платок Бегающие глаза Открытое окно Шуршащие листья Танцующая походка
Причастия, встречающиеся в названиях книг, запишите в 2 колонки: действительные и страдательные « Унесё ( н,нн ) ые ветром» «Поющие в терновнике» «Бегущая по волнам» «Блистающий мир» « Отверже ( н,нн ) ые » «Открытая книга» « Утраче ( н,нн ) ые иллюзии» «Пылающий остров»
Проверьте себя: Действительные «По ющ ие в терновнике» «Бег ущ ая по волнам» «Блиста ющ ий мир» «Пыла ющ ий остров». Страдательные «Унесё нн ые ветром» «Отверже нн ые» «Откры т ая книга» «Утраче нн ые иллюзии»
Найдите неверное утверждение: Причастие – изменяемая часть речи. Причастие в предложении выполняет роль определения. Деепричастие обозначает признак предмета по действию. Деепричастие – неизменяемая часть речи. У причастия нет зависимых слов.
Не узнав горя Сделав худо Не зная броду Не отведав горького Снявши голову по волосам не плачут не узнаешь и сладкого и лаптя не сплетёшь не лезь в воду не узнаешь и радости Найдите соответствия
Проверьте себя! Не узнав горя, Сделав худо, Не зная броду, Не отведав горького, Снявши голову, не узнаешь и радости не жди добра не лезь в воду не узнаешь и сладкого по волосам не плачут
Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя А.С.Пушкин
Исследование текста
Назовите автора и произведение. Определите стиль речи. Найдите метафоры и эпитеты. Подчеркните причастия и причастные обороты. Какова их роль в тексте? Но эти дни норда выманивали Лонгрена из его маленького тёплого дома чаще, чем солнце, забрасывающее в ясную погоду море покрывалами воздушного золота. Лонгрен выходил на мостик, настланный по длинным рядам свай, смотря, как обнажённое у берегов дно дымилось седой пеной, еле поспевающей за валами, грохочущий бег которых к чёрному горизонту наполнил пространство стадами фантастических гривастых существ, несущихся в свирепом отчаянии к далёкому утешению .
Но эти дни норда выманивали Лонгрена из его маленького тёплого дома чаще, чем солнце, забрасывающее в ясную погоду море покрывалами воздушного золота. Лонгрен выходил на мостик, настланный по длинным рядам свай, смотря, как обнажённое у берегов дно дымилось седой пеной, еле поспевающей за валами, грохоч ущ ий бег которых к чёрному горизонту наполнил пространство стадами фантастических гривастых существ, несущихся в свирепом отчаянии к далёкому утешению .
1. Образуйте причастия от глаголов в скобках. 2 . Объясните постановку знаков препинания при обособленных членах предложения . 3. Найдите примеры эпитетов, олицетворений , метафор. Море, огромное, лениво (вздыхать) у берега, - уснуло и неподвижно в дали, (облить) голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не (скрывать) собою золотых узоров звёзд. (М.Горький)
Море, /огромное, лениво вздыхающее у берега/, - уснуло и неподвижно в дали, / облитой голубым сиянием луны/. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков , /неподвижных и не скрывающих собою золотых узоров звёзд/. Ключ
Исправьте ошибки в употреблении деепричастий Раздвинув кусты шиповника , виднеется старинный дом . Мальчик гладил пёсика по спине, виляя хвостом . Наловив рыбу , у нас кончились червяки . Подъехав к платформе, собаки встретили нас дружным лаем.
За раздвинутыми кустами шиповника виднеется старинный дом. Мальчик гладил по спине пёсика, вилявшего хвостом. После того, как мы наловили рыбу, у нас кончились червяки. Когда мы подъезжали к платформе, собаки встретили нас дружным лаем. КЛЮЧ
Выберите грамматически правильное продолжение предложения : Анализируя состав слова, У меня возник вопрос. Укажите его морфемы. Мне поставили «отлично». Часто не указывается основа.
Выберите грамматически правильное продолжение предложения: Закрыв книгу, Герои надолго остаются в нашей памяти. Обдумывается прочитанное. Постарайтесь представить её героев. У меня возникло желание перечитать её.
Эти глагольные формы необходимы для яркого, красочного описания природы; для выразительности описания чувств, переживаний людей и живых существ; делают текст динамичным, выразительным, более точным и ёмким. Вывод: роль причастия и деепричастия в речи
Подведём итоги Самым интересным на уроке для меня было… Для меня оказалось трудным и сложным… Я был(а) бы рад(а)…
Домашнее задание: на писать сочинение – миниатюру «Роль причастий и деепричастий в речи».
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Употребление причастий и деепричастий в речи"
Этот урок я проводила, участвуя в конкурсе "Учитель года". Класс, которому я давала урок, был мне незнаком ( таково было условие испытания). Но благодаря сценке в начале урока ребята а...
Урок по русскому языку "Употребление причастий и деепричастий в речи"
Обобщающий урок по темам "Причастие" и "Деепричастие" в 6 классе...
Употребление причастий и деепричастий в речи
Конспект урока "Употребление причастий и деепричастий в речи" и презентация к нему...
Открытый урок «Употребление причастий и деепричастий в речи»
Место в программе: первый урок по теме: «Употребление причастий и деепричастий в речи», один из заключительных по темам «Причастие» и «Деепричастие». Тип урока: урок развития речи.Используемые ме...
Конспект урока по теме:"Употребление причастий и деепричастий в речи"
Материал данного урока позволит учащимся научиться правильно употреблять в речи причастия и деепричастия....
Ошибки при употреблении форм глаголов, причастий и деепричастий
Данный й материал содержит теоретическую и практическую часть и может быть использован при подготовке к ЕГЭ по русскому языку (задание № 6)....
Урок "Употребление в речи причастий и деепричастий" 6 класс
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Употребление причастий и деепричастий в речи" разработан на основе УМК под редакцией М.М. Разумовской в соответствии с требованиями ФГОС. На уро...