Произношение глаголов, причастий и деепричастий
план-конспект урока (6 класс) на тему

Морковкина Валентина Евгеньевна

Урок русского языка в 6 классе. Программа Разумовской М.М.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок русского языка в 6 классе35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка для 6 класса
по теме
 «Произношение глаголов, причастий и деепричастий»

Морковкина Валентина Евгеньевна, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №37» г. Дзержинска

УМК под редакцией М. М. Разумовской и П. А. Леканта для 6 класса.

М., Дрофа, 2016

Тип урока: комбинированный

Цели: закрепить знания по орфоэпии, отработать навыки произношения

Задачи:

  • совершенствовать навыки произношения, умения работать с транскрипцией;
  • формировать умение мыслить логически, сравнивать, обобщать; воспитывать доброжелательность, уважение к труду одноклассников и учителя.

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, доска

Ход урока

  1. Оргмомент. (2 мин.)

Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Кто сегодня дежурный? Кого нет в классе? Спасибо. Начинай урок.

Дежурный: открываем тетради, отступаем две строки от последней записи, записываем число, классная работа.

Учитель: урок по традиции начинаем с повторения

        а) на карточках сегодня работают…

        б) разборы у доски выполняют… (волшебные, осенний)

в) класс вместе с … транскрибирует фразу «Книг волшебные страницы помогают людям жить…»

        Учитель: работу на карточках закончили.

        ! каждому отвечающему на уроке задается вопрос!

  1. Подготовка к изучению нового материала (4 мин.)

Учитель: Тема нашего урока «Произношение глаголов, причастий и деепричастий»

             Какова цель нашей работы? (научиться грамотно произносить глаголы, причастия и деепричастия).

             Какой раздел науки о языке изучает произношение?

Задание: дайте полное определение орфоэпии.

            Об орфоэпии и особенностях русского ударения нам напомнит… (работа со справочником)

             

  1. Изучение нового и закрепление (24 мин.)

а) Учитель: проверим ваше умение ставить ударения в словах. Для этого проведем соревнование по рядам: вам предлагаются карточки со словами, задача: поставить ударение и передать карточку товарищу. Какой ряд справится быстрее, тот и читает слова:

ЗВОНИТ

ПОНЯЛА
КУХОННЫЙ
ТОРТЫ
ДИРЕКТОРА
ДОГОВОР
СЛИВОВЫЙ

 Первым справился … ряд. Слушаем внимательно, если ударение поставлено неправильно, хлопаем в ладоши.

б) Учитель: откройте учебники на странице 185, подготовьтесь выразительно читать текст:

I вариант – под цифрой 1

II вариант – под цифрой 2

Выпишите слова с выделенными сочетаниями, затранскрибируйте.

Проверьте правильность выполнения самостоятельно. Поднимите руки, кто выполнил правильно.

Посмотрите на слова, какую закономерность вы увидели?

Проверьте правильно своего вывода по учебнику (с. 186).

Задание: запишите в транскрипции 3 слова, где на месте сочетания «тся» - «ться» будет произносится  ца

           Слова какой части речи вы запишите? (проверяются 4-5 человек)

в) Для выполнения следующего задания нам нужно внимательно прочитать справку учебника (с.186), руководствуясь этим правилом, выполняем упражнение 418.

Задание: возьмите в руки карандаши, за 1 минуту расставьте ударения в словах.

!читают слабые ученики!

Подготовили ладошки, проверяем: если ударение поставлено неправильно, хлопаем.

г) Внимательно прочитайте слова упражнения 419, найдите в каждой строчке «лишнее», объясните свой выбор.

Физкультпауза

д) Выполняем упражнение 425.

Задание: просмотрите текст, выразительно прочитайте,

выпишите глаголы, причастия и деепричастия, поставьте ударения, затранскрибируйте.

(взаимопроверка по образцу на доске:

П А Б Л И Д Н Э Л А

С А Д И Ц А

С И Р И Ц А

А Т С Ы Р Э Л

 Д Ы М И Ц А

Ш У Р Ш Ы Т

М Э Р К Н Э Т

Г А Р А

А З А Б Ш Ы В А

Л Й О Ц А

Р Д Э Й Э Т)

Кто выполнил без ошибок?

е) Работаем над произношением.

Задание: прочитайте слова (работа в парах + хоровое чтение),

запишите слова орфографически.

  1. Домашнее задание (2 мин.)

Учитель: откройте дневники, запишите упражнение 428, прочитайте задание: записать фразу, данную в транскрипции, орфографически.

  1. Подведение итогов.(3 мин.)

а) Выполнение теста.

б) беседа:

 – Чему мы научились сегодня на уроке?

 – Удалось ли нам достичь цели?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причастие и деепричастие - особые формы глагола

Конспект обобщающего урока в 6 классе по программе М.М.Разумовской....

Глагол, причастие, деепричастие. Нормы употребления.

Задания, направленные на формирование навыков грамотного употребления глаголов и глагольных форм....

Таблица «Гласные в личных окончаниях глагола, в суффиксах причастий и деепричастий»

В таблице обобщен теоретический материал, который поможет старшекласснику при подготовке к ЕГЭ легко вспомнить условия выбора гласной буквы в личных окончаниях глагола, а также в суффиксах глагола, пр...

Причастие и деепричастие как особые формы глагола.

Методическая разработка посвящена вопросам преподавания  одной из наиболее сложных тем раздела «Морфология»: «Причастие  и деепри...

Ошибки при употреблении форм глаголов, причастий и деепричастий

Данный й материал содержит теоретическую и практическую часть и может быть использован при подготовке к ЕГЭ по русскому языку (задание № 6)....

Контрольная работа по теме «Произношение и употребление причастий и деепричастий» 6 кл

Контрольная работа по теме «Произношение и употребление причастий и деепричастий»...