Разработка и технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Синонимы"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Разработка содержит:
1. Структура, этапы урока
2. Технологическая карта урока с указанием деятельности учителя, учащихся и формируемых УУД
3. Интерактивная игра (презентация)
Материалы разработаны в соответствии с требованиями ФГОС к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по теме "Синонимы" в 5 классе | 656.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока русского языка в 5 классе
Выполнила: Ковалева Светлана Павловна, учитель русского языка и литературы МБОУ Тёпловская СОШ
Карачевского района Брянской области
Тема урока «Синонимы» (2-й и заключительный урок по теме «Синонимы»)
Ход урока:
- Организационный этап
Приветствие детей, создание благоприятной, доброжелательной атмосферы, настрой на успешность деловых и дружеских отношений на уроке (уверение детей в радости от встречи с ними, уверенности в продуктивности работы с ними, корректный анализ итогов их домашней работы, «дарение» детям советов по преодолению трудностей, исправлению своих ошибок).
- Мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний
Приглашение к выполнению игрового задания с применением интерактивной игры-презентации «Третье лишнее». Разминка по выделению из 3-х слов одного, не являющегося синонимом к остальным. (Создание позитивного настроения, тренировка умения концентрироваться, создание атмосферы соревновательности)
- Постановка и принятие обучающимися целей и задач урока
- Вопрос: «По какому признаку мы объединяли слова в пары?» (Они должны быть синонимами)
- Вопрос: «А что мы знаем о синонимах?» (фронтальный опрос)
- Задание-вопрос: «Что нового мы узнаем из текста на стр. 83. о синонимах?» (Синонимы могут сочетаться с разными словами. Различия в значениях синонимов надо учитывать при создании высказывания)
- Проблемный вопрос: «Какова же, на ваш взгляд, цель сегодняшнего занятия, какую роль играет ваша деятельность на уроке для вас самих?» (Надо научиться создавать речевые высказывания с учетом оттенков значения слов-синонимов. Это позволит расширить лексический запас и избежать ошибок в речевой практике, позволит нам выражать себя наиболее точно, а это служит средством успешного общения с людьми.)
- Применение знаний и умений в новой ситуации
- Задание: выполнить индивидуально упражнение 179. (Выполнение у доски по очереди). Проверка, сравнение результатов, корректировка. Аргументация своего выбора.
- Перерыв на физкультминутку.
Учитель организует выполнение физических упражнений, сам участвует в разминке. Корректирует настрой детей, способствует созданию коллективной атмосферы свободного общения, радостных эмоций
- Учитель организует работу в парах (по уже выявленным симпатиям). Выясняется характер задания к упр. 184, проверяется его осмысление, предлагаются к использованию необходимые словари. Дети приступают к работе. Ведется обсуждение в парах, учитель следит за характером отношений детей, оказывает необходимую помощь в случае потери порядка работы, корректирует стиль общения. Ребята готовятся к демонстрации своих результатов.
- Контроль выполнения задания
Учитель настраивает детей на морально-этическое (ценностное) содержание этого этапа работы: задача не столько в том, чтобы выявить ошибки, сколько в том, чтобы услышать товарищей, корректно указать им на ошибку, пожелать всем успеха в дальнейшей деятельности, научиться сопереживать как успехам, так и неудачам товарищей, вызвать желание им помочь.
Ребята по очереди демонстрируют выполнение задания к тексту, получают комментарии товарищей, производят коррекцию своих результатов; осмысливают свои ошибки (если есть). Мысленно ставят себе отметку.
- Обобщение и систематизация знаний
- Учитель об общем впечатлении от работы детей в парах и результатов этой работы
- Вопросы:
- В каком разделе науки о языке мы работали?
- Как вы сформулируете тему урока?
- Какие слова в русском языке мы называем синонимами?
- Как вам работалось с этими языковыми единицами?
- Получилось ли у вас сочетать синонимы с различными словами?
- Что было трудным?
- Рефлексия учебной деятельности
Вопросы:
- Почему в работе некоторых пар были сбои?
- Чего не хватало ребятам для успешного выполнения задания?
- Что надо сделать, чтобы результаты в дальнейшем были более высокие? (Переход к домашней работе)
- Предъявление вариантов домашней работы
Учитель продолжает логику достижения успешности, предлагая выбор задания для себя: упражнение 183 (знакомятся с его содержанием, комментируют его направленность и особенности) или задание более творческого характера – составить микротекст (на любую тему) с использованием слов-синонимов.
- Эмоциональная разрядка
В качестве поддержки и мотивации учитель предлагает высказаться о своих впечатлениях, о том, что вызвало наибольший интерес, о том, что можно пожелать учителю и своим друзьям на будущий урок. Кроме этого он дает совет в виде притчи о том, как из лимона сделать лимонад, т.е. как преодолевать трудности самостоятельной работы по освоению основ наук.
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Синонимы»
Выполнила: Ковалева Светлана Павловна, учитель русского языка и литературы МБОУ Тёпловская СОШ Карачевского района Брянской области
- Предмет: русский язык
- Класс: 5
- Учебник: Русский язык. 5 класс. Учебник для образовательных организаций. В 2 ч. Ч. 1 / Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
- Тема урока: «Синонимы» (2-й урок по теме «Синонимы»)
- Тип урока: комбинированный (освоение новых знаний, закрепление ранее полученных и обобщение)
- Цель урока: закрепление полученных знаний, применение знаний в новых обстоятельствах, расширение знаний по теме.
- Задачи урока:
- Образовательные: углубление знаний о синонимах; применение знаний для решения новых учебных задач;
- Развивающие: развивать внимание к речевому строю языка; умение речевого и лингвистического (смыслового) анализа слов; умение сравнения речевых фактов; развитие умения строить речевое высказывание на лингвистическую тему, основываясь на своих наблюдениях; умение аргументировать свою точку зрения.
- Воспитательные: прививать любовь и бережное отношение к языку; формировать терпимое отношение к попыткам речевого оформления своих мыслей одноклассниками, уважительное отношение к другому мнению, умение тактичного и аргументированного ведения диалога.
- Планируемые результаты:
- Предметные: знать, какие слова являются синонимами, в чем их отличие друг от друга; уметь подбирать синонимы к заданным словам, выделять синонимы в тексте, исключать «лишнее» из ряда слов-синонимов; правильно сочетать синонимы с другими словами.
- Личностные: уважительное отношение к мнению товарища; практика взаимооценки учебной деятельности; любовь к русскому языку как одному из самых богатых в своём разнообразии.
- Метапредметные: умение сравнивать (выделять общие и различные признаки сравниваемых объектов), организация и корректировка работы в паре; смысловая работа с текстами научного и художественного характера.
- Основные понятия темы: лексика, синонимы, синонимическая пара, синонимический ряд, лексическая сочетаемость, части речи, смысл, значение.
- Межпредметные связи: изобразительное искусство, химия.
- Особенности методики: использование проблемных вопросов, требующих развития абстрактного мышления, использования метода сравнительного анализа.
- Ресурсы: толковый словарь, словарь синонимов; мультимедийные средства (проектор, ноутбук, учебная презентация)
Технологическая карта урока с использованием ИКТ и элементов технологии проблемного обучения
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1. | Организационный Цель: настроить детей на благожелательное отношение друг к другу, готовность к сотрудничеству, создание ситуации успеха | Приветствует детей, говорит об успехах пятиклассников в преодолении личных трудностей в освоении знаний и умений по русскому языку и в любой другой работе в целом. | Воспринимают благожелательный тон учителя, эмоционально откликаются на него; сопереживают одноклассникам; мобилизуют внимание, настраиваясь на учебное сотрудничество. | Организация своего рабочего места и внутренний настрой (Р); применение корректных форм в общении со сверстниками и учителем (К) |
2. | Мотивация учебной деятельности обучающихся. Актуализация знаний. Цель: вызвать интерес к языковым явлениям и побудить к собственным умственным действиям | Организует с помощью тренировочной учебной презентации «Третье лишнее» разминку, зарядку для ума | Включаются в сравнительный анализ языковых явлений в игровой форме | Выявление общих и различных признаков слов по единому критерию (П); умение слушать товарища, аргументировать свою точку зрения (К) |
3. | Постановка и принятие обучающимися целей и задач урока Цель: принятие целей и задач урока как деятельность, личностно необходимую для собственного развития и успешности | Ставит обобщающий вопрос по проведенной тренировке: «По какому признаку мы объединяли слова в пары?» Даёт задание обобщить знания об изучаемом явлении («Что мы знаем о синонимах?») Ставит познавательную задачу – вопрос: «Что нового о синонимах мы узнаем из учебного текста (стр. 83)?» Мотивирует детей на осмысление своей деятельности на уроке, принятие цели и задач с позиций личностного смысла, обращаясь с просьбой сформулировать на основе вновь полученной информации личные цели и задачи на текущем занятии. | Формулируют ответ на поставленный вопрос, употребляя лингвистический термин; обобщают полученные результаты в ходе выполнения игрового задания Воспроизводят полученные на прошлом уроке и закреплённые в домашней работе знания о синонимах. Поиск ответа на вопрос. Ответы на вопрос. Пытаются соотнести полученную информацию с целью своей учебной деятельности, формулируют цель и строят предположения о способах её достижения. | Структурирование, упорядочение учебного материала (П); выстраивание осмысленного высказывания, осмысление услышанного от одноклассников (К); определение зон известного и неизвестного в изучаемой теме (П); настрой на получение положительного результата в индивидуальной работе по решению учебной задачи (Л); организация деятельности по решению познавательной задачи проблемного характера (Р); определение целей своей деятельности, способов её достижения (Р); формулирование целей и задач своей деятельности (К). |
4. | Применение знаний и умений в новой ситуации Цель: закрепить полученные знания | Организует работу обучающихся по тренировке подбора синонимов, определения синонимических пар (упр. 179). Проверяет осмысленность выбора пятиклассников. Концентрирует внимание детей на орфографию и каллиграфию, развитие орфографической зоркости, внимательности к слову, в частности, к языку, в целом. | Применяют на практике полученные знания, знакомятся с новыми (или редко употребляемыми) словами, расширяют свой лингвистический запас. | Соотнесение написанного самим и образцом, сравнение результатов своей и чужой деятельности (П); аргументация своей точки зрения (К). |
Перерыв: физкультминутка Цель: соблюдение санитарно-гигиенических норм | Организует проведение двигательных упражнений, сам участвует в разминку | Выполняют физические движения, снимают эмоциональное и мышечное напряжение | Чувство единения с коллективом, ощущение общей атмосферы радости от совместно осуществляемых действий (Л) | |
Организует работу в парах по выполнению задания к упр. 184, а также самостоятельную работу со словарями. | Организуют работу в своей паре: а) определяют цель и задачи работы; б) определяют порядок своих действий; в) обсуждают, как будет выглядеть результат их совместной деятельности; г) осуществляют взаимопроверку; д) при необходимости осуществляют корректировку. | Цели и задачи, способы совместных действий, оформление результатов (Р); реализация собственных амбиций и принятие своей роли в общей работе (Л); корректные, вежливые формы общения к товарищем (К); уважительное отношение к мнению одноклассника (Л) | ||
5. | Контроль выполнения задания Цель: коррекция знаний, выявление собственного уровня знаний и умений | Организует демонстрацию результатов работы группы, настраивает и корректирует формы общения и поведения | Докладывают о своих результатах, соотносят итоги работы одноклассников со своими, обосновывают свои ответы. Корректируют результаты. | Соотношение результата своей деятельности с образцом выполнения задания, корректировка результатов (Р); оценка результатов совместной деятельности, её анализ (Р); формулирование ответов, обоснование принятых решений (К); уважительное отношение к позиции другого (Л, К) |
6. | Обобщение и систематизация знаний Цель: структурировать материал, восполнить отсутствующие элементы системы | Задаёт обобщающие, систематизирующие вопросы | Структурируют, обобщают знания, осмысливают целесообразность своих действий, степень своей активности; восполняют пробелы. | Выявление причинно-следственных связей (П); умение признавать ошибки, настрой на успех в будущем (Л). |
7. | Рефлексия учебной деятельности Цель: самооценка результатов своей деятельности, осознание возникших проблем, причин их возникновения и путей дальнейших действий. | Организует обсуждение способов взаимодействия в парах и причин неудач, в том числе и причин успеха. Работает над смыслообразованием. | Анализируют причины получения положительного или отрицательного результата | Формирование нравственно-этических ценностей, (Л); |
8. | Предъявление вариантов домашней работы Цель: мотивировать учащихся к совершенствованию своих знаний, навыков и личностных качеств | Обосновывает целесообразность вариантов домашнего задания. Мотивирует детей на саморазвитие и успех. | Осмысливают логическую связь и личностное значение своей будущей домашней работы над темой. | Установление связи между учебной деятельностью и мотивом (Л); планирование, построение алгоритма своей дальнейшей деятельности (Р) |
9. | Эмоциональная разрядка Цель: снять напряжение, тревожность, ликвидировать или уменьшить негативные эмоции | Задает вопросы: какова была тема урока, раздел науки о языке, что было трудным, что интересным, какие пожелания друг другу. | Снимают эмоциональное напряжение в свободных высказываниях | Доброжелательная атмосфера в свободных высказываниях личностного характера (Л, К) |
Приложение.
Интерактивная игра-презентация «Третье лишнее». Найди третье лишнее из групп слов:
- Слайд: настоящий, истинный, фальшивый (не синоним)
- Слайд: горячий, горящий, обжигающий
- Слайд: знакомый, известный, великий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....
технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"
Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...
Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"
Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Методическая разработка . Технологическая карта урока.Русский язык .7 класс."Употребление предлогов в речи."
Технологическая карта урока . Русский язык. 7 класс. "Употребление предлогов в речи"....
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....
Методическая разработка : ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 5 КЛАСС Тема: «Повторение изученного по теме «Имя существительное»
Цель деятельности учителя — Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме " Имя существительное" .Тип урока-урок систематизации и обобщения знаний и умений .Планируемы...