Рабочая программа по русскому языку для 6 класса
рабочая программа по русскому языку (6 класс) по теме
Рабочая программа разработана для 6 класса по учебнику под редакцией М.Т.Баранова,Т.А.Ладыженской
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 101.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
Петропавловск - Камчатского городского округа
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждено»
Председатель ШМО Заместитель директора по УВР Директор школы
_________/ Карасева И.Л. ____________/ Костюченко Е.Я. _________/ Федоров Д.С.
Протокол №_________ Приказ № _____________
от «___» ___________ 2015г. «__» _____________ 2015 г. от «__» __________ 2015 г.
Рабочая программа по русскому языку
6 (а, б, в) класс
(базовый уровень)
Войт Наталья Геннадьевна
учитель русского языка и литературы
2015-2016 учебный год
Рабочая программа составлена на основе компонента Федерального государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебникам 5-9 классов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык: 5-9 кл. / Сост. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Изд. 8-е. – М.: Просвещение, 2007 (Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации)
Общая характеристика учебного предмета
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Курс русского языка для 6 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она состоит из трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся 6класса не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
В 6 классе продолжает формироваться и развиваться коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 6 класса основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа для 6 класса предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в рабочей программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, рабочая программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Цели и задачи программы
Основными целями обучения в 6 классе являются:
- Изучение системы русского языка и функционирования ее в речи.
- Формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
- Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативного соответствия ситуации и сфере общения.
- Развитие логического мышления школьников; обучение умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку.
- Развитие устной и письменной речи учащихся в соответствии с нормами русского литературного языка.
- Патриотическое, духовное и эстетическое воспитание учащихся средствами русского языка; воспитание чувства любви к родному языку, интереса к его изучению.
Данные цели обусловливают решение следующих задач:
- развивать все виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
- создавать условия для формирования общеучебных умений и навыков: коммуникативных, интеллектуальных, информационных, организационных;
- создавать условия для формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Содержание программы
Программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о современном русском литературном языке. Вместе с тем в нее включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях.
Программа содержит:
- отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о его значении на мировом уровне;
- речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков;
- сведения об основных нормах русского литературного языка;
- сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Особое внимание уделяется формированию прочных знаний, умений и навыков школьников, развитию межпредметных связей, работе над связной речью учащихся, формированию навыков работы со справочной и словарной литературой.
Особенности программы для 6 класса обусловлены:
1) возрастными возможностями учащихся. В соответствии с этим изучение некоторых тем курса русского языка проводится в два этапа. Например, темы «Лексика», «Словообразование», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» даются в 5 и 6 классах.
2) необходимостью решения вопросов преемственности между 5 и 6 классами. В 6 классе в разделе «Повторение изученного в 5 классе» определено содержание этой работы. Каждая тема завершается повторением пройденного. Кроме того, темам, изучаемым в несколько этапов, на следующей ступени предшествует повторение сведений, полученных в предыдущем классе. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочности знаний и умений школьников.
Программа реализована в УМК творческого коллектива Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. Русский язык: Учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. 29-е изд. – М.: Просвещение, 2007 (Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации)
Данный учебник имеет лингвометодический характер, характеризуется систематичностью изложения теоретических сведений, в том числе и сведений, обеспечивающих работу по развитию речи, насыщенностью заданиями практической направленности, текстами для работы над развитием связной речи учащихся.
Формы организации учебного процесса интерактивные: сочетание традиционных классических форм, методов и приемов обучения с инновационными, нетрадиционными (уроки деловой игры, уроки презентации, индивидуализация и дифференциация обучения (работа в малых группах, ролевые и деловые игры, тренинги), позволяющие выявить одаренных детей, открыть широкие образовательные перспективы для исследовательской деятельности в области осмысления слова, текста, языка, нацеленные на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного подхода к обучению русскому языку.
При реализации программы планируется использовать следующие принципы:
Индивидуальный подход - учет индивидуальных особенностей ученика в процессе обучения.
Доступность – подача учебной информации с учетом возрастных особенностей развития памяти, внимания и мышления.
Целенаправленность – соответствие результатов определенной цели.
Реалистичность – соответствие проектируемого пути развития ситуации и ресурсного обеспечения всем показателям возрастного развития учащегося.
Преемственность – опора на ранее полученные знания и опыт учащегося.
Результативность – овладение процессуальными умениями.
Программа рассчитана на 210 часов (6 часов в неделю)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Раздел, тема | Колич. учебного времени | Изуч. теории и выполн. упр. | Контрольные работы | Развитие речи |
1 | Введение | 2 | 1 | 1 (провер. ост. знан.) | |
2 | Повторение изученного в 5 классе | 18 | 15 | 1 | 2 |
3 | Лексика и фразеология | 17 | 13 | 4 | |
4 | Словообразование и орфография | 32 | 26 | 1 | 5 |
5 | Морфология и орфография: | 127 | 106 | 6 | 15 |
- имя существительное | -26 | -22 | -2 | -2 | |
- имя прилагательное | -25 | -21 | -1 | -3 | |
- глагол | -33 | -28 | -1 | -4 | |
- имя числительное | -17 | -13 | -1 | -3 | |
- местоимение | -26 | -22 | -1 | -3 | |
6 | Повторение и систематизация изученного в 6 классе | 10 | 7 | 1 | 2 |
7 | Резервные уроки | 4 | 4 | ||
Всего | 210 | 172 | 10 | 28 |
Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разборов, выполнение упражнений практического и творческого характера, проверочные работы, различные виды диктантов (выборочный, распределительный), перфокарты, тестирование, написание сочинений и изложений, традиционные диагностические и контрольные работы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение (2ч.)
Русский язык – один из развитых языков мира
Тема 1
Повторение изученного в 5 классе. Культура речи (18ч.)
Звуки и буквы. Части слова. Орфограммы в приставках, корнях, суффиксах, окончаниях. Словосочетание. Простое предложение. Сложное предложение. Пунктуация в простом и сложном предложении. Прямая речь, диалог.
Развитие речи
Текст и его признаки. Тема текста. Основная мысль текста. Стили речи: официально-деловой стиль.
Обучающиеся должны знать: роль русского языка среди языков мира; изученные в 5 классе орфограммы, пунктограммы.
Обучающиеся должны уметь: обосновывать выбор изученных орфограмм и пунктограмм; определять тему и основную мысль текста, его стиль.
Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; контрольный диктант с грамматическим заданием.
Тема 2
Лексика и фразеология. Культура речи (17ч.)
Повторение пройденного по лексике в V классе. Лингвистические словари.
Общеупотребительные слова. Профессиональные слова. Диалектные слова. Устаревшие слова. Неологизмы. Исконно-русская и заимствованная лексика. Эмоционально-окрашенные слова. Понятие о фразеологизмах.
Развитие речи
Использование слов в соответствии с их лексическим значением. Способы сжатия текста. Описание помещения.
Обучающиеся должны знать: общеупотребительные, диалектные, профессиональные слова; устаревшие слова и неологизмы; исконно-русскую и заимствованную лексику; эмоционально-окрашенные слова; фразеологизмы.
Обучающиеся должны уметь: пользоваться различными словарями; определять лексическую принадлежность слова; использовать слова в соответствии с их лексическим значением; сжато излагать содержание текста; составлять рабочие материалы к описанию помещения.
Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; сжатое обучающее и контрольное изложение.
Тема 3
Словообразование и орфография. Культура речи (32ч.)
Повторение пройденного по словообразованию в V классе.
Этимология слова. Основные способы образования слов в русском языке. Правописание чередующихся гласных О и А в корнях -ГОР-/-ГАР-, -КОС/КАС-. Правописание гласных в приставках ПРЕ- И ПРИ-, буквы Ы и И после приставок на согласные.
Сложные слова. Правописание соединительных гласных О и Е. Сложносокращенные слова.
Разбор слова по составу и словообразовательный разбор.
Развитие речи
Систематизация материала к сочинению. Сложный план. Описание картины.
Обучающиеся должны знать: способы образования слов; возможности изменения морфем; орфограммы, связанные с морфемикой.
Обучающиеся должны уметь: производить морфемный анализ слов; выбирать правильные написания, зависящие от строения слова; согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени; пользоваться словообразовательными словарями; составлять сложный план; писать сочинение по картине.
Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; изложение-описание помещения; сочинение по картине; контрольный диктант с грамматическим заданием.
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (127ч.)
Тема 4
Имя существительное. Культура речи (26ч.)
Повторение сведений об имени существительном, полученных в V классе. Морфологические признаки существительного. Разносклоняемые существительные. Несклоняемые существительные (ознакомление). Род несклоняемых существительных. Существительные общего рода. Образование существительных.
НЕ с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ЕК -ИК; буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах существительных. Согласные Ч и Щ в суффиксе -ЧИК (-ЩИК).
Развитие речи
Употребление в речи разносклоняемых и несклоняемых существительных. Описание помещения по личным впечатлениям.
Обучающиеся должны знать: морфологические признаки существительного; способы образования существительных; правописание не с существительными и суффиксов существительных.
Обучающиеся должны уметь: различать существительное среди других частей речи; пользоваться орфографическими правилами при выборе написаний, основанных на морфологическом принципе; правильно употреблять изученную морфологическую единицу в речи; производить морфологический разбор существительного; создавать тексты типа описания.
Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; сочинение-описание помещения; контрольные диктанты с грамматическим заданием.
Тема 5
Имя прилагательное. Культура речи (25ч.)
Повторение пройденного об имени прилагательном в V классе. Морфологические признаки прилагательного. Разряды прилагательных: качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Образование прилагательных. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения.
НЕ с именами прилагательными. Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных. Правописание гласных Н и НН в именах прилагательных. Различение на письме суффиксов -К- и -СК-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
Развитие речи
Употребление в речи прилагательных. Описание природы. Выборочная работа с текстом. Описание картины.
Обучающиеся должны знать: морфологические признаки прилагательного; способы образования прилагательных; правописание не с прилагательными и суффиксов прилагательных; правописание сложных прилагательных.
Обучающиеся должны уметь: различать прилагательное среди других частей речи; пользоваться орфографическими правилами при выборе написаний, основанных на морфологическом принципе; правильно употреблять изученную морфологическую единицу в речи; производить морфологический разбор прилагательного; создавать тексты типа описания.
Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; сочинение по картине; выборочное изложение; контрольный диктант с грамматическим заданием.
Тема 6
Глагол. Культура речи (33ч.)
Повторение пройденного о глаголе в V классе. Морфологические признаки глагола. Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонение. Раздельное написание БЫ(Б) с глаголами в условном наклонении. Правописание глаголов повелительного наклонения. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Образование глаголов. Правописание гласных в суффиксах глаголов.
Развитие речи
Употребление в речи глагола. Употребление наклонений глагола. Рассказ. Рассказ по рисункам. Рассказ на основе услышанного.
Обучающиеся должны знать: морфологические признаки глагола; способы образования глагола ; правописание суффиксов глаголов.
Обучающиеся должны уметь: различать глагол среди других частей речи; пользоваться орфографическими правилами при выборе написаний, основанных на морфологическом принципе; правильно употреблять изученную морфологическую единицу в речи; производить морфологический разбор глагола; создавать тексты-рассказы.
Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; изложение с элементами сочинения; сочинение-рассказ на основе услышанного, контрольное сочинение-рассказ; контрольные диктанты с грамматическим заданием.
Тема 7
Имя числительное. Культура речи (17ч.)
Имя числительное как часть речи. Морфологические признаки числительного. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные.
Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях. Буква Ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.
Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.
Развитие речи
Употребление в речи прилагательных. Устное выступление. Выборочное изложение.
Обучающиеся должны знать: морфологические признаки числительного; способы образования числительных; правописание числительных.
Обучающиеся должны уметь: различать числительное среди других частей речи; пользоваться орфографическими правилами при выборе написаний, основанных на морфологическом принципе; правильно употреблять изученную морфологическую единицу в речи; производить морфологический разбор прилагательного; писать выборочное изложение, публично выступать.
Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; сжатое изложение; контрольный диктант с грамматическим заданием
Тема 8
Местоимение. Культура речи (26ч.)
Местоимение как часть речи. Морфологические признаки местоимения. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква Н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределённых местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях. НЕ в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях.
Развитие речи
Употребление в речи местоимений. Рассказ по сюжетным рисункам. Изложение с элементами сочинения.
Обучающиеся должны знать: морфологические признаки местоимения; способы образования местоимений; правописание местоимений.
Обучающиеся должны уметь: различать местоимение среди других частей речи; пользоваться орфографическими правилами при выборе написаний, основанных на морфологическом принципе; правильно употреблять изученную морфологическую единицу в речи; производить морфологический разбор местоимения; писать изложение с элементами сочинения, составлять рассказ по сюжетным рисункам.
Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; рассказ по сюжетным рисункам; контрольное изложение с элементами сочинения; контрольное сочинение; контрольный диктант с грамматическим заданием.
Тема 9
Повторение изученного в 6 классе (10ч.)
Разделы науки о языке. Орфография. Орфографический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис.
Обучающиеся должны знать: изученные в 5 классе теоретические сведения по лингвистике, орфограммы, пунктограммы.
Обучающиеся должны уметь: обосновывать выбор изученных орфограмм и пунктограмм; определять тему и основную мысль текста, его стиль; писать изложения (выборочные, с элементами сочинения) и сочинения различных видов (по картине, рассказы, на основе услышанного).
Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; контрольный итоговый диктант.
Резервные уроки (4ч.)
Календарно – тематическое планирование
Дата | № | Тема урока | По пл. | Факт | Примечание |
1 | Русский язык – один из развитых языков мира | 1 | |||
2 | Входная проверочная работа | 1 | |||
Повторение изученного в 5 классе (16+2рр) | 18 | ||||
3 | Фонетика, орфоэпия, графика. Фонетический разбор слова | 1 | |||
4 | Морфемы в слове. Морфемный разбор слова | 1 | |||
5 | Орфограммы в приставках и корнях слов | 1 | |||
6 | Орфограммы в корнях слов | 1 | |||
7 | Части речи. Морфологический разбор слова | 1 | |||
8 | Орфограммы в окончаниях слов | 1 | |||
9 | Словосочетание | 1 | |||
10 | Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения | 1 | |||
11 | Простое предложение с однородными членами | 1 | |||
12 | Сложное предложение | 1 | |||
13 | Знаки препинания в сложном предложении | 1 | |||
14 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений | 1 | |||
15 | Прямая речь. Диалог. Знаки препинания в предложениях с прямой речью | 1 | |||
16 | Закрепление материала. Подготовка к контрольному диктанту | 1 | |||
17 | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5 классе» | 1 | |||
18 | Работа над ошибками | 1 | |||
19 | Р/р Текст | 1 | |||
20 | Р/р Официально – деловой стиль речи | 1 | |||
Лексика и фразеология. Культура речи (13+4рр) | 17 | ||||
21 | Лексика. Культура речи | 1 | |||
22 | Р/р Словари | 1 | |||
23 24 | Р/Р Собирание материалов к сочинению по картине. Сочинение по картине А.М.Герасимова «После дождя» | 2 | |||
25 | Общеупотребительные слова | 1 | |||
26 | Профессионализмы | 1 | |||
27 | Диалектизмы | 1 | |||
28 | Жаргонизмы | 1 | |||
29 | Р/р Сжатое изложение по упражнению 75 | 1 | |||
30 | Анализ творческих работ. Работа над ошибками | 1 | |||
31 | Эмоционально окрашенные слова | 1 | |||
32 | Устаревшие слова и неологизмы | 1 | |||
33 34 | Исконно русские и заимствованные слова | 2 | |||
35 | Фразеологизмы, их употребление в речи | 1 | |||
36 | Источники фразеологизмов. Словари | 1 | |||
37 | Повторение по теме «Лексика» | 1 | |||
Словообразование. Орфография. Культура речи (27+5рр) | 32 | ||||
38- 40 | Словообразование. Повторение изученного в 5 классе. | 3 | |||
41 | Р/р Описание помещения | 1 | |||
42 43 | Основные способы образования слов в русском языке | 2 | |||
44 | Этимология слов | 1 | |||
45 | Р/р Систематизация материалов к сочинению. Сложный план | 1 | |||
46 | Р/р Сочинение-описание помещения | 1 | |||
47 | Анализ творческих работ. Работа над ошибками | 1 | |||
48 | Буквы О-А в корне –кос – кас – | 1 | |||
49- 51 | Буквы О-А в корне –гор – гар – | 3 | |||
52 | Буквы О-А в корне –кос – кас –, –гор – гар – | 1 | |||
53 | Проверочная работа по теме «Корни с чередованием» | 1 | |||
54 | Буквы И и Ы после приставок | 1 | |||
55- 60 | Гласные в приставках пре - при | 6 | |||
61 | Соединительные О и Е в сложных словах | 1 | |||
62 | Сложносокращённые слова | 1 | |||
63 64 | Р/р Сочинение по картине Т.Н. Яблонской «Утро» | 2 | |||
65 | Анализ творческих работ. Работа над ошибками | 1 | |||
66 | Морфемный и словообразовательный разбор слова | 1 | |||
67 | Повторение изученного по теме «Словообразование» | 1 | |||
68 | Контрольный диктант по теме «Словообразование» | 1 | |||
69 | Работа над ошибками | 1 | |||
Морфология. Орфография. Культура речи | |||||
Имя существительное (24+2рр) | 26 | ||||
70- 72 | Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе | 3 | |||
73 | Разносклоняемые имена существительные | 1 | |||
74 | Буква Е в суффиксе – ен - существительных на -мя | 1 | |||
75 | Несклоняемые имена существительные | 1 | |||
76 | Род несклоняемых имён существительных | 1 | |||
77 | Имена существительные общего рода | 1 | |||
78 | Морфологический разбор имени существительного | 1 | |||
79 | Р/р Сочинение по личным наблюдениям | 1 | |||
80 | Тестовая работа по теме «Имя существительное» | 1 | |||
81 | Повторение. Подготовка к полугодовой контрольной работе | 1 | |||
82 | Полугодовая контрольная работа (диктант) | 1 | |||
83 | Анализ работ. Работа над ошибками | 1 | |||
84 85 | Правописание НЕ с существительными | 2 | |||
86 | Буквы Ч и Щ в суффиксах существительных -чик- и -щик- | 1 | |||
87 | Гласные в суффиксах существительных -ек- и -ик- | 1 | |||
88 | Гласные о-е после шипящих в суффиксах существительных | 1 | |||
89 | Гласные О-Е после шипящих в суффиксах, окончаниях, и корнях существительных | 1 | |||
90 | Р/р Комплексный анализ текста по теме «Имя существительное» | 1 | |||
91 | Анализ работ. Работа над ошибками | 1 | |||
92 93 | Повторение изученного об имени существительном | 2 | |||
94 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 | |||
95 | Работа над ошибками | 1 | |||
Имя прилагательное (22+3рр) | 25 | ||||
96 97 | Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе | 2 | |||
98 | Р/р Описание природы | 1 | |||
99 100 | Степени сравнения имён прилагательных: сравнительная и превосходная | 2 | |||
101 | Разряды. Качественные прилагательные | 1 | |||
102 | Относительные прилагательные | 1 | |||
103 104 | Притяжательные прилагательные | 2 | |||
105 | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 | |||
106 107 | Правописание НЕ с именами прилагательными | 2 | |||
108 | Буквы О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных | 1 | |||
109 110 | Р/р Контрольное сочинение по картине Н.Г. Крымова «Зимний вечер» | 2 | |||
111 | Анализ творческих работ. Работа над ошибками | 1 | |||
112- 114 | Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных | 3 | |||
115 | Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск- | 1 | |||
116 | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных | 1 | |||
117 118 | Повторение по теме «Имя прилагательное» | 2 | |||
119 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 1 | |||
120 | Работа над ошибками | 1 | |||
Глагол (29+4рр) | 33 | ||||
121- 124 | Глагол. Повторение изученного в 5 классе | 4 | |||
125 | Р/р Сочинение - рассказ «Стёпа дрова колет» | 1 | |||
126 | Анализ творческих работ. Работа над ошибками | 1 | |||
127 | Разноспрягаемые глаголы | 1 | |||
128 129 | Глаголы переходные и непереходные | 2 | |||
130 131 | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение | 2 | |||
132 | Р/р Подробное изложение «Витькина гайка» | 1 | |||
133 | Анализ творческих работ. Работ над ошибками | 1 | |||
134 | Условное наклонение глагола | 1 | |||
135 136 | Повелительное наклонение глагола | 2 | |||
137 138 | Различение повелительного наклонения и формы будущего времени | 2 | |||
139 | Р/р Сочинение-рассказ по рисункам | 1 | |||
140 | Анализ творческих работ. Работа над ошибками | 1 | |||
141 | Тестовая работа по теме «Глагол» | 1 | |||
142 | Употребление наклонений | 1 | |||
143 144 | Безличные глаголы | 2 | |||
145 | Морфологический разбор глагола | 1 | |||
146 | Р/р Рассказ на основе услышанного | 1 | |||
147 | Анализ творческих работ. Работа над ошибками | 1 | |||
148 | Правописание гласных в суффиксах глаголов | 1 | |||
149- 151 | Систематизация и обобщение изученного о глаголе | 3 | |||
152 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 | |||
153 | Работа над ошибками | 1 | |||
Имя числительное (14+3рр) | 17 | ||||
154 | Имя числительное как часть речи | 1 | |||
155 | Простые и составные числительные | 1 | |||
156 | Мягкий знак на конце и в середине числительных | 1 | |||
157 | Разряды количественных числительных | 1 | |||
158 159 | Числительные, обозначающие целые числа | 2 | |||
160 | Р/р Выборочное изложение «Митраша» | 1 | |||
161 | Анализ творческих работ. Работа над ошибками | 1 | |||
162 | Дробные и собирательные числительные | 1 | |||
163 164 | Порядковые числительные | 2 | |||
165 | Морфологический разбор числительного | 1 | |||
166 167 | Р/р Контрольное изложение (подробное) с выполнением творческого задания | 2 | |||
168 | Систематизация и обобщение изученного о числительном | 1 | |||
169 | Контрольная работа по теме «Имя числительное» | 1 | |||
170 | Работа над ошибками | 1 | |||
Местоимение (23+3рр) | 26 | ||||
171 | Местоимение как часть речи | 1 | |||
172 173 | Разряды местоимений. Личные местоимения | 2 | |||
174 | Возвратное местоимение себя | 1 | |||
175 | Р/р Рассказ по сюжетным рисункам «Как я однажды помогал маме» | 1 | |||
176 | Анализ творческих работ. Работа над ошибками. | 1 | |||
177 | Вопросительные местоимения | 1 | |||
178 | Относительные местоимения | 1 | |||
179 180 | Неопределенные местоимения | 2 | |||
181 182 | Отрицательные местоимения | 2 | |||
183 184 | Притяжательные местоимения | 2 | |||
185 | Р/р Сочинение - рассуждение «Подарок» | 1 | |||
186 | Анализ творческих работ. Работа над ошибками | 1 | |||
187 188 | Указательные местоимения | 2 | |||
189 190 | Определительные местоимения | 2 | |||
191 | Морфологический разбор местоимения | 1 | |||
192 | Р/р Сочинение-рассуждение «В библиотеке» | 1 | |||
193 | Анализ творческих работ. Работа над ошибками | 1 | |||
194 | Повторение изученного по теме «Местоимение» | 1 | |||
195 | Контрольный диктант по теме «Местоимение» | 1 | |||
196 | Работа над ошибками | 1 | |||
Повторение и систематизация изученного в 6 классе (8+2рр) | 10 | ||||
197 | Орфография. Орфографический разбор | 1 | |||
198 | Пунктуация. Пунктуационный разбор | 1 | |||
199 200 | Р/р Контрольное сочинение | 2 | |||
201 | Лексика и фразеология | 1 | |||
202 | Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор | 1 | |||
203 | Морфология. Морфологический разбор слова | 1 | |||
204 | Синтаксис. Синтаксический разбор | 1 | |||
205 | Итоговый контрольный диктант | 1 | |||
206 | Заключительный урок. Рекомендации на лето | 1 | |||
Резервные уроки № 207, 208, 209, 210 | 4 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; ситуация речевого общения;
- основные признаки стилей языка;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные) для данного периода обучения; нормы речевого этикета;
уметь
- различать разговорную речь и другие стили;
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
- объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста);
- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
- создавать тексты различных стилей и жанров (применительно к данному этапу обучения);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями общения;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями);
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- соблюдать нормы русского речевого этикета;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Требования к уровню подготовки учащихся
за курс 6 класса
I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 6 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу 6 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в 6 классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;
- с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По развитию речи. Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом). Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме. Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.
Формы и средства контроля
Тема | Вопросы для контроля | Формы контроля |
Повторение изученного в V классе | Звуки речи. Словообразование слов. Написание гласных и согласных в корнях слов, правописание ь, о-ё после шипящих и ц, правописание приставок. Лексикология. Фразеология. | Контрольный диктант с грамматическим заданием |
Словообразование | Основные способы словообразования.Буквы О-А в корнях гор-гар,кос-кас.Гласные в приставках пре-при. Сложносокращ. слова. | Контрольный диктант с грамматическим заданием |
Имя существительное | Имя существительное как часть речи; общее значение, морфологические признаки; правописание гласных в падежных окончаниях существительных, о-ё после шипящих, гласные после ц. Проверка умения излагать услышанный текст, создавать текст, употреблять существительные в тексте. | Контрольный диктант с грамматическим заданием |
Имя прилагательное | Имя прилагательное как часть речи, правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных, правописание кратких прилагательных с основой на шипящую, разряды прилагательных по значению, степени сравнения, НЕ с прилагательными, Н-НН в прилагательных. Проверка умения подробно излагать услышанный текст с опорой на простой план. | Контрольный диктант с грамматическим заданием, контрольное сочинение |
Глагол | Глагол как часть речи; НЕ с глаголами, Ь в неопределенной форме глагола, а также в форме 2 л. ед.ч., Е-И в корнях с чередованием, гласные в безударных личных окончаниях глаголов, спряжение глаголов. | Контрольный диктант с грамматическим заданием, контрольное изложение |
Числительное | Имя числительное как часть речи, разряды числительных, склонение числительных. Проверка умения подробно излагать услышанный текст с опорой на сложный план. | Контрольная работа, контрольное изложение |
Местоимение | Местоимение как часть речи, разряды местоимений, правописание местоимений. | Контрольный диктант с грамматическим заданием |
Повторение изученного в VI классе | Повторение и обобщение изученного в VI классе. | Контрольное сочинение, итоговый диктант |
Перечень учебно-методических средств обучения
Основная литература
1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык.6 класс. – М.: Просвещение, 2007.
2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А.. Шанский Н.М. Программа по русскому языку для 5-9 классов. - М.: Просвещение, 2010.
Дополнительная литература
- Бакулина Г. А. Конспекты уроков для учителей русского языка: 6 класс / Г. А. Бакулина. - М.: Владос, 2004.
- Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А.. Секреты русской речи. – М.: Просвещение, 2003.
- Интерактивные проверочные работы. Русский язык. 5-6 классы. – Волгоград: Учитель, 2010.
- Козлова Р.П.,Чеснокова Н.В..Тесты по русскому языку:5-7 классы.-М.:ВАКО,2009.
- Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 6 класс. / Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2010.
- Ларионова Л. Г. Сборник упражнений по орфографии: 6 класс/Л. Г. Ларионова. - М.: Просвещение, 2006.
- Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования по русскому языку. – //Официальные документы в образовании, 2004, №5.
- Влодавская Е.А. Поурочные разработки по русскому языку. 6 класс. – М., 2006
- «Русский язык». Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба, Н.В. Ладыженская. М; «Просвещение», 2008 года. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
- «Поурочные разработки по русскому языку. К учебнику Т.А. Ладыженской и др. Русский язык. 6 класс». М; «Экзамен», 2008. Авторы: О. В. Беляева и О. А. Даценко
- «Уроки русского языка в 6 классе. Книга для учителя» М; « Просвещение», 2007 года. (К учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.) Автор Г.А. Богданова.
- Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык 6 класс. Авторы: В. И. Капинос, Л. И. Пучкова и др.
- Сборник диктантов по русскому языку: 6 класс: к учебнику Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык. 6 класс» \ Е.В. Пересветова. Издательство «Экзамен», Москва 2009.
- Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5 – 9 классы. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская. Москва «Просвещение» 2006 г. Рекомендовано Департаментом общего среднего образования Министерства образования РФ.
- Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля.
«Интеллект - Центр» Москва 2009.
Таблицы
1.1)Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи
2)Буквы Ы-И после приставок и после Ц
2.1)Знаки препинания в предложениях с ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ
2)НЕ с различными частями речи
3.1)Разделы русской орфографии
2)Разделы русской пунктуации
4.1)Правописание окончаний глаголов
2) Знаки препинания в СПП
5.1)Знаки препинания в ССП
2)Падежные окончания существительных
6.1)Н-НН в суффиксах прилагательных и причастий
2)Знаки препинания в предложениях с обращением и вводными конструкциями
7.1)Ь и Ъ в словах
2) Знаки препинания в БСП
8.1)Знаки препинания в предложениях с союзом И
2)Гласные после шипящих
9.1)Образование сложных слов и их написание
2) Знаки препинания в предложениях с цитатами
10.1) Знаки препинания в предложениях с и основные случаи их употребления
2)Различение НЕ и НИ
11.1)Знаки препинания в предложениях с деепричастием
2)Правописание суффиксов К и СК в прилагательных
12.1)Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при ОЧП
2)Правописание приставок
13.1)Правописание суффиксов имен существительных
2)Обособление согласованных определений
14.1)Тире между подлежащим и сказуемым
2)Правописание морфем
15.1)Правописание корней с чередованием
2)Знаки препинания между ОЧП
Приложение
Диктант
Вечерняя заря.
Вечерняя заря догорала. Начал расстилаться туман. Я решил вернуться домой. Быстрыми шагами миновал я заросли кустов. У ног моих простиралась равнина, а дальше стеной возвышался мрачный лес. Я осмотрел окрестность и спустился с холма. Высокая трава на дне долины белела ровной скатертью. Куда я зашел? Как найти дорогу?
Я вышел на опушку и пошел полем. Трудно было пробираться по узкой тропинке. Кругом росла высокая рожь. Ночная птица промчалась и коснулась меня крылом.
Но вот на вечернем небе с тали зажигаться звезды. Заблестел серп молодого месяца. Теперь я узнал дорогу и предполагал, что через час буду дома.
(По И. С. Тургеневу)
Грамматическое задание
- Выполните синтаксический разбор предложения.
1 вариант – Высокая трава на дне долины белела ровной скатертью.
2 вариант – Ночная птица промчалась и коснулась меня крылом.
- Выполните морфемный разбор слов:
1 вариант – возвышался, высокая
2 вариант – зажигаться, молодого
- Выполнить фонетический разбор слов:
1 вариант – теперь
2 вариант – звезды
- Дополнительное задание. Определите основную мысль текста.
Контрольное тестирование
по теме «Повторение изученного в V классе»
Кодификатор
№ умения | Проверяемое умение | № задания |
Определение звуков речи | А 5,6 | |
Написание гласных и согласных в приставках | А 8 | |
Написание мягкого знака | А 7 | |
Нахождение синонимов | В5 | |
Нахождение словосочетаний | А1 | |
Написание чередующихся гласных в корне | А9,В1 | |
Написание о – ё после шипящих | А8 | |
Написание гласных после ц | А8 | |
Определение членов предложения | А 2 | |
Постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью | А 4 | |
Нахождение однородных членов предложения | А3,В4 | |
Определение обращения | А3 | |
Определение грамматических основ в предложении | В6 | |
Нахождение кратких прилагательных | В3 | |
Нахождение эпитетов | В3 | |
Ответ на вопрос по тексту | С1 |
1вариант
Часть А
\
1.Какая пара слов не является словосочетанием?
а) река широка
б) характеристика героя
в) длинный день
г) пролистал газету
2. В каком предложении есть обстоятельство?
а) Майор пришел мальчишку на лафете.
б) Тускло льется свет лампады.
в) Вместе с тихим сном сливалось убаюкивание грез.
3. В каком предложении надо поставить только одну запятую?
а) Полно доченька не плачь.
б) Старый Лондон пахнет ромом дымом жестью и туманом.
в) Но кукушка на сосне кукует и тропинка к берегу ведет.
4. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
а) Все соседи только про нее и говорят – «Работница – золотые руки!»
б) Как-то юнга Дудочкин кинул в море лот, и на эту удочку клюнул кашалот.
в) В кабинете висели портреты писателей : Пушкина , Лермонтова, Толстого.
5. В каком слове все согласные звуки звонкие?
а) край
б) сгореть
в) роль
г) взгляд
6. В каком слове верно выделена буква ,обозначающая ударный гласный звук?
а) подушка мЯгка
б) квартАл
в) нАчала
г) свеклА
7. В каком ряду в обоих словах пишется Ь?
а) умыват…ся, дрож…
б) нет задач…,под…ехать
в) катаеш…ся,борщ…
г) нал…ю,линюч…
8. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
а) ч…рный ,плеч…
б) ц…фра, пальц…
в) заб…ру, ката…м
г) и…пугать,ра…бег
9. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
а) рю…зак, диало…
б) морж…,синиц…
г) г…мнастика, г…роизм
в) подр…сти, прил…гательное
Часть В
Прочитайте текст и выполните задания В1-В6.
(1)За окном порхали снежинки; одна из них, побольше, упала на край цветочного ящика и начала расти, расти, пока наконец не превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звездочек. (2)Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительного, сверкающего льда, и все же живая!(3)Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни теплоты, ни покоя.(4)Она кивнула мальчику и поманила его рукой.(5)Мальчуган испугался и
спрыгнул со стула; мимо окна промелькнуло что-то похожее на большую птицу.
В1.Из предложения (1) выпишите существительное с чередованием согласной в корне.
В2.Из предложения (4) выпишите слово (слова) с приставками.
В3.Из предложения (2) выпишите краткие прилагательные.
В4.Из предложения (3) выпишите однородные дополнения.
В5.Из предложения (4,5) выпишите синонимы.
В6.Сколько всего грамматических основ в предложении( 5)? Ответ запишите цифрой.
Часть С
С1.Напишите, как вы думаете, почему Кай испугался Снежной королевы?
(Ответ должен быть полным.)
2вариант
Часть А
1. Какая пара слов не является словосочетанием?
а) очень яркий
б) вокруг костра
г) неизвестная планета
2. В каком предложении есть обстоятельство?
а) Подснежников корзину несите во дворец!
б) Шелестят зеленые сережки, и горят серебряные росы.
в) Я покинул родимый дом, голубую оставил Русь.
3. В каком предложении надо поставить только одну запятую?
а) О чем ты заинька плачешь?
б) Тигр раскрыл пасть, раздался страшный рык.
в) Брезжит свет на заводи речные и румянит сетку небосклона.
4. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
а) Большие сани понеслись быстрее и затем свернули в переулок.
б) На страницах журнала «Новый Робинзон» печатались известные писатели: Маршак, Житков, Шварц.
в) «Я не ветеринар» - сказал Карл Петрович и захлопнул крышку рояля.
5 В каком слове все согласные звуки глухие?
а) цапля
б) весть
в) шумный
г) шубка
6.В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
а) щавЕль
б) дОговор
в) понЯли
г) помощь нУжна
7. .В каком ряду в обоих словах пишется Ь?
а) вертет…ся, овощ…
б) стереч…, картеч…
в) мощ…ный, в…юнок
г) горяч…, под…ем
8. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
а)расст…лать, кле…м
б) отц…, лекц…я
в) врач…м, расч…ска
г) во…мущение, бе…полезный
9. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
а) б…гряный, фи…летовый
б) моноло…, во…зал
в) выл…жить, водор…сли
г) птиц…,корж…к
Часть В
Прочитайте текст и выполните задания В1-В6 .
(1)Герда приплыла к большому вишневому саду, в котором приютился домик с красными и синими стеклами в окошках и с соломенной крышей.(2)У дверей стояли два деревянных солдата и отдавали честь всем, кто проплывал мимо.(3)Герда закричала им - она приняла их за живых, но они, понятно, не ответили ей.(4)Вот она подплыла к ним еще ближе, лодка подошла чуть не к самому берегу, и девочка закричала еще громче.(5)Из домика вышла, опираясь на клюку, старая-престарая старушка в большой соломенной шляпе, расписанной чудесными цветами.
В1.Из предложения (1) выпишите существительное с чередованием
согласной в корне.
В2. Из предложения (2) выпишите слово (слова) с приставками.
В3.Из предложения (5) выпишите прилагательные ,выступающие
в роли эпитетов.
В4.Из предложения (3) выпишите глагол (глаголы) совершенного вида.
В5.Из предложения (4) выпишите синонимы, обозначающие действия.
В 6. Сколько всего грамматических основ в предложении(4)? Ответ запишите цифрой.
Часть С
С 1.Напишите, как вы думаете, почему Герда отправилась в опасное путешествие?
( Ответ должен быть полным.)
Контрольный диктант с дополнительным заданием
по теме «Словообразование»
Кодификатор
№ умения | Проверяемое умение | № задания |
Гласные в приставках ПРЕ-ПРИ | Текст диктанта | |
Морфемный разбор | 1 | |
Словообразовательный разбор | 2 |
Диктант
В лес за чудесами
Вы любите осеннюю природу? Я всегда радуюсь приближению осени. Меня не пугают дождь и грязь. В нашей семье умеют преодолевать препятствия.
«Советую тебе, Сережа, присмотреться к осеннему лесу», - говорил отец. Он приобрел фотоаппарат, и я стал забираться в лесную глушь, рассматривать растения, фотографировать все интересное.
Как чудесно в лесу ранним утром! Светит солнце, и деревья горят желтыми, оранжевыми, багровыми огнями осени. Вот на ветку березки садится дятел, он тихонько касается ствола клювом. Я фотографирую дятла ,а он продолжает преспокойно сидеть.
Устанешь, присядешь на пригорке, отдохнешь и опять в путь. А вечером надо разложить все, что принес из похода. Лес подарил мне много счастливых находок. (104 слова)
(Виноградова Л.А.)
Грамммтическое задание
1.Морфемный разбор:
1 вариант - осеннюю, фотоаппарат, присядешь
2 вариант - ранним, (на)пригорке, касается
2.Словообразовательный разбор:
1 вариант - присядешь, осеннюю
2 вариант - лесную, преспокойно
Контрольный диктант с дополнительным заданием
по теме «Имя существительное»
Кодификатор
№ умения | Проверяемое умение | № задания |
1 | Морфологический разбор имен существительных | 1 |
2 | Морфемный разбор имен существительных | 2 |
3 | Словообразовательный разбор имен существительных | 4 |
4 | Определение падежа имен существительных | 3 |
Диктант
Русская зима
Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.
Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься. Как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрая белка.
Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе. (112 слов)
(По Соколову-Микитову)
Грамматическое задание
1. Морфологический разбор:
I вариант - непогоду,
II вариант - шубкой.
2. Морфемный разбор:
I вариант - речонки, клювики
II вариант - ветках, барабанщик.
3. Определить падеж существительных во 2 абзаце.
4. Выписать 3 существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, сделать словообразовательный разбор.
Контрольное сочинение
на основе личных впечатлений
Кодификатор
№ умения | Проверяемое умение | № задания |
Умение употреблять в письменной речи имена существительные | 1 | |
Уместное употребление синонимов | 2 | |
Использование средств художественной выразительности (эпитеты, сравнения) | 3 |
Контрольный диктант с дополнительным заданием
по теме «Имя прилагательное»
Кодификатор
№ умения | Проверяемое умение | № задания |
Морфологический разбор имени прилагательного | 2 | |
Морфемный разбор имени прилагательного | 3 | |
Синтаксический разбор предложения | 1 | |
Правописание НЕ с прилагательными | Текст диктанта | |
Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных | Текст диктанта | |
Дефисное и слитное написание сложных прилагательных | Текст диктанта |
Диктант
Каждый год в весеннем лесу происходит чудо. Зацветает ландыш. Удивительных цветов много, но этот самый изящный, самый душистый, самый таинственный.
Наклонились вниз на длинном стебельке белоснежные фарфоровые кольца с резными краями. Кажется, что неизвестный мастер придал такую необычную форму речному жемчугу. К концу лета они превратятся в оранжево-красные бусинки. Словно из далеких стран попали в лес драгоценные камни.
Ландыш представляется мне символом леса. Вся красота весеннего, летнего, осеннего и зимнего леса сошлись в этом неповторимом цветке. В его зеленых с прожилками листьях отыщутся весна и лето. В августе в тонких бледно-коричневых листьях и красных плодах присутствуют краски осени. В изящных снежно-белых цветках прячется зима, ждет своей поры.
В ландыше соединились хрупкость, нежность, красота и вечность. (116 слов)
(По Т.Головановой)
Грамматическое задание
1.Синтаксический разбор предложения:
1вариант - Каждый год в весеннем лесу происходит чудо.
2вариант - К концу лета они превратятся в оранжево-красные бусинки.
2.Морфологический разбор имени прилагательного:
1вариант - весеннем
2вариант - оранжево-красные.
3.Морфемный разбор:
1вариант - неизвестный
2вариант - драгоценные.
Контрольное изложение «Совесть»
Кодификатор
№ умения | Проверяемое умение | № задания |
Умение составлять простой план текста изложения | 1 | |
Умение писать изложение, близкое к тексту, от первого лица | 2 | |
Сохранение в тексте изложения характерных для художественного стиля языковых средств | 3 |
Контрольный диктант с дополнительным заданием
по теме «Имя числительное»
Кодификатор
№ умения | Проверяемое умение | № задания |
Морфологический разбор числительного | 2 | |
Указать разряд числительных | 3 | |
Синтаксический разбор предложения | 1 | |
Написание числительных | Текст диктанта |
Диктант
Ревень
Ревень - многолетнее холодостойкое растение, растёт на одном месте одиннадцать-пятнадцать лет. Сбор урожая начинают на второй-третий год, когда растения имеют по четыре-пять крупных листьев, длина черешков достигает тридцати сантиметров, а толщина не менее двух сантиметров. К уборке приступают примерно через три-четыре недели после оттаивания почвы.
В пищу используют листья и их мясистые черешки, которые богаты витаминами, яблочными и другими кислотами, а также минеральными солями. Из черешков ревеня готовят кисели, компоты, начинки для пирогов, варенье, квас, соусы и даже вина, а из молодых листьев – щи и борщи. Урожай черешков с куста достигает 3-5 килограммов.
(З.Сапожникова)
Грамматическое задание
1. Синтаксический разбор:
I вариант - 3-го предложения;
II вариант - 6-го предложения.
2. Морфологический разбор:
I вариант - двух;
II вариант - тридцати.
3. Указать разряд числительных:
I вариант - в 1 абзаце;
II вариант - во 2 абзаце.
Контрольное сочинение – рассуждение
Кодификатор
№ умения | Проверяемое умение | № задания |
Умение работать в речевом жанре отзыва | 1 | |
Умение создавать текст по заданному плану | 2 |
Контрольный диктант с дополнительным заданием
по теме «Местоимение»
Кодификатор
№ умения | Проверяемое умение | № задания |
Морфологический разбор местоимения | 2 | |
Синтаксический разбор предложения | 1 | |
Правописание НЕ-НИ в отрицательных местоимениях | Текст диктанта |
Диктант
Однажды в летнюю ночь я сидел в моей комнате за письменным столом. Ночь была тихая. Только с реки доносились какие-то далекие легкие звуки. В полной ночной тишине под полом вдруг послышались чьи-то тихие голоса. Они были похожи на шепот птенцов, которые пробудились в гнезде. Но какие птенцы могли быть в подполье? Я долго не мог понять, кто разговаривает у меня под полом. Потом я догадался, что это ежи.
Ежи - смирные и кроткие звери. Разговаривать, конечно, они не умеют. Это я слышал их возню. Они никому не причиняют вреда и никого не боятся. Днем они спят, а ночью выходят на охоту. Они уничтожают вредных насекомых. Воюют с крысами и мышами.
На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги покрывают снежные сугробы, и ежи преспокойно спят всю зиму. (125 слов)
(По Соколову-Микитову)
Грамматическое задание
1. Синтаксический разбор:
I вариант - 3-го предложения;
II вариант - 6-го предложения.
2. Морфологический разбор:
I вариант - они;
II вариант - я.
Контрольное подробное изложение «Снегири»
Кодификатор
№ умения | Проверяемое умение | № задания |
Умение составлять сложный план текста изложения | 1 | |
Умение писать подробное изложение | 2 | |
Использование средств художественной выразительности для описания зимнего пейзажа | 3 |
Контрольный диктант с дополнительным заданием
по теме «Глагол»
Кодификатор
№ умения | Проверяемое умение | № задания |
Морфологический разбор глагола | 2 | |
Морфемный разбор глагола | 3 | |
Синтаксический разбор предложения | 1 | |
Правописание безударных личных окончаний глаголов | Текст диктанта | |
Написание мягкого знака в глаголах | Текст диктанта |
Диктант
Воробей-часовой
Для воробьев нет лучше места, чем песчаная дорожка в нашем садике.
Молодые воробышки беззаботно чирикают, купаются в песке, прыгают по дорожке, а старый воробей усядется на самую высокую ветку акации и зорко смотрит во все стороны. В это время прочие воробьи торопливо таскают гусениц и кормят своих детенышей.
Воробей-сторож невозмутим. Примерный часовой не бросится даже на самую жирную гусеницу, хотя бы она ползла по ближайшей ветке. Но зато его и слушаются все. Поднимет он тревогу, и все, что беззаботно скакало по дорожке, чирикало и прыгало, с шумом бросается в самую чащу кустов акаций или сирени. В одну минуту все смолкнет. Только часовой сидит на вершине. Он закричал, но не пошевелился. Он увидел врага и следит за ним. (118 слов)
(По М.Богдановой)
Грамматическое задание
1. Синтаксический разбор:
I вариант: 2-е предл. 2-ого абзаца;
II вариант: 7-е предл. 3-ого абзаца.
2. Морфологический разбор:
I вариант: усядется;
II вариант: бросается.
3. Морфемный разбор:
I вариант: закричал, купаются;
II вариант: увидел, слушаются.
Итоговый контрольный диктант.
Небо перед утреней зарей прояснилось. На нем нет туч и облаков. Над узкой речкой расстилается синий туман. В такую раннюю пору здесь ни с кем не встретиться. Предрассветная тишь долго не нарушается никакими звуками, ничьими голосами. В утреннем тумане ничего не видишь.
Только тяжелая от росы трава низко прилегает к земле и блестит серебряными каплями. Но вот пробежал легкий ветерок. Раздается стук дятла, и лес наполняется птичьим пением. Из куста выскочил косой зайчонок и сбросил с веток капли росы.
Теперь уже нет опасности заблудиться в тумане. Поднимается горячее солнце. Оно бросает свои лучи на весеннюю землю. Никогда не бывает утро так прекрасно, как ранней весной. Легко дышишь, любуешься природой. (109 слов)
(По И. С. Тургеневу)
Грамматическое задание.
- Выполните синтаксический разбор предложения.
1 вариант – 5 предложение.
2 вариант – 9 предложение.
- Выполните морфемный разбор слов:
1 вариант – раннюю, расстилается.
2 вариант – заблудиться, в утреннем.
- Выполните морфологический разбор слов:
1 вариант – никакими, выскочил.
2 вариант – свои, заблудиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а класса составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...