Конспект урока по развитию речи Тема: Устное изложение по видимому тексту, прочитанному учащимися
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Данный урок по теме " Устное изложение по видимому тексту, прочитанному учащимися" ориентирован на обучающихся 6 класса. Главной образовательной целью этого занятия является развитие языковой компетенции учащихся. Основная воспитательная задача урока - способствовать формированию чувства патриотизма, успешной духовно развитой личности, побудить учеников к размышлению над важными нравственными проблемами. Разработка урока иллюстрирует применение технологии педагогических мастерских на уроках русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 21.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по развитию речи
Тема: Устное изложение по видимому тексту, прочитанному учащимися
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Вид урока: урок обучающего изложения.
Форма урока: мастерская письма.
Технология: педагогическая мастерская.
Возрастная группа: учащиеся 6 класса.
Цели урока:
Образовательные:
- формировать умение отбирать языковые средства для художественного пересказа текста;
- обучать умению связно излагать свои мысли в устной форме.
Развивающие:
- развивать культуру речи учащихся, умение пользоваться своими знаниями;
- продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, планировать ответ;
- содействовать развитию умения работать в коллективе.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к трудолюбию и мужеству людей;
- способствовать формированию чувства любви к Родине и уважения к истории.
Духовно-нравственные категории, рассматриваемые на уроке: преданность, мужество, подвиг, героизм.
Методический комментарий. Для урока необходимо подготовить аудиозапись песни «Тульская Оборонная» в исполнении ансамбля А.В. Александрова, фотографии-слайды, изображающие героическое сопротивление советских войск на западе и на других направлениях; распечатать текст изложения (рассказ «Тульские пряники» С. П. Алексеев).
Предложенная разработка урока будет интересная тем учителям, для которых успех каждого урока заключается в творчестве и создании нового.
Ход урока
Первый этап.
- Индуктор.
- Слово учителя.
Звучит песня «Тульская Оборонная» в исполнении ансамбля А.В. Александрова. На фоне музыки демонстрируются фотографии-слайды, изображающие героические оборону Тулы.
– Ребята, а что Вы знаете о Туле? Какие первые ассоциации у Вас возникают?
– Да, все верно! Основными символами города являются пряники, оружие, самовары.
– А знаете ли Вы, что Тула сыграла важную роль в защите нашей страны от нападения фашистских войск во времена Великой Отечественной Войны?
Героическая оборона Тулы вошла в историю Великой Отечественной войны как одна из ярких и знаменательных страниц. 22 октября 1941 г. был создан городской комитет обороны, возглавивший всю работу по мобилизации населения для защиты города, по строительству укреплений, по ремонту боевой техники и помощи фронту. Был сформирован Тульский рабочий полк. Жители города рыли окопы и противотанковые рвы, сооружали баррикады, устанавливали противотанковые ежи и надолбы. В 1941—1945 годах Тульский оружейный завод, работая под девизом «Все для фронта, все для победы», выпускал самозарядные винтовки СВТ-38/40, авиационные пушки «Швак», револьверы системы «Наган» и пистолеты системы «Токарева». Как и вся советская страна, Тула в суровые и грозные дни Великой Отечественной войны словно надела военную шинель.
7 декабря 1976 года Туле было присвоено звание «Город-Герой». Образ города-бойца, города, кующего оружие для борьбы с врагом, дан в стихотворении Н. Б. Кирьянова «Мой город»:
Мой город на страже,
Мой город не спит:
У каждой заставы охрана стоит.
Мой город — на страже,
мой город — боец,
Мой город — отважный
и сильный кузнец!
Мой город — на страже,
мой город — завод,
Мой город оружье и славу кует.
- Записи в тетради.
Дата, тема, рабочие материалы.
- Деконструкция.
- Первое чтение текста учащимися.
Тульский пряник вкусный-вкусный. Сверху корочка, снизу корочка, посередине сладость.
Встретив героическое сопротивление советских войск на западе и на других направлениях, фашисты усилили свою попытку прорваться к Москве с юга. Фашистские танки стали продвигаться к городу Туле.
Здесь вместе с Советской Армией на защиту города поднялись рабочие батальоны.
Тула — город оружейников. Тульские рабочие сами наладили производство нужного вооружения.
Одно из городских предприятий стало выпускать противотанковые мины. Помогали этому производству готовить мины и рабочие бывшей кондитерской фабрики. Среди помощников оказался ученик кондитера Ваня Колосов. Изобретательный он паренёк, находчивый, весёлый.
Как-то явился Ваня в цех, где производили мины. Под мышкой папка. Раскрыл папку, в папке лежат наклейки. Наклейки были от коробок, в которые упаковывали на кондитерской фабрике тульские пряники. Взял Ваня наклейки. Подошёл к готовым минам. Наклейки на мины — шлёп, шлёп. Читают рабочие, на каждой мине написано: «Тульский пряник».
Смеются рабочие:
— Вот так фашистам «сладость».
— Фрицам хорош «гостинец».
Ушли мины на передовую к защитникам города. Возводят сапёры на подходах к Туле противотанковые поля, укладывают мины, читают на минах — «тульский пряник».
Смеются солдаты:
— Ай да «сюрприз» фашистам!
— Ай да «гостинец» фрицам!
Пишут солдаты письмо рабочим: «Спасибо за труд, за мины. Ждём новую партию «тульских пряников».
В конце октября 1941 года фашистские танки подошли к Туле. Начали штурм города. Да не прошли. Не пропустили их советские воины и рабочие батальоны. На минах многие машины подорвались. Почти 100 танков потеряли фашисты в боях за Тулу.
Понравилось советским солдатам выражение «тульские пряники». Всё, что из Тулы приходило теперь на фронт — снаряды и патроны, миномёты и мины, — стали называть они тульскими пряниками.
Долго штурмовали фашисты Тулу. Да всё напрасно. Бросали в атаку армады танков. Безрезультатно. Так и не прорвались фашисты к Туле.
Видимо, «тульские пряники» хороши!
2.Фронтальная работа с текстом, в ходе которой определяются тема и идея текста, стиль и тип речи.
3. Работа в парах над составлением плана.
1. Тульский пряник вкусный-вкусный.
2. Фашистские танки стали продвигаться к городу Туле.
3. Тула — город оружейников.
4. «Тульский пряник».
5. Штурм города.
6. Хороши, «тульские пряники»!
4. Социализация.
Защита составленного плана.
5. Групповая работа. Составление алгоритма художественного пересказа текста.
6. Разрыв. Сопоставление выполненных работ с алгоритмом художественного пересказа текста.
1.Прочитать текст про себя.
2. Выделить композиционные части текста.
3. Продумать технику чтения каждой части (четкость и силу дикции, места логических ударений, громкость чтения, темп и ритм речи, места различных по продолжительности пауз, интонацию и.т.п.).
4. Прочитать вслух части текста с соблюдением произносительных норм.
5. Прочитать вслух весь текст.
6. Пересказать текст с установкой на овладение вниманием слушателей и сохранением его до конца пересказа.
7. Промежуточная рефлексия.
— Со всем ли вы согласитесь? Что вы упустили при составлении алгоритма? Всё ли, на ваш взгляд, учли составители алгоритма? Без чего немыслим художественный пересказ текста?
Второй этап.
- Реконструкция.
- Индивидуальная работа.
Повторное чтение текста учащимися.
- Групповая работа.
Подготовка к художественному пересказу текста по цепочке (в соответствии с делением на части плана).
- Афиширование. Групповая работа.
Художественный пересказ текста по цепочке (в соответствии с делением на части плана).
- Итоговая рефлексия.
—Какие новые исторические факты узнали? Чем обогатил вас сегодняшний урок? Продолжите фразу: Я сегодня впервые обратил внимание на то, что …
Список литературы:
- Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О.Б. Даутова, Е. В. Иваньшина, Т. Б. Казачкова, О. Н. Крылова, И. В. Муштавинская. – СПб.: КАРО, 2014г.
- Технология мастерских как средство обновления образовательного процесса школы. / О. Н. Крылова, М. Н. Тимофеева, О. Ю. Сорокина. Обучение с целью уменьшения насилия. – СПб. 2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по развитию речи.Обучение сжатому изложению
Каждый учитель знает, что совершенствование речи учащихся - кропотливая, каждодневная работа. В начальных классх учащиеся в основном пересказывают тексты подробно, так как объем их маленький. А в сред...
План- конспект урока по развитию речи"Что такое тип речи".
План- конспект урока по развитию речи " Что такое ти речи"....
Конспект урока по развитию речи в 5-м классе по теме "Изложение с языковым анализом по тексту К.Г.Паустовского "Первый снег"
Данный урок позволяет закрепить понятие " изложение с языковым анализом", показать систему языковых средств, используемых в тексте....
Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".
Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...
Конспект урока по развитию речи и окружающему миру Тема урока:"Весна"
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №439 Петродворцового района Санкт-Петербурга Конспект урока по развитию речи и окружающему мируТема урока: «Весна»...
Конспект урока по развитию речи и окружающему миру для учащихся с ОВЗ "Домашние питомцы".
Конспект открытого занятия предназначен для детей с ОВЗ (IIвариант обучения). Он способствует возникновению речевой активности детей посредством создания коммуникативных ситуаций, развивает неречевые ...
Конспект урока по развитию речи в 5 классе (подготовка к подробному изложению).
Тема: Подробное изложение текстаповествования. Ц е л ь: определение уровня сформированности умений передавать содержание текста подробно, находить ключевые слова текста, продолжать текст по ...