Конспект урока по развитию речи в 5 классе (подготовка к подробному изложению).
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Костяная Светлана Владимировна

Тема: Подробное изложение текста­повествования.

 Ц е л ь: определение уровня сформированности умений передавать содержание текста подробно, находить ключевые слова текста, продолжать текст по заданному началу.

Тип урока: Урок развития речи.

Цели:
- научить писать изложение, близкое к тексту, после подготовительного анализа, с опорой на план изложения; 
- совершенствовать умение раскрывать тему и основную мысль повествовательного текста;

- научить сохранить в изложении характерные для художественного стиля языковые средства; 
- формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; 

- формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую), проблемной и коммуникативной; 

- развитие речевых способностей учащихся и потребности в эстетическом совершенствовании своей речи; 
- воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_izlozh._po_upr.231_t_word.docx22.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по развитию речи в 5 классе

(подготовка к подробному изложению).

Тема: Подробное изложение текста­повествования.

 Ц е л ь: определение уровня сформированности умений передавать содержание текста подробно, находить ключевые слова текста, продолжать текст по заданному началу.

Тип урока: Урок развития речи.

Цели:
- научить писать изложение, близкое к тексту, после подготовительного анализа, с опорой на план изложения; 
- совершенствовать умение раскрывать тему и основную мысль повествовательного текста;

- научить сохранить в изложении характерные для художественного стиля языковые средства; 
- формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; 

- формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую), проблемной и коммуникативной; 

- развитие речевых способностей учащихся и потребности в эстетическом совершенствовании своей речи; 
- воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

                                                                 Ход урока

  1. Вступительная беседа.
  2. Постановка задачи урока.

 (Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему урока и его последующее содержание.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.)

  1. Чтение текста.
  2. Анализ текста. Работа над планом. Составление рабочих материалов. 

(Духовно-нравственное воспитание

Воспитание внимательного и доброжелательного отношения к окружающему миру.

Личностные результаты

Осознавать свою причастность к окружающему миру.

Коммуникативные УУД

1. Адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (коммуникативную установку, тему текста; основную и дополнительную информацию).

2. Выделять в процессе обсуждения значимые части текста.

3. Воспроизводить  прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, ключевые слова).

4. Создавать вторичный текст.

Познавательные УУД

1. Адекватно воспринимать на слух текст, владеть разными видами аудирования.

2. Владеть приёмами осмысленного чтения (вычитывая все виды текстовой информации), использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое).

3. Подробно излагать содержание текста в устной и письменной форме)

5.Повторное чтение текста.

6.Написание изложения. 

(Коммуникативные УУД

1. Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме).

2. Редактировать письменное высказывание).

      7.Самоконтроль.

(Регулятивные УУД

Оценивать результат, соотносить результат с целью.)

 1.Вступительная беседа.

Для этого давайте вспомним признаки текста.                                                      

 (1. Заглавие (или возможность его).                                                                

2. Тема (то, о чем (или о ком) говорится в тексте).                                                

3. Основная мысль (то, к чему текст призывает, чему учит, ради чего написан. Может быть выражена в заглавии или в одном из предложений в тексте. Но чаще всего ее надо «найти» и сформулировать).                                                                                

4. Делимость на части (начало, основная часть, конец).                                                

5. Связность (по смыслу и структурно (цепная, параллельная связь; лексические, морфологические и другие средства связи предложений в тексте).                                        

6. Композиционная завершенность.                                                                

7. Тип речи (в текст может быть использован один тип речи (описание, повествование, рассуждение) или несколько (например: повествование с элементами описания).                                

8. Стилистическое единство (стили речи: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный).                                                                

9. Авторство.                                                                                                

10. Адресность (кому предназначен текст, для кого создан).

-Физкультпауза.

2. Чтение текста упр.231- фрагмент из рассказа М. Пришвина «Кладовая солнца».

- Прослушайте текст.Определите жанр текста и его тему.

3. Постановка задачи урока.

- Что за работа нам сегодня предстоит? (Написание изложения. Предстоит письменно пересказать текст.)

- Что значит подробно пересказать текст? ( Подробно пересказать текст – значит полно, со всеми подробностями, последовательно изложить содержание текста; понять и использовать слова и выражения автора, чтобы лучше раскрыть тему и основную мысль текста.)

- Какие виды изложений вы знаете? Какие уже писали в этом году? Вспомните по памятке этапы работы над подробным сочинением.

-  Для чего мы учимся писать изложение? (Чтобы развивать память, чтобы узнавать новые слова, чтобы учиться красивой и грамотной русской речи)

4. Анализ текста. Работа с планом и рабочими материалами.

- Как вы озаглавили текст?

- Сколько частей вы сможете выделить и сколько пунктов плана в нем будет?

- Работа с таблицей ( 2 колонки: план, опорные слова). Составление плана не вызовет у нас трудностей, а какие слова будут опорными?  Для этого определите, какого типа речи этот текст и вспомните его признаки.

 (Повествование — это тип речи, при помощи которого рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности; сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях или событиях (содержание повествования можно передать лишь на нескольких кадрах фотоаппарата).

 

Повествование — это мир в движении (один кадр сменяет другой)

Типичная композиция повествовательных текстов включает:
1) завязку (начало событий);
2) развитие действия;
3) кульминацию;
4) развязку (итог событий)

Разновидности повествования: 
1) изобразительное;
2) информативное

 

      Повествование помогает наглядно представить действия, движения людей и явлений во времени и пространстве.

-  Посмотрите на опорные слова:

черный пень, тепло, болото, ящерицы, бабочки-лимонницы, большие черные мухи, клюквенная плеть, змеи-гадюки 

      В текстах повествовательного типа особая роль принадлежит глаголам, особенно в форме прошедшего времени несовершенного вида (приехал, увидел, разработал  и т.д.

Коллективно составляем план и выписываем опорные слова. После каждого пункта проговариваем микротему в парах, а затем в классе.

План

  • 1.Теплый черный пень.
  • 2. Кого манит тепло пня вечером?
  • 3. Заключение (творчество учеников).

Параллельно объясняем орфограммы в словах

Проговариваем в парах весь текст.  

5. Повторное чтение.

6. Написание подробного изложения.

7. Самоконтроль.

После написания работ ученикам предлагается прочитать созданные ими тексты, проверить, все ли правильно и точно изложено, внести необходимые исправления.

. Д о м а ш н е е з а д а н и е: подготовить устные ответы на вопросы, сформулированные после текста упражнения 231.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по развитию речи. 4 класс ."Петя и волки".

формировать умение составлять связный рассказ из деформированного текста...

конспект урока по развитию речи 3 класс: Дикие дивотные: ёж

На  уроке необходимо  пополнить знания детей   о внешнем виде  ежа, его повадках;   развивать словарный запас детей через многозначность слова "иголка"...

Урок развития речи в 5 классе. Подготовка к подробному изложению текста, включающего диалог.

Урок развития речи с использованием Сингапурского метода обучения...

Конспект урока по развитию речи 4 класс «Начало зимы. Зимние забавы детей».

Конспект урока про развитию речи "Начало  зимы.Зимние забавы" для детей с умеренной умственной отсталостью,на уроке использованы наглядно-дидактический материал:сюжетные , опорные схемы,предметны...

Работа над формированием универсальных учебных действий на уроке русского языка в 5 классе. Подготовка к подробному изложению (ФГОС)

Представляется конспект урока по подготовке к подробному изложению по тексту "Поэма о сирени". Материал может быть использован в качестве предварительной работы к сочинению по картине "Сирень" Кончало...

Конспект урока по развитию речи 2 класс «Особый ребенок» Тема: «Игрушки и школьные принадлежности» (урок повторение)

Конспект урока по развитию речи2 класс «Особый ребенок»Тема: «Игрушки и школьные принадлежности»(урок повторение)Цель: Стимулирование речевых функций учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта.Задачи:...

Конспект урока по развитию речи 3 класс II отделение Составление рассказа по картинкам

УРОК: Развитие речиУЧИТЕЛЬ: Сивохо А.С.КЛАСС:  3 «Б» 2 отделениеДАТА: 14 марта 2018 гУЧЕБНИК:  ТЕМА: Составление рассказа  по картинкамТИП УРОКА: урок усвоения новых з...