Урок русского языка в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: Члены предложения. Грамматическая основа.Подлежащее.
Тип урока: комбинированный
Планируемые результаты:
Личностные: Осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения,ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.
Предметные: знать понятия «грамматическая основа предложения», «второстепенные члены предложения», способы выражения подлежащего; уметь находить грамматическую основу предложения, распознавать главные и второстепенные члены предложения.
Ход урока:
1.Мотивация к учебной деятельности.
Учитель читает стихотворение.
Хорошо проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку …(пять).
Ребята, все готовы работать на уроке? Какое у вас настроение? Возьмите, пожалуйста, из конвертов смайлики и покажите, у кого, какое настроение?
Спасибо.
А сейчас приклейте свой смайлик в специальную клетку на ваших листах обратной связи.
Актуализация и пробное учебное действие.
- Молодцы, ребята. А сейчас открываем тетради, отступаем 2 строчки от последней записи, записываем сегодняшнее число.
-Ребята, урок у нас сегодня необычный. У нас сегодня есть гость. Это домовенок Кузя, и пришел он сегодня с гостинцами-загадками. Он просит найти отгадки среди ваших словарных слов. Ответы загадок записываем в тетради, первое слово с красной строки и с заглавной буквы, остальные слова через запятую.
1. Не летает, не жужжит, жук по улице бежит.
И горят в глазах жука два блестящих огонька. (Автомобиль)
2. Не живая, а идет, неподвижна, а ведет. (Дорога)
3. Под Новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком,
Но с каждым днем терял он вес
И, наконец, совсем исчез. (Календарь)
4. В желтом море корабль плывет,
Он идет, волну сечет,
Из трубы зерно течет. (Комбайн)
5. Состояние природы в определенном месте в определенное время: температура воздуха, осадки, облачность, ветер. (Погода)
- Выберите любое из словарных слов, составьте с ним предложение и запишите в тетрадь. Что нужно сделать для того, чтобы составить предложение? (Связать слова по смыслу и грамматически)
- Читаем предложения в группе, используя структуру СИНГЛ РАУНД РОБИН. (По очереди читают свои предложения, начиная с ученика №1.)
- Прочитаем несколько предложений.
- Ребята, какие у вас получились предложения по цели высказывания? (Повествовательные)
- А какие они по интонации? (Невосклицательные)
3.Выявление места и причины затруднения.
- А вот какое предложение придумал наш домовенок Кузя:
Падают с ветки золотые монетки.
- Ребята, Кузьма сочинил для вас осеннюю загадку. Попробуйте разгадать. (Это осенние листья).
-Правильно. Домовенок предлагает нам разобрать это предложение. У доски работает ……
4.Целеполагание.
-Ребята, вы уже догадались, чем мы сегодня будем заниматься?
-Да, вы правы. Тема нашего урока «Члены предложения. Грамматическая основа. Подлежащее».
-Ребята, запишите, пожалуйста, в ваших листах обратной связи те цели, которые вы хотите достичь на сегодняшнем уроке.
- Делимся целями, используя структуру КОНТИНИУС РАУНД РОБИН. (Читаем цели по кругу, начиная с ученика №2, продолжаем несколько кругов).
-Зачитываем цели.
5. Практическая деятельность.
-Спасибо, ребята. Надеюсь, что наша совместная работа поможет нам достичь хороших результатов.
Открываем учебники на странице 75, смотрим упражнение 160.
У доски работают ……..и ………
Читаем предложение, выписываем основу, над подлежащим определяем часть речи и в каком падеже стоит эта часть речи.
(2 у доски, остальные в тетрадях).
Подводим итоги.
- Подлежащее – главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое-либо состояние. Оно отвечает на вопрос кто? и что? Выражается существительным или местоимением в И.п.
Физминутка.
-Замечательно. Я вижу, ребята, вы засиделись. Давайте отдохнем. Поиграем в игру ФОЛЛОУ ЗЕ ЛИДЕР или «Делай как я». Сегодня физминутку проведет ………
-Молодцы, ребята. Сейчас поиграем с вами в игру «Поймай основу».
Первичное закрепление. Самостоятельная работа.
Я диктую предложения, а вы записываете в тетрадях лишь грамматические основы этих предложений. Понятно.
Вы готовы. Тогда начнем.
Осень заглянула в сады. Поспевают осенние яблоки. Ветки так и клонятся от спелых плодов. В ясный день садоводы собирают урожай. В ящиках лежат краснобокие яблоки.
Давайте проверим, все ли были внимательны в игре?
Закончили. Сейчас передаем свои тетради и листы обратной связи своим партнерам по лицу. Хорошо. Сейчас взгляните на слайд. Здесь записаны основы этих предложений. Проверьте работу вашего одноклассника. Записал ли он или она все основы, правильно ли он нашел сказуемое и подлежащее. Оцениваем работы следующим образом.
Если ваш одноклассник записал правильно все 5 предложений, на листах обратной связи в специально отведенной клетке приклеиваем зеленый кружочек.
Если 4 правильных основ предложения, то синий кружочек.
3 – желтый кружочек.
2 или 1 – красный кружочек.
!!!!. Работа с карточками.
Укажите номера предложений, в которых подлежащее выражено существительным
- Веселые отблески огня играли на стекле.
- На печке два мальчика сладко посапывали.
- Валентина вспомнила сказку про Иванушку.
- Она вытащила из-под снега охапку хвороста.
- Сырой туман висел над рекой.
Домашнее задание.
Открываем дневники и записываем домашнее задание на следующий урок, на завтра. Все ученики, которые сидят под буквами А (это номера 2 и4 за каждым столом» записывают упражнение 162, а все остальные упражнение 161. Эти упражнения отличаются лишь текстами и уровнем сложности, задание всем одинаково. Списать тексты, подчеркивая подлежащее и сказуемое.
Рефлексия учебной деятельности.
А сейчас, ребята, прочитайте, пожалуйста, те цели, которые вы ставили перед собой в начале урока. Поднимите руки те, кто считает, что он достиг тех целей, которые ставил. А у кого остались недостигнутые цели, не отвеченные вопросы, запишите их в листках обратной связи в соответствующей клетке.
Спасибо, ребята, а сейчас еще раз оцените свое самочувствие, настроение с помощью этой лесенки. Запишите соответствующую вашему настроению букву в последнюю клетку в ваших листах обратной связи.
Молодцы, ребята. Оценки.
Спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....