Комплексный анализ текста. Языковые средства выразительности.
презентация к уроку по русскому языку (7 класс) на тему

Презентацию к уроку подготовила Шиндина Татьяна Ивановна, учитель русского языка МБОУ «Потьминская средняя общеобразовательная школа»

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon kompleksnyy_analiz_teksta.ppt219 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Комплексный анализ текста. Языковые средства выразительности.

Слайд 2

Русскую речь надо охранять и беречь, как русскую природу. Она столь же прекрасна и беззащитна. Рина Зелёная. План урока: 1. Проверка домашнего задания.(Упр.193—определение типа и стиля текста) 2. Запись и анализ текста И Гуро.(Тема и главная мысль текста). 3. Роль определений в стихотворении Ф.И. Тютчева.

Слайд 3

Проверка домашнего задания. Задания. 1. Прочитать тест выразительно. 2. Определить а) тип б) стиль 3. Укажите признаки стиля. 4. Указать предложения с деепричастным оборотом. 5. Назвать виды орфограмм Ст…яла, каких(то), охваче(н,нн)ые, в(з,с)парх…вали.

Слайд 4

Запись и анализ текста Гуро. Тёмно-серый обелиск поставлен в память о воинах, павших в боях с фашистами. Не вянут цветы, положенные на камень чьей-то благодарной рукой. О священной могиле заботятся ученики школы, расположенной неподалёку.(И. Гуро.) Назовите тему текста Главную мысль. Внимание! Подчеркните причастные обороты как члены предложения, обозначьте суффиксы в причастиях.

Слайд 5

Роль определений в стихотворении Ф. И. Тютчева. Работа с текстом. Чтение, запись. Среди громов, среди огней, Среди клокочущих страстей, В стихийном, пламенном раздоре, Она с небес слетает к нам— Небесная, к земным сынам, С лазурной ясностью во взоре— И на бунтующее море Льёт примирительный елей. 1850 Охарактеризуйте синтаксическую структуру текста. Сделайте пунктуационный разбор.

Слайд 6

Анализ текста. В стихотворении не названа его героиня. Кто она, на ваш взгляд? Аргументируйте свою точку зрения. Обратите на три сильные позиции текста(название, первую и последнюю строки) Сформулируйте главную мысль текст: в чём видит лирический герой суть и назначение поэзии?

Слайд 7

Главная мысль стихотворения. Лирический герой суть и назначение поэзии видит в служении Красоте, Гармонии, Высшей истине, считая, что поэтическое слово обладает магической силой примирения.

Слайд 8

Языковые средства. С помощью каких языковых средств создаётся образ Поэзии?

Слайд 9

Образ Поэзии. Эпитеты: небесная, с лазурной ясностью во взоре; метафоры: слетает, льёт елей. Лить елей------- успокаивать, смирять В каком значении употреблено слово море?

Слайд 10

Переносное значение слова море Море---- Люди; ср.: людское море, море людей, точнее море людских страстей, так как оно бунтующее.

Слайд 11

Языковые средства. Назовите все эпитеты стихотворения, укажите их частеречевую принадлежность Сделайте вывод: какую роль играют определения в данном тексте?

Слайд 12

Внимание! Ещё одним из важных художественных приёмов в стих. Тютчева является повтор, в данном случае корневой( небес, небесный) Повтор как средство языковой выразительности необходимо отличать от тавтологии: он служит созданию образа Определите роль корневого повтора в данном стихотворении.

Слайд 13

Роль повтора. Повтор небес----- небесный подчёркивает божественную природу искусства.

Слайд 14

Презентацию к уроку подготовила Шиндина Татьяна Ивановна, учитель русского языка МОУ «Потьминская общеобразовательная школа» 2009 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат "Работа с комплексным анализом текста как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся 5-7 классов"

Обобщение педагогического опыта по теме "Работа с комплексным анализом текста как средство формирования коммуникативной компетенции"...

комплексный анализ текста как средство развития речи учащихся

Формированию коммуникативной компетенции учащихся посвящено огромное количество исследований. Работа над текстом при этом становится средством речевого развития учащихся. В настоящее время необходимо ...

Комплексный анализ текста как средство обучения и контроля на уроках русского языка (на материале рег. компонента)

Комплексный анализ текста как вид исследовательской работы помогает учащимся  сформировать знания о системе языка, развивать орфографические и пунктуационные навыки, коммуникативные умения....

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

В данном докладе рассматривается проблема развития речи учащихся на примере уроков русского языка и литературы....

Комплексный анализ текста как средство саморазвития обучающихся при подготовке к ОГЭ по русскому языку

Представляю модель обучения комплексному анализу текста. Система работы в данном направлении строится поэтапно, от простого к сложному, начиная с 5 класса и усложняясь с каждым годом, чтобы к выпускны...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...