Интегрированный урок русского языка, литературы и истории в 10 классе"Роль личности в истории. Содержательно-языковой анализ исходного текста. Формирование банка аргументов на литературном и историческом материале".
методическая разработка по истории (10 класс) по теме
Интегрированные уроки - одна из инновационных педагогических технологий в современном образовании. Эффективность интегрированный уроков проявляется в том, что даже слабые ученики с интересом участвуют в них, так как учителя используют во время такого урока разнообразные формы и опроса, и объяснения новго материала. На этих уроках ребята получают ответы на вопросы, которые возможно остались еще с прошлых занятий, так как интеграция показывает связь предметов, возможно знания по одному предмету помогают ребятам вникнуть в суть тем по другим предметам. Так получилось и на данном уроке. Связав воедино исторический и литературный материал, нам хотелось помочь ребятам не только ответить на философский вопрос о роли личности и народа в истории, но и рассмотреть один из методов подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_russkogo_yazyka_istorii_i_literatury._10_klass_0.rar | 173.14 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОРИИ В 10 КЛАССЕ
«Роль личности в истории. Содержательно-языковой анализ исходного текста. Формирование банка аргументов на литературном и историческом материале».
Учитель русского языка и литературы Асланова Александра Валерьевна,
учитель истории Ахмедова Галина Николаевна.
Цели: обучение содержательно-языковому анализу текста, формирование у учащихся понятия значимости роли личности в истории в историческом процессе, систематизация материала об исторических личностях России 17-19 веков, формирование банка аргументов для написания сочинения части С ЕГЭ.
Оборудование: рабочие листы для записи информации, полученной в ходе анализа текста (приложение №1); карточки с текстом Лаптева о Барклае-де-Толли (приложение №2), задания для анализа текста (приложение№3), презентация (приложение №4), возможно использование аргументов (индивидуальные задания, приложение №5).
1.Постановка проблемного вопроса.
Учитель литературы
Для начала урока мы выбрали две цитаты, обе из которых могут быть эпиграфами нашего урока.
Учитель истории
Первая цитата принадлежит Николаю Михайловичу Карамзину -
историку, автору «Истории государства Российского», книги, которая послужила основным источником пушкинского «Бориса Годунова», русской исторической драматургии 19 века и учебников по истории;
Учитель литературы
… реформатору русского литературного языка, писателю, признанному главе русского сентиментализма в литературе, человеку, который сыграл большую роль в разработке проблемы изображения личности человека в литературе, в том числе исторической.
Учитель истории:
- Но сначала давайте вспомним, что такое личность (определение)
- Каких людей мы называем великими, историческими личностями?
На доске чертится схема:
Учитель литературы:
-Вот что о великих личностях говорит Карамзин:
“Сии любимцы неба, рассеянные в пространствах времен, подобны солнцам, влекущим за собою планетные системы: они решают судьбу человечества, определяют путь его;…жизнь их есть история народов” (Н.М.Карамзин)
-А вот вторая цитата принадлежит Л.Н.Толстому:
«Ход мировых событий предопределен свыше, зависит от совпадения всех произволов людей, участвующих в этих событиях» (Л.Н.Толстой)
-Прокомментируйте каждую из цитат и скажите, по какому вопросу точки зрения Карамзина и Толстого не совпадают.
Учитель истории:
-Роль личности в истории - один из самых противоречивых вопросов, который пытаются решить политики, историки, философы, писатели, художники. Все по-разному отвечают на него.
Наша задача будет состоять в том, чтобы рассмотреть аспекты проблемы личности в истории.
Учитель литературы:
2.Анализ текста.
1) Чтение текста.
Работу начнем с чтения текста известного публициста, педагога Лаптева Владимира Витальевича. Чтобы чтение было активным, отметьте в тексте ключевые предложения или фразы, в которых отражены основные вопросы, которые ставит автор.
2) -Определите тему текста (о чем текст?)
-Кто такой Барклай де Толли?
-Что вызвало удивление? (отступление по приказу Барклая)
-Интересно, это исторический факт или домыслы публициста?
3) -Давайте уточним содержание текста. Какое высказывание не соответствует содержанию текста?
А) Барклай де Толли решил отступать, так как считал сражение несвоевременным и обреченным на поражение;
Б) честь полководца противилась отступлению, но иного пути к победе главнокомандующий не видел;
В) старый солдат раскаивался в позорном отступлении;
Г) вместо славы победного сражения Барклай де Толли получил приказ об отставке и оскорбительные угрозы.
4) -Какова идея текста (что автор хотел сказать читателям?)
5) -Определите стиль и тип речи этого текста:
А) публицистический, рассуждение;
Б) публицистический, рассуждение и повествование;
В) художественный, повествование;
Г) художественный, повествование и описание.
-Особенностью рассуждения в публицистическом стиле является прямое выражение авторской позиции по отношению к тому, о чем он говорит. В повествовании авторская оценка чаще выражена косвенно, поэтому нужно быть внимательными к тексту.
6) -Какое высказывание искажает смысл текста?
А) великих людей, искренне служивших народу, не всегда по достоинству оценивают;
Б) решение об отступлении было единственно верным, но далось полководцу нелегко;
В) отставку Барклай де Толли расценил как унижение и оскорбление личного достоинства;
Г) старого солдата утешила вера в правоту и надежда на справедливый суд истории.
А) Докажите, что первое высказывание не искажает смысл текста.
–Найдите в первом абзаце ключевые слова, характеризующие великого человека (составьте цепочку этих слов)
Грандиозные открытия Гениальные прозрения Непреклонная воля Непоколебимая верность призванию Глубокий ум Необыкновенное трудолюбие Неугасимая страсть Необычайная проницательность |
-Какое средство выразительности помогает автору дать яркую, образную, эмоциональную оценку великим людям? (эпитет)
-Как часто складывается судьба таких людей? Найдите ключевые слова, постройте их цепочку:
Терпели невзгоды Томились в одиночестве Лишены сочувствия и поддержки Жестоко упрекаемы |
-Какую проблему затрагивает автор в первых двух абзацах? (проблему одиночества)
-В предложениях со 2 по 4 найдите слова, характеризующие отношение автора к великим людям.
Размышляешь, начинаешь испытывать смешанное чувство (неравнодушен автор)
Поражаешься (автор восхищен и удивлен)
Испытываешь щемящую боль (автор сочувствует, переживает)
Б) Докажите, что второе высказывание не искажает смысл текста.
-Найдите в предложениях с 8 по 10 слова, подтверждающие, что Барклаю де Толли нелегко было принять решение об отступлении:
Противилась честь (№8) Упрекали в трусости (№8) вздорные подозрения (№9) Возмущенный ропот (№10) общее негодование (№10) |
-Что же помогло Барклаю де Толли не отступить от намеченного пути? (№10, принцип службы: «Главное на войне не погибнуть с честью, а победить», чувство чести и долга)
-Какую проблему поднимает автор? (проблему чести и верности человека своему долгу)
- В предложениях 9 и 15 найдите слова, которые говорят об авторском отношении к герою и к проблеме в целом.
- Какие средства выразительности использует автор?
Риторическое восклицание: «Как трудно было!»(№9)
Нетрудно представить (№15 инверсия)
В) Согласны ли вы с третьим высказыванием? (№15)
Г) Докажите, что четвертое высказывание не искажает смысл текста.
-Найдите в предложениях 19-21 риторический вопрос, метафоры, эпитеты, фразеологизм и объясните их значение.
Обрушился несправедливый гнев Вера дает силы Идти до конца Идти в одиночку Утешила надежда Беспристрастное время Время воздаст по заслугам Справедливый суд истории оправдает Горькие слезы |
-Над какими вопросами заставляет задуматься содержание последнего абзаца? (Что даёт силы противостоять несправедливым обвинениям и возможна ли объективная оценка исторических событий и личности?)
-Сформулируйте проблему в форме назывного предложения (проблема объективной оценки исторических событий и личности).
-Какие слова указывают на то, что автор предполагает, что проблема объективной оценки исторических событий и личности все-таки решится? (вводные слова «возможно», «может быть»).
-Можно ли сказать, что автор данного текста косвенно затрагивает вопрос роли личности в истории, который волновал и Карамзина, и Толстого? (да)
7) Комментарий к проблемам.
-Итак, мы выделили четыре проблемы. Дайте им характеристику и прокомментируйте , используя предложенные слова.
№ | Проблема | Характеристика |
1 | Проблема трагического одиночества человека, избравшего для себя путь беззаветного служения делу. | философская нравственная социальная эстетическая экологическая | острая важная спорная животрепещущая серьезная актуальная |
2 | Проблема верности человека своему долгу. |
3 | Проблема объективной оценки исторических событий и личности. |
4 | Проблема влияния личности на ход истории. |
8) Выявление авторской позиции.
-Выберите слова, наиболее точно определяющие позицию автора, и прокомментируйте проблемы:
Люди часто не способны по достоинству оценить свершения выдающихся современников, их самоотверженное служение делу, и только последующим поколениям может открыться подлинный масштаб личности великого человека.
Уверенность в своей правоте, чувство долга, верность своему призванию помогают человеку выстоять в самые трудные минуты жизни и довести своё дело до конца.
Масштаб и подлинный смысл исторических событий, истинную роль в этих событиях отдельных людей можно объективно оценить только по истечении определённого времени.
Огромное влияние на ход исторического прогресса может оказать личность человека, которому доверено принимать решения, определяющие судьбы миллионов людей, и важно, чтобы этот человек был способен забыть о личном благе во имя долга, способен отстоять свою позицию вопреки непониманию и жестоким нападкам тех, кому он беззаветно служит.
-Какая проблема является наиболее общей и спорной с точки зрения истории, философии, литературы? (№4)
3.Аргументация (проблема роли личности в истории)
- Галина Николаевна, к каким историческим фактам, авторитетам, документам мы можем обратиться для аргументирования нашей позиции?
Учитель истории:
Какие социально – значимые интересы выражал данный человек?
Взгляды, убеждения, методы достижения цели?
Последствия деятельности этого человека для страны и для мира?
Учитель литературы:
-Вы отметили, что Петр 1 – противоречивый исторический деятель. Вспомните, есть ли в литературе примеры изображения Петра 1 как исторической личности? Какова его роль, по мнению писателя?
Учитель истории:
Комментарий к памятнику Петра 1
Учитель литературы о Екатерине Великой в стихотворениях Карамзина.
Учитель истории о Екатерине Великой (до Наполеона)
Учитель литературы:
- В романе «Война и мир», который мы сейчас изучаем, показаны полководцы двух армий: Кутузов и Наполеон. Взгляд Толстого на их роль в войне и истории необычайно своеобразен, но, чтобы это понять, надо знать, как описывают их историки.
Учитель истории:
Исторические портреты Кутузова и Наполеона, их роль в истории.
(ответы учащихся)
Мы увидели, что личность Наполеона оказала гораздо большее влияние на ход мировой истории, но это не умаляет роли Кутузова как спасителя Отечества.
Учитель литературы:
В 19 веке Наполеон владел умами и душами молодых людей всей Европы; мы знаем их из литературы: среди них и русский помещик Онегин (в его кабинете стоял «столбик с куклою чугунной…, с руками, сжатыми крестом»). И – гораздо позже – нищий студент Родион Раскольников выстроит на примере Наполеона свою жестокую философию. Марина Цветаева вместо иконы повесит в комнате портрет Наполеона. Многие люди, жившие на самом деле и созданные фантазией писателей, преклонялись перед Наполеоном, подражали ему, мечтали о подвигах, подобных тем, что он совершал.
-Почему Толстой отказывал Наполеону в величии? Каким он его показал?
-В начале урока вы сказали, что Толстой отрицал влияние каких бы то ни было личностей на ход истории. Вместе с тем писатель признавал величие Кутузова. В чем оно заключалось?
Наполеон | Кутузов |
Личностные качества |
Качества полководца |
Цель |
Отношение к народу |
Предполагаемые ответы учеников:
Наполеон Полководец французской армии Знаменитый Умный Талантливый Холёный, тщательно следит за собой Полное равнодушие к солдатам Уверенность в собственном гении, В том , что происходящее зависит от него. Позёрство и актерское чутьё Не может быть великим, так как стремится достичь личную цель | Кутузов Полководец русской армии Знаменитый Умный Талантливый Старческий облик «дедушка» Кутузов внимательное отцовское отношение к солдатам естественная манера поведения наблюдатель и координатор событий велик, потому что … |
- Кутузов останется образцом народного великого полководца, потому что «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды, потому что он угадал волю народа, был вместе с ним. По мнению Толстого, жизнью людей управляют исторические законы, многие из которых мы не можем объяснить, а вот движущей силой является народ.
Учитель истории (о примерах народного мужества и об одиночестве Кутузова)
4.Аргументация (проблема одиночества великого человека)
Учитель литературы:
-Автор текста, с которым мы сегодня работали, поднимает несколько частных проблем, в том числе проблему одиночества человека, посвятившего свою жизнь общему делу.
-Приведите примеры из литературы, которые могут быть иллюстрацией проблемы одиночества человека, верного своему призванию (из лирики Лермонтова, Пушкина, романа «Отцы и дети», рассказа «Старуха Изергиль» - легенда о Данко)
-Почему герои часто бывают одиноки?
-Проблема трагического одиночества человека, желающего служить на благо Отечества, актуальна, нужно время, чтобы героя народ оценил по достоинству.
5.Аргументация (проблема верности человека своему долгу).
- Говоря о личности в истории, о человеке, который служит Отечеству и народу, мы затрагиваем проблему верности человека своему долгу, как и автор текста, с которым мы работали. В истории немало примеров, раскрывающих эту проблему.
Учитель истории (примеры из истории)
Учитель литературы:
- Приведите примеры из литературных произведений.
6.Обобщение.
Учитель литературы:
Мы сегодня говорили о роли личности в истории. РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ — роль, выполняемая в истории человеком, который раньше, лучше, глубже и полнее других осознаёт новые потребности развития общества, необходимость изменения существующих условий и решительнее других борется за это, умеет найти и указать силы, пути и средства для осуществления задач, стоящих перед обществом, народом. (Б.А.Введенский. Большая Советская энциклопедия). Вместе с тем, роль личности в истории не является решающей - это несомненно. Я согласна с Маяковским в том, что «один, даже очень важный, не поднимет простое пятивершковое бревно, тем более - дом пятиэтажный». Жизнь же целой страны, народа будет поосновательнее пятиэтажки и пытаться «перевернуть» ее или даже просто «поднять» в одиночку - дело бесперспективное.
Учитель истории:
Оценка роли личности в истории относится к категории наиболее трудно и неоднозначно решаемых философских проблем, несмотря на то, что она занимала и занимает по сей день многие выдающиеся умы. Роль выдающейся личности состоит в том, что она своими решениями, организаторской деятельностью народу успешно решать задачи общественного развития. При этом личность способна ускорить или отдалить решение назревших проблем, придать решению особые черты, талантливо или бездарно использовать предоставленные возможности.
Многие великие люди пытаются ответить на вопросы: почему произошло, так или иначе? Кто или что влияет на ход исторического процесса? От чего или от кого он зависит?
Ответы на эти вопросы зависят от личности того, кто их задает: если на вопросы пытается ответить историк, то результатом его деятельности станет исторический труд, основанный на конкретных событиях, если – обществовед, то в результате мы получим систему взаимосвязей и аналитическую картину действительности. А если на эти вопросы отвечает писатель, то созданный труд – художественное произведение.
7.Домашнее задание:
1) по литературе: сочинение-рассуждение по одной из выявленных проблем;
2) по истории: собирательный исторический портрет народного героя, участника партизанского движения Отечественной войны 1812 года.
Источники:
Толстой Л.Н. Война и мир.
Лаптев В. Текст для подготовки к ЕГЭ о Барклае-де-Толли
Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Универсальные поурочные разработки по литературе. 10 класс. – М.: “ВАКО”, 2006, с. 265 – 269.
Методические рекомендации по курсу “Человек и общество”. В 2 ч. Ч.1.10 кл./ Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Кинкулькин А.Т., Лазебникова А.Ю.– М.: Просвещение, 2002. – с.138 – 154.
Школьный словарь по обществознанию: пособие для учащихся 10 – 11. Аверьянов Ю. И. - М.: Просвещение, 2005.
Историческая личность
Ярко выраженная индивидуальность
Связь с крупными историческими событиями
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интегрированный урок русского языка и биологии в 6 классе по теме "Роль имени прилагательного в текстах-описаниях"
Урок-обобщение темы "Имя прилагательное". Урок -практикум (работа учащихся в группах)...
Интегрированный урок русского языка, литературы, истории (9-й класс) по «Слову о полку Игореве» в форме игры «Умники и умницы».
Урок повторения, обобщения и контроля, комплексного применения знаний. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. Урок - игра. Такой урок позволяет в и...
интегрированный урок русского языка и литературы в 10 классе "Обобщение и систематизация знаний по фонетике, морфемике, лексике,морфологии, стилистике и орфографии на основе анализа текста Бориса Полевого "Миша уходит к партизанам".
В данном материале даны сведения писателе Борисе Полевом,о видах разбора текста, ведется работа по формированию орфографических навыков, представлены групповая, парная и фронтальная работа с классом, ...
Презентация к интегрированному уроку русский язык, литература, биология 5-6 класс
Интегрированный урок русского языка, литературы и биологии в 5-6 классах...
Интегрированные уроки русского языка, литературы и истории как способ формирования межпредметных связей в современной школе
Статья в" " science and education" Современное образование. Актуальные вопросы, достижения и инновации"...
Интегрированный урок русского языка и литературы в 11 классе по теме «Входите! Входите, дети!» Роль литературы в будущем самоопределении молодежи (по рассказу М. Гелприна «Свеча горела»)
Тип урока: урок открытия нового знанияФормы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.Используемые технологии:Тренинговые технологии: технология «Дебаты»Технологии на основе эффективн...
Технологическая карта интегрированного урока русского языка, литературы, информатики в 7 классе по теме «Деепричастный оборот или нужны ли деепричастия в поэзии?»
Данный урок является уроком закрепления знаний о деепричастном обороте. Учащиеся на протяжении всего уроказакрепляют умения находить деепричастия, графически обозначать деепричастный оборот, стр...
- Мне нравится (1)