Учебное пособие "Средства выразительности в тексте"
материал по русскому языку (11 класс) на тему
Пособие содержит перечень средств выразительности , определение понятий и их функций в тексте, примеры. Предназначено для подготовки к ГИА по русскому языку и литературе в 9 и 11 классах, а также для использования на уроках в среднем звене.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Учебное пособие "Средства выразительности в тексте" | 102.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Средства выразительности в тексте
Средства выразтельности | Определение понятия | Функция в тексте | Примеры |
Звукопись |
Ассонанс | Повторение одинаковых или похожих гласных звуков. | Усиливает выразительность текста, придает речи особую наглядность и изобразительность, способствует более яркой и образной передаче чувств и настроений автора или лирического героя. | И веют древними поверьями |
Аллитерация | Повторение одинаковых или похожих согласных звуков. | Усиливает выразительность текста, придает речи особую наглядность и изобразительность, способствует более яркой и образной передаче чувств и настроений автора или лирического героя. | Свищет ветер, серебряный ветер, |
Тропы |
Эпитет | Образное определение, отмечающее существенную черту в изображаемом явлении. От простого определения эпитет отличается художественной выразительностью и образностью. В основе эпитета лежит скрытое сравнение. | Направлены на усиление выразительности образов изображаемых предметов или явлений, на выделение их наиболее существенных признаков. | грустно-сиротеющая земля, седой туман, лимонный свет, немой покой, волшебница-зима, царапающий взгляд, гробовое молчание, свинцовые волны, буйный ветер, добрый молодец |
Сравнение | Прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим. | Используются для создания более ярких, выразительных образов и для выделения каких-либо существенных признаков изображаемых предметов или явлений, а также с целью выражения авторских оценок и эмоций. | На глаза осторожной кошки А сосны гнутся, как живые… Облаком волнистым |
Метафора | Слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку. | Усиливает зримость и наглядность изображаемого, передает неповторимость, индивидуальность предметов или явлений. | водопад звезд, лавина писем, стена огня, бездна горя, жемчужина поэзии, искра любви, золотые руки, буря в стакане воды, горы своротить, струны души, любовь угасла |
Олицетворение | Разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия. | Служат для создания ярких, выразительных и образных картин чего-либо, усиления передаваемых мыслей и чувств. | Катясь чрез сонные долины, |
Метонимия | Перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности. | Позволяет сделать мысль более яркой, лаконичной, выразительной, придает изображаемому предметную наглядность. | Я три тарелки съел… Бранил Гомера, Феокрита, Зато читал Адама Смита… ...не то на серебре, — на золоте едал.. |
Синекдоха | Перенесение значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. | Усиливает выразительность и экспрессивность речи. | К нему и птица не летит, Борода, что ты все молчишь?.. Все флаги в гости будут к нам… |
Перифраз (перифраза) | Оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания. | Позволяют выделить и подчеркнуть наиболее существенные признаки изображаемого; избежать неоправданной тавтологии; | ...о град державный, |
Гипербола | Непомерное преувеличение какого-либо признака предмета, явления, действия. | Резко усиливает выразительность изображаемого, придаёт мыслям необычную форму и яркую эмоциональную окраску, оценочность, эмоциональную убедительность. | Редкая птица долетит до середины Днепра… |
Литота | Непомерное преуменьшение какого-либо признака предмета, явления, действия. | Резко усиливает выразительность изображаемого, придаёт мыслям необычную форму и яркую эмоциональную окраску, оценочность, эмоциональную убедительность. | …лошадку ведет под уздцы мужичок |
Ирония | Употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому; вид иносказания, при котором за внешне положительной оценкой скрывается насмешка | Используется для создания в тексте комического эффекта и выражения авторских оценок и эмоций. | Обращение к ослу: - Отколе, умная, бредешь ты, голова? |
«Неспециальные» лексические изобразительно-выразительные средства языка |
Синонимы | Слова одной части речи, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению и отличающиеся друг от друга или оттенками значения, или стилистической окраской. | Позволяют уточнять мысль и передавать ее различные смысловые оттенки, более глубоко раскрывать тот или иной образ. | Ей каждый раз нужно было очаровывать, пленять, сводить с ума… Это — моя родина, моя родная земля, мое отечество, — и в жизни нет горячее, глубже и священнее чувства, чем любовь к тебе… |
Антонимы | Слова одной и той же части речи, противоположные по значению. | Позволяют уточнить мысль, сделать ее ярче, образнее, усилить передаваемое содержание. | То сердце не научится любить, Которое устало ненавидеть… |
Омонимы | Слова, совпадающие по форме, но имеющие различные значения. | Используются для выразительности и экспрессии речи. | брак — изъян и брак — женитьба, брань — ругань и брань — война, лавка — скамья и лавка — магазин, крутой берег и крутой кипяток, снять фильм — снять шляпу |
Паронимы | Слова, сходные по звучанию и написанию, но имеющие различные значения. | Используются для создания большей точности и выразительности (экспрессивности) высказывания, для создания большей образности, наглядности изображения и передачи эмоционально-оценочного отношения автора, для создания комического (юмористического, иронического, саркастического) эффекта. | индивидуальность — индивидуализм, дымный — дымовой, шумный — шумливый, плата — выплата Его называют мэтром, какой же это мэтр, это сантиметр! |
Фразеологизмы | Воспроизводимые в готовом виде устойчивые словосочетания и предложения. | Позволяют усилить наглядность и образность текста, более ярко выразить отношение к сообщаемому, передать авторские чувства и оценки. | Я был везде: у черта на куличках. Как дамоклов меч висит над человечеством угроза уничтожения природных богатств… |
Афоризмы | Крылатые слова, изречения из литературных источников. | Выражают с предельной краткостью какую-либо значительную, глубокую мысль в оригинальной, запоминающейся форме. | А ларчик просто открывался; Сильнее кошки зверя нет; Слона-то я и не приметил; А Васька слушает да ест (И. А. Крылов); Счастливые часов не наблюдают; А судьи кто; Ба! Знакомые все лица; Блажен, кто верует; Времен очаковских и покоренья Крыма (А. С. Грибоедов); Любви все возрасты покорны; Мечтам и годам нет возврата; Ох, тяжела ты, шапка Мономаха; С корабля на бал; Что день грядущий мне готовит (А. С. Пушкин) |
Риторические фигуры ( стилистические фигуры, фигуры речи) |
Риторический вопрос | Фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. | Риторический вопрос не требует ответа, он используется, чтобы усилить эмоциональность, выразительность речи, привлечь внимание читателя к тому или иному явлению. | Зачем он руку дал клеветникам ничтожным, |
Риторическое восклицание | Фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение. | Риторические восклицания усиливают в сообщении выражение тех или иных чувств; они обычно отличаются не только особой эмоциональностью, но и торжественностью и приподнятостью. | То было в утро наших лет — |
Риторическое обращение | Стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи. | Служит не столько для называния адресата речи, сколько для выражения отношения к тому, о чем говорится в тексте; может создавать торжественность и патетичность речи, выражать радость, сожаление и другие оттенки настроения и эмоционального состояния. | Друзья мои! Прекрасен наш союз. О, глубокая ночь! |
Повтор | Повторении какого-либо члена предложения (слова), части предложения или целого предложения, нескольких предложений, строфы. | Имеет целью привлечь особое внимание к значению слов и выражений. | «Молоды вы еще, очень молоды!» — вздохнул Иван Игнатьевич… |
Анафора (единоначатие) | Повторение слова или группы слов в начале строк, строф или предложений | Имеет целью привлечь особое внимание к значению слов и выражений. | Лениво дышит полдень мглистый, |
Эпифора | Повторение слов или группы слов в конце строк, строф или предложений. | Имеет целью привлечь особое внимание к значению слов и выражений. | Досталась им буханка светлого хлеба — радость! Сегодня фильм хороший в клубе — радость! Двухтомник Паустовского в книжный магазин привезли — радость! |
Подхват | Повтор какого-либо отрезка речи (предложения, стихотворной строки) в начале следующего за ним соответствующего отрезка речи. | Имеет целью привлечь особое внимание к значению слов и выражений. | Повалился он на холодный снег, |
Параллелизм | Сходное построение смежных частей текста: рядом стоящих предложений, стихотворных строк, строф, которые, соотносясь, создают единый образ. | Используется для логического выделения. | Гляжу на будущность с боязнью, |
Многосоюзие | Избыточный с грамматической точки зрения повтор союзов, ощущаемый как лишний и употребляемый как выразительное средство. | Используется как средство повышения смысловой значимости перечисляемых элементов, придания речи торжественной тональности и эмоциональной приподнятости. | Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! И как чудесна она сама, эта дорога… |
Бессоюзие | Намеренное опущение союзов между однородными членами предложения или частями сложносочиненного предложения. | Используется с целью усиления изобразительности речи, а также с целью усиления смысловой противопоставленности компонентов высказывания и повышения экспрессивности текста. | День вечереет, небо опустело, |
Эллипсис | Стилистический прием, состоящий в намеренном (отклоняющемся от нейтральной нормы) пропуске какого-либо члена или части предложения. | Придает тексту особую выразительность и динамичность, подчеркивает стремительность действия, напряженность психического состояния героя. | А если уж слишком поэта доймет |
Инверсия | Изменение обычного порядка слов в предложении. | Имеет целью подчеркивание смысловой значимости какого-либо элемента текста (слова, предложения), придание фразе особой стилистической окрашенности: торжественного, высокого звучания или, наоборот, разговорной, несколько сниженной характеристики. | Мила черкесу тишина, Идет Жилин, все тени держится… |
Парцелляция | Расчленение единой синтаксической структуры предложения на несколько интонационно-смысловых единиц — фраз. На месте расчленения предложения могут использоваться точка, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие. | Способна усиливать выразительность текста, выделяя какие-либо детали общей картины, подчеркивать значимость тех или иных частей высказывания, наиболее важных с точки зрения автора, передавать отношение автора к сообщаемому. | Утром, ярким, как лубок. Страшным. Долгим. Ратным. Был разбит стрелковый полк. Наш. В бою неравном… |
Градация | Последовательное расположение слов, выражений, тропов (эпитетов, метафор, сравнений) в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака. | Используется для усиления образности, эмоциональной выразительности и воздействующей силы текста. | Светились, горели, сияли огромные голубые глаза… Принес — и ослабел, и лег |
Антитеза | Оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия, положения, образы. | Используется для усиления выразительности речи, подчеркивания контрастных образов, контрастных оценок. | Ты богат, я очень беден, |
Оксюморон | Стилистическая фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия, как правило, противоречащие друг другу. | Придаёт новый смысл и особую выразительность. | С того часу начались для Ильи сладостные мученья… Есть тоска веселая в алостях зари… |
Стилистически окрашенная лексика |
Эмоционально-экспрессивная (оценочная) лексика | а) слова с положительной эмоционально-экспрессивной оценкой: б) слова с отрицательной эмоционально-экспрессивной оценкой: | Придаёт тексту возвышенное или, наоборот, сниженное звучание, служит средством речевых характеристик героев, передачи авторских эмоций и оценок. | - вдохновение, грядущий, отечество, чаяния, сокровенный, незыблемый; - солнышко, голубчик, доченька; - домысел, препираться, околесица; - выскочка, деляга; - балбес, зубрила, писанина |
Функционально-стилистически окрашенная лексика | а) книжная: б) разговорная (обиходно-бытовая): папа, мальчонка, хвастунишка, здоровущий | Придаёт тексту возвышенное или, наоборот, сниженное звучание, служит средством речевых характеристик героев, передачи авторских эмоций и оценок. | - термины: аллитерация, косинус, интерференция; - нижеподписавшиеся, докладная; - репортаж, интервью; - лазурный, очи, ланиты; - папа, мальчонка, хвастунишка, здоровущий |
Лексика ограниченного употребления |
Диалектизмы | Слова, которые употребляются жителями какой-либо местности. | Используются для усиления образности текста и передачи колорита эпохи, времени или какой-либо местности, для передачи речевых характеристик изображаемых персонажей, для выражения авторских оценок, чувств и эмоций, для создания иронического эффекта. | Сохранившаяся листва теперь будет висеть на деревьях уже до первых зазимков… |
Просторечие | Слова с ярко выраженной сниженной стилистической окраской: фамильярной, грубой, пренебрежительной, бранной, — находящиеся на границе или за пределами литературной нормы. | Я повзрослел, когда открыл, |
Профессионализмы | Слова, которые употребляются в профессиональной речи и не входят в систему общелитературного языка. | Благодаря зыби, клипер тихо и равномерно покачивался, то поклевывая острым носом и купая штоги в воде, то опускаясь подзором своей круглой кормы… |
Жаргонизмы | Слова, свойственные жаргонам (молодёжному, преступному, солдатскому, компьютерному и др.). | тусовка, навороты, крутой; мозги — память компьютера, клава — клавиатура; дембель, черпак, духи; братва, малина |
Историзмы | Слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением обозначаемых ими предметов или явлений. | боярин, опричнина, конка |
Архаизмы | Устаревшие слова, называющие предметы и понятия, для которых в языке появились новые наименования. | «Лепота!» — молвил царь. |
Неологизмы | Слова, недавно вошедшие в язык и не потерявшие еще своей новизны. | массмедиа, слоган, тинейджер |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как подготовиться к выразительному чтению текста (памятка для учащихся)
Данная памятка поможет ученикам с нарушениями речи подготовиться к уроку литературы...
Языковой анализ текста. Средства выразительности в тексте.
материалы для урока...
Учебная презентация "Выразительные средства лексики и фразеологии. Подготовка к ОГЭ по русскому языку" - 2 части
Данная учебная презентация содержит теоретический материал для подготовки к выполнению задания 3 в ОГЭ по русскому языку, а также практические задания (тесты) для закрепления изученного материала....
Средства выразительности в тексте
Средства художественной выразительности – это тропы, фигуры речи и другие литературные приемы, используемые поэтами, писателями и драматургами для создания уникальных эффектов в своих произведен...
Изобразительно-выразительные средства текста. Стилистические приемы
Материал подготовлен специально для подготовки к ОГЭ/ЕГЭ. Поэтапно готовит к выполнению экзаменационных заданий....
Изобразительно-выразительные средства текста. Лексические средства
Материал подготовлен специально для подготовки к ОГЭ/ЕГЭ. Поэтапно готовит к выполнению экзаменационных заданий....
Изобразительно-выразительные средства текста. Тропы
Материал подготовлен специально для подготовки к ОГЭ/ЕГЭ. Поэтапно готовит к выполнению экзаменационных заданий....
Комментарии
Учебное пособие "Средства выразительности в тексте"
Пособие содержит перечень средств выразительности , определение понятий и их функций в тексте, примеры. Предназначено для подготовки к ГИА по русскому языку и литературе в 9 и 11 классах, а также для использования на уроках в среднем звене.