Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по ФГОС по теме «Наклонения глагола. Изъявительное наклонение.» (По учебнику Т.А. Ладыженской)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Казанцева Н.В.

 Проведённый мною урок осуществляет в первую очередь задачу системности использованию ИКТ в образовательном процессе обучающхся 6 классов. На уроке применила  компьютер, материалы детских  презентаций, дидактический материал для индивидуальной и групповой работы на уроке, напечатанный на компьютере. Цель урока – вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс, причём в процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_1.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по ФГОС

                                                          по теме «Наклонения глагола. Изъявительное наклонение.» (По учебнику Т.А. Ладыженской)

Цель урока: дать учащимся понятие о наклонениях глагола, их морфологических  признаках.

Задачи урока:

Образовательные (предметные):

  • изучение наклонений глаголов;
  • совершенствование навыков правописания;
  • повторение и закрепление навыков правописания орфограмм:

                            -проверяемая безударная гласная в корне слова;

                            -буквы е и и в окончаниях глаголов I и II спряжения;

                            -не с прилагательными.

  •  анализ значения глагола в речи;
  •  обобщение и расширение сведений о глаголе;
  •  вырабатывать умение контролировать учебные действия, аргументировать допущенные ошибки.

Развивающие (метапредметные):

  • развивать умение слушать учителя, вступать в диалог;
  • развитие умения выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить;
  • формирование умения работать самостоятельно;
  • формирование умения контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

            и условиями её  реализации.

Воспитательные (личностные):

  • развитие способностей к самооценке на основе  наблюдения за собственной речью;
  • формирование навыков сотрудничества.

 Коммуникативная:

  • формирование навыков общения;
  • умение задавать  вопросы;
  • слушать, формулировать собственную точку зрения;
  • высказывать и обосновывать собственную точку зрения;

 Тип урока:  урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Этапы урока

Вид деятельности

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Виды контроля

Организационный

Приветствие

учащихся;

проверка

готовности к

уроку;

организация

внимания.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

-Здравствуйте, ребята!  Чтобы учебный день прошёл успешно и принёс вам радость, мы начнём урок с  эмоциональной зарядки. Улыбнитесь друг другу и , заряженные  хорошим настроением, займите свои места.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, присаживаются на свои места.

Умение поставить определённые задачи, прогнозирование результатов своих действий

Самоконтроль,

текущий контроль

Работа над ошибками

Записывает дату. Даёт задание на повторение пройденного материала. Вызывает учеников для проверки задания.

Работают в тетрадях.

Работают у доски.

Проводят взаимопроверку. Исправляют  свои ошибки.

Выборочная работа (П)

Логические действия (П)

Самоопределение (Л)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П

Текущий

и взаимоконтроль

Актуализация знаний

Подведение детей к формулированию

темы и постановке

задач урока.

Составление плана

работы.

Ребята, давайте  вспомним все известные вам признаки глагола (вид, спряжение, переходность, возвратность, наклонение, время, число , род, лицо)

Вспоминают, отвечают на поставленные вопросы.

Извлечение необходимой информации (П)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

Подведение под понятие (П)

Текущий

и взаимоконтроль

Формирование новых знаний

Запись темы урока

На сегодняшнем уроке мы с вами продолжим знакомство с наклонением глагола.

-Что же, такое наклонение?

-Это, ребята, своеобразный контролер, который всегда соотносит действие с реальностью и показывает, происходит ли оно в действительности, только желаемое оно или то, которого мы ждем от собеседника.

 -В русском языке три наклонения:

-Изъявительное наклонение, показывает, что действие реально, на самом деле происходит ,происходило  или произойдет, например : Мы врагов встречаем просто: били, бьём  и будем бить.

-Условное наклонение или по-другому его называют сослагательное показывает , что действие  возможно лишь при определённом условии, например: Путешествия потеряли бы половину своего смысла, если бы о них нельзя было бы рассказывать.  Я не добрался бы до города   и замёрз бы без тебя.

Повелительное наклонение обозначает действие, которое велят, просят ,советуют совершить. Например, в правилах хорошего тона  А. Дорохова содержится много советов, построенных как побудительные предложения. Прочитайте текст.

Анализируют текст, отвечают на поставленные вопросы

Постановка и решение проблем (П)

Целеполагание (Р)

Общение и взаимодействие с партнёром (К)
Самоопределение (Л)

Текущий

и взаимоконтроль

Первичное закрепление

Подведение детей

к самостоятельному алгоритму действий.

Обратим внимание на доску.

Задание:образовать от глаголов в инфинитиве все три формы наклонения в ед.ч.

Выполнение упражнения:

Писать – пишу – писал бы - пиши

Жить – живу – жил бы - живи

Мазать – мажу – мазал бы - мажь

Бросать – брошу – бросил бы - брось

Бороться - борюсь – боролся бы - борись

Стричь – стригу – стриг бы - стриги

Работают в тетрадях,отрабатываются умения учебно-познавательные (морфологические: образование различных форм глагола), логические (анализ и синтез языкового материала).

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

Подведение под понятие (П)

Постановка и решение проблем (П)

Целеполагание (Р)

Общение и взаимодействие с партнёром (К)

Текущий

и взаимоконтроль

Закрепление.

Ребята, давайте позовем на помощь сказку, чтобы лучше разобраться в сегодняшней теме!Прочитайте текст.

Читают, анализируют, делают вывод.

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

Постановка и решение проблем (П)

Самоконтроль.

Физкультминутка

Выполним упражнения все вместе.

Я буду называть глаголы, а вы:

─ если услышите глагол в изъявительном наклонении, вы тянетесь к солнцe;

─ если услышите глагол в условном наклонении – прыгаете;

─ если в повелительном наклонении - наклоняетесь вниз:

 бегут, торопятся ручьи (тянутся)

 я решил бы, если б не устал (прыгают)

 садись напротив меня (вниз)

 люблю тебя, Петра творенье (тянутся)

если бы вы протянули руку, то заметили бы (прыгают)

 появляется травка (тянутся)

потянитесь к солнцу (вниз)

Выполняют упражнения

Профилактика утомляемости (Л)

Закрепление знаний

Закрепление материала  проводится в игровой форме.

Задание.

Образовать от глаголов: работать, сражаться, одолеть формы трех наклонений.

 

Ребята, кто из братьев понравился вам больше всего?

- Почему?

-А почему не понравились Епифан и Тимоня?

А ведь братья, ребята, познакомили нас с тремя наклонениями глагола: изъявительным, сослагательным, повелительным.

Вспомним, какие глаголы любят употреблять братья Епифан, Тимоня, Иван.

Запишем под именами глаголы, употребляемые братьями.

 

·        Кто из братьев употреблял глаголы в форме изъявительного наклонения?

·        В чем особенность этих глаголов?

·        Какое действие они обозначают?

Самостоятельная работа. Класс выполняет данное задание, образует от глаголов: работать, сражаться, одолеть формы трех наклонений).

Постановка и решение проблем (П)

Целеполагание (Р)

Общение и взаимодействие с партнёром (К)

Текущий

 Рефлексия                                                          

Соотнесение

поставленных задач

с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

Оценить то, как вы усвоили материал

- Я не допустил ни одной ошибки.

- Я ошибался 1-3 раза.

- Я ошибался более 3 раз.

- Я не понял материал.

- Выставление оценок за урок.

Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока.

Организует рефлексию.

Обобщает сказанное.

Благодарит за работу. Оценивает ответы.

У нашей сказки, ребята, счастливый конец. Вы одолели очень сложную тему, познакомились с наклонениями глагола.

Вспомним их.

· Какие действия обозначают глаголы в форме изъявительного наклонения?       Условного?        Повелительного?

Составляют внутреннюю речь.

Используют клише для рефлексии.

Оценивают свою работу.

Рефлексия способов и условий действий (П)

Контроль и оценка результатов деятельности (П)

Самооценка (Л)

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)

Этап « Домашнее задание» 

А сейчас ещё одна сказка, в которой вы тоже примете участие. Есть такая страна Глаголия, в которую нам надо попасть.

 Посмотреть видео-урок «Наклонение глагола», сделать конспект http://interneturok.ru/ru/school/russian/6-klass/bglagolb/naklonenie-glagola

Объясняет домашнее задание «Характеры у всех жителей Глаголии разные: некоторые жители любят повелевать кем-то, приказывать кому-то; другие мечтают о чём-то, рассуждают, летают в облаках; третьи работали, работают и будут работать.

Вот перед нами город. Здесь обитают самые практичные и самые справедливые жители. Их девиз: было, есть и будет! Жители выбрали именно такой девиз, потому что это глаголы изъявительного наклонения. Они обозначают то, что происходит, происходило или будет происходить на самом деле: жили, живем  и будем жить. А изъявительным оно называется потому, что происходит наяву, действие из яви (корень -яв-).

Задание. Через городские ворота пропустят не каждого, а только самого эрудированного гостя. Поэтому вы  должны написать небольшое прошение правителю города, обосновывая, зачем вам нужно обязательно попасть сюда. Условие: в своем тексте вы должны употреблять как можно больше глаголов изъявительного наклонения.

Записывают задание в дневник.

Подают дневники для оценки учителю.

Дифференцированные  задания  (П.,  Л)

Приложение.

Этап «Работа над ошибками»

1. Словарная работа на повторение.

    Вставьте пропущенные буквы и обозначьте условия выбора:

Скрипеть на морозе

неряшливый

пашет

оставалось

Очень ненадежный

умеет

Разредить посевы

Далеко не любезный приём

клеит

благословить

Ничуть не трудная

тает

просвещать

Не вежливый, а грубый

зависит

объединять

Негромкая музыка

видит

очарование

Неинтересен подросткам

колет

преградить

Вовсе не случайный

поедет

обогатиться

Невысокий человек

ездит

плясать

Отнюдь не утешительные итоги

стелет

2.Синтаксическая пятиминутка. Запишите предложения и составьте схемы:

«Татьяна, ешьте, пожалуйста, вишневое варенье»,-предложила Света.

Схема:

Потом коснётся солнечный луч молодой травки, и на конце стебля начнёт распускаться цветок.

Схема:

Этап «Формирование новых знаний»

Текст о  правилах хорошего тона  А. Дорохова .

Учись внимательно слушать собеседника. Не перебивай его, пока он не закончит свой рассказ. Дослушай то, что он хотел сказать, до конца, а потом уже возражай, если не согласен. Чем внимательнее ты будешь слушать, тем приятнее будет людям с тобой разговаривать...

 Будь в словах так же вежлив, как в поступках. Уважай собеседника. Не унижай его своим пренебрежительным или насмешливым тоном.

 Этап «Закрепление». Прочитайте текст:

 В некотором царстве, в некотором государстве

жил-был царь. И было у него три сына.

 

Епифан был старший брат.

Сам себе он был не рад.

Все б у парня получалось,

Если б что-то не случалось.

- Я бы сделал, я бы смог,

Если б кто-нибудь помог!..

 

Брат Тимоня средним был.

Тот командовать любил.

Только слышно от него:

- То возьми! Подай того!

 

Меньший брат Иваном звался.

Тот во все дела совался.

Он зимою дров наколет,

А весной засеет поле.

- Слов на ветер не бросаю,

Что надумал, выполняю!

 

Жили братья, не тужили, да напал на то царство-государство враг, Змей девятиглавый.

Обратился царь к сыновьям, чтоб шли они со Змеем биться, чтоб защитили от этого ворога Русскую землю.

 

Епифан: Я пошел бы воевать,

Если б не любил поспать,

Я сразился б со злодеем,

Самозванцем, лиходеем,

Я бы Змея победил,

Если б тятька разбудил!..

 

Тимоня: Эй, Ванюша, эй дурак,

Снаряжайся! В царстве  враг!

Есть и спать не любишь вволю-

Так ступай во чисто поле,

Заруби дракона злого

Аль доставь сюда живого!

 

Иван: Вижу: час настал мой, братцы,

В путь-дорогу собираться.

Я за землю за свою

Постою в любом бою!

Меч возьму себе в подмогу.

 

 Тимоня. Ну, иди, Ванюша, с Богом!..

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в свете требований ФГОС

Принятый документ ФГОС заставляет учителя пересмотреть требования к урокам. Данный материал соответствует им....

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка в соответствии с ФГОС

Технологическая карта урока русского языка в соответствии с ФГОС  на тему: "Словообразование имён существительных"...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Стили речи"

Цель: начать знакомство с понятием "стили речи", формировать умение различать стили речиТип урока: урок объяснения нового материала...

Технологическая карта урока русского языка, 5 класс, тема "Синтаксис и пунктуация "

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Синтаксис и пунктуация".Урок систематизации и обобщения знаний и умений. Приложение для урока презентация "Синтаксис и пунктуация"...

Технологическая карта по русскому языку 5 класс " Правописание –тся и –ться в глаголах"

Познакомить обучающихся со способами действия при выборе правильного написания –ться и –тся в глаголах.Планируемые результаты:•         Предмет...