Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по ФГОС по теме «Наклонения глагола. Изъявительное наклонение.» (По учебнику Т.А. Ладыженской)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Проведённый мною урок осуществляет в первую очередь задачу системности использованию ИКТ в образовательном процессе обучающхся 6 классов. На уроке применила компьютер, материалы детских презентаций, дидактический материал для индивидуальной и групповой работы на уроке, напечатанный на компьютере. Цель урока – вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс, причём в процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_1.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по ФГОС
по теме «Наклонения глагола. Изъявительное наклонение.» (По учебнику Т.А. Ладыженской)
Цель урока: дать учащимся понятие о наклонениях глагола, их морфологических признаках.
Задачи урока:
Образовательные (предметные):
- изучение наклонений глаголов;
- совершенствование навыков правописания;
- повторение и закрепление навыков правописания орфограмм:
-проверяемая безударная гласная в корне слова;
-буквы е и и в окончаниях глаголов I и II спряжения;
-не с прилагательными.
- анализ значения глагола в речи;
- обобщение и расширение сведений о глаголе;
- вырабатывать умение контролировать учебные действия, аргументировать допущенные ошибки.
Развивающие (метапредметные):
- развивать умение слушать учителя, вступать в диалог;
- развитие умения выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить;
- формирование умения работать самостоятельно;
- формирование умения контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
и условиями её реализации.
Воспитательные (личностные):
- развитие способностей к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- формирование навыков сотрудничества.
Коммуникативная:
- формирование навыков общения;
- умение задавать вопросы;
- слушать, формулировать собственную точку зрения;
- высказывать и обосновывать собственную точку зрения;
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Этапы урока | Вид деятельности | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | Виды контроля |
Организационный | Приветствие учащихся; проверка готовности к уроку; организация внимания. | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. -Здравствуйте, ребята! Чтобы учебный день прошёл успешно и принёс вам радость, мы начнём урок с эмоциональной зарядки. Улыбнитесь друг другу и , заряженные хорошим настроением, займите свои места. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, присаживаются на свои места. | Умение поставить определённые задачи, прогнозирование результатов своих действий | Самоконтроль, текущий контроль | |
Работа над ошибками | Записывает дату. Даёт задание на повторение пройденного материала. Вызывает учеников для проверки задания. | Работают в тетрадях. Работают у доски. Проводят взаимопроверку. Исправляют свои ошибки. | Выборочная работа (П) Логические действия (П) Самоопределение (Л) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П | Текущий и взаимоконтроль | ||
Актуализация знаний | Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы. | Ребята, давайте вспомним все известные вам признаки глагола (вид, спряжение, переходность, возвратность, наклонение, время, число , род, лицо) | Вспоминают, отвечают на поставленные вопросы. | Извлечение необходимой информации (П) Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К) Подведение под понятие (П) | Текущий и взаимоконтроль | |
Формирование новых знаний | Запись темы урока | На сегодняшнем уроке мы с вами продолжим знакомство с наклонением глагола. -Что же, такое наклонение? -Это, ребята, своеобразный контролер, который всегда соотносит действие с реальностью и показывает, происходит ли оно в действительности, только желаемое оно или то, которого мы ждем от собеседника. -В русском языке три наклонения: -Изъявительное наклонение, показывает, что действие реально, на самом деле происходит ,происходило или произойдет, например : Мы врагов встречаем просто: били, бьём и будем бить. -Условное наклонение или по-другому его называют сослагательное показывает , что действие возможно лишь при определённом условии, например: Путешествия потеряли бы половину своего смысла, если бы о них нельзя было бы рассказывать. Я не добрался бы до города и замёрз бы без тебя. Повелительное наклонение обозначает действие, которое велят, просят ,советуют совершить. Например, в правилах хорошего тона А. Дорохова содержится много советов, построенных как побудительные предложения. Прочитайте текст. | Анализируют текст, отвечают на поставленные вопросы | Постановка и решение проблем (П) Целеполагание (Р) Общение и взаимодействие с партнёром (К) | Текущий и взаимоконтроль | |
Первичное закрепление | Подведение детей к самостоятельному алгоритму действий. | Обратим внимание на доску. Задание:образовать от глаголов в инфинитиве все три формы наклонения в ед.ч. | Выполнение упражнения: Писать – пишу – писал бы - пиши Жить – живу – жил бы - живи Мазать – мажу – мазал бы - мажь Бросать – брошу – бросил бы - брось Бороться - борюсь – боролся бы - борись Стричь – стригу – стриг бы - стриги | Работают в тетрадях,отрабатываются умения учебно-познавательные (морфологические: образование различных форм глагола), логические (анализ и синтез языкового материала). | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К) Подведение под понятие (П) Постановка и решение проблем (П) Целеполагание (Р) Общение и взаимодействие с партнёром (К) | Текущий и взаимоконтроль |
Закрепление. | Ребята, давайте позовем на помощь сказку, чтобы лучше разобраться в сегодняшней теме!Прочитайте текст. | Читают, анализируют, делают вывод. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К) Постановка и решение проблем (П) | Самоконтроль. | ||
Физкультминутка | Выполним упражнения все вместе. | Я буду называть глаголы, а вы: ─ если услышите глагол в изъявительном наклонении, вы тянетесь к солнцe; ─ если услышите глагол в условном наклонении – прыгаете; ─ если в повелительном наклонении - наклоняетесь вниз: бегут, торопятся ручьи (тянутся) я решил бы, если б не устал (прыгают) садись напротив меня (вниз) люблю тебя, Петра творенье (тянутся) если бы вы протянули руку, то заметили бы (прыгают) появляется травка (тянутся) потянитесь к солнцу (вниз) | Выполняют упражнения | Профилактика утомляемости (Л) | ||
Закрепление знаний | Закрепление материала проводится в игровой форме. | Задание. Образовать от глаголов: работать, сражаться, одолеть формы трех наклонений.
| Ребята, кто из братьев понравился вам больше всего? - Почему? -А почему не понравились Епифан и Тимоня? А ведь братья, ребята, познакомили нас с тремя наклонениями глагола: изъявительным, сослагательным, повелительным. Вспомним, какие глаголы любят употреблять братья Епифан, Тимоня, Иван. Запишем под именами глаголы, употребляемые братьями.
· Кто из братьев употреблял глаголы в форме изъявительного наклонения? · В чем особенность этих глаголов? · Какое действие они обозначают? | Самостоятельная работа. Класс выполняет данное задание, образует от глаголов: работать, сражаться, одолеть формы трех наклонений). | Постановка и решение проблем (П) Целеполагание (Р) Общение и взаимодействие с партнёром (К) | Текущий |
Рефлексия | Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей | Оценить то, как вы усвоили материал - Я не допустил ни одной ошибки. - Я ошибался 1-3 раза. - Я ошибался более 3 раз. - Я не понял материал. - Выставление оценок за урок. | Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока. Организует рефлексию. Обобщает сказанное. Благодарит за работу. Оценивает ответы. У нашей сказки, ребята, счастливый конец. Вы одолели очень сложную тему, познакомились с наклонениями глагола. Вспомним их. · Какие действия обозначают глаголы в форме изъявительного наклонения? Условного? Повелительного? | Составляют внутреннюю речь. Используют клише для рефлексии. Оценивают свою работу. | Рефлексия способов и условий действий (П) Контроль и оценка результатов деятельности (П) Самооценка (Л) Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л) | |
Этап « Домашнее задание» | А сейчас ещё одна сказка, в которой вы тоже примете участие. Есть такая страна Глаголия, в которую нам надо попасть. | Посмотреть видео-урок «Наклонение глагола», сделать конспект http://interneturok.ru/ru/school/russian/6-klass/bglagolb/naklonenie-glagola | Объясняет домашнее задание «Характеры у всех жителей Глаголии разные: некоторые жители любят повелевать кем-то, приказывать кому-то; другие мечтают о чём-то, рассуждают, летают в облаках; третьи работали, работают и будут работать. Вот перед нами город. Здесь обитают самые практичные и самые справедливые жители. Их девиз: было, есть и будет! Жители выбрали именно такой девиз, потому что это глаголы изъявительного наклонения. Они обозначают то, что происходит, происходило или будет происходить на самом деле: жили, живем и будем жить. А изъявительным оно называется потому, что происходит наяву, действие из яви (корень -яв-). Задание. Через городские ворота пропустят не каждого, а только самого эрудированного гостя. Поэтому вы должны написать небольшое прошение правителю города, обосновывая, зачем вам нужно обязательно попасть сюда. Условие: в своем тексте вы должны употреблять как можно больше глаголов изъявительного наклонения. | Записывают задание в дневник. Подают дневники для оценки учителю. | Дифференцированные задания (П., Л) |
Приложение.
Этап «Работа над ошибками»
1. Словарная работа на повторение.
Вставьте пропущенные буквы и обозначьте условия выбора:
Скрипеть на морозе | неряшливый | пашет |
оставалось | Очень ненадежный | умеет |
Разредить посевы | Далеко не любезный приём | клеит |
благословить | Ничуть не трудная | тает |
просвещать | Не вежливый, а грубый | зависит |
объединять | Негромкая музыка | видит |
очарование | Неинтересен подросткам | колет |
преградить | Вовсе не случайный | поедет |
обогатиться | Невысокий человек | ездит |
плясать | Отнюдь не утешительные итоги | стелет |
2.Синтаксическая пятиминутка. Запишите предложения и составьте схемы:
«Татьяна, ешьте, пожалуйста, вишневое варенье»,-предложила Света.
Схема:
Потом коснётся солнечный луч молодой травки, и на конце стебля начнёт распускаться цветок.
Схема:
Этап «Формирование новых знаний»
Текст о правилах хорошего тона А. Дорохова .
Учись внимательно слушать собеседника. Не перебивай его, пока он не закончит свой рассказ. Дослушай то, что он хотел сказать, до конца, а потом уже возражай, если не согласен. Чем внимательнее ты будешь слушать, тем приятнее будет людям с тобой разговаривать...
Будь в словах так же вежлив, как в поступках. Уважай собеседника. Не унижай его своим пренебрежительным или насмешливым тоном.
Этап «Закрепление». Прочитайте текст:
В некотором царстве, в некотором государстве
жил-был царь. И было у него три сына.
Епифан был старший брат.
Сам себе он был не рад.
Все б у парня получалось,
Если б что-то не случалось.
- Я бы сделал, я бы смог,
Если б кто-нибудь помог!..
Брат Тимоня средним был.
Тот командовать любил.
Только слышно от него:
- То возьми! Подай того!
Меньший брат Иваном звался.
Тот во все дела совался.
Он зимою дров наколет,
А весной засеет поле.
- Слов на ветер не бросаю,
Что надумал, выполняю!
Жили братья, не тужили, да напал на то царство-государство враг, Змей девятиглавый.
Обратился царь к сыновьям, чтоб шли они со Змеем биться, чтоб защитили от этого ворога Русскую землю.
Епифан: Я пошел бы воевать,
Если б не любил поспать,
Я сразился б со злодеем,
Самозванцем, лиходеем,
Я бы Змея победил,
Если б тятька разбудил!..
Тимоня: Эй, Ванюша, эй дурак,
Снаряжайся! В царстве враг!
Есть и спать не любишь вволю-
Так ступай во чисто поле,
Заруби дракона злого
Аль доставь сюда живого!
Иван: Вижу: час настал мой, братцы,
В путь-дорогу собираться.
Я за землю за свою
Постою в любом бою!
Меч возьму себе в подмогу.
Тимоня. Ну, иди, Ванюша, с Богом!..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в свете требований ФГОС
Принятый документ ФГОС заставляет учителя пересмотреть требования к урокам. Данный материал соответствует им....
Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"
Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...
Технологическая карта урока русского языка в соответствии с ФГОС
Технологическая карта урока русского языка в соответствии с ФГОС на тему: "Словообразование имён существительных"...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Стили речи"
Цель: начать знакомство с понятием "стили речи", формировать умение различать стили речиТип урока: урок объяснения нового материала...
Технологическая карта урока русского языка, 5 класс, тема "Синтаксис и пунктуация "
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Синтаксис и пунктуация".Урок систематизации и обобщения знаний и умений. Приложение для урока презентация "Синтаксис и пунктуация"...
Технологическая карта по русскому языку 5 класс " Правописание –тся и –ться в глаголах"
Познакомить обучающихся со способами действия при выборе правильного написания –ться и –тся в глаголах.Планируемые результаты:• Предмет...