Технологическая карта урока русского языка в свете требований ФГОС
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Принятый документ ФГОС заставляет учителя пересмотреть требования к урокам. Данный материал соответствует им.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в свете требований ФГОС

Предмет: русский язык                                                                                                                                                                                                                                              Класс: 6 класс                                                                                                                                                                                                                                                                             Тип урока: обобщение                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Тема

Обобщающий урок-путешествие по теме «Глагол»

Цель

Создание условий для продуктивной деятельности каждого ученика, в которой он может решить следующие задачи

Задачи

1.Осознать значимость изучаемого материала, уметь выделять главное в познавательном объекте.                                                           2.Осознать ценность совместной деятельности.                                                                                                                                                             3.Развивать монологическую и диалогическую речь.                                                                                                                                                    4.Осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.                                                                                      5.Задуматься о красоте родного языка, стимулировать творческую деятельность в его изучении и изучении творчества местных авторов.

Формируемые УУД

Личностные: учебно- познавательная мотивация, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.                                                                                                                                                                                                          Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, планирование учебного сотрудничества.                                                                                                                                                                                                      Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия,  структуирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.                                                                               Коммуникативные: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Основные понятия

Морфологические, синтаксические признаки глагола, морфемы, словообразование, спряжение.

Ресурсы

Доска, мультимедиа система, материалы музея-заповедника, отрывки из произведений М.А.Шолохова и других авторов.

Организация пространства

Индивидуальная работа, фронтальная работа, самостоятельная работа.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

Планируемые результаты

УУД

1.Орг. момент.                  Цель  создать благоприятную обстановку для дальнейшей эффективной работы, привлечь внимание детей предстоящей деятельности по теме.

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Стимулирую деятельность учащихся:                          -читаю отрывок из стихотворения о родном крае;                                   -сообщаю о форме урока- путешествия;                     - представляю группу «экскурсоводов», «учителей» из одноклассников;                           -сообщаю тему урока.

Приветствие учителя;

- сообщение ассистентов- консультантов о готовности класса к работе;

-запись темы в тетрадь

Сегодня у нас заключительный обобщающий урок по теме «Глагол». Наша задача на этом уроке повторить все изученное по этой части речи и показать умение применять на практике знания. Также мы продолжим подготовку к контрольной работе.

Сегодня у нас урок не совсем обычный. Это экскурсия по родине М.А.Шолохова. Проводить ее будут экскурсоводы, а проверять знания у одноклассников назначенные (пока мною) учителя.

Итак, задача ясна, и мы приступаем.

Начать нашу экскурсию мне бы хотелось со слов известной песни, авторами-переработчиками которой, по мнению исследователей и старожилов считаются Василий Щебуняев и Тимофей Семенович Ковалев:

Моют вербы золотые косы,

Спит река, прозрачная до дна,

Далеко с высокого откоса

Шолохова родина видна. (Краткие сведения об авторах и песне).

Оформим день. Дата. Тема.

Эмоциональный настрой на предстоящую деятельность;

Помочь учащимся целостно представить проект по обобщению, систематизации знаний в рамках темы.

2.Экскурсия №1 и задания по ней.                           Цель: актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся, умение использовать их на практике при реконструкции текста.

Для достижения цели использую:                         -игровую деятельность,

 -нестандартную ситуацию при проверке выполнения заданий (ученик- ученик),                  

-самостоятельность учащихся за контролем знаний,                                                   -дифференцированная помощь.

Проводит экскурсию (1чел.)                                                    

Выполняет задания с классом (1чел.)

Отвечают у доски. Указывают способ образования (можно с места).

  1. Я приглашаю нашего первого «экскурсовода» к доске.(Слайды) Приступаем к выполнению заданий. Приглашаю «учителя» к доске.        (Приложение№1)

Задание 1. Восстановить текст (в тетради)

Глаголы употребить в изъявительном наклонении, прошедшего времени.

Определить вид глаголов.

Задание 2. Сделать морфологический разбор слова (на доске)

Лежит – (что делает?) глагол

Н.ф. – (что делать?) лежать

П.п.: н.вр., невозвр., 2 спр.

Н.п.: в изъявит.накл., наст.вр., ед.ч., 3 л

С.П.: лежит - сказуемое

Задание 3. Указать способ образования глаголов (на доске):

Расширились – расширили (суфф)

Отделился – отделил (суфф.)

Поплыл – плыл (прист.)

-Морфологические признаки глаголов;                                       -вид;                                               -наклонения глаголов;  -время глаголов;                            -способы действия при морфологическом и словообразовательном разборах.

- смогут осознать значение  изучаемого предмета,  -совместной деятельности,                             -развивать  умения  классифицировать  познавательные объекты,                                           - развивать монологическую и диалогическую речь.

3.Экскурсия №2 и задания по ней.                   Цель: организация деятельности по закреплению использования алгоритма правил орфографии,                 продолжить работу по воспитанию организованности, ответственности, развитию алгоритмического мышления, грамотного письма.

.                      Использую,  кроме игры, следующее:                 - аргументированный ответ;                                               -самостоятельную работу в сочетании с беседой;                               -участие учащихся в оценке качества знаний;                                              -выборочно- распределительное письмо (анализ)

Знакомятся с экскурсией.

Вспоминают правила правописания –тся и              –ться и записывают текст.                          Выписывают глаголы, распределяя по спряжениям и объясняя выбор.      Контролируют друг друга и проводят коррекцию знаний.

  1. «Экскурсовод»2 (Слайды) К доске –«учитель».(Приложение№2)

Приступаем к выполнению заданий (работа в тетради)

Задание 1. Объяснить правописание –тся и –ться.

Задание 2. Выписать глаголы в столбик и определить спряжение с объяснением.

Выгибается – 1 спр.

Заворачивает – 1 спр.

Прямится – 2 спр.

Несет – 1 спр.

-Правила спряжения глаголов;                             – правила правописания - тся и              -ться;                                                        -  алгоритм применения на практике.

- Развивать умения «приостановить» свою деятельность ,                 –умение отстраниться, занять любую из возможных позиций по отношению к ситуации взаимодействия ,                           –закреплять понятия (спряжение глагола), умение использовать правила на практике.

4.Экскурсия №3 и задания по ней.                 Цель: обеспечение развития умения ставить цель и планировать свою деятельность,

обеспечить применение учащимися знаний  и способов действий при морфемном и синтаксическом разборах.                

Продолжаю работать, используя те же методы.                               Даем словесную оценку деятельности «экскурсоводов» и «учителей» от класса.

Знакомятся с экскурсией.                  Делают синтаксический и морфемный разбор. Работают у доски и в тетради, оценивают работу.

  1. «Экскурсовод» 3 (Слайды)

Теперь к доске приглашаем «учителя». (Приложение №3)

Задание 1. Списать предложение и указать грамматическую основу.

Задание 2. Синтаксический разбор предложения

(по составу – сложное, из 3 ч.)

-тип - БСП

- по цели высказывания – повествовательное

- по интонации – невосклицательное

Задание 3. Морфемный разбор слова отшептала.

-Морфемы;                        –члены предложения;     –синтаксические признаки глагола;                     –характеристика предложений;                               –порядок разборов.

-Развивать умения                                                                                          структуировать информацию,                  -умение классифицировать познавательный объект,                                         -осознавать практическую значимость материала.

5.Экскурсия №4 и домашнее задание. Цель: организация деятельности учащихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях,

обеспечение развития умения планировать свою деятельность.

Проверяю готовность выполнить домашнее задание                                                              - по активности каждого,                                            -эмоциональному климату в классе;               - учитываю возможные затруднения и способы их ликвидации ;                      -провожу инструктаж и фронтальный опрос с учетом индивидуальных особенностей по планированию выполнения домашней работы.

Знакомятся с экскурсией.                     Слушают инструктаж. Планируют деятельность по домашнему заданию. Отвечают на вопросы учителя.

  1. «Экскурсовод» 4 (Слайды).

Получаем  домашнее задание. (Приложение№4) Объясняем значение цифр.

- Признаки глагола как части речи;                                    – порядок синтаксического разбора предложений;                     – порядок морфемного разбора;                                           – словообразовательного разбора.

-развивать умения организации  деятельности  по закреплению способов действий при выполнении разных разборов;                     умения формулировать проблему и предлагать пути решения;                                       - умения осуществлять самоконтроль, самокоррекцию.

6.Тест и итог урока. Цель: проверка сформированности   общеучебных умений и навыков, самооценка результатов деятельности и всего класс а, создать условия развития у школьников умения работать во времени, содействовать развитию умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.

и. Использую фронтальную беседу по вопросам урока.              Далее проверяю знания, используя тест. Показываю на экране критерии оценивания для самооценки.      Выставляю оценки за урок, обсуждая их с учениками.

  1. (Далее говорит преподаватель). Подведем итог нашей сегодняшней работы.

Экскурсия была короткой, но мы ее продолжим после изучения темы «Имя прилагательное». Тогда мы поговорим о культурных центрах станицы и учебных заведениях.

А сейчас обобщим изученное по теме «Глагол». (вопросы урока)        

Выполним тест (прилагается на отдельном листе на каждой парте).

Если есть время, объясним задания.

Проверяют тесты 2 ученика, тоже выступающие в роли учителей. На экране ответы и критерии оценивания (появятся чуть позже). Оценки за тест выставляем себе сами.

Вернемся к началу урока.

Что мы сделали на сегодняшнем уроке? Дети, как вы считаете, мы справились с задачей урока? (Предполагается положительный ответ).

Урок окончен.

-Все правила, повторяемые на уроке

- помочь осознанию значимости изучаемого материала; -ценности совместной деятельности;                            -умения адекватной самооценки;                                 -осознание оценки учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в соответствии с ФГОС

Технологическая карта урока русского языка в соответствии с ФГОС  на тему: "Словообразование имён существительных"...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе (ФГОС ООО)

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Гласные в приставках -пре, -при"...

Технологические карты уроков русского языка в 5 классе ФГОС по теме: "Морфема", "Окончание и основа слова"

Материал содержит готовые задания для урока (в помощь молодым педагогам)...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ (ФГОС)

Урок изучения и первичного закрепления нового материала. Задачи, цели, межпредметные связи, образовательные ресурсы. Этапы урока: - организационный момент; - актуализация знаний и фиксация затруднений...

Технологическая карта урока русского языка «Путешествие по весеннему лесу» (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное») в соответствии с требованиями ФГОС.

Технологическая карта урока русского языка  «Путешествие по весеннему лесу» (урок обобщающего повторения по теме  «Имя прилагательное») в соответствии с требованиями ...

Технологическая карта урока русского языка «Путешествие по весеннему лесу» (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное») в соответствии с требованиями ФГОС.

Технологическая карта урока русского языка  «Путешествие по весеннему лесу» (урок обобщающего повторения по теме  «Имя прилагательное») в соответствии с требованиями ...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе (ФГОС 2022)

Правописание непроизносимых согласных в корне слова....