Технологическая карта по русскому языку 5 класс " Правописание –тся и –ться в глаголах"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Познакомить обучающихся со способами действия при выборе правильного написания –ться и –тся в глаголах.
Планируемые результаты:
• Предметные: отработать способ действия при выборе написания –ться и - тся, вести работу по предупреждению наиболее распространённых и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы.
• Личностные: развивать умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость.
• Метапредметные: воспитывать положительное отношение к учёбе, к знаниям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта по русскому языку. 5 класс
Предмет: Русский язык
Класс: 5
УМК: : Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова.
Тема урока: Правописание –тся и –ться в глаголах.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Цель урока: познакомить обучающихся со способами действия при выборе правильного написания –ться и –тся в глаголах.
Планируемые результаты:
- Предметные: отработать способ действия при выборе написания –ться и - тся, вести работу по предупреждению наиболее распространённых и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы.
- Личностные: развивать умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость.
- Метапредметные: воспитывать положительное отношение к учёбе, к знаниям.
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки.
Ресурсы:
- основные: учебник «Русский язык», 5 класс. Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова и др.;
- дополнительные: мультимедийный проектор, индивидуальные карточки с заданиями.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1.Организационный момент. 2 мин. | Приветствую обучающихся, проверяю их готовность к уроку. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок. | Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Личностные: Действие смыслообразовани |
2. Мотивация к учебной деятельности. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. 15 мин. | Создание «ситуации успеха» 1. а) Индивидуальная работа. Выбираю обучающихся для выполнения заданий данного вида Карточка № 1. Замените существительные однокоренными глаголами, поставив их в неопределенной форме. Выделите окончания и корни глаголов. Увлечение, беседа, сожаление, сотрясение, удивление, скрип, раздражение, Карточка № 2. Поставьте глаголы в неопределённой форме. Выделите корни и окончания. Идешь, бежишь, бредешь, ползешь, шагает, ходим. Карточка № 3. Ч или чь? Запишите слова в два столбика: 1) ь пишется, 2) ь не пишется. Заже…, сила…, ре…, привле…, скрипа…, могу…, сбере…, испе…, ту…, пересе…, тка…, певу…, остри…, стере…, проже…, линю…, (в течение урока проверяю задания) б) Синтаксический разбор предложения. Слайд 3. Дуют ветры яростные, гонят лодки парусные. (Повеств., невоскл., прост., двусост., распр, с одн. сказ.) - Шлагол гонят разберите морфологически. Гонят-глагол, (что делают?),н.ф.- гнать, 2 спр.,наст. вр., 3 л.,мн.ч. 2. Словарная работа. Стеречь, исчезать, таять,бороться, чуять, веять, учится, лаять, уберечь. - В какой форме даны глаголы? Почему неопределённая форма глагола так называется? -Распределите глаголы по столбикам(по признакам). | Запись числа и классной работы в тетради. Обучающиеся выполняют задание на отдельных листах Выполнение работ по карточкам Остальные обучающиеся выполняют синтаксический разбор предложения и морфологический разбор глагола Коллективная работа | Личностные: положительное отношение к учебной деятельности. . Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение Коммуникативные: отношение и взаимодействие, планирование учебного процесс |
3.Постановка учебной задачи. Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний. 9 мин | - Что вы можете сказать о глаголах бороться, учится ? -Как вы определили написание –тся и –ться в этих словах? - Давайте попробуем сформулировать тему и цель урока. Сегодня мы продолжаем изучение темы «Глагол». Тема нашего урока: «Правописание –ться и –тся в глаголах. Запишите её в тетрадь». -Чего мы не знаем? Чему нам необходимо научиться? Обратите внимание на слайд1. бросит ? ся нравит ? ся удивит ? ся вернут ? ся - Что мы должны написать на месте пропусков? -От чего зависит написание –ться и –тся в глаголах? Слайд 2.Помни: Что делает? Что делать? Что сделает? Что сделать? бросится броситься нравится нравиться удивится удивиться вернутся вернуться - Могут ли быть в одних и тех же словах разные написания? Что вы об этом думаете? (Ситуация «общей несостоятельности» класса). - Откройте учебник на стр. 250 и прочитайте орф. № 23. Проверьте правильность ваших выводов. Обратите внимание на обозначение орфограммы. - От чего же зависит написание –ться и –тся в глаголах? | Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему цель урока.
Обучающиеся наблюдают, анализируют слова и строят алгоритм рассуждения. Речевое проговаривание. Запись глаголов. Обозначение орфограммы. Обучающиеся предлагают варианты. Работа с учебником. | Познавательная: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие; действия постановки и решения проблем, формулирование проблемы; логические, анализ с целью выделения признаков Регулятивные: фиксация затруднения, Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений. Познавательные : действия постановки и решения проблем, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера Регулятивные: контроль |
4.Включение изученного в систему знаний. Цель: построение и фиксация нового знания. 7 мин. | 1. - Запишите предложения, обозначая изученную орфограмму. Трус своей тени (что делает?) боится (3-е л.) Несчастья (что делать?) бояться (неопр. ф.), так и счастья (что делать?) не видать(неопр. ф.) Не стыдно не знать, стыдно (что делать?) не учиться(неопр. ф.) | Обучающиеся работают в тетрадях, выделяют орфограмму, повторяют теоретические сведения.
Коллективная работа( выполняют упражнение в тетрадях). | Познавательные: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера. Коммуникативные: планирование, постановка вопросов Регулятивные: контроль, коррекция, оценка. Личностные:действия оценивания усваиваемого содержания. |
5. Физическая минутка. Цель: сменить вид деятельности. 1 мин | Игра «Хлопок». Диктую глаголы с – тся и - ться–( -тся- 1 хлопок, -ться.-2 хлопка) | Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. | |
6.Этап закрепление с комментированием. Цель: применение нового знания в типовых заданиях. 7 мин | Учитель предлагает выполнить упражнение из учебника. 1) . Выборочное письмо (упр. 639) Выпишите из пословиц: І вариант – подлежащие с глаголами-сказуемыми на –тся; ІІ вариант – словосочетания с глаголами на –ться. | Обучающиеся выполняют упражнение в тетрадях, выделяют орфограммы. Речевое проговаривание. | Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков; действия постановки и решения проблем Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме. Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. |
7. Рефлексия. Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. 2 мин. | Организую рефлексию, самооценку результатов обучающихся. - Какую задачу ставили на уроке? - Удалось решить поставленную задачу? - Каким способом? -Какие получили результаты? - Что нужно сделать ещё? - Где можно применить новое знание? Что на уроке у вас хорошо получалось? | Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Отвечают на вопросы: Называют ключевые слова темы. | Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД. Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других. |
8. Домашнее задание: 2 мин. | Задаю домашнее задание с учётом уровня подготовки обучающихся. Упр. 642,стр.252 для сильных учащихся; слабые- упр. 643, стр. 253. | Записывают домашнее задание в дневниках |
Список используемых источников
1. Программа по русскому языку общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, Просвещение, 2012 г. в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования по русскому языку.
2. Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений под реакцией Т.А.Ладыженской, 2012.
3. Тесты по русскому языку. 5 класс:
4. Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб., 2003. – 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 6 классе "Правописание –тся и –ться в глаголах"
Данный урок является уроком изучения новых знаний. Проводится в 6 классе. Урок разработан в проблемно-эвристическом стиле. Для учащихся 5-6 классов очень важно, чтобы их деятельность на уроке не была ...
технологическая карта урока русского языка в 5 классе правописание безударных личных окончаний глагола. Не с глаголами.
технологическая карта урока русского языка в 5 классе правописание безударных личных окончаний глаголов...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "-тся, -ться в глаголах"
Это, практически, конспект урока. Имеется презентация. Почему именно эта тема? Потому что для пятиклассников это достаточно трудный материал. И для более полного усвоения учащимися материала карт...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Правописание -тся и -ться в глаголах".
Подробный конспект урока по ФГОС. В учебном плане на данную тему отводится 2 урока....
Технологическая карта урока русского языка. Тема"Правописание предлогов"
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе. Тема "Правописание предлогов"...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах"
Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления). Цель урока: повторить правило о написании –тся и –ться в глаголах; учиться правильно писа...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Правописание -тся и -ться в глаголах".
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе (иучение нового материала) с описанием планируемых результатов ( предметных, метапредметных и личностных) и формируемыми УУД (познавательными, рег...