Технологическая карта по русскому языку 5 класс " Правописание –тся и –ться в глаголах"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Бланкова Татьяна Юрьевна

Познакомить обучающихся со способами действия при выборе правильного написания –ться и –тся в глаголах.

Планируемые результаты:

•         Предметные: отработать способ действия при выборе написания –ться и -  тся, вести работу по предупреждению наиболее распространённых и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы.

•         Личностные: развивать умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость.

•         Метапредметные: воспитывать положительное отношение к учёбе, к знаниям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта по русскому языку. 5 класс

Предмет:   Русский язык

 Класс:   5

УМК:   :       Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова.

Тема урока:  Правописание –тся и –ться в глаголах.

 Тип урока:  урок «открытия» новых знаний

Цель урока:   познакомить обучающихся со способами действия при выборе правильного написания –ться и –тся в глаголах.

Планируемые результаты:

  • Предметные: отработать способ действия при выборе написания –ться и -  тся, вести работу по предупреждению наиболее распространённых и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы.
  • Личностные: развивать умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость.
  • Метапредметные: воспитывать положительное отношение к учёбе, к знаниям.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки.

Ресурсы:  

- основные:  учебник «Русский язык», 5 класс.  Авторы:   Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова и др.;  

- дополнительные: мультимедийный проектор,  индивидуальные карточки с заданиями.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Организационный момент.

2 мин.

Приветствую обучающихся, проверяю их готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Личностные:

Действие смыслообразовани

2. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

15 мин.

Создание «ситуации успеха»

1. а)  Индивидуальная работа.    Выбираю  обучающихся для выполнения заданий данного вида

Карточка № 1.

 Замените существительные однокоренными глаголами, поставив их в неопределенной форме. Выделите окончания  и корни глаголов.

Увлечение, беседа, сожаление, сотрясение, удивление, скрип, раздражение,

Карточка № 2.

Поставьте глаголы в неопределённой форме. Выделите корни и окончания.

Идешь, бежишь, бредешь, ползешь, шагает,  ходим.

Карточка № 3.

Ч или чь? Запишите слова в два столбика: 1) ь пишется, 2) ь не пишется.

Заже…, сила…, ре…, привле…, скрипа…, могу…, сбере…, испе…, ту…, пересе…, тка…, певу…, остри…, стере…, проже…, линю…,

(в течение урока проверяю задания)

     б) Синтаксический разбор предложения.

Слайд 3. Дуют  ветры яростные, гонят лодки парусные. (Повеств., невоскл., прост., двусост.,  распр, с одн. сказ.)

- Шлагол  гонят разберите морфологически.

Гонят-глагол, (что делают?),н.ф.- гнать, 2 спр.,наст. вр., 3 л.,мн.ч.

2. Словарная работа.

 Стеречь, исчезать, таять,бороться, чуять, веять, учится, лаять, уберечь.

 - В какой форме даны глаголы?

Почему неопределённая форма глагола так называется?  

-Распределите глаголы по столбикам(по признакам).

Запись числа  и классной работы в тетради.

Обучающиеся  выполняют задание на отдельных листах

Выполнение работ по карточкам

Остальные обучающиеся выполняют синтаксический  разбор предложения и  морфологический разбор глагола

Коллективная работа

Личностные:

положительное отношение к учебной деятельности.

.

Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение

Коммуникативные:

отношение и взаимодействие,

планирование учебного процесс

3.Постановка учебной задачи.

 Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний.

9 мин

-  Что вы можете  сказать о глаголах   бороться, учится ?

-Как вы определили написание –тся и –ться в этих словах?

- Давайте попробуем сформулировать тему и цель урока. 

 Сегодня мы продолжаем изучение темы «Глагол». Тема нашего урока: «Правописание –ться и –тся в глаголах. Запишите её в тетрадь».  

-Чего мы не знаем?

 Чему нам необходимо научиться?

Обратите внимание на слайд1.

            бросит ? ся

нравит ? ся            

удивит ? ся

вернут ? ся

- Что мы должны написать на месте пропусков?                      

-От чего зависит написание –ться и –тся в глаголах?

  Слайд 2.Помни:

Что  делает?   Что  делать?                                              

Что  сделает?  Что  сделать?                                          

бросится                                                        броситься

     нравится                                                            нравиться

удивится                                                        удивиться

вернутся                                                         вернуться

- Могут  ли быть в одних и тех же словах разные написания? Что вы об этом думаете? (Ситуация «общей несостоятельности» класса).

- Откройте учебник на стр. 250  и прочитайте орф. № 23. Проверьте правильность ваших выводов. Обратите  внимание на обозначение орфограммы.

- От чего  же зависит написание –ться и –тся в глаголах?    

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют  тему цель урока.

 

Обучающиеся наблюдают, анализируют слова и строят алгоритм рассуждения.

Речевое проговаривание. Запись глаголов. Обозначение орфограммы.

Обучающиеся  предлагают варианты.

Работа с учебником.

Познавательная:

анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие; действия постановки и решения проблем, формулирование проблемы; логические,  анализ с  целью выделения признаков

Регулятивные:

фиксация затруднения, Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.

Познавательные :

 действия постановки и решения проблем, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Регулятивные:

  контроль

4.Включение изученного в систему знаний.

Цель: построение и фиксация нового знания.

7 мин.

1. - Запишите предложения, обозначая изученную орфограмму.

Трус своей тени (что делает?) боится (3-е л.)

Несчастья (что делать?) бояться (неопр. ф.), так и счастья (что делать?) не видать(неопр. ф.)

Не стыдно не знать, стыдно (что делать?) не учиться(неопр. ф.)

Обучающиеся работают в тетрадях, выделяют орфограмму, повторяют теоретические сведения.

 

Коллективная работа( выполняют упражнение в тетрадях).

Познавательные: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.

Коммуникативные:  планирование, постановка вопросов Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

Личностные:действия  оценивания усваиваемого содержания.

5. Физическая минутка.

Цель: сменить вид деятельности. 1 мин

Игра «Хлопок».

 Диктую  глаголы  с – тся и - ться–( -тся- 1 хлопок, -ться.-2 хлопка)

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

6.Этап закрепление с комментированием.

Цель: применение нового знания в типовых заданиях.

 7 мин

Учитель предлагает выполнить упражнение из  учебника.

1) .  Выборочное письмо (упр. 639) Выпишите из пословиц:

І вариант – подлежащие с глаголами-сказуемыми на –тся;                                      

ІІ вариант – словосочетания с глаголами на –ться.

Обучающиеся выполняют упражнение в тетрадях, выделяют орфограммы.

 Речевое проговаривание.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков; действия постановки и решения проблем

Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме.

 Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

7.   Рефлексия.    

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

2 мин.

Организую  рефлексию, самооценку результатов  обучающихся.

- Какую задачу ставили на уроке?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

-Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новое знание?

Что на уроке у вас хорошо получалось?

 Осуществляют  оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Отвечают на вопросы:

Называют ключевые слова темы.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других.

8. Домашнее задание:

 2 мин.

 Задаю домашнее задание с учётом уровня подготовки обучающихся.

Упр. 642,стр.252 для сильных учащихся; слабые- упр. 643, стр. 253.

Записывают домашнее задание в дневниках

Список используемых источников

1. Программа  по русскому языку общеобразовательных  учреждений. 5-11 классы: основной курс, Просвещение, 2012 г. в соответствии с Федеральным государственным  образовательным стандартом   общего  образования  по русскому языку.

2. Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных  учреждений под реакцией  Т.А.Ладыженской, 2012.

3. Тесты по русскому языку. 5 класс:

4. Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб., 2003. – 192 с.

                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе "Правописание –тся и –ться в глаголах"

Данный урок является уроком изучения новых знаний. Проводится в 6 классе. Урок разработан в проблемно-эвристическом стиле. Для учащихся 5-6 классов очень важно, чтобы их деятельность на уроке не была ...

технологическая карта урока русского языка в 5 классе правописание безударных личных окончаний глагола. Не с глаголами.

технологическая карта урока русского языка в 5 классе правописание безударных личных окончаний глаголов...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "-тся, -ться в глаголах"

Это, практически, конспект урока. Имеется презентация. Почему именно эта тема? Потому что для пятиклассников это достаточно трудный материал. И для более полного усвоения учащимися материала карт...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Правописание -тся и -ться в глаголах".

Подробный конспект урока по ФГОС. В учебном плане на данную тему отводится 2 урока....

Технологическая карта урока русского языка. Тема"Правописание предлогов"

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе. Тема "Правописание предлогов"...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах"

Тип урока:  Урок комплексного применения знаний и умений   (урок закрепления). Цель урока: повторить правило о написании –тся и –ться в глаголах; учиться правильно писа...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Правописание -тся и -ться в глаголах".

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе (иучение нового материала) с описанием планируемых результатов ( предметных, метапредметных и личностных) и формируемыми УУД (познавательными, рег...