Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Тире между подлежащим и сказуемым"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Проблемный метод обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tire_mezhdu_podlezhashchim_i_skazuemym.rar | 21.48 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Учитель русского языка и литературы Д.Ф.Белошицкая
ОБЩАЯ ЧАСТЬ | ||
Предмет – Русский язык | Класс - 5 | |
Тема урока – Тире между подлежащим и сказуемым. | ||
Цель урока: Познакомить с правилом постановки тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными, отработать умение правильно ставить тире в предложении. | ||
Планируемые образовательные результаты. | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Знать опознавательные признаки употребления тире как знака разделения между главными членами предложения (существительным в именительном падеже) на письме и паузы между подлежащим и сказуемым в данной конструкции при ее использовании в устной речи, схему данной конструкции; правильно ставить знак препинания (тире) в соответствии с изученным правилом; заменять предложения указанных конструкций предложениями изученной конструкции с опорой на схему. | Способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, свободно пользоваться словарем. | Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры: стремление к речевому самосовершенствованию. |
Тип урока: Изучение нового материала | ||
Ресурсы урока: учебник Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцова и др., 2015г; Презентация по теме урока; Компьютер, экран, проектор. | ||
Методы и формы обучения: Наблюдение над языком, эвристический метод, групповая, фронтальная. | ||
Основные понятия: Подлежащие и сказуемое. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Деятельность Учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимоконтроля |
1.Оргмомент | -Здравствуйте, ребята, посмотрите какой сегодня прекрасный день, давайте улыбнемся сейчас друг другу и пожелаем друг другу плодотворной работы на этом уроке. Разминаем речевой аппарат. 10 раз проговариваем: Пароль Орел -Откроем тетради запишем число и классная работа.. | Демонстрируют готовность к уроку. | |
2.Мотивация | -Итак, начинаем наш урок. Послушайте меня внимательно. Слайд 1Чтение стихотворения: - О каких знаках препинания рассказывается в этом стихотворении польской поэтессы Ванды Хотомской? -Сегодня мы познакомимся с удивительным знаком препинания. Оно применяется в грамматике многих языков. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. | Фронтальная. |
3.Актуализация знаний | -Посмотрите на слайд, прочитайте предложения. Слайд 2 — Прочитайте предложения. Скажите, какие из них можно объединить по нескольким признакам одновременно. (-Можно объединить второе и третье предложения. Это пословицы В них говорится о пользе книг.) — Найдите в предложениях подлежащее. -В первом и во втором предложении подлежащее книга. — Найдите в предложениях сказуемое. (-В первом предложении сказуемое мост, во втором — друг.) | Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. | Фронтальная |
4.Целеполагание | — Обратите внимание на знак, который стоит между подлежащим и сказуемым в выделенных вами предложениях, и сформулируйте тему сегодняшнего урока. (-Между подлежащим и сказуемым во втором и третьем предложениях стоит тире. Значит, тема сегодняшнего урока — «Тире между подлежащим и сказуемым». Слайд3.) (Цели урока: познакомиться с правилом постановки тире между подлежащим и сказуемым: учиться находит предложения, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым.Слайд4.)
В русской письменности тире появилось благодаря писателю и историку Николаю Михайловичу Карамзину. Слайд5 Знак первоначально назывался «чертой», название «тире» появилось с начала 1820 года. Не стоит путать тире с дефисом, о нем мы будем говорить, изучая некоторые правила орфографии. | Формулируют тему и цели урока. | Фронтальная |
5.Открытие нового знания | — Давайте еще раз обратимся к выделенным вами предложениям.Слайд6. Скажите, словами какой части речи выражены подлежащее и сказуемое в первом предложении. (-В первом предложении подлежащее книга и сказуемое мост выражены именами существительными.) — В каком падеже стоят эти имена существительные? (-Эти имена существительные стоят в именительном падеже.) — Расскажите, чем выражены подлежащее и сказуемое во втором предложении. (-Во втором предложении подлежащее книга и сказуемое друг выражены именами существительными в именительном падеже.) — Сделайте вывод, в каком случае между подлежащим и сказуемым ставится тире. (-Если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже, то между ними ставится тире.) Правило повторяется учащимися 2—3 раза.Слайд7 — Прочитайте новый материал в учебнике стр.79. Сравните его с нашим выводом. А теперь вы разделитесь на три группы и составьте алгоритм нового правила. | Смотрят презентацию. Обдумывают ответы на вопросы. Делают вывод, знакомятся с материалом учебника. Повторяют правило. Учащиеся обсуждают варианты схем. Выбирают лучший вариант. | Фронтальная |
6.Включение нового знания в систему | Слайд8. Упражнение 1. Прочитайте упражнение. Сформулируйте к нему задание. (-К словам левого столбика надо подобрать подходящие по смыслу словосочетания из правого столбика.) — Что в результате должно получиться? (-В результате должны получиться предложения.) — Что надо сделать с составленными предложениями? (-Надо написать предложения. Вставить в словах пропущенные буквы. Расставить знаки препинания.) -Записываем пословицы в тетради, выделяем грамматическую основу. -Проверяем. После того как работа выполнена и проведена, повторяется изученное правило. — Расскажите, какие буквы вы вставили в слова. - Запишите предложения, расставьте знаки препинания. Подчеркните главные члены предложения. Какой частью речи они выражены? Слайд9. - Возникли ли затруднения? В каких предложениях? - Тире между подлежащим и сказуемым не ставится: А) если сказуемое присоединяется союзом КАК или другими сравнительными союзами (словно, будто, точно, вроде как); Б) если при сказуемом есть отрицательная частица НЕ; В) если подлежащее выражено личным местоимением. - Проверим и запомним! Слайд10. Упражнение 2. Слайд11. — Прочитайте предложения. Напишите их в логической последовательности так, чтобы у вас получился текст. Расставьте знаки препинания. Слайд12. -Прочитай составленный текст. Назовите предложения, которые соответствуют теме сегодняшнего урока. Скажите, почему в них ставится тире. Расскажите о правописании слов с пропущенными буквами. | Выполняют задания, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Работают над орфограммами. Составляют текст. Выполняют упражнение. Читают составленный текст, сверяют с оригиналом. Называют предложения на новое правило. Отвечают на вопросы. | Индивидуальная |
7.Физ.минутка | Выполняется дыхательная гимнастика. | Выполняют упражнения. | |
8.Продолжение закрепления | Упражнение 3. Работа в парах по карточкам: Задание: Найдите подлежащее и сказуемое, подчеркните их. Где можно поставить тире между подлежащим и сказуемым? 1 вариант Книга памятник ушедшим в вечность умам. Я человек. А вы не охотник? 2 вариант Пруд как блестящая сталь. Театр это сила. Вы студент? | Работают по карточкам. Обмениваются карточками проверяют. | Работа в парах. |
9.Рефлексия | -Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Давайте подводить итоги. Я читаю вам начало предложения, а вы заканчиваете его: Тире – это… Открыл его …. Сегодня на уроке я узнал… В каком падеже должны стоять главные члены предложения, чтобы между ними можно было поставить тире? В каких случаях тире не ставится? Я не понял… Было трудно….. | Заканчивают фразы, формулирую свои мысли. | |
10.Домашнее задание | П.34, упр. 173, вспомнить и записать пословицы, в которых подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в И.п. | Записывают домашнее задание |
1 вариант
Книга памятник ушедшим в вечность умам.
Я человек.
А вы не охотник?
2 вариант
Пруд как блестящая сталь.
Театр это сила.
Вы студент?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по русскому языку "Синтаксическая роль глагола. Составное глагольное сказуемое"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНО УЧРЕЖДЕНИЕ«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №240 г.Борзи» Конспект урока русского языка в 6 классе...
Урок русского языка "Постановка тире между подлежащим и сказуемым"
На этом уроке идет работа по повторению и углублению знаний по постановке / непостановке тире между подлежащим и сказуемым....
Конспект урока по русскому языку на тему: "Тире между подлежащим и сказуемым"
Данный урок предполагает повторение по теме «Тире в простом предложении». В начале урока предлагается провести проверочную работу по теме «Простое предложение» для подгот...
План урока по русскому языку в 8 классе по теме:"Сказуемое. Виды сказуемых"
План-конспект урока русского языка 8 класс. Урок усвоения новых знаний. "Сказуемое. Виды сказуемых"...
Конспект урока по русскому языку "Подлежащее. Способы выражения подлежащего"
Конспект урока по русскому языку "Подлежащее. Способы выражения подлежащего" 8 класс Учебник Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская Русский язык 8 кл., М., «Просвещени...
Конспект урока по русскому языку в 8 классе "Составное глагольное сказуемое"
Конспект урока по русскому языку в 8 классе "Составное глагольное сказуемое"...
Конспект урока по русскому языку в 8 классе по теме "Сказуемое. Составное именное сказуемое»
ТЕМА: СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕЦели: отработать умения различать составные глагольные и составные именные сказуемые, определять способы выражения именной части составного именного сказуемого.Планиру...