Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Тире между подлежащим и сказуемым"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Белошицкая Динара Фаргатовна

Проблемный метод обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tire_mezhdu_podlezhashchim_i_skazuemym.rar21.48 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель русского языка и литературы Д.Ф.Белошицкая

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет – Русский язык

Класс  - 5

Тема урока – Тире между подлежащим и сказуемым.

Цель урока: Познакомить с правилом постановки тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными, отработать умение правильно ставить тире в предложении.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать опознавательные признаки употребления тире как знака разделения между главными членами предложения (существительным в именительном падеже) на письме и паузы между подлежащим и сказуемым в  данной конструкции при ее использовании в устной речи, схему данной конструкции; правильно ставить знак препинания (тире) в соответствии с изученным правилом; заменять предложения указанных конструкций предложениями изученной конструкции с опорой на схему.

Способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, свободно пользоваться словарем.

Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры: стремление к речевому самосовершенствованию.

Тип урока: Изучение нового материала

Ресурсы урока: учебник Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцова и др., 2015г; Презентация по теме урока; Компьютер, экран, проектор.

Методы и формы обучения: Наблюдение над языком, эвристический метод, групповая, фронтальная.

Основные понятия: Подлежащие и сказуемое.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы

урока

Деятельность

Учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации

взаимоконтроля

1.Оргмомент

-Здравствуйте, ребята, посмотрите какой сегодня прекрасный день, давайте улыбнемся сейчас друг другу и пожелаем друг другу  плодотворной работы на этом уроке.

Разминаем речевой аппарат. 10 раз проговариваем:

Пароль

Орел

-Откроем тетради запишем число и классная работа..

Демонстрируют готовность к уроку.

2.Мотивация

-Итак, начинаем наш урок. Послушайте меня внимательно.

Слайд 1Чтение стихотворения:

- О каких знаках препинания рассказывается в этом стихотворении польской поэтессы Ванды Хотомской?

-Сегодня мы познакомимся с удивительным знаком препинания. Оно применяется в грамматике многих языков.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.

Фронтальная.

3.Актуализация знаний

-Посмотрите на слайд, прочитайте предложения. Слайд 2

— Прочитайте предложения. Скажите, какие из них можно объединить по нескольким признакам одновременно.

(-Можно объединить второе и третье предложения. Это пословицы В них говорится о пользе книг.)

— Найдите в предложениях подлежащее.

-В первом и во втором предложении подлежащее книга.

— Найдите в предложениях сказуемое.

(-В первом предложении сказуемое мост, во втором — друг.)

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания.

Фронтальная

4.Целеполагание

— Обратите внимание на знак, который стоит между подлежащим и сказуемым в выделенных вами предложениях, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

(-Между подлежащим и сказуемым во втором и третьем предложениях стоит тире. Значит, тема сегодняшнего урока — «Тире между подлежащим и сказуемым». Слайд3.)

 (Цели урока: познакомиться с правилом постановки тире между подлежащим и сказуемым: учиться находит предложения, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым.Слайд4.)

 

В русской письменности тире появилось благодаря писателю и историку Николаю Михайловичу Карамзину.

Слайд5   

  Знак первоначально назывался «чертой», название «тире» появилось с начала 1820 года.

Не стоит путать тире с дефисом, о нем мы будем говорить, изучая некоторые правила орфографии.

Формулируют тему и цели урока.

Фронтальная

5.Открытие нового знания

— Давайте еще раз обратимся к выделенным вами предложениям.Слайд6.  Скажите, словами какой части речи выражены подлежащее и сказуемое в первом предложении.

(-В первом предложении подлежащее книга и сказуемое мост выражены именами существительными.)

— В каком падеже стоят эти имена существительные?

(-Эти имена существительные стоят в именительном падеже.)

— Расскажите, чем выражены подлежащее и сказуемое во втором предложении.

 (-Во втором предложении подлежащее книга и сказуемое друг выражены именами существительными в именительном падеже.)

— Сделайте вывод, в каком случае между подлежащим и сказуемым ставится тире.

(-Если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже, то между ними ставится тире.)

Правило повторяется учащимися 2—3 раза.Слайд7

— Прочитайте новый материал в учебнике стр.79. Сравните его с нашим выводом.

А теперь вы разделитесь на три группы и составьте алгоритм нового правила.

Смотрят презентацию. Обдумывают ответы на вопросы.

Делают вывод, знакомятся с материалом учебника. Повторяют правило.

Учащиеся обсуждают варианты схем. Выбирают лучший вариант.

Фронтальная

6.Включение нового знания в систему

Слайд8.  Упражнение 1.

Прочитайте упражнение. Сформулируйте к нему задание.

(-К словам левого столбика надо подобрать подходящие по смыслу словосочетания из правого столбика.)

— Что в результате должно получиться?

(-В результате должны получиться предложения.)

— Что надо сделать с составленными предложениями?

(-Надо написать предложения. Вставить в словах пропущенные буквы. Расставить знаки препинания.)

-Записываем пословицы в тетради, выделяем грамматическую основу.

-Проверяем.

После того как работа выполнена и проведена, повторяется изученное правило.

— Расскажите, какие буквы вы вставили в слова.

- Запишите предложения, расставьте знаки препинания. Подчеркните главные члены предложения. Какой частью речи они выражены? Слайд9. 

- Возникли ли затруднения? В каких предложениях?

- Тире между подлежащим и сказуемым не ставится:

А) если сказуемое присоединяется союзом КАК или другими сравнительными союзами (словно, будто, точно, вроде как);

Б) если при сказуемом есть отрицательная частица НЕ;

В) если подлежащее выражено личным местоимением.

- Проверим и запомним! Слайд10. 

Упражнение 2. Слайд11.

Прочитайте предложения. Напишите их в логической последовательности так, чтобы у вас получился текст. Расставьте знаки препинания.

Слайд12.

-Прочитай составленный текст. Назовите предложения, которые соответствуют теме сегодняшнего урока.

Скажите, почему в них ставится тире.

Расскажите о правописании слов с пропущенными буквами.

Выполняют задания, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Работают над орфограммами.

Составляют текст. Выполняют упражнение.

Читают составленный текст, сверяют с оригиналом. Называют предложения на новое правило. Отвечают на вопросы.

Индивидуальная

7.Физ.минутка

Выполняется дыхательная гимнастика.

Выполняют упражнения.

8.Продолжение закрепления

Упражнение 3. Работа в парах по карточкам:

Задание: Найдите подлежащее и сказуемое, подчеркните их.

Где можно поставить тире между подлежащим и сказуемым?

1 вариант

Книга памятник ушедшим в вечность умам.

Я человек.

А вы не охотник?

2 вариант

Пруд как блестящая сталь.

Театр это сила.

Вы студент?

Работают по карточкам.

Обмениваются карточками проверяют.

Работа в парах.

9.Рефлексия

-Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Давайте подводить итоги. Я читаю вам начало предложения, а вы заканчиваете его:

Тире – это…

Открыл его ….

Сегодня на уроке я узнал…

В каком падеже должны стоять главные члены предложения, чтобы между ними можно было поставить тире?

В каких случаях тире не ставится?

Я не понял…

Было трудно…..

Заканчивают фразы, формулирую свои мысли.

10.Домашнее задание

П.34, упр. 173, вспомнить и записать пословицы, в которых подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в И.п.

Записывают домашнее задание

1 вариант

Книга памятник ушедшим в вечность умам.

Я человек.

А вы не охотник?

2 вариант

Пруд как блестящая сталь.

Театр это сила.

Вы студент?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку "Синтаксическая роль глагола. Составное глагольное сказуемое"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНО УЧРЕЖДЕНИЕ«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №240 г.Борзи»       Конспект урока русского языка в 6 классе...

Урок русского языка "Постановка тире между подлежащим и сказуемым"

На этом уроке идет работа по повторению и углублению знаний по  постановке  / непостановке  тире между подлежащим и сказуемым....

Конспект урока по русскому языку на тему: "Тире между подлежащим и сказуемым"

Данный урок предполагает повторение по теме «Тире в простом предложении». В начале урока предлагается провести проверочную работу  по теме «Простое предложение» для подгот...

План урока по русскому языку в 8 классе по теме:"Сказуемое. Виды сказуемых"

План-конспект урока русского языка 8 класс. Урок усвоения новых знаний. "Сказуемое. Виды сказуемых"...

Конспект урока по русскому языку "Подлежащее. Способы выражения подлежащего"

Конспект урока по русскому языку "Подлежащее. Способы выражения подлежащего" 8 класс Учебник  Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская  Русский язык 8  кл., М., «Просвещени...

Конспект урока по русскому языку в 8 классе "Составное глагольное сказуемое"

Конспект урока по русскому языку в 8 классе "Составное глагольное сказуемое"...

Конспект урока по русскому языку в 8 классе по теме "Сказуемое. Составное именное сказуемое»

ТЕМА: СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕЦели: отработать умения различать составные глагольные и составные именные сказуемые, определять способы выражения именной части составного именного сказуемого.Планиру...