Конспект урока по русскому языку в 8 классе "Составное глагольное сказуемое"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Конспект урока по русскому языку в 8 классе "Составное глагольное сказуемое"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostavnoe_glagolnoe_skazuemoe.docx | 18.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по русскому языку в 8 классе
Тема урока: Составное глагольное сказуемое
Цели урока:
1. Познакомить с основными элементами составного глагольного сказуемого, способами выражения вспомогательного глагола, уметь находить составное глагольное сказуемое.
2. Определять значение вспомогательного глагола, способы его выражения, правильно использовать составные глагольные сказуемые в речи. Научиться различать простое и составное глагольное сказуемое.
3. Воспитывать речевую культуру, формировать духовно-нравственные качества личности.
Тип урока: комбинированный
ХОД УРОКА.
- Организационный момент.
Слово учителя.
-Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжаем разговор о главных членах предложения, о видах сказуемых. Новая тема урока «Составное глагольное сказуемое». Прежде чем перейти к новому материалу, ребята, давайте мы с вами повторим сведения о главных членах предложения.
В маленькой избушке мирно жила старушка
В избушке (какой?) маленькой. существительное + прилагательное; именное; согласование. (главное и зависимое слово согласуются в роде, числе и падеже: женский род, единственное число, предложный падеж; при изменении главного слова изменяется и зависимое: избушку маленькую, избушек маленьких и т. д.).
Жила (где? в чём?) в избушке. глагол + предлог + существительное в предложном падеже; глагольное; управление. (главное слово управляет зависимым, при изменении главного зависимое остаётся в том же падеже – в нашем случае в предложном, жил в избушке, жили в избушке, живёт в избушке и т. д.)
Жила (как?) мирно. глагол + наречие; глагольное; примыкание. (зависимое слово является неизменяемой частью речи, поэтому примыкает к главному, то есть присоединяется только по смыслу).
II. Повторение сведений о главных членах предложения.
- - Ребята, восстановите определения:
… и … - это грамматическая основа предложения.
По строению грамматической основы предложения делятся на … и … .
Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из … .
Подлежащее – это … член предложения, который связан со … и отвечает на вопросы … или … .
Сказуемое – это … член предложения, который обозначает …, …, … и отвечает на вопросы … .
- Повторение признаков простого глагольного сказуемого:
- Ребята, чем выражается простое глагольное сказуемое?
- Ребята, сделаем вывод пройденного материала. Какие члены предложения составляют грамматическую основу? Чем выражается простое глагольное сказуемое?
В предложениях определить способы выражения подлежащих.
1) В степной дали вспыхивали голубые огоньки (имя существительное)
2) Несколько широких улиц вытянулись по берегам заводского пруда.
3) А ткачиха с поварихой извести ее хотят. (сочетание существительного с существительным)
4) Хорошее всегда зажигает желание лучшего. (прилагательное)
5) Мы с Серёжей копали во дворе канавки. (сочетание местоимения с существительным с предлогом)
6) Уменья без ученья никто не приобретает. (местоимение)
III. Изучение нового материала. Понятие о составном глагольном сказуемом.
- Ребята, какую цель мы поставим на уроке? Чтобы мы хотели узнать на уроке?
- Рассмотрим схему построения составного глагольного сказуемого.
СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ
ГЛАГОЛ ФОРМА ГЛАГОЛА
грамматическое значение лексическое значение
(наклонение, время, лицо,
число, в форме пр. вр.- род)
Запомните, что вспомогательные глаголы несут дополнительное значение к основному глаголу в форме инфинитива.
Основные вспомогательные глаголы
Начало, конец, продолжение действия
Желательность, возможность, необходимость действия
Эмоциональная оценка действия
Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов
Фразеологические сочетания
начать
стать
закончить
приняться
продолжить
желать
мечтать
хотеть
стараться
любить
- Сравните предложения:
Он писал сочинение. – Он продолжает писать сочинение. – Он начал писать сочинение.
- Чем отличаются сказуемые?
- Назовите, на что указывает вспомогательный глагол.
Обобщение.
- Что включает в себя составное глагольное сказуемое?
- Какая часть составного глагольного сказуемого несёт основное лексическое значение?
- Какую роль играет вспомогательный глагол?
- Как вы думаете, можно ли один вспомогательный глагол заменить другим?
(Это возможно: Он не захотел писать сочинение. Он закончил писать сочинение).
IV . Физминутка. Разминка для глаз и кисти рук.
V. Работа по учебнику.
Упражнение 103. Спишите. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу. Укажите простые и составные глагольные сказуемые.
Упражнение 104 (работа у доски).
Замените составное глагольное сказуемое со вспомогательным глаголом составным глагольным сказуемым с кратким прилагательным. Как изменится смысл предложения?
Я могу встретить этого человека (рад, обязан, готов, согласен, должен). Я рад встретить этого человека. Я обязан встретить этого человека. Я готов встретить этого человека. Я согласен встретить этого человека. Я должен встретить этого человека.
VI. Тестовые задания.
1. Отметьте предложение с составным глагольным сказуемым.
а) Без тебя я не добрался бы до города и замёрз бы на дороге.
б) Я стал слабеть здоровьем.
в) Мой брат – студент.
г) В коридоре было три двери.
2. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым.
А) Сирень начинает отцветать в начале лета.
В) В путешествии мы узнали много интересного.
Словосочетания, разные по строению, но близкие по грамматическому значению, называют синонимичными. Расчетные таблицы – таблицы для расчета. Материнские слезы – слезы матери.
Ударить сильно – ударить с силой. Слушать внимательно- слушать со вниманием.
VII. Домашнее задание.
Упр 105
VIII. Подведение итогов.
Рефлексия: что узнали на уроке? что запомнилось? как оцениваете собственную работу?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по русскому языку "Синтаксическая роль глагола. Составное глагольное сказуемое"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНО УЧРЕЖДЕНИЕ«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №240 г.Борзи» Конспект урока русского языка в 6 классе...
Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Тире между подлежащим и сказуемым"
Проблемный метод обучения...
Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».
Конспект урока по русскому языку в 6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....
Конспект урока по русскому языку на тему: "Тире между подлежащим и сказуемым"
Данный урок предполагает повторение по теме «Тире в простом предложении». В начале урока предлагается провести проверочную работу по теме «Простое предложение» для подгот...
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку
Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта. Пре...
Конспекты уроков по русскому языку на темы "ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА", "ПЕРИОДЫ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА"
Цели: дать представление о происхождении языка и истории народа, создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности.Тип урока: усвоение новых знаний.Методы: исследовательский, сам...
Конспект урока по русскому языку в 8 классе по теме "Сказуемое. Составное именное сказуемое»
ТЕМА: СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕЦели: отработать умения различать составные глагольные и составные именные сказуемые, определять способы выражения именной части составного именного сказуемого.Планиру...