Конспект урока по русскому языку в 8 классе "Составное глагольное сказуемое"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Конспект урока по русскому языку в 8 классе "Составное глагольное сказуемое"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavnoe_glagolnoe_skazuemoe.docx18.34 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку в 8 классе

Тема урока: Составное глагольное сказуемое

Цели урока:

 1. Познакомить с основными элементами составного глагольного сказуемого, способами выражения вспомогательного глагола, уметь находить составное глагольное сказуемое.

2. Определять значение вспомогательного глагола, способы его выражения, правильно использовать составные глагольные сказуемые в речи.  Научиться различать простое и составное глагольное сказуемое.

3.  Воспитывать речевую культуру, формировать духовно-нравственные качества личности.

Тип урока: комбинированный

ХОД УРОКА.

  1.  Организационный момент.

  Слово учителя.

-Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжаем разговор о главных членах предложения, о видах сказуемых.  Новая тема урока «Составное глагольное сказуемое». Прежде чем перейти к новому материалу, ребята, давайте мы с вами повторим сведения о главных членах предложения.

В маленькой избушке мирно жила старушка

В избушке (какой?) маленькой. существительное + прилагательное; именное; согласование. (главное и зависимое слово согласуются в роде, числе и падеже: женский род, единственное число, предложный падеж; при изменении главного слова изменяется и зависимое: избушку маленькую, избушек маленьких и т. д.).

Жила (где? в чём?) в избушке. глагол + предлог + существительное в предложном падеже; глагольное; управление. (главное слово управляет зависимым, при изменении главного зависимое остаётся в том же падеже – в нашем случае в предложном, жил в избушке, жили в избушке, живёт в избушке и т. д.)

Жила (как?) мирно. глагол + наречие; глагольное; примыкание. (зависимое слово является неизменяемой частью речи, поэтому примыкает к главному, то есть присоединяется только по смыслу).

     II.  Повторение сведений о главных членах предложения.

  1.  - Ребята, восстановите определения:

… и … - это грамматическая основа предложения.

По строению грамматической основы предложения делятся на … и … .

Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из … .

Подлежащее – это … член предложения, который связан со … и отвечает на вопросы … или … .

Сказуемое – это … член предложения, который обозначает …, …, … и отвечает на вопросы … .

  1. Повторение признаков простого глагольного сказуемого:

- Ребята, чем выражается простое глагольное сказуемое?        

- Ребята, сделаем вывод пройденного материала. Какие члены предложения составляют грамматическую основу? Чем выражается простое глагольное сказуемое?

В предложениях определить способы выражения подлежащих.

1) В степной дали вспыхивали голубые огоньки (имя существительное)

2) Несколько широких улиц вытянулись по берегам заводского пруда.

3) А ткачиха с поварихой извести ее хотят. (сочетание существительного с существительным)

4) Хорошее всегда зажигает желание лучшего. (прилагательное)

5) Мы с Серёжей копали во дворе канавки. (сочетание местоимения с существительным с предлогом)

6) Уменья без ученья никто не приобретает. (местоимение)

III.  Изучение нового материала. Понятие о составном глагольном сказуемом.

- Ребята, какую цель мы поставим на уроке? Чтобы мы хотели узнать на уроке?

- Рассмотрим схему построения составного глагольного сказуемого.

СОСТАВНОЕ  ГЛАГОЛЬНОЕ  СКАЗУЕМОЕ

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ                                       НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ

  ГЛАГОЛ                                                              ФОРМА       ГЛАГОЛА

грамматическое значение                                         лексическое значение

(наклонение, время, лицо,

число, в форме пр. вр.- род)

Запомните, что вспомогательные глаголы несут дополнительное значение к основному глаголу в форме инфинитива.

Основные вспомогательные глаголы

Начало, конец, продолжение действия

Желательность, возможность, необходимость действия

Эмоциональная оценка действия

Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов

Фразеологические сочетания

начать

стать

закончить

приняться

продолжить

желать

мечтать

хотеть

стараться

любить

- Сравните предложения:

Он писал сочинение. – Он продолжает писать сочинение.  – Он начал писать сочинение.

- Чем отличаются сказуемые?

- Назовите, на что указывает вспомогательный глагол.

Обобщение.

- Что включает в себя составное глагольное сказуемое?

- Какая часть составного глагольного сказуемого несёт основное лексическое значение?

- Какую роль играет вспомогательный глагол?

- Как вы думаете, можно ли один вспомогательный глагол заменить другим?

(Это возможно: Он не захотел писать сочинение. Он закончил писать сочинение).

IV . Физминутка.  Разминка для глаз и кисти рук.

V. Работа по учебнику.

Упражнение 103. Спишите. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу. Укажите простые и составные глагольные сказуемые.

Упражнение 104 (работа у доски).

Замените составное глагольное сказуемое со вспомогательным глаголом составным глагольным сказуемым с кратким прилагательным. Как изменится смысл предложения?

Я могу встретить этого человека (рад, обязан, готов, согласен, должен). Я рад встретить этого человека.   Я обязан встретить этого человека.  Я готов встретить этого человека.  Я согласен встретить этого человека.  Я должен встретить этого человека.

VI. Тестовые задания.

1.  Отметьте  предложение с составным глагольным сказуемым.

      а)  Без тебя я не добрался бы до города и замёрз бы на дороге.

б)  Я стал слабеть здоровьем.

в)  Мой брат – студент.

г)  В коридоре было три двери.

2. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым.

         А) Сирень начинает отцветать в начале лета.

 

         В) В путешествии мы узнали много интересного.

Словосочетания, разные по строению, но близкие по грамматическому значению, называют синонимичными. Расчетные таблицы – таблицы для расчета. Материнские слезы – слезы матери.

Ударить сильно – ударить с силой. Слушать внимательно- слушать со вниманием.

         VII. Домашнее задание.

Упр 105

VIII. Подведение итогов.

Рефлексия: что узнали на уроке? что запомнилось? как оцениваете собственную работу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку "Синтаксическая роль глагола. Составное глагольное сказуемое"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНО УЧРЕЖДЕНИЕ«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №240 г.Борзи»       Конспект урока русского языка в 6 классе...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

Конспект урока по русскому языку на тему: "Тире между подлежащим и сказуемым"

Данный урок предполагает повторение по теме «Тире в простом предложении». В начале урока предлагается провести проверочную работу  по теме «Простое предложение» для подгот...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...

Конспекты уроков по русскому языку на темы "ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА", "ПЕРИОДЫ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА"

Цели: дать представление о происхождении языка и истории народа, создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности.Тип урока: усвоение новых знаний.Методы: исследовательский, сам...

Конспект урока по русскому языку в 8 классе по теме "Сказуемое. Составное именное сказуемое»

ТЕМА: СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕЦели: отработать умения различать составные глагольные и составные именные сказуемые, определять способы выражения именной части составного именного сказуемого.Планиру...