Конспект урока по русскому языку "Подлежащее. Способы выражения подлежащего"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Конспект урока по русскому языку "Подлежащее. Способы выражения подлежащего" 8 класс
Учебник Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская Русский язык 8 кл., М., «Просвещение», 2018г
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_8_klasse.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Токмакова Людмила Викторовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Танзыбейская СОШ»
Ермаковского района, Красноярского края
- Урок русского языка в 8 классе.
- Учебник Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская Русский язык 8 кл., М., «Просвещение», 2018г.
3.Тема: Подлежащее. Способы выражения подлежащего.
4. Тип урока: открытие новых знаний
Цель: 1. Образовательно-развивающие:
1.1 Применение опорных понятий: предложение, двусоставное и односоставное предложение, грамматическая основа, подлежащее, сказуемое.
1.2Развитие общеучебных и специальных умений:
- оперировать понятиями;
- формировать суждения в форме умозаключения;
- сравнивать понятия;
- строить вопросы-суждения;
- анализировать полученный материал
1.3 Воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки.
Дидактическое оснащение урока: компьютерная презентация, листы с заданиями по количеству учеников, карточка «Алгоритм работы в группе»
№/п | Деятельность учителя | Время | Деятельность ученика |
Ход урока | |||
Организационный момент Заявка на оценку: «5» - 16 б и более «4» - 14 - 15б «3» - 10 -13 б Критерии оценки
- 1б
- Сегодня у нас необычный урок. Поприветствуем гостей. Работать сегодня будем и в группах, и индивидуально. Эпиграф к уроку – Корень учения горек, до плод его сладок - Как вы понимаете эти слова? - Что значат эти слова для нашего урока, для каждого из вас? | 1мин. 1 мин. | - учиться очень тяжело, но зато когда выучишься, то плод учения будет сладок, т.е. будет от этого польза. | |
2. | Ярмарка понятий
- Попробуйте узнать «неизвестное» понятие | 5 мин. 1-2б | Учащиеся дают определение понятию, используя сборник понятий - Предложение - минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или отдельное слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью. - Сложное предложение – объединение по определенным грамматическим правилам двух и более простых предложений на основе грамматической связи. - Простым предложением называется такое предложение, в котором содержится только одна грамматическая основа, состоящая из подлежащего и/или сказуемого. - Предложение, которое содержит оба главных члена (подлежащее и сказуемое), называется двусоставным. - Односоставное предложение – это предложение, имеющее только один главный член(подлежащее или сказуемое) - Грамматическая основа. - Грамматическая основа – основная часть предложения, состоящая из его главных членов: подлежащего и сказуемого или одного из них. |
3. | Индивидуальная работа по карточке Прочитать предложения. Определить грамматическую основу предложения, подчеркнуть подлежащее. Любовь к родителям – основа всех добродетелей. 2. Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?
5. Знает ли вас кто–нибудь в доме Троекурова? 6. Николай с Денисовым ходили по залам. 7. Десять не делится на три без остатка.. 8. Танцующие теснились и толкали друг друга. 9. Курить – здоровью вредить. | 5мин. 1б | 1.Любовь к родителям – основа всех добродетелей. (Подлежащее -любовь, сказуемое – основа) 2. Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее? (Подлежащее - я, сказуемое – милее, румяней, белее) 3. Завтра обязательно настанет. (Подлежащее -завтра, сказуемое – настанет) 4. Далече грянуло ура. (Подлежащее – ура, сказуемое – грянуло) 5. Знает ли вас кто–нибудь в доме Троекурова? (Подлежащее – кто-нибудь, сказуемое - знает ли) 6. Николай с Денисовым ходили по залам. (Подлежащее – Николай с Денисовым, сказуемое – ходили) 7. Десять не делится на три без остатка. (Подлежащее – десять, сказуемое – не делится), (Подлежащее – третий, сказуемое – подошел) 8. Танцующие теснились и толкали друг друга. (Подлежащее – танцующие, сказуемое – теснились, толкали) 9. Курить – здоровью вредить.(Подлежащее – курить, сказуемое – вредить)
|
4. | Работа в группах. Этап простой кооперации. Алгоритм работы в группе Группа 1.
Группа 2.
Группа 3.
| 20 мин. 1-3б | - Подлежащее выражено: существительным в Ип.; (1 предл.) - Местоимением – существительным в И.п. (2 предл.) - Наречием. - Подлежащее обозначает предмет речи; - Отвечает на вопросы: кто? или что? - Занимает позицию перед сказуемым (чаще всего) - Является независимым членом предложения, подчиняющим сказуемое в двусоставном предложении; - Как доказать, что любовь в предложении № 1 является подлежащим? - Чем объяснить, что подлежащее – главный член предложения? и др. Подлежащее выражено: - междометием (Предл. 4); - неопределенным местоимением (предл. 5); - Неделимым словосочетанием, где Николай имеет форму И.п. (6 предл.). - Подлежащее может выражаться разными частями речи в значении имени существительного, а также неопределенной формой глагола и неделимым словосочетанием; - Как доказать, что подлежащее входит в структурную схему предложения (в группу главных членов)? - Чем объяснить, что Николай с Денисовым – подлежащее?и др. Подлежащее выражено: - Количественным числительным в количественном значении (непредметном) (предл. 7); - Причастием в функции существительного в И.п. (предл. 8) - Неопределенной формой глагола. (предл. 9) - Подлежащее обозначает предмет речи; - Отвечает на вопросы: кто? или что? - Занимает позицию перед сказуемым; - Является независимым членом предложения, подчиняющим сказуемое в двусоставном предложении; - Подлежащее может выражаться разными частями речи в значении имени существительного, а также неопределенной формой глагола и неделимым словосочетанием; - Как доказать, что подлежащее танцующие обозначает предмет речи? - Чем объяснить, что в предложении Курить – здоровью вредить. Подлежащее – курить, сказуемое – вредить?и др. |
5. | Самостоятельная работа. Работа с учебником. Упражнение №116, стр. 56
Самопроверка | 10 мин. | Самопроверка (упражнение – на зкране) 1. Учащиеся объясняют расстановку знаков препинания, называют пропущенную орфограмму. 2. Обозначают грамматическую основу предложений, указывая, чем выражено подлежащее. |
6. | Итог урока Назовите способы выражения подлежащего. Как доказать, что в предложении Стойкий всегда побеждает слово стойкий – подлежащее? Ответ дайте в виде умозаключения | 2 мин. | -Чаще всего подлежащее выражено именем существительным или местоимением. Подлежащее может выражаться другими частями речи (примеры предложений, записанных на доске) |
Домашнее задание | 1мин. | - П. 11у. 119, стр. 57 - Дополнить сборник понятий. - Сконструировать предложение, заменив подлежащее второстепенным членом предложения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по теме "Подлежащее. способы выражения подлежащего."
Цель:· отработать умение находить грамматическую основу предложения;· знать способы выражения подлежащего разными частями речи и...
урок русского языка в 8 классе "Подлежащее. Способы выражения подлежащего".
Урок объяснения нового материала по русскому языку в 8 классе по УМК Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В. Актуальность проявляется в разнообразии форм обучения, учёте индивидуальных способностей об...
Задание № 8 ОГЭ по русскому языку. Способы выражения подлежащего
Теоретический материал, в котором указаны основные способы выражения подлежащего, приведены примеры....
Конспект урока русского языка в 8 классе. Тема: «Подлежащее. Способы выражения подлежащего» (с использованием технологии развития критического мышления)
Тема: Подлежащее. Способы выражения подлежащего.Цели и задачи: рассмотреть основные способы выражения подлежащего;научить находить в разных типах предложений подлежащие и определять, ...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Подлежащее. Способы выражения подлежащего".
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Подлежащее. Способы выражения подлежащего"....
Конспект урока русского языка "Простое предложение. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Способы выражения подлежащего".
Материалы данного урока предназначены учителям русского языка и литературы. ...
Конспект урока по русскому языку "Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь."
Урок по русскому "Способы передачи чужой речи. Прямая речь." с использованием технологии проблнмного обучения....