Урок русского языка "Имя прилагательное" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок русского языка "Имя прилагательное" разработан для 5 класса, УМК под редакцией С.И.Львовой, В.В.Львова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_imya_prilagatelnoe.docx | 39.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Имя прилагательное как часть речи. Общее значение имени прилагательного»
Класс: 5 класс
УМК: Львова С.И. Русский язык: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2013. – 167 с.
Тип урока: комбинированный
Технологии: элементы технологии развивающего, проблемного, игрового, здоровьесберегающего обучения, ИКТ.
Общая дидактическая цель урока: повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки.
Задачи урока:
- обобщить знания об имени прилагательном как части речи, уметь отличать имя прилагательное от других частей речи,
- уметь определять значение имен прилагательных,
- развивать монологическую речь, мышление, умение сравнивать, классифицировать,
- совершенствовать умение работать в группе,
- совершенствовать умение работать со словарями
Предметные результаты: сформированность представлений и систематизация знаний об имени прилагательном как части речи и о его роли в речи, умение определять общее значение имени прилагательного, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи, умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Личностные результаты: формирование навыков коллективной и самостоятельной исследовательской деятельности, повышение мотивации к изучению предмета.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД: П1 – смысловое чтение (осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели), П2 - объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования имен прилагательных; П3 -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и (или) письменной форме; П4 – структурирование знаний.
Регулятивные УУД: Р1 -анализ собственной работы, Р2 - планирование своей деятельности в соответствии с поставленной задачей; Р3 – умение оценивать и корректировать полученный результат.
Коммуникативные УУД: К1 - определять способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений, К2 - умение слушать собеседника, К3 - умение с точностью и достаточной полнотой выражать свое мнение.
Оборудование: учебник «Русский язык» 5 класс, проектор, экран, презентация к уроку, карточки с текстом Н.Г.Скребицкого, 2 яблока, карточки для работы в группах.
ХОД УРОКА
Этап урока | Ход урока | Примечания | t |
1.Орг. момент 2. Актуализация знаний Составление кластера 3. Постановка учебной задачи (определение темы и цели урока – прием «домысли вание») 4. Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний 5. Усвоение новых знаний Выступление 1 группы Выступление 2 группы Выступление 3 группы Выступление 4 группы Выступление 1 группы Выступление 2 группы Выступление 3 группы Выступление 4 группы Выступления групп. 5. Итог урока 6. Домашнее задание 7. Рефлексия. | - Здравствуйте, ребята. Откройте тетради, запишите число, классная работа. - Тема нашего урока скрыта в стихотворении: Я слово ищу необычное, звучное, Особое, сильное, самое лучшее, Короткое, длинное, красное, синее, Неброское, яркое, очень красивое, Оно уменьшительное или ласкательное, Его называют еще….. (прилагательное) -Как вы думаете, какой теме русского языка мы посвятим сегодняшний урок? (Имени прилагательному) - Вы правы! Имени прилагательному! -Запишите тему урока в тетрадь. - Для того чтобы вспомнить, что вы уже знаете об имени прилагательном, мы запишем ассоциативный ряд. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - Что нам нужно вспомнить об имени прилагательном? (1. Общее значение, 2. Морфологические признаки, 3. Синтаксическая роль) - А зачем нам нужно это знать? (чтобы уметь отличать прилагательные от других частей речи, правильно употреблять имена прилагательные, чтобы речь была красивая, точная…) - По опорным фразам сформулируйте цель урока: Опорные фразы:
(синтаксическую функцию прилагательных) - Прежде, чем повторим изученное об имени прилагательном, я приглашаю вас на экзамен, на котором мальчик по имени Митрофан демонстрирует свои знания об имени прилагательном. Этот отрывок я взяла из комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль», которую мы будем изучать позже. Это произведение было написано в 18 веке, поэтому не удивляйтесь, что произношение некоторых слов отличается от современного языка. - Подумайте, согласны ли вы с Митрофаном? Объясните свою точку зрения. -А вот и наши герои. Правдин (учитель). Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное? Митрофан. Дверь, котора дверь? Правдин. …Вот эта. Митрофан. Эта? Прилагательна. Правдин. Почему же? Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя стоит не навешена; так та покамест существительна. Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку? Митрофан. И ведомо. - Правильно ли ответил Митрофан, что такое имя прилагательное? (Нет) - Что не знает Митрофан? Помогите ему. (Он не знает что обозначает и на какие вопросы отвечает) -Если вы внимательно слушали сценку из комедии Фонвизина «Недоросль», то в нелепом ответе Митрофана уловили долю истины. Найдите в реплике Митрофана главное слово, которое относится к имени прилагательному. (Прилагается, приложена) - Со словами какой части речи согласуется имя прилагательное? (Имя существительное) - Почему с именами существительными? (Существительное обозначает предмет, а прилагательное – признак предмета) - На какие вопросы отвечает прилагательное? (Какой? Какая? Какое? Какие?) - Действительно, прилагательные неотделимы от существительных и следуют за ними «как нитка за иголкой» - Итак, откройте учебник на стр.88 и прочитайте 1 пункт правила. Что нового узнали? (Что прилагательные отвечают на вопросы чей? Каков?) - Как определить начальную форму прилагательного? (Поставить в им.п. ед.ч. м.р.) - Какова же роль имен прилагательных в речи? На этот вопрос мы ответим, выполнив следующее задание. - У вас на столах лежат карточки с текстом. Прочитайте и отгадайте, о каком животном идет речь в тексте Г. Скребицкого? К какому стилю речи относится текст? Как он был хорош на белом фоне березняка! И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! Длинная горбоносая морда, огромные вывороченные корни-рога. Сам такой тяжелый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. И какая окраска шерсти – весь темно-бурый, а на ногах словно белые туго натянутые чулки. (о лосе) - Какие слова помогли вам узнать лося, хотя в тексте ни разу о нем не упомянуто? (длинная горбоносая морда, тяжелый, грузный, ноги высокие, стройные, темно-бурый). - Возникло у кого-нибудь предположение, что это олень? - Действительно, посмотрите на картинки на слайде. Олень – красивое, стройное животное, с высокими ветвистыми рогами. Лось – огромное животное, с широкими, развесистыми рогами. - Сделаем вывод: для чего же служат прилагательные? (чтобы обозначать различные признаки предмета, характеризовать предмет с разных сторон, выделить из ряда подобных, заключают в себе авторскую оценку). - Выпишите из текста только прилагательные, которые характеризуют лося: - По цвету (темно-бурый, белые) - Форме (горбоносая морда, стройные, вывороченные) - Размеру, росту (длинная, огромная, высокие) - Весу (тяжелый, грузный) - Авторской оценке (отношение автора) (своеобразный, хорош) - Теперь поменяйтесь тетрадью с соседом и сверьтесь со слайдом. Поставьте оценку однокласснику: все верно- 5 1-2 ошибки – 4 3 и более – 3 - Обобщая наши знания, мы познакомимся с §62 и посмотрим, что нового мы узнали? Зачитайте. - Самое главное, что нам нужно сегодня понять – что такое признак? Наша задача не только понять, что это такое, но и ощутить его через связи с разными изучаемыми предметами. - Начнем с очень простого примера. У меня в руках яблоко. Назовите признаки (большое, красное, вкусное…) Учитель достает еще одно яблоко. - Назовите единственный признак, который объединяет эти два яблока (одинаковые) - Мы будем работать с этим словом, потому что вы его используете на всех уроках, вы сейчас это докажете. Следующее задание вы будете выполнять в группах. - Перед началом работы обратимся к памятке «Правила работы в группе» Памятка "Правила работы в группе" 1.Каждый ученик оставляет в рабочей тетради основные положения ответов учеников всех групп. 2.Каждый ученик, работая над своим вопросом, отвечает за свой участок работы и за общее дело. 3.Каждый ученик имеет право на свободный обмен мнениями. 4.Каждый ученик уважает мнение оппонента. 5.Каждый ученик проявляет терпимость к критике.
- У вас на партах лежат карточки с заданием для группы. Ответ своей группы вы записываете в тетрадь. На выполнение задания вам дается 5 мин. 1 группа: найти и выписать значение слова одинаковый в толковом словаре С.И.Ожегова. 2 группа: найти и выписать из этимологического словаря Шанского сведения о происхождении слова одинаковый. 3 группа: привести примеры использования слова одинаковый в географии, биологии и истории. 4 группа: привести примеры использования слова одинаковый в литературе и математике. - Группы закончили свою работу, посмотрим, что у вас получилось. 1 группа: Одинаковый: такой же, вполне сходный. 2 группа: Одинаковый: собств. русск. Образовано от слова единодушный. 3 группа: география: одинаковый климат, одинаковый ландшафт… Биология: одинаковые чати тела, одинаковые виды растений, одинаковые бактерии. История: 4 группа: литература: одинаковые образы, одинаковые звуки (в стихотворении), одинаково думать. Математика: одинаковые знаменатели, одинаковые множители, одинаковое количество предметов. - Слово одинаковый обозначает признак предмета. Сегодня на уроке мы очень часто употребляем слово признак. Чтобы лучше понять – что же обозначает это слово, мы поработаем с ним на следующем этапе урока. - Продолжаем работу в группах. Каждая группа получает задание, связанное со словом признак. На выполнение 5 минут. 1 группа: Найти и выписать значение слова признак в толковом словаре Ожегова. 2 группа: Выписать из словаря синонимов Александрова синонимы к слову признак. 3 группа: из Комплексного словаря выписать сочетаемость слова признак с прилагательными. 4 группа: Привести примеры употребления слова признак на других уроках (математика, биология) - Время выполнения задания закончилось. Слушаем выступления групп. 1 группа: Признак – показатель, примета, знак, по которым можно узнать, определить что-либо. 2 группа: Синонимы слова признак: примета, знак, показатель. 3 группа: Основной признак, главный признак, отличительный признак, определяющий признак. 4 группа: Математика: признаки деления, биология: приобретенные признаки, признаки жизни. - В обобщенном виде результат нашей работы показан на слайде. - Мы убедились, что признак – это знак, отличие, свойство, по которым можно узнать, определить что-либо. Синонимами слова признак являются слова примета, отличие, показатель. Признак может быть основным, отличительным. - Поднимите руки те дети, которым после проделанной работы сочетание слов признак предмета стало понятно. - Поднимите руки те дети, которым надо еще поработать над этим понятием. - Это наш первый урок по этой теме, на других уроках мы еще будем работать, вам все станет понятнее. - А теперь немного отдохнем. Игра «Найди лишнее» - Вы должны хлопнуть в ладоши, если слово не подходит к данной группе, т.е. не является прилагательным. Представьте, что мы приходим на экскурсию во дворец прилагательных и видим множество признаков: веселый, глупый, фиолетовый, птичка, ловкий, бегают, летают, умный, разноцветные, мальчики, девочки, играют, радостные. - Для выполнения следующего задания вам понадобятся знания, которые вы получили на уроках географии и математики. Откройте упр. 606 и прочитайте задание. - Выполнять задание будем самостоятельно по рядам. 1 ряд – приводит словосочетания из географии, 2- из математики. -Итак, зачитайте, что у вас получилось. 1 ряд: Равнобедренный треугольник, острый угол, прямой угол, натуральное число, разносторонний треугольник, параллельные прямые. 2 ряд: атмосферное давление, кучевые облака, дикие животные, западные ветра, растительный мир, животный мир. - Докажите, что с помощью прилагательных достигается точность в описании предмета. - Наиболее ярко употребляются прилагательные в пословицах, поговорках и загадках. И сейчас я предлагаю вам собрать поговорки, которые рассыпались, наклеить их на листы. На всю работу у вас 1 минута. -Проверим, что у вас получилось? Прочитайте поговорки и объясните, как вы их понимаете. 1 группа. Весенний день год кормит. (Если потрудиться в весенний день в огороде или на поле, то то осенью собирают урожай, хватающий на весь год) 2 группа. Апрельские ручьи землю будят.(с наступлением апреля весна уже приходит основательно) 3 группа. Майская травка и голодного кормит.( в мае появляются первые съедобные корешки и травки) 4группа. Май холодный – год хлебородный. (если май холодный, то урожай набирается силы в земле) - В пословице 3-ей группы одно слово подчеркнуто – это не имя прилагательное. Об этом мы будем говорить на других уроках. - Каждая группа записывает свою поговорку в тетрадь и делает синтаксический разбор этих предложений. - Каким членом предложения является имя прилагательное? (определением) - В записанных поговорках у имен прилагательных определите непостоянные морфологические признаки. 1 группа: Весенний (день): м.р., ед.ч., Им.п. 2 группа: Апрельские (ручьи): мн.ч., Им.п. 3 группа: Майская (травка): ед.ч., ж.р., Им.п. 4 группа: холодный (май): ед.ч., м.р., Им.п. хлебородный (год): ед.ч., м.р., Им.п. - Как определяли непостоянные морфологические признаки? (по имени существительному) - В заключении нашего урока я предлагаю вам закончить следующие предложения: 1. Имя прилагательное – это…… 2. Синонимами к слову признак являются….. 3. Чаще всего в предложении прилагательное является….. 4. В роде, числе, падеже имя прилагательное согласуется…… - Результатом вашей работы на уроке будет памятка об имени прилагательном, которую вы сделаете дома самостоятельно. План памятки я предлагаю вам на карточках, вы оформите ее на отдельных листах. Для памятки: -На какие вопросы отвечает имя прилагательное? - Что обозначает прилагательное? - С какой частью речи согласуется прилагательное? - Какова синтаксическая роль прилагательного? - Выберите начало фразы и закончите предложения:
| Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3 Инсценировка учащимися (заранее подготовлена) Карточки 1 ученик читает вслух Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Ученики записывают ответы в тетрадь Ученики называют словосоч. По очереди Слайд 7 Группы отвечают по очереди Слайд 8 Слайд 9 |
Кускова Ю.Н. Конспект урока по русскому языкуСтраница
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русский язык 5 класс Урок Письма
Данный урок разработан в соответсивии программы по русскому языку для общеобразовательных классов. Урок направлен на формирование представлений учащихся о значимости Олимпийского движения....
Позиционное самоопределение учащихся на уроках русского языка 7 классе. Проектирование уроков по развитию речи на примере анализа текстов газетной публицистики.Презентация.
Презентация составлена на основе моей научной работы по соответствующей теме....
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....